Решение №3327/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/48-379/2022 по результатам рассмотрения жал... от 27 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFГосударственному заказчику –
УФНС России по Новгородской области
и его аукционной комиссии
ул. Октябрьская, д. 17, корп. 1,
Великий Новгород, 173002
Оператору электронной площадки –
АО «Сбербанк-АСТ»
e-mail: ko@sberbank-ast.ru
Участнику закупки
(подателю жалобы) –
ООО «ГЕНЕЗИС АЙР»
ул. Харьковская, д. 59, к. 2, пом. 1,
г. Тюмень, 625048
РЕШЕНИЕ № 053/06/48-379/2022 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
22 июля 2022 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:
…,
в присутствии представителя подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «ГЕНЕЗИС АЙР» – …;
государственный заказчик – Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей на рассмотрение не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ГЕНЕЗИС АЙР» (625048, г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 59, к. 2, пом. 1; далее – ООО «ГЕНЕЗИС АЙР») на действия аукционной комиссии государственного заказчика – Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (173002, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 17, к. 1; далее – УФНС России по Новгородской области) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и монтаж кондиционеров, извещение № 0150100002722000012 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 30.06.2022, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
18.07.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ГЕНЕЗИС АЙР» на действия аукционной комиссии государственного заказчика –УФНС России по Новгородской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и монтаж кондиционеров, извещение № 0150100002722000012 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте 30.06.2022 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
ООО «ГЕНЕЗИС АЙР» участвовало в рассматриваемой закупке (идентификационный номер заявки – 98).
Согласно размещенному на официальном сайте протоколу от 11.07.2022 № ИЭА1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также размещенному на электронной площадке протоколу от 11.07.2022 подведения итогов электронного аукциона заявка подателя Жалобы аукционной комиссией государственного заказчика на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе была признана не соответствующей требованиям извещения о проведении настоящего электронного аукциона в рассматриваемой редакции (редакции № ИИ1 от 30.06.2022) (далее – Извещение) в связи с непредставлением участником закупки конкретных значений в отношении ряда показателей подлежащих поставке товаров из таблицы 1 Приложения № 1 «Описание объекта закупки» к Извещению (далее – Приложение № 1) (вместо конкретных значений показателей товаров ООО «ГЕНЕЗИС АЙР» в составе заявки были приведены их минимальные значения).
С указанным решением аукционной комиссии государственного заказчика податель Жалобы не согласен и считает его неправомерным, поскольку государственным заказчиком в таблице 1 Приложения № 1 были установлены конкретные минимальные значения подлежащих поставке товаров согласно технической документации на них, а установленными государственным заказчиком в Приложении № 3 к Извещению (далее – Приложение № 3) требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцией по ее заполнению (далее – Инструкция) не предусмотрено обязательное указание конкретных значений показателей товара, а также не предусмотрено указание иных показателей и/или показателей не более/не менее определенной величины.
Учитывая изложенное, ООО «ГЕНЕЗИС АЙР» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель подателя Жалобы поддержал ее доводы в полном объеме.
Согласно представленным УФНС России по Новгородской области возражениям на Жалобу (вх. № 4013 от 21.07.2022 Новгородского УФАС России) с ее доводами государственный заказчик не согласен и считает их необоснованными, поскольку в соответствии с Инструкцией в отношении показателей, для которых установлены минимальные значения, участник аукциона должен указать одно конкретное значение показателя, которое равно или превышает минимальное значение показателя, указанное государственным заказчиком в описании объекта закупки.
При этом, понятия минимальное значение показателя и конкретный показатель не являются тождественными.
ООО «ГЕНЕЗИС АЙР» в заявке в нарушение требований Инструкции были указаны минимальные значения показателей товаров вместо представления их конкретных значений, в связи с чем такая заявка была отклонена.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В июне-июле 2022 года государственным заказчиком – УФНС России по Новгородской области осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и монтаж кондиционеров.
Извещение было утверждено руководителем УФНС России по Новгородской области … 30.06.2022.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Извещению объект рассматриваемой закупки – поставка и монтаж кондиционеров, а описание объекта закупки содержится в Приложении № 1.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, также является документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
Приложение № 1 среди прочего включает в себя таблицу 1, содержащую требования к технических и качественным характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационные характеристикам поставляемого товара.
Необходимо отметить, что такие требования к показателям подлежащих поставке товаров (кондиционерам тип 1 (количество 5 шт.), тип 2 (количество 3 шт.) и тип 3 (количество 31 шт.)) государственным заказчиком установлены в таблице 1 Приложения № 1 в столбцах с наименованиями «минимальное значение показателя» и «значения показателя, которое не может изменяться».
Во исполнение требований пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в Приложении № 3 государственным заказчиком приведена вышеупомянутая Инструкция.
Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая заявки на участие в ней, должны были учитывать не только содержащиеся в таблице 1 Приложения № 1 требования к товарам, но и положения Инструкции.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Требования к содержанию заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Требования к содержанию, составу заявки на участие в рассматриваемой закупке государственным заказчиком также приведены в Приложении № 3.
В подпункте «а» пункта 2 раздела 1 Приложения № 3 государственным заказчиком аналогичным образом установлено, что заявка должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (таблица 1 Приложения № 1).
Государственным заказчиком в таблице 1 Приложения № 1 в отношении кондиционеров тип 1 установлены показатели «мощность в режиме охлаждения, кВт» и «класс энергоэффективности (в режиме охлаждения)», а в столбце «минимальное значение показателя» предусмотрены их минимальные значения – соответственно «10,0» и «А».
В отношении кондиционеров тип 2 государственным заказчиком в таблице 1 Приложения № 1 установлены аналогичные показатели «мощность в режиме охлаждения, кВт» и «класс энергоэффективности (в режиме охлаждения)», а в столбце «минимальное значение показателя» предусмотрены их минимальные значения – соответственно «3,5» и «А».
Для кондиционеров тип 3 государственным заказчиком в таблице 1 Приложения № 1 установлены показатели «класс энергоэффективности (в режиме нагрева)», «класс энергоэффективности (в режиме охлаждения)», «мощность в режиме нагрева, кВт» и «мощность в режиме охлаждения, кВт», а в столбце «минимальное значение показателя» предусмотрены их минимальные значения – соответственно «А», «А», «2,5» и «2,5».
Согласно Инструкции в отношении показателей, для которых установлены минимальные значения, участник аукциона должен указать одно конкретное значение показателя, которое равно или превышает минимальное значение показателя, указанное государственным заказчиком в описании объекта закупки.
Кроме того, сведения, которые содержатся в заявке, не должны допускать двусмысленных толкований.
Согласно материалам Жалобы имеющееся в составе заявки ООО «ГЕНЕЗИС АЙР» предложение участника закупки в отношении характеристик подлежащего поставке товара оформлено в виде таблицы, полностью соответствующей по наименованию столбцов таблице 1, приведенной государственным заказчиком в Приложении № 1.
При этом, значения вышеуказанных показателей кондиционеров участником закупки приведены именно в столбце «минимальное значение показателя» использованной им таблицы.
Таким образом, подателем Жалобы в нарушение вышеуказанных положений Инструкции (относительно необходимости указания в заявке одного конкретного значения показателя товара, в отношении которого в Приложении № 1 установлены требования к его минимальному значению, и относительно недопустимости наличия в заявке сведений, допускающих двусмысленные толкования) в заявке фактически указано:
для кондиционеров тип 1: «мощность в режиме охлаждения, кВт» - минимальное значение «10,0», «класс энергоэффективности (в режиме охлаждения)» - минимальное значение «А»;
для кондиционеров тип 2: «мощность в режиме охлаждения, кВт» - минимальное значение «3,5», «класс энергоэффективности (в режиме охлаждения)» - минимальное значение «А»;
для кондиционеров тип 3: «класс энергоэффективности (в режиме нагрева)» - минимальное значение «А», «класс энергоэффективности (в режиме охлаждения)» - минимальное значение «А», «мощность в режиме нагрева, кВт» - минимальное значение «2,5», «мощность в режиме охлаждения, кВт» - минимальное значение «2,5».
Однако такие сведения нельзя было признать конкретными и соответствующими потребностям государственного заказчика, поскольку из содержания заявки данного участника невозможно однозначно определить какой реальной мощности в режиме охлаждения/нагрева и какого реального класса энергоэффективности в режиме охлаждения/нагрева будут кондиционеры при их непосредственной поставке.
Таким образом, заявка подателя Жалобы действительно не соответствовала требованиям Извещения (таблицы 1 Приложения № 1), в связи с чем аукционной комиссией государственного заказчика правомерно была отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.
Необходимость представления в составе заявки на участие в настоящем электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта также предусмотрена пунктом 3 раздела 1 Приложения № 3.
Однако при установлении данного требования к содержанию и составу заявки на участие в рассматриваемой закупке в форме электронного аукциона государственным заказчиком не были учтены положения части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, не устанавливающие требования о предоставлении предложения участника закупки о цене контракта в составе заявки на участие в электронном аукционе.
Так, согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика – УФНС России по Новгородской области содержатся нарушения пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в извещении о проведении электронного аукциона ненадлежащих требований к содержанию, составу заявки на участие в нем.
Установленные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении таких нарушений Комиссия учитывает следующее.
Доказательств того, что установленные нарушения повлияли на результаты закупки, ввели в заблуждение кого-либо из ее участников, включая потенциальных, послужили причиной отклонения их заявок, в материалах Жалобы не содержится.
Так, в адрес государственного заказчика запросов о даче разъяснений положений Извещения не поступало.
Также в материалах Жалобы отсутствует информация и о том, что кто-либо из потенциальных участников закупки не подал заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе по причине ненадлежащего установления в Приложении № 3 требований к содержанию, составу заявки на участие в нем.
Кроме того, согласно вышеназванным протоколам, на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки от 5 хозяйствующих субъектов, в ходе состоявшегося 08.07.2022 электронного аукциона произошло снижение начальной (максимальной) цены контракта (2 535 000, 00 рублей) на 30 % (до 1 774 500, 00 рублей).
Учитывая изложенное, необходимость для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений в данном случае отсутствует.
Руководствуясь статьями 33, 42, 43, 48, 49, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ГЕНЕЗИС АЙР» (625048, г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 59, к. 2, пом. 1) на действия аукционной комиссии государственного заказчика – Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (173002, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 17, к. 1) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и монтаж кондиционеров, извещение № 0150100002722000012 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 30.06.2022, необоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика – Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области нарушения пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что указанные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области.
…
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.