Решение №604/02 Решение по делу № А-21/17 по признакам нарушения Федеральног... от 20 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Администрации Волотовского муниципального района

 

ул. Комсомольская, д. 38,

п. Волот, Новгородская обл., 175000

 

 

 

 

№607/02 от 20.02.2018

 

РЕШЕНИЕ

 

№ А-21/17 Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 февраля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 20 февраля 2018 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Пашкова Г.Н. – член Комиссии, заместитель руководителя Управления – начальник отдела антимонопольного контроля;

Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

Левченко И.В. – член Комиссии, специалист – эксперт Управления;

в присутствии представителей:

ответчика - Администрации Батецкого муниципального района – Нестерова Оксана Владимировна и Федоров Сергей Владимирович (общая доверенность № б/н от 22.01.2018);

рассмотрев дело № А-21/17 от 27.12.2017 по признакам нарушения Администрацией Волотовского муниципального района (ОГРН 1025301789127, ИНН 5303000288) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования для нужд Волотовского муниципального района, извещение №0350300024317000010 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 05.05.2017,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.11.2017 на основании акта № 47 Новгородского УФАС России в действиях Администрации Волотовского муниципального района (далее – Администрация) установлены признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования для нужд Волотовского муниципального района, извещение №0350300024317000010 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 05.05.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 1 224 641,00 рублей).

Муниципальным заказчиком осуществления данной закупки является Администрация.

В данном случае имело место осуществление закупки муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В мае 2017 года муниципальным заказчиком – Администрацией Волотовского муниципального района проводилось осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования для нужд Волотовского муниципального района, извещение № 0350300024317000010 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 05.05.2017 (начальная (максимальная) цена контракта –1 224 647,00 рублей).

В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Каких-либо исключений относительно возможности установления заказчиками в документациях об электронных аукционах с вышеуказанным предметом контракта требований о наличии у участников закупки производственных мощностей и технологического оборудования для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог Закон о контрактной системе не предусматривает.

Согласно пункту 3.3 Документации наименование, объем и характеристики выполняемых Работ содержатся в Техническом задании (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе) и ведомости объемов работ (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе).

Техническое задание (Приложение № 1 к документации об аукционе; далее – Техническое задание) является обязательным приложением к муниципальному контракту, заключаемому по итогам проведения данного аукциона.

В свою очередь, Техническое задание содержит указание на необходимость использования при выполнении работ следующей техники:

- Тракторы на гусеничном ходу при работе на других видах строительства 79кВт (108 л.с.);

- Автогрейдеры среднего типа 99 кВт (135 л.с.);

- Катки дорожные самоходные гладкие 8т;

- Машины поливомоечные 6000л;

- Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания до 686 кПа (7атм.) и тд.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации Волотовского муниципального района содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, поскольку включение в Техническое задание техники с указанием вышеуказанных характеристик ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих для производства работ технику функционально способную выполнять работы, заявленные в документации об аукционе, но при этом обладающую иными характеристиками.

Рынок строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог на территории Новгородской области и в целом Северо-западного Федерального округа является конкурентным, с большим количеством участников.

Согласно обзору состояния конкурентной среды при проведении определённой закупочной процедуры - аукциона в электронной форме, временной интервал исследования ограничивается периодом фактического проведения данных процедур: с даты публикации извещения (начало приёма заявок на участие в аукционе) до заключения договора с победителем аукциона.

Извещение №0350300024317000010 о проведении аукциона в электронной форме было опубликовано в ЕИССЗ 05.05.2017.

Таким образом, временным интервалом исследования по аукциону является период проведения торгов (до даты заключения контракта), то есть период с 05.05.2017 по 05.06.2017.

Согласно пункту 3.1 Документации об аукционе в электронной форме, предметом торгов является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов (асфальтобетонного покрытия асфальтобетонной смесью улично-дорожной сети сельского поселения Волот) (далее - Работы). Код ОКПД:42.11.20.000.

Анализ состояния конкуренции на аукционе в электронной форме показал, что конкуренция на рассматриваемых торгах отсутствовала, в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Закон о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся, так как была подана только 1 заявка. Контракт заключен с ООО «Шимское Дорожно-Эксплутационное Предприятие» по начальной (максимальной) цене 1 224 641,00 рублей.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае, иные хозяйствующие субъекты, которые смогли бы выполнить работы, являющиеся предметом закупки, но не имеющие в наличии перечня техники с конкретными характеристиками, не могли принять участие в рассматриваемой закупке, что могло привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов – участников закупки. Данное обстоятельство является признаком ограничения конкуренции в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, следствием действий Администрации Вололотовского муниципального района при осуществлении вышеуказанной закупки, выразившихся в неправомерных требованиях к участникам закупки о наличии у них определенных производственных мощностей, является ограничение конкуренции.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, при осуществлении вышеуказанной закупки в действиях Администрации Волотовского муниципального района, выразившихся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах, имеются признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции

Из письменных пояснений муниципального заказчика – Администрации (вх. № 261 от 19.01.2018 Новгородского УФАС России) по настоящему делу следует, что в техническом задании содержится раздел №8 «Материально – техническое обеспечение», где указанно наименование машин, механизмов, станков и материалов. В данном разделе указаны не требования о наличии производственных мощностей у Участника закупки, а описан технический процесс ремонта дорог с применением указанных видов машин и механизмов.

Данный довод является несостоятельным, поскольку согласно конкурсной документации победитель аукциона, заключивший муниципальный контракт, обязан выполнять работы в строгом соответствии с техническим заданием, являющимся приложением к аукционной документации и, соответственно, к муниципальному контракту. Таким образом, фактические требования о наличии техники с конкретными характеристиками являются требованиями к участнику закупки, а не описанием технического процесса ремонта дорог.

23.01.2018 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России представители муниципального заказчика – Администрации поддержали доводы письменных пояснений в полном объеме.

Кроме того, представители Администрации пояснили, что некоторые виды техники, указанные в Техническом задании, например, машины поливомоечные, вообще не требуются для выполнения работ, являющихся предметом муниципального заказа.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Согласно частям 4, 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Никаких пояснений, доказательств и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в Новгородское УФАС России не поступило.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Факт нарушения Администрацией требований антимонопольного законодательства при проведении торгов ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Действия заказчика – Администрации по установлению в документации об аукционе требований о наличии у участников закупки о наличии у них производственных мощностей не соответствуют требованиям части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, вышеуказанные действия Администрации привели (могли привести) к недопущении, ограничению, устранению конкуренции, что подтверждается неучастием в торгах иных хозяйствующих субъектов, у которых в отличии от ООО «Шимское Дорожно-Эксплутационное Предприятие» не было в собственности указанного Администрацией в документах комплекта (набора) техники.

Таким образом, в действиях заказчика – Администрации, выразившихся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в аукционе, содержится нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию Волотовского муниципального района (ОГРН 1025301789127, ИНН 5303000288) нарушившей часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Администрации Волотовского муниципального района (ОГРН 1025301789127, ИНН 5303000288) предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

 

Председатель Комиссии О.С. Виниченко

 

Члены Комиссии Г.Н. Пашкова

 

С.О.Михайлов

 

И.В.Левченко

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны