Решение №6149/03 Акт № 35 по результатам внеплановой камеральной проверки от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

 

Исходящий № 6149/03 от 06.10.2016

 

 

Акт № 35

по результатам внеплановой камеральной проверки

 

06 октября 2016 года                                                                                             Великий Новгород                                                                           

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) № 135 от 04.10.2016, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), нами:

Петровой Анастасией Вячеславовной, специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции;

Петровым Дмитрием Александровичем, главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – руководителем инспекции;

Ивановым Артем Тимуровичем, ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции,

проведена внеплановая камеральная проверка осуществления заказчиком – Федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк «Валдайский» закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту служебных помещений производственно-лабораторного корпуса ФГБУ «Национальный парк «Валдайский», извещения № 0350100002316000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 14.09.2016.

Проверка начата 04.10.2016, окончена 06.10.2016.

Юридический адрес проверяемой организации: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Валдайский»  (175400, Новгородская обл., г. Валдай, ул. Победы, д. 5; далее – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский»).

Место проведения проверки: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области – 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар (бывший пр. К. Маркса), д. 3.

 

Описательная часть

 

03.10.2016 исх. № 796 в Новгородское УФАС России от заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» поступила информация о нарушении им законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту служебных помещений производственно-лабораторного корпуса ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» (далее – Информация).

Из Информации следует, что заказчиком – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» 14.09.2016 на официальном сайте размещено извещение № 0350100002316000008 об осуществлении вышеуказанной закупки путем проведения электронного аукциона (далее – Извещение).

При этом, как следует из Информации, при разработке раздела 4 документации об электронном аукционе «Техническое задание» (далее – Документация, ТЗ) заказчиком - ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» были определены показатели и их значения, непозволяющие участникам подготовить заявку, соответствующую ее требованиям.

Учитывая изложенное, заказчик – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» просит выдать предписание о внесении изменений в Документацию.

В результате рассмотрения Информации и проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.

В сентябре-октябре 2016 заказчиком - ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту служебных помещений производственно-лабораторного корпуса ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» (извещение № 0350100002316000008 от 14.09.2016).

Документация утверждена директором ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» В.А. Соколовым 12.09.2016.

1. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать  согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 9.1 Документации требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к техническим, функциональным, эксплуатационным характеристикам товара, используемого при выполнении работ, установлены в ТЗ в виде таблицы из 4-ех столбцов.

По позициям 1, 6 ТЗ «Линолеум», «Плинтус» в 3-ем столбце установлены показатели товара и их значения, являющиеся неизменяемыми - «класс применения должен быть 34, 43», «изготовление плинтуса способом экструзии из композиции на основе сополимеров винилхлорида с различными добавками или способом экструзии из композиции на основе поливинилхлорида с различными добавками» соответственно.

Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, содержащейся в пункте 9 Документации, при указании конкретных показателей предлагаемого для использования товара, участники следуют очередности характеристик, указанных в ТЗ. Конкретные показатели предлагаемого для использования товара не должны допускать двусмысленных толкований, в том числе, не должны содержать формулировок типа «или эквивалент», «должно быть», «должна», «необходимо обеспечить» и пр.

В соответствии с данными официального сайта заказчиком - ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» были даны разъяснения относительно показателей и их значений, отнесенных к неизменяемым, следующего содержания: «В столбце «показатель, значение которого не может изменяться» не нужно ничего менять. Нужно оставить те  значения, которые указаны заказчиком в данном столбце».

Таким образом, по указанным ранее позициям и характеристикам потенциальные участники в заявках должны отражать их в неизменяемом виде.

Однако, заказчиком  сформировано ТЗ таким образом, что участники рассматриваемой закупки заведомо не могут подготовить свои заявки в полном соответствии с требованиями самой Документации и потребностями заказчика, предложив конкретные имеющиеся на рынке товары (строительные материалы) с определенными характеристиками, поскольку при описании объекта закупки заказчиком установлены неизменяемые значения показателей, не позволяющие однозначно определить товар с какими свойствами требуется заказчику, то есть носящие двусмысленный характер («должен быть», «34, 43», «или» и тд.).

Так, ненадлежащее установление неизменяемых значений показателей товаров, непозволяющее определить действительные потребности заказчика, имеет место по позициям 13, 17 ТЗ «Грунтовка воднодисперсионная», «Обои окрашенные» (значения «состав должен представлять собой водную дисперсию сополимеров» и «основа должна быть флизелиновая» соответственно).

Кроме того, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке».

Согласно позициям 6, 8, 21 ТЗ «Плинтус», «Грунтовка акриловая», «Самовыравнивающая смесь» установлены следующие показатели и их значения: «изготовление плинтуса способом экструзии из композиции на основе сополимеров винилхлорида с различными добавками или способом экструзии из композиции на основе поливинилхлорида с различными добавками», «по вискозиметру ВЗ-246 с соплом 4 мм в диаметре при температуре 20°С ± 0,5°С условная вязкость должна быть не более 20с», «прочность на сжатие более 16 МПа. Прочность на изгиб более 5 МПа. Сцепление с бетоном (К30) более 1 МПа» соответственно.

На основании вышеизложенного, Документация, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, которые являются общедоступными для всех заинтересованных лиц (указываются на упаковке товара, в сопроводительных документах при приобретении партии товара, на сайтах в сети «Интернет» и прайс-листах производителей и продавцов), также конкретных показателей технологии производства (способом экструзии из композиции на основе сополимеров винилхлорида с различными добавками или способом экструзии из композиции на основе поливинилхлорида с различными добавками) и результатов испытаний товара (условная вязкость должна быть не более 20с; прочность на сжатие более 16 МПа; прочность на изгиб более 5 МПа; сцепление с бетоном (К30) более 1 МПа).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о технологии производства, результатах испытаний и исследований таких товаров.

По указанным выше позициям ТЗ значения характеристик могут быть определены только по результатам специальных исследований и испытаний, которые известны исключительно производителю данного строительного материала (заводу-изготовителю).

Следовательно, в действиях заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» содержатся нарушения пунктов 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении заказчиком правил описания объекта закупки.

2. Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Из изложенного следует, что Документация должна содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товаров, используемых для выполнения работ.

Неустановление заказчиком в документации об электронном аукционе надлежащей инструкции, а также установление инструкции, не позволяющей однозначно определить порядок заполнения заявки, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В пункте 9 Документации содержится инструкция по заполнению заявки, согласно которой при указании конкретных показателей предлагаемого для использования товара, участники следуют очередности характеристик, указанных в ТЗ. Конкретные показатели предлагаемого для использования товара не должны допускать двусмысленных толкований, в том числе, не должны содержать формулировок типа «или эквивалент», «должно быть», «должна», «необходимо обеспечить» и пр.

Однако, указанная инструкция по заполнению заявки является ненадлежащей поскольку в ней отсутствуют указания на то, в каком случае (при каком изложении требований к товарам в ТЗ) участники закупки должны указать в первой части заявки показатели предлагаемых товаров в виде диапазона значений, при какой формулировке ТЗ участники указывают одно конкретное значение в минимальных и максимальных пределах, установленных заказчиком, а при какой – выбирают одно из перечисленных в ТЗ значений.

Таким образом, в действиях заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об электронном аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.

Наличие в Документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявки препятствует участникам рассматриваемой закупки подавать надлежащим образом оформленные заявки на участие в аукционе, содержащие значения конкретных показателей, соответствующие установленным заказчиком в ТЗ требованиям, а также препятствует аукционной комиссии заказчика провести рассмотрение и оценку заявок участников на соответствие данным требованиям, что подтверждается количеством отклоненных первых частей заявок участников закупки, поступивших на участие в ней.

Так, согласно протоколу от 03.10.2016 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе «Выполнение работ по текущему ремонту служебных помещений производственно-лабораторного корпуса ФГБУ «Национальный парк «Валдайский»» (№ извещения 0350100002316000008)  поступило 15 первых частей заявок участников, 13 из которых были отклонены аукционной комиссией заказчика по основаниям, связанным с содержанием ТЗ.

Установленные в действиях заказчика - ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» нарушения являются грубыми, существенно повлияли на результаты определения поставщика (исполнителя, подрядчика), что, по мнению инспекции Новгородского УФАС России, дает основания для их устранения путем аннулирования торгов.

 

Заключение

 

В результате проведения внеплановой камеральной проверки осуществления заказчиком – Федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк «Валдайский» (175400, Новгородская обл., г. Валдай, ул. Победы, д. 5) закупки (определения поставщика) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту служебных помещений производственно-лабораторного корпуса ФГБУ «Национальный парк «Валдайский», извещения № 0350100002316000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.09.2016,

инспекция Новгородского УФАС России решила:

Признать в действиях должностного заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Валдайский» нарушения пунктов 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 и пунктов 1, 2 части 1 статьи 64  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

 

Акт составлен в 2 экземплярах на 3 листах. Второй экземпляр акта направлен в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Валдайский»  с сопроводительным письмом исх. № ________ от ____ октября 2016 года.

 

Руководитель инспекции,

специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                                                  _________________________ А.В. Петрова

                                                                                                            (подпись)                                                              

 

Участник инспекции,

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                                                 _________________________ Д.А. Петров            

                                                                                                          (подпись)

 

Участник инспекции,

ведущий специалист-эксперт отдела

контроля закупок 

и рекламы Управления                                                ________________________  А.Т. Иванов

                                                                                                          (подпись)

Связанные организации

Связанные организации не указаны