Решение №616/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении поря... от 21 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Исх. № 616/03 от 21.02.2018

 

Организатору торгов

(конкурсного отбора) –

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области

(бывшему Департаменту по ЖКХ

и ТЭК Новгородской области)

и его конкурсной комиссии

 

ул. Большая Московская, д. 29/10,

Великий Новгород, 173004

 

 

Заявителю –

ООО «Днепр»

 

пос. Тихвинка, д. 65 Б, пом. 8,

г. Смоленск, 214019

 

 

Участникам торгов

(конкурсного отбора):

ООО «Экосити»

 

ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 107,

Великий Новгород, 173008

 

ООО «Экосервис»

ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 107,

Великий Новгород, 173008

 

ЗАО «НСАХ»

 

ул. Черепичная, д. 20,

Великий Новгород, 173003

 

ООО «Спецтранс»

 

ул. Железнодорожников, д. 24,

г. Боровичи, Новгородская обл.,

174400

 

ООО «ДОРРОС»

 

ул. Латышских Гвардейцев, д. 21,

г. Старая Русса, Новгородская обл.,

175202

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

16 февраля 2018 года Великий Новгород

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 29/10; далее – Департамент) (в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Новгородской области от 21.12.2017 № 465 Департамент с 01.01.2018 переименован в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области) - <…….>;

заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Днепр» (214019, г. Смоленск, пос. Тихвинка, д. 65 Б, пом. 8; далее – ООО «Днепр») – <…….>;

участника торгов (конкурсного отбора) - Общества с ограниченной ответственностью «Экосити» (173008, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 107; далее – ООО «Экосити») – <…….>;

участника торгов (конкурсного отбора) - «Экосервис» (173008, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 107; далее – ООО «Экосервис») – <…….>;

участника торгов (конкурсного отбора) – Закрытого акционерного общества «Новгородское спецавтохозяйство» (173003, Великий Новгород, ул. Черепичная, д. 20; далее – ЗАО «НСАХ») – <…….>;

участника торгов (конкурсного отбора) - Общества с ограниченной ответственностью «Спецтранс» (174400, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Железнодорожников, д. 24; далее – ООО «Спецтранс») – <…….>;

участника торгов (конкурсного отбора) - Общества с ограниченной ответственностью «ДОРРОС» (175202, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Латышских Гвардейцев, д. 21; далее – ООО «ДОРРОС») – <…….>;

лица, располагающего сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство–1» (215110, Смоленская обл., г. Вязьма, ул. Кронштадтская, д. 111; далее – ООО «Благоустройство–1»), - <…….>,

рассмотрев жалобу ООО «Днепр» на действия конкурсной комиссии организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области (зоны деятельности 1, 2, 3, 4), извещение № 161117/24748698/01 о проведении которого было размещено на официальном сайте в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) 20.11.2017,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

31.01.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Днепр» на действия конкурсной комиссии организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области (зоны деятельности 1, 2, 3, 4), извещение № 161117/24748698/01 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.11.2017 (вх. № 509 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатору торгов (конкурсного отбора) – Департаменту было направлено уведомление о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы по существу, которое организатором торгов исполнено, проведение торгов приостановлено, договоры (соглашения) не заключены.

Суть доводов Жалобы, а также дополнений к ней (вх. № 894 от 16.02.2018 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.

ООО «Днепр» участвовало в рассматриваемом конкурсном отборе по зонам деятельности 1, 3, 4.

Согласно протоколу № 2-ТКО-1-2-3-4 от 26.01.2018 заседания конкурсной комиссии по конкурсному отбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области (зона деятельности 1, 2, 3, 4) по рассмотрению заявок на участие в конкурсном отборе (далее – Протокол) ООО «Днепр» было отказано в допуске к участию в конкурсном отборе на основании абзаца 3 пункта 20 документации о проведении настоящего конкурсного отбора (далее – Документация) по причине несоответствия заявителя требованиям, установленным абзацем 3 пункта 9 Документации, а именно в связи с отсутствием в копии представленной участником торгов в составе заявок по зонам деятельности 1, 3, 4 лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов права на обращение со всеми видами твердых коммунальных отходов, указанными в приложениях № 6 к Документации (далее – Приложение № 6, Приложения № 6).

В частности, в лицензии № (67) – 3506 – Т от 05.05.2017, представленной ООО «Днепр» в составе заявок на участие в настоящем конкурсном отборе, отсутствует такой вид отходов, указанный в Приложениях № 6 по зонам деятельности 1, 3, 4, как мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код по Федеральному классификационному каталогу отходов (далее – ФККО): 7 33 151 01 72 4).

Однако, по мнению ООО «Днепр», представленная им в составе заявок по зонам деятельности 1, 3, 4 копия лицензии соответствует как положениям Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила), так и требованиям Документации, поскольку участник торгов (конкурсного отбора) вправе оказывать услуги по транспортированию отходов в составе лицензируемого вида деятельности.

Также ООО «Днепр» считает, что получив статус регионального оператора, имело бы возможность в дальнейшем в соответствии с положениями Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133, заключить договор с иной организацией, имеющей право на обращение с отходами, виды которых не названы в лицензии заявителя.

Требование Документации о необходимости наличия в лицензии, представляемой в составе заявок на участие в настоящем конкурсном отборе, конкретных видов отходов, правом на обращение с которыми должен обладать участник торгов, по мнению заявителя, приводит к ограничению и устранению конкуренции, поскольку не во всех четырех зонах деятельности регионального оператора данные виды отходов образуются.

Так, информация о том, что мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код по ФККО: 7 33 151 01 72 4), образуется во всех четырех зонах деятельности региональных операторов у ООО «Днепр» отсутствует, организатором торгов (конкурсного отбора) указанная информация также не представлена.

Кроме того, ООО «Днепр» считает, что участники торгов – ЗАО «НСАХ» и ООО «Спецтранс» неправомерно были допущены к участию в настоящем конкурсном отборе, поскольку также как и заявитель не имеют лицензии на осуществление деятельности со всеми видами отходов, указанными в Приложениях № 6, а именно в лицензии ЗАО «НСАХ» отсутствуют отходы, названные под кодами 7 33 151 01 72 4 и 7 34 121 11 72 4 (отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов) по ФККО, а в лицензии ООО «Спецтранс» - отходы, названные под кодом 7 33 151 01 72 4 по ФККО.

Данный вывод заявитель делает на основании сведений официальных сайтов указанных участников конкурсного отбора в сети «Интернет», содержащих информацию относительно наличия у них соответствующих лицензий и перечисленных в них видов отходов, правом обращения с которыми обладают рассматриваемые хозяйствующие субъекты.

Также заявитель указывает на отсутствие в лицензиях всех допущенных участников настоящего конкурсного отбора названных в Приложениях № 6 видов отходов, относящихся к V классу опасности, в связи с чем всем участникам конкурсного отбора должно было быть отказано в участии в нем.

Указанные действия организатора торгов (конкурсного отбора) и его конкурсной комиссии, по мнению ООО «Днепр», среди прочего, содержат признаки нарушения статей 15, 16 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, по мнению заявителя, согласно размещенному на официальном сайте Протоколу № 2-ТКО-1-2-3-4 от 30.01.2018 вскрытия конвертов с конкурсными предложениями № 161117/24748698/01, ЗАО «НСАХ» признано победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок по соответствующим зонам деятельности.

Вместе с тем, согласно Протоколу, ЗАО «НСАХ» не является победителем ни по одной зоне деятельности.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заявителя поддержала ее доводы в полном объеме.

Организатор торгов (конкурсного отбора) – Департамент согласно письменным возражениям на Жалобу (вх. № 647 от 07.02.2018, № 845 от 15.02.2018 Новгородского УФАС России) считает ее необоснованной.

Согласно подпункту «в» пункта 12 Правил, пункту 9 Документации участники конкурсного отбора должны обладать действующей лицензией на осуществление деятельности с отходами I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено Приложениями № 6, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участниками конкурсного отбора.

Приложение № 6 содержит перечень твердых коммунальных отходов, образовавшихся на территории Новгородской области в 2016 году (составлен на основании Территориальной схемы, утвержденной постановлением Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области (далее – Департамент природных ресурсов) от 07.11.2016 № 15 (в редакции постановления от 13.10.2017 № 8)), с разбивкой по кодам отходов по ФККО).

В сроки, установленные Документацией, по зоне деятельности 1 поступило 5 заявок участников конкурсного отбора (ООО «Спецтранс», ЗАО «НСАХ», ООО «Днепр», Общество с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ СМОЛЕНСК» (214019, г. Смоленск, пос. Тихвинка, д. 65 Б, пом. 201; 214031, г. Смоленск, пр-т Строителей, д. 23, 2 этаж; далее – ООО «АЭРОСИТИ СМОЛЕНСК»), ООО «Экосити»), по зоне деятельности 2 – 4 заявки (ООО «Экосити», Открытое акционерное общество «Предприятие коммунального хозяйства» (175400, Новгородская обл., г. Валдай, пр-кт Васильева, д. 74 А), ООО «АЭРОСИТИ СМОЛЕНСК», ООО «Экосервис»), по зоне деятельности 3 – 6 заявок (ООО «Экосити», ООО «ДОРРОС», ЗАО «НСАХ», ООО «Днепр», ООО «АЭРОСИТИ СМОЛЕНСК», ООО «Экосервис»), по зоне деятельности 4 – 5 заявок (ООО «Экосити», ООО «Экорос», ЗАО «НСАХ», ООО «Днепр», ООО «АЭРОСИТИ СМОЛЕНСК»).

При рассмотрении заявок конкурсная комиссия организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента исходила из того, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Деятельность по обращению с отходами V класса опасности лицензированию не подлежит, в связи с чем ее может оказывать любой участник конкурсного отбора.

Таким образом, при рассмотрении заявок конкурсной комиссией проверялось наличие в лицензиях, представленных участниками конкурсного отбора в составе заявок на участие в нем, права на обращение с твердыми коммунальными отходами IV класса опасности, перечисленными в Приложениях № 6.

При рассмотрении заявок конкурсная комиссия организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента установила, что в составе заявок ООО «Днепр» по зонам деятельности 1, 3 в приложении к представленной данным участником копии лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами отсутствует такой вид отходов как мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код по ФККО: 7 33 151 01 72 4), а в составе заявки ООО «Днепр» по зоне деятельности 4 в приложении к представленной данным участником копии лицензии отсутствует кроме вышеперечисленного вида отходов (коды по ФККО: 7 33 151 01 72 4) также отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код по ФККО: 7 34 202 21 72 4).

В свою очередь, в заявках участников торгов (конкурсного отбора) - ЗАО «НСАХ» и ООО «Спецтранс» в составе представленных копий лицензий, а также приложений к ним, присутствуют необходимые виды отходов, перечисленные в Приложениях № 6.

На основании вышеизложенного, организатор торгов (конкурсного отбора) – Департамент считает действия конкурсной комиссии по рассмотрению заявок, поступивших на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области, в том числе по недопуску ООО «Днепр» к участию в торгах, правомерными.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель организатора торгов (конкурсного отбора) поддержала доводы возражений в полном объеме.

Согласно письменным возражениям на Жалобу, а также дополнениям к ним ООО «Экосити» (вх. № 719 от 08.02.2018, № 890 от 16.02.2018 Новгородского УФАС России), ООО «Экосервис» (вх. № 721 от 08.02.2018, № 892 от 16.02.2018 Новгородского УФАС России), ЗАО «НСАХ» (вх. № 720 от 08.02.2018, № 891 от 16.02.2018 Новгородского УФАС России), ООО «Спецтранс» (вх. № 722 от 08.02.2018, № 901 от 16.02.2018 Новгородского УФАС России), указанные участники торгов (конкурсного отбора) считают ее необоснованной, поскольку заявки ООО «Днепр» по зонам деятельности регионального оператора 1, 2, 3, 4 действительно не содержали копии лицензии, предусматривающей право на обращение со всеми видами отходов, перечисленными в Приложениях № 6, в частности с отходами, названными в ФККО под кодами 7 33 151 01 72 4, 7 34 121 11 72 4, 7 36 100 02 72 4 и 7 34 202 21 72 4.

В связи с вышеизложенным, допуск заявителя к участию в конкурсном отборе являлся бы нарушением требований Документации и положений Правил.

Документация и Правила не требуют наличия лицензии на обращение с отходами V класса опасности, поскольку обращение с таким видом отходов лицензированию не подлежит, в связи с чем вышеперечисленные участники торгов считают себя соответствующими требованиям настоящего конкурсного отбора.

Участники конкурсного отбора также считают, что с момента опубликования постановления Департамента природных ресурсов от 13.10.2017 № 8 «О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» и до объявления настоящего конкурсного отбора у его потенциальных участников имелось достаточно времени для переоформления имеющихся у них лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в том числе на включение в них недостающих кодов отходов.

Доводы заявителя относительно нарушения организатором торгов (конкурсного отбора) – Департаментом положений антимонопольного законодательства, в том числе о наличии каких-либо согласованных действий между ним и хозяйствующими субъектами, принявшими участие в отборе, вышеперечисленные участники торгов считают необоснованными, надуманными и неаргументированными.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители участников торгов (конкурсного отбора) поддержали доводы возражений в полном объеме.

Участник торгов (конкурсного отбора) – ООО «ДОРРОС» письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил, на заседании Комиссии по ее рассмотрению 08.02.2018 до объявления перерыва представитель ООО «ДОРРОС» пояснила, что подавая заявку Общество исходило из того, что участники настоящего конкурсного отбора не должны обладать правом на осуществление деятельности абсолютно со всеми видами отходов, перечисленными в Приложениях № 6.

После возобновления заседания Комиссии по рассмотрению Жалобы 16.02.2018 присутствовавший на нем представитель ООО «ДОРРОС» от дачи пояснений воздержался.

В ходе рассмотрения Жалобы по существу от заявителя поступило письменное ходатайство о приостановлении её рассмотрения на основании пункта 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции (вх. № 895 от 16.02.2018 Новгородского УФАС России) в связи с обращением ООО «Благоустройство–1» в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением об обжаловании положений Документации в части содержащихся в ней обязанностей по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных организатором торгов (конкурсного отбора) для региональных операторов, а также перечня твердых коммунальных отходов, правом обращения с которыми должны обладать указанные лица (вх. № 897 от 16.02.2018 Новгородского УФАС России).

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «Благоустройство–1» подтвердила факт обращения в Арбитражный суд Новгородской области с вышеуказанным исковым заявлением.

Представители участников торгов (конкурсного отбора) – ООО «Экосити», ООО «Экосервис», ЗАО «НСАХ» и ООО «Спецтранс», присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, высказались против удовлетворения заявленного ходатайства ООО «Днепр», указав, что ООО «Благоустройство–1» не является участником настоящего конкурсного отбора и его права не могут быть нарушены принятым решением по результатам рассмотрения Жалобы.

Представители участника торгов (конкурсного отбора) – ООО «ДОРРОС» и их организатора – Департамента от высказывания правовой позиции по поводу поступившего ходатайства воздержались.

Комиссия, рассмотрев указанное ходатайство, приняла решение об отказе в его удовлетворении на основании следующего.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, указанный порядок не предусматривает возможность приостановки комиссией антимонопольного органа рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Напротив, согласно части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.

Таким образом, из вышеназванных положений Закона о защите конкуренции следует, что максимальный срок рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не может превышать 14 рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.

Кроме того, согласно материалам Жалобы, исковое заявление ООО «Благоустройство-1» было подано в Арбитражный суд Новгородской области только 16.02.2018, то есть в день проведения заседания Комиссии по рассмотрению Жалобы, в связи с чем исковое заявление Арбитражным судом Новгородской области еще не было принято к производству.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок проведения конкурсного отбора установлен Правилами.

Таким образом, при проведении рассматриваемого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами его организатор – Департамент должен был придерживаться настоящего порядка (Правил).

Документация разработана организатором торгов (конкурсного отбора) – Департаментом и утверждена его приказом «О проведении конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области» от 15.11.2017 № 412 (в редакции приказов № 466 от 21.12.2017 и № 470 от 22.12.2017) (далее – Приказ).

Согласно пункту 3 Приказа Документация состоит из Приложений №№ 1, 2, 3, 4 к нему.

Указанные Приложения к Приказу представляют собой отдельные разделы Документации, касающиеся проведения конкурсных отборов региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области конкретно по каждой зоне деятельности (1, 2, 3 и 4).

Так, Приложение № 1 к Приказу устанавливает требования к отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 1, включающей территории Окуловского, Боровичского, Хвойнинского, Мошенского и Пестовского муниципальных районов Новгородской области.

Приложение № 2 к Приказу, в свою очередь, устанавливает требования к отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 2, включающей территории Валдайского, Демянского, Крестецкого муниципальных районов Новгородской области, Приложение № 3 к Приказу - требования к отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 3, включающей территории Шимского, Солецкого, Волотовского, Старорусского, Парфинского, Поддорского, Маревского, Холмского муниципальных районы Новгородской области, Приложение № 4 к Приказу – требования к отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 4, включающей территории Новгородского, Маловишерского, Чудовского, Батецкого, Любытинского муниципальных районов Новгородской области и города Великий Новгород.

В качестве одного из приложений к Приложениям №№ 1, 2, 3, 4 к Приказу организатором торгов (конкурсного отбора) – Департаментом предусмотрен Перечень твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году в каждой из четырех зон деятельности региональных операторов на территории Новгородской области (вышеуказанные Приложения № 6).

Согласно подпункту «п» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать требования к участникам конкурсного отбора.

Пункт 19 Правил устанавливает обязательные требования к участникам конкурсного отбора.

В частности, подпункт «б» пункта 19 Правил в качестве обязательного требования к участникам конкурсного отбора устанавливает наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора.

Требования к участникам рассматриваемого конкурсного отбора его организатором – Департаментом установлены в пунктах 9 Документации (Приложений №№ 1-4 к Приказу).

Согласно пунктам 9 Документации (Приложений №№ 1-4 к Приказу) участник настоящего конкурсного отбора должен обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено Приложениями № 6, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона об отходах производства сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно подпункту «в» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).

Согласно Документации (пункты 2 Приложений №№ 1, 2, 3, 4 к Приказу) целью деятельности регионального оператора является осуществление и организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, в соответствии с Территориальной схемой.

Как указывалось выше, Территориальная схема утверждена постановлением Департамента природных ресурсов от 07.11.2016 № 15. Постановлением Департамента природных ресурсов от 13.10.2017 № 8 Территориальная схема была изменена, в частности дополнена перечнем отходов, образовавшихся на территории Новгородской области в 2016 году, с разбивкой по кодам отходов по ФККО.

В пункте 8.2 Территориальной схемы установлены зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (зоны деятельности 1, 2, 3, 4).

В пункте 8.23 Территориальной схемы установлен общий перечень твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области, без разбивки отдельно по каждой существующей зоне деятельности регионального оператора (зоны деятельности 1, 2, 3, 4).

Под пунктами 7, 9 указанного перечня твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области, названы следующие виды отходов:

- мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код отхода по ФККО: 7 33 151 01 72 4);

- отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4).

При указании в Документации сведений о количестве и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора организатором торгов (конкурсного отбора) - Департаментом в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 24.6 Закона об отходах производства была использована Территориальная схема, в том числе установленный пунктом 8.23 Территориальной схемы перечень твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области.

При этом, такой вид твердых коммунальных отходов как отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4) организатором торгов (конкурсного отбора) был исключен из Приложений № 6 к Приложениям №№ 1-3 к Приказу, поскольку в зонах деятельности 1-3 указанный вид отхода не образуется (в связи с неэксплуатацией в них городского электрического транспорта).

В соответствии со статьей 4.1 Закона об отходах производства отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона об отходах производства объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данный порядок установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 (далее – Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

В соответствии с пунктом 7 Порядка для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы.

Согласно пункту 9 Порядка конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.

При этом, одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Согласно материалам Жалобы, в Приложениях № 6, исходя из использованного значения одиннадцатого знака 11-значного кода твердых коммунальных отходов по ФККО (знак «4» и знак «5»), перечислены отходы IV и V классов опасности.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 9 Закона об отходах производства, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Кроме того, согласно имеющемуся в материалах Жалобы письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области (далее – Управление Росприроднадзора по Новгородской области) (вх. № 841 от 14.02.2018 Новгородского УФАС России) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности лицензированию не подлежит.

Как отмечалось выше, согласно письменным возражений организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента (вх. № 646 от 07.02.2018 Новгородского УФАС России), при рассмотрении заявок, поступивших на участие в настоящем конкурсном отборе, конкурсная комиссия организатора торгов исходила именно из вышеуказанных положений части 1 статьи 9 Закона об отходах производства, согласно которым лицензированию подлежит исключительно деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

На основании вышеизложенного, при рассмотрении заявок конкурсной комиссией организатора торгов (конкурсного отбора) проверялось наличие в лицензиях, представленных участниками конкурсного отбора в составе заявок на участие в нем, исключительно права на обращение с твердыми коммунальными отходами IV класса опасности, перечисленными в Приложениях № 6.

Необходимо отметить, что указанные письменные возражения организатора торгов непосредственным образом основаны на положениях Документации (пунктах 9 Приложений №№ 1-4 к Приказу), согласно которым участник настоящего конкурсного отбора должен обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов исключительно I - IV классов опасности (не V класса опасности).

Согласно Протоколу, ООО «Днепр» подавало заявки на участие в настоящем конкурсном отборе по зонам деятельности 1, 3, 4 регионального оператора на территории Новгородской области.

Конкурсной комиссией организатора торгов (конкурсного отбора) ООО «Днепр» было отказано в допуске к участию в настоящем конкурсном отборе на основании абзаца 3 пункта 20 Документации по причине отсутствия в представленной участником торгов (конкурсного отбора) лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов права на обращение со всеми видами отходов, указанными в Приложениях № 6.

Согласно материалам Жалобы, в составе заявок ООО «Днепр» по зонам деятельности 1, 3, 4 была представлена копия лицензии № (67) – 3506- Т от 05.05.2017 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов III - IV классов опасности, в которой действительно отсутствуют следующие виды отходов по ФККО, относящиеся в IV классу опасности:

- мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код отхода по ФККО: 7 33 151 01 72 4);

- отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4).

Согласно пункту 43 Правил конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 19 настоящих Правил. Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в следующих случаях:

а) непредставление документов, указанных в пункте 26 настоящих Правил, или наличие в таких документах недостоверных сведений;

б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 19 настоящих Правил;

в) несоответствие заявки требованиям, установленным документацией об отборе;

г) несоответствие указанных в заявке значений критериев конкурсного отбора установленным документацией об отборе предельным значениям критериев конкурсного отбора.

В пунктах 20 Документации (Приложений №№ 1-4 к Приказу) случаи недопуска заявителей к участию в настоящем конкурсном отборе Департаментом установлены в аналогичном виде.

Согласно абзацу 3 пунктов 20 Документации (Приложений №№ 1-4 к Приказу) одним из таких оснований для недопуска является несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктами 9 Документации, в том числе требованию о наличии у него лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено Приложениями № 6.

Таким образом, действия конкурсной комиссии организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента по недопуску ООО «Днепр» к участию в настоящем конкурсном отборе по зонам деятельности 1, 3, 4 являются правомерными и основанными на действительном несоответствии заявителя требованиям Документации и Правил, влекущем невозможность осуществления им в полном объеме деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренными Документацией (Приложениями № 6) (мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код отхода по ФККО: 7 33 151 01 72 4), отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4)).

Согласно Протоколу участник торгов – ЗАО «НСАХ» принимал участие в настоящем конкурсном отборе по зонам деятельности 1, 3, 4, а участник торгов – ООО «Спецтранс» - по зоне деятельности 1.

Указанными участниками в составе заявок на участие в конкурсном отборе были представлены копии лицензий серия <...> /П от 20.02.2017 (ЗАО «НСАХ») и серия <...> /П от 07.12.2017 (ООО «Спецтранс») на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, приложения которых содержат все виды твердых коммунальных отходов, обращение с которыми предусмотрено Документацией, за исключением отходов V класса опасности.

Вместе с тем, как следует из имеющегося в материалах Жалобы вышеуказанного письма Управления Росприроднадзора по Новгородской области, в связи с нелицензированием деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности, отображению в тексте лицензии и приложениях к ней такие виды отходов и виды работ по обращению с ними не подлежат.

На основании вышеизложенного, допуск ЗАО «НСАХ» и ООО «Спецтранс» к участию в конкурсном отборе, несмотря на отсутствие в приложениях к представленным указанными участниками в составе заявок копиям лицензий права на обращение с отходами V класса опасности, является правомерным.

Согласно Протоколу, наравне с ЗАО «НСАХ» и ООО «Спецтранс» участниками настоящего конкурсного отбора конкурсной комиссией организатора торгов также признаны ООО «Экосити» и ООО «Экосервис».

Комиссия считает необходимым отметить, что имеющимся в материалах Жалобы вышеуказанным письмом Управление Росприроднадзора по Новгородской области также подтвердило правомерность выводов конкурсной комиссии организатора торгов (конкурсного отбора) о соответствии всех вышеперечисленных участников конкурсного отбора (ЗАО «НСАХ», ООО «Спецтранс», ООО «Экосити», ООО «Экосервис») требованиям Документации в части наличия у них права на осуществление деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности, в том числе наличие в имеющихся у них и представленных ими в составе заявок лицензиях и приложениях к ним всех видов твердых коммунальных отходов, обращение с которыми предусмотрено Приложениями № 6 по соответствующим зонам деятельности регионального оператора на территории Новгородской области.

Также, изучив материалы Жалобы, Комиссия приходит к выводу о непредставлении заявителем достаточных доказательств того, что такой вид твердых коммунальных отходов, как мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код по ФККО: 7 33 151 01 72 4), образуется не во всех четырех зонах деятельности региональных операторов.

Довод заявителя о неправомерности и ошибочности указания в Протоколе № 2-ТКО-1-2-3-4 от 30.01.2018 вскрытия конвертов с конкурсными предложениями № 161117/24748698/01 ЗАО «НСАХ» в качестве победителя первого этапа оценки и сопоставления заявок по соответствующим зонам деятельности, также является несостоятельным, поскольку из указанного протокола, сформированного средствами официального сайта, следует лишь то, что заявкам ЗАО «НСАХ» был присвоен первый порядковый номер.

Победители первого этапа оценки и сопоставления заявок по каждой из четырех зон деятельности регионального оператора были определены конкурсной комиссией организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента только по результатам проведения соответствующей процедуры.

При этом, согласно Протоколу № 3-ТКО-1-2-3-4 от 30.01.2018 заседания конкурсной комиссии по конкурсному отбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области (зона деятельности 1, 2, 3, 4) по оценке и сопоставлению заявок участников конкурсного отбора, ЗАО «НСАХ» ни по одной зоне деятельности регионального оператора не было признано победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок.

Необходимо отметить, что все протоколы, составленные конкурсной комиссией при проведении настоящего конкурсного отбора (в том числе протоколы, сформированные средствами официального сайта, и сканированные образы протоколов, составленных и подписанных членами конкурсной комиссии на бумажном носителе) размещены организатором торгов (конкурсного отбора) – Департаментом в разделе «Протоколы» на официальном сайте относительно информации о проведении рассматриваемых торгов (извещение № 161117/24748698/01).

Соответственно, доводы Жалобы о нарушении организатором конкурсного отбора и его конкурсной комиссией установленного порядка проведения торгов в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

Доводы Жалобы о возможном нарушении Департаментом антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.

С учетом изложенного, заявитель - ООО «Днепр» имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Днепр» (214019, г. Смоленск, пос. Тихвинка, д. 65 Б, пом. 8) на действия конкурсной комиссии организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 29/10; в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Новгородской области от 21.12.2017 № 465 с 01.01.2018 переименован в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области (зоны деятельности 1, 2, 3, 4), извещение № 161117/24748698/01 о проведении которого было размещено на официальном сайте в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru 20.11.2017, необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии Д.А. Петров

 

 

С.О. Михайлов

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны