Предупреждение №1300/02 Предупреждение № 1 о прекращении действий (бездействия), ко... от 15 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

                                                                     Публичному акционерному обществу

                                                                    «Межрегиональная распределительная

                                                                    сетевая компания Северо-Запада»

 

                                                                    пл. Конституции, д. 3, лит. А,

                                                                    г. Санкт-Петербург, 196247 

 

                                                                   Новгородскому филиалу

                                                                   ПАО «Межрегиональная распределительная

                                                                   сетевая компания Северо-Запада»

 

                                                                   ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 3,

                                                                   Великий Новгород, 173001

                              

                                                                   e-mail: post@mrsksevzap.ru

                                                                    infofas@rosseti.ru

                                                                     post@novgor.elektra.ru

 

                             

 

 

 

 

Исх. № 1300/02 от 15.03.2021

 

 

           Предупреждение № 1

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

15 марта 2021 года                                                                            Великий Новгород

           

В связи с наличием в действиях Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (юридический адрес: ул. Соборная, д. 31,  г. Гатчина, Ленинградская область, 188300; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера «А», г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785)      далее – ПАО «МРСК Северо-Запада») признаков нарушения антимонопольного  законодательства,  предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которым  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе  создание дискриминационных условий,

выразившегося в создании для ИП <…..> дискриминационных условий при пользовании электрической энергией путём проведения внеплановых проверок приборов учёта электрической энергии, принадлежащих ИП <…..>, в нарушение пункта 170 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление индивидуального предпринимателя <…..> (далее – заявитель, ИП <…..>) по вопросу нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» антимонопольного законодательства.

Из заявления усматривается, что 03.10.2019 работниками филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» была проведена проверка оборудования, находящегося в принадлежащем заявителю КТП. В ходе проверки заявитель был обвинён в хищении электроэнергии, составлен акт о безучётном потреблении электроэнергии, из которого следует, что на трансформаторе тока фазы «С» видны следы вскрытия, присутствует несоответствие пломб, установленных на кожухе прибора учёта. 07.10.2019 сотрудниками ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» счётчик был изъят и направлен на экспертизу, 16.10.2019 – сняты, опечатаны и отданы ИП <…..> трансформаторы. Актом технического исследования счётчика от 14.11.2019 было установлено, что электронный модуль находится в работоспособном состоянии, погрешность счётчика соответствует заявленному классу точности, устройств /ЭРЭ, непредусмотренных заводом-изготовителем, не обнаружено, следов несанкционированного вмешательства не обнаружено, электросчётчик годен к эксплуатации. Несмотря на это, 30.12.2019 заявитель получил исковое заявление поставщика электроэнергии, основанной на акте о безучётном потреблении электроэнергии от 03.10.2019 на сумму 2 731 963,02 руб. В ходе судебного рассмотрения ПАО «МРСК Северо-Запада» под давлением собранных доказательств приняло решение об аннулировании акта о безучётном потреблении электроэнергии. За период с 07.11.2019 (запуск КТП) сотрудниками ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» было проведено пять проверок с составлением актов, не считая проверок, в ходе которых акты не составлялись. Сотрудники, проводящие проверки, не скрывают, что их руководством поставлена задача искать у него хоть какие-нибудь нарушения в системе учёта электроэнергии. Заявитель полагает, что действия ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» относятся к злоупотреблению доминирующим положением и носят незаконный характер.

            В ходе рассмотрения заявления ИП <…..> установлено следующее.

            03.10.2019 в ходе проверки приборов учёта электрической энергии ИП <…..>, расположенных в с. Бронница Новгородского района, было установлено, что прибор учёта не пригоден к дальнейшей эксплуатации в качестве расчётного прибора учёта, в связи с просрочкой межповерочного интервала у трансформаторов тока, наличием на трансформаторе тока, на фазе С следов вскрытия, о чём составлен акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН1917424 от 03.10.2019.

            07.10.2019 прибор учёта электроэнергии изъят и упакован для последующего направления на экспертизу, о чём составлен акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН1917399 от 07.10.2019.

            16.10.2019 по просьбе заявителя трансформаторы тока изъяты и упакованы, о чём составлен акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН1912729 от 16.10.2019.

            07.11.2019 был составлен акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН1913044, которым установлено, что прибор учёта не пригоден в эксплуатации в качестве расчётного коммерческого прибора учёта и предписано установить защитный экран для предотвращения доступа к токоведущим частям до прибора учёта.

            12.11.2019 составлен акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН1912985, которым установлено, что прибор учёта пригоден к коммерческому учёту.

            28.02.2020 проведена проверка приборов учёта, по результатам которой составлен акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН1804520, в котором зафиксировано, что прибор учёта пригоден к коммерческому учёту.

            02.09.2020 проведена проверка приборов учёта, в ходе которой составлен акт № ПЗН 1923832 от 02.09.2020, которым прибор учёта допущен к эксплуатации в качестве расчётного.

            09.09.2020 в ходе проверки прибора учёта электрической энергии ИП <…..> предписано провести проверку прибора учёта на программном уровне.

            08.10.2020 проведена проверка прибора учёта на программном уровне с помощью компьютера, о чём составлен акт № А200148 от 08.10.2020.

            Из ответа Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» от 20.01.2021 № МР2/6/05-01-11/316 на запрос Управления следует, что до начала проведения проверок объекта электросетевого хозяйства ИП <…..> указанный потребитель передавал показания прибора учёта сетевой организации по телефону, не предоставляя оформленный и подписанный со своей стороны акт снятия показаний расчётного прибора учёта.

            Из ответа Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» от 05.02.2021 № МР2/6/05-01-11/747 усматривается, что согласно пункту 167 (в редакции, действовавшей на момент проверки) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проверяют соблюдение потребителями требований настоящего документа, определяющих порядок учёта электрической энергии, условий заключённых договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучётного и бездоговорного потребления электрической энергии. Согласно абзацу второму пункта 172 Основных положений проверки расчётных приборов учёта проводятся не реже 1 раза в год. Пунктом 173 Основных положений установлено, что результаты проверки приборов учёта сетевая организация оформляет актом проверки расчётных приборов учёта. Реализуя своё право на проведение проверки расчётных приборов учёта потребителей, ПАО «МРСК Северо-Запада» 03.10.2019 провело проверку прибора учёта потребителя ИП <…..> По результатам проверки были составлены акт проверки от 03.10.2019 о непригодности прибора учёта к эксплуатации, акт о безучётном потреблении электроэнергии № БУЮЛ 1800010 от 03.10.2019. 07.10.2019 спорный прибор учёта электрической энергии по инициативе ИП <…..> был демонтирован с целью передачи его на последующую экспертизу. Действия представителей сетевой организации по демонтажу были зафиксированы актом № ПЗН 1917399 от 07.10.2019.  16.10.2019 трансформаторы тока демонтированы представителями сетевой организации и направлены на экспертизу. Указанные действия зафиксированы актом № ПЗН 1912729 от 16.10.2019. Вышеуказанные акты были подписаны потребителем ИП <…..> без замечаний. Действующее законодательство не содержит строгих указаний, регламентирующих форму документов для фиксации действий сетевой организации при изъятии, установке, допуске в эксплуатацию и иных действий, направленных на осуществление контроля за надлежащей работой электроустановок потребителей. Акты от 07.10.2019 и от 16.10.2019 не являются документами, фиксирующими факт проведения проверок, а фиксируют проведение мероприятий по изъятию и передаче спорного прибора учёта на экспертизу. В соответствии с пунктом 136 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании приборов учета, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета. Пунктом 146 Основных положений на собственников энергопринимающих устройств возложена обязанность по их оснащению приборами учёта. Пунктом 152 Основных положений установлен порядок допуска прибора учёта в эксплуатацию. 07.11.2019 сотрудники сетевой организации прибыли к ИП <…..> с целью допуска в эксплуатацию вновь установленного третьими лицами прибора учёта. 07.11.2019 в ходе процедуры допуска прибора учёта в эксплуатацию сотрудники ПАО «МРСК Северо-Запада» обнаружили ряд нарушений в отношении установленного прибора учёта, в связи с чем не представилось возможным ввести его в эксплуатацию. В акте № ПЗН 1913044 от 07.11.2019 были сделаны замечания для их дальнейшего устранения. Данные замечания были устранены ИП <…..>, и актом от 12.11.2019 № ПЗН 1912985 прибор учёта был введён в эксплуатацию и допущен в качестве расчётного. Данные акты подтверждают факт установки и ввода прибора учёта в эксплуатацию в соответствии с пунктом 152 Основных положений и не являются проверкой в соответствии с пунктом 167 Основных положений. 28.02.2020 представители ПАО «МРСК Северо-Запада» провели проверку электроустановок потребителя и свои действия зафиксировали в акте проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН от 1804520 от 28.02.2020.  09.09.2020 представители ПАО «МРСК Северо-Запада» провели проверку электроустановок потребителя и свои действия зафиксировали в акте проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН от 1924146 от 09.09.2020. При этом, в заключении в акте от 09.09.2020 было указано на необходимость проверки прибора учёта на программном уровне. 08.10.2020 представители ПАО «МРСК Северо-Запада» провели проверку прибора учёта ИП <…..> на программном уровне и зафиксировали это в акте № А 200148 от 08.10.2020.

            Из ответа Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» от 19.02.2021 № 465 на запрос Управления следует, что 02.09.2020, 09.09.2020 проверка электроустановок ИП <…..> была проведена представителями ПАО «МРСК Северо-Запада» на основании уведомления ООО «ТНС энерго Великий Новгород» о внесении изменений в планы-графики проведения проверок юридических лиц в сентябре 2020 года в соответствии с пунктом 170 Основных положений. Проверка прибора учёта ИП <…..> от 09.09.2020 была проведена представителями Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада».

            К данному ответу приложена копия письма ООО «ТНС энерго Великий Новгород» в адрес Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» от 28.08.2020 № 01-01/1/26872, из которого следует, что ООО «ТНС энерго Великий Новгород» в сентябре 2020 года инициирует проведение внеплановой проверки расчётных приборов учёта электрической энергии у юридических лиц. В список точек для проведения внеплановой проверки приборов учёта юридических лиц включён ИП <…..>.

            Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии регламентированы Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

            В соответствии с пунктом 170 Основных положений (в редакции от 30.04.2020, действовавшей в августе-сентябре 2020 года) проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета проводятся в отношении приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка проводится не реже одного раза в год и может осуществляться в виде инструментальной проверки.

Для целей настоящего документа под инструментальной проверкой понимается процесс оценки работоспособности прибора учета (измерительных трансформаторов и других элементов), заключающийся в проведении визуальной проверки и проверки характеристик элементов измерительного комплекса, устройств сбора и передачи данных, схемы их соединения с помощью инструментов и дополнительного оборудования.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного и согласованного в соответствии с настоящим документом.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что плановая проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех точек поставки или их части.

Основаниями для проведения внеплановой проверки приборов учета являются:

полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;

полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности) которого непосредственно или опосредованно присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;

выявление факта нарушения сохранности контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении снятия показаний или осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим документом;

срабатывание индикаторов вскрытия электронных пломб на корпусе и клемной крышки прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), и факт события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в соответствии с предельными значениями, определенными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), неработоспособности прибора учета электрической энергии вследствие аппаратного или программного сбоя или отсутствия дистанционного опроса такого прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в течение одного месяца;

отсутствие показаний расчетного прибора учета 2 и более расчетных периодов подряд.

Внеплановые проверки осуществляются сетевыми организациями, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета гарантирующими поставщиками.

            Согласно актам  проверки/замены приборов учёта электрической энергии у ИП <…..> проверка приборов учёта проводилась в сентябре 2020 года два раза: 02.09.2020 и 09.09.2020.

            Из представленных сетевой организацией в электронном виде планов-графиков проведения проверок расчётных приборов учёта следует, что в план-график проведения проверок расчётных приборов учёта у юридических лиц Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» на сентябрь 2020 года объекты ИП <…..> включены не были.

            Письмом ООО «ТНС энерго Великий Новгород» от 28.08.2020 № 01-01/1/26872 ООО «ТНС энерго Великий Новгород» инициировало проведение внеплановой проверки расчётных приборов учёта электрической энергии у юридических лиц. В список точек для проведения внеплановой проверки приборов учёта включён и потребитель ИП <…..>

Такая внеплановая проверка расчётных приборов учёта электрической энергии у ИП <…..> была проведена Новгородским филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» 02.02.2020.

            Однако, в нарушение пункта 170 Основных положений 09.09.2020 у ИП <…..> была проведена ещё одна проверка приборов учёта электрической энергии без включения в план-график и без наличия предусмотренных законом оснований для проведения внеплановой проверки приборов учёта электрической энергии. Факт проведения данной проверки подтверждается актом проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН 1924146 от 09.09.2020.

Проверка приборов учёта 08.10.2020 (акт № А 200148 от 08.10.2020) также была проведена без включения в план-график и без наличия оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных пунктом 170 Основных положений.

Доводы Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада», содержащиеся в письме от 19.02.2021 № 465, о том, что проверка прибора учёта ИП <…..> от 09.09.2020 была проведена представителями Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада», опровергаются имеющимися материалами проверки.

В частности, акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН 1924146 от 09.09.2020 составлен на бланке филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» и подписан представителями филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» (в том числе мастером <…..>, который подписал и акт проверки/замены прибора учёта электрической энергии ИП <…..> № ПЗН 1917424 от 03.10.2019, ведущим инженером ОАП <…..>, подписавшим акт № А-200148 от 08.10.2020).    

            Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).            

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся, помимо прочего, услуги по передаче электрической энергии.

Основным видом деятельности ПАО «МРСК Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции и пункту 3.2.4 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного ПАО «МРСК Северо-Запада» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Осуществляя проверку приборов учёта электрической энергии, принадлежащих ИП <…..>, в нарушение пункта 170 Основных положений без включения в план-график и без наличия оснований для проведения внеплановой проверки, ИП <…..> поставлен в неравные условия по сравнению с другими потребителями электрической энергии (мощности), приобретающими электрическую энергию для производственных нужд или осуществления иной предпринимательской деятельности.

Таким образом, в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» содержатся признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Управление на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ПАО «МРСК Северо-Запада» об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, а именно:

о необходимости прекращения проведения проверок приборов учёта электрической энергии у ИП <…..> без включения в планы-графики и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 170 Основных положений.

 

Данное предупреждение подлежит исполнению в срок до 01 апреля 2021 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление в течение трех дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо (юридическое лицо и виновное должностное лицо), выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель Управления                                                              

Государственный советник РФ 1 класса                                      <…..>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны