Решение №1565/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-149/2022 по результатам рассмотрения жало... от 1 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

АО «Новгородоблэлектро»

ул. Кооперативная, д. 8,

Великий Новгород, 173003

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «Торговый Дом ЗЕВС»

ул. Перовская, д. 31, эт. 2, Пом/Ком V/14/3, г. Москва, 111141

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-149/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

29 марта 2022 года

 

                                  

                                        Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

…….. председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

……. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

……. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика - Акционерного общества «Новгородоблэлектро» (173003, Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 8; далее – АО «Новгородоблэлектро»)…. (доверенность …..);

заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом ЗЕВС» (111141, г. Москва, ул. Перовская, д.31, эт.2 Пом/Ком V/14/3; далее – ООО «Торговый Дом ЗЕВС», Общество, Заявитель) – …… (доверенность …..),

рассмотрев жалобу ООО «Торговый Дом ЗЕВС» на действия заказчика – АО «Новгородоблэлектро» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего

предпринимательства на право заключения договора поставки кабельных муфт для аварийных работ в 2022 году для АО «Новгородоблэлектро», извещение № 32211214085 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 11.03.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.03.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Торговый Дом ЗЕВС» на действия заказчика – АО «Новгородоблэлектро» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки кабельных муфт для аварийных работ в 2022 году для АО «Новгородоблэлектро», извещение № 32211214085 о проведении которого было размещено на официальном сайте 11.03.2022 (вх. № 1566 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - АО «Новгородоблэлектро» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.       

По мнению заявителя, установленные заказчиком критерии оценок заявок участников в документации о проведении запроса предложений в электронной форме предоставляют преимущество для определенной группы участников, что может привести к сотрудничеству с одними и теми же поставщиками, что свидетельствует о нарушении Закона о защите конкуренции.

Так, в своей Жалобе ООО «Торговый Дом ЗЕВС» указывает на наличие в документации о проведении настоящего запроса предложений в электронной форме (далее – Документация) критериев оценки заявок «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком», «Количество исполненных в течение трех лет до даты размещения извещения о закупке участником закупки договоров на поставку аналогичных товаров, цена которых составляет не менее 50% начальной (максимальной) цены договора настоящей закупки, информация об исполнении которых  содержится в реестре контрактов, заключенных  с государственными и муниципальными заказчиками, в соответствии с Законом № 44-ФЗ, реестре договоров заключенных с юридическими лицами в соответствии с Законом № 223-ФЗ (далее исполненные договоры на поставку аналогичных товаров)», «Квалификация участников закупки: степень внедрения действующей системы менеджмента качества» (далее – Сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015; ГОСТ Р ИСО 9001-2015), которые непосредственным образом ограничивают конкуренцию среди участников рассматриваемой закупки и ставят их в неравные условия.

В Жалобе также указано, что, опыт поставки аналогичных предмету закупки товаров не зависит от исполнения участником договоров для конкретного заказчика.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «Торговый Дом ЗЕВС» поддержала ее доводы в полном объеме.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения (объяснения) АО «Новгородоблэлектро» относительно ее доводов (вх. № 1726 от 25.03.2022 Новгородского УФАС России), согласно которым заказчик считает Жалобу необоснованной, поскольку установленные заказчиком критерии оценки заявок участников закупки не являются требованиями, предъявляемыми к участникам закупки, а служат для определения лучших условий исполнения договора. Непредставление подтверждающих документов для обоснования критерия оценки не являются основанием для отклонения заявок участников. Заказчик заинтересован в надежных поставщиках, так как материалы (товары) поставляются для ликвидации аварий на кабельных линиях АО «Новгородоблэлектро».

Относительно оспариваемых заявителем критериев оценки заявок участников закупки АО «Новгородоблэлектро» также считает, что критерий «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» со значимостью 20 % отражает стабильность и надежность участника (поставляемый товар был надлежащего качества, поставка осуществлена с соблюдением условий договора) и не является единственным и наиболее значимым при оценке заявок участников закупки.

Документацией предусмотрен равнозначный по количеству баллов критерий оценки «Количество исполненных в течение трех лет до даты размещения извещения о закупке участником закупки договоров на поставку аналогичных товаров, цена которых составляет не менее 50% начальной (максимальной) цены договора настоящей закупки, информация об исполнении которых содержится в реестре контрактов, заключённых с государственными, муниципальными заказчиками, в соответствии с Законом № 44-ФЗ (Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее Закона о контрактной системе), реестре договоров заключенных с юридическими лицами в соответствии с Законом    № 223-ФЗ (Закон о закупках)» (далее - «Исполненные договоры на поставку аналогичных товаров»), за счет которого участник, не имеющий опыта работы с заказчиком, может набрать необходимые баллы.

Критерий оценки «Исполненные договоры на поставку аналогичных товаров» также установлен для определения уровня стабильности и надежности вновь заявившихся участников, данный критерий оценки позволяет оценить продолжительность исполнения контрактов в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках, понимает ли ответственность за надлежащее исполнение договора (контракта), а также позволяет определить качество (соблюдение сроков и качества товаров при исполнении контрактов) исполнения им договоров (контрактов).

Критерий оценки наличие «Сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2015» все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг. Ограничения в получении данного сертификата законодательством Российской Федерации не установлены.

 

Следовательно, обладателем Сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2015 может быть любая организация независимо от организационно-правовой формы.

На основании вышеизложенного, АО «Новгородоблэлектро» считает, что оспариваемые критерии оценки заявок участников закупки соответствуют    требованиям действующего законодательства, в равной мере применяются ко всем участникам закупки, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика, исключают риск неисполнения договора. Невозможность отдельного хозяйствующего субъекта набрать в результате сопоставления и оценки заявок наибольшее количество баллов не является признаком нарушения антимонопольных запретов и положений Закона о закупках.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержал вышеуказанные возражения (объяснения) в полном объеме.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его комиссии по осуществлению закупок, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение о закупке АО «Новгородоблэлектро» (утверждено решением (протоколом от 25.02.2019) Совета директоров АО «Новгородоблэлектро», в ред. от 26.07.2021; далее – Положение), применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки является запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Параграфом 1 главы 2 Положения (статьи 15-22) предусмотрено осуществление закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме, а также регламентирован ее порядок.

Таким образом, АО «Новгородоблэлектро» при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Документация утверждена ….. 11.03.2022.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в ней.

Пунктами 16, 17 части 2 статьи 17 Положения также предусмотрено включение в Документацию вышеуказанной информации, предусмотренной пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Критерии оценки заявок участников рассматриваемой закупки предусмотрены пунктом 3.11.5 Документации.

Среди данных критериев оценки заказчиком установлены:

- «Цена суммы цен единиц товара» (значимость критерия – 10 %);

- «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» (значимость критерия – 20 %);

- «Исполненные договоры на поставку аналогичных товаров» (значимость критерия – 20 %);

- «Срок поставки партии товара» (значимость критерия – 25 %);

- «Квалификация участника закупки: степень внедрения действующей системы менеджмента качества» (значимость критерия – 25 %).

 

 

Порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» предусмотрен пунктом 3.11.5.2 Документации, согласно которому в рамках данного критерия оценивается количество исполненных участником закупки договоров на поставку товаров для заказчика.

Для оценки заявок (предложений) по критерию каждой заявке на участие выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Пункт 3.11.5.3 Документации содержит порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Исполненные договоры на поставку аналогичных товаров», согласно которому в рамках данного критерия оценивается количество исполненных договоров на поставку аналогичных предмету  настоящей закупки товаров в течение 3 лет до даты размещения извещения о настоящей закупке с ценой не менее 50 % начальной (максимальной) цены договора настоящей закупки, информация об исполнении которых содержится в реестре контрактов, заключенных с государственными и муниципальными заказчиками, в соответствии с Законом о контрактной системе, реестре договоров, заключенных с юридическими лицами в соответствии с Законом о закупках.

Для оценки заявок (предложений) по критерию каждой заявке на участие выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Из пункта 3.11.5.5 Документации следует, что участник должен иметь Сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг.

Для оценки заявок (предложений) по критерию каждой заявке на участие выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Указанные критерии и порядок оценки по ним включены заказчиком в Документацию на основании статьи 6 Положения (регламентирующей применяемые в закупочной деятельности АО «Новгородоблэлектро» порядок оценки заявок участников закупки и его критерии), а также приказа АО «Новгородоблэлектро» от 11.06.2021 № 197 «Об установлении критериев оценки заявок на участие в конкурентных закупках на право заключения договоров на поставку товаров для нужд АО «Новгородоблэлектро» и утверждении Порядка проведения оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в конкурентных закупках (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, запрос предложений в электронной форме, конкурентный запрос предложений) на право заключения договоров на поставку товаров для нужд АО «Новгородоблэлектро».

Часть 1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в рамках законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Среди данных принципов пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках называет равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Рассмотрев установленные заказчиком критерии оценки заявок и применяемый для оценки заявок по ним порядок оценки, Комиссия приходит к следующим выводам.

Предусмотренный пунктом 3.11.5.2 Документации критерий оценки заявок «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку данный критерий отвечает целям эффективного использования средств заказчика, позволяет обеспечить удовлетворение своих нужд, не предопределяет результат торгов.

Аналогичные выводы содержатся в сложившейся по данному вопросу судебной практике, в частности, в определении Верховного Суда РФ от 05.02.2018 № 307-КГ17-23373 по делу № А44-89/2017.

Относительно второго оспариваемого критерия оценки заявок «Исполненные договоры на поставку аналогичных товаров» (пункт 3.11.5.3 Документации), Комиссия считает, что ввиду наличия в Законе о закупках и в Положении исключительно требований о наличии в Документации критериев оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядка оценки и сопоставления заявок на участие в ней, приведенный выше порядок определения сопоставимости оцениваемого опыта и определенное заказчиком количество баллов по каждому из критериев, не противоречат ни положениям законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, ни Положению.

Предусмотренный пунктом 3.11.5.5 Документации критерий иметь участникам Сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015, не ограничен организационно-правовой формой организации и его обладателем может быть, как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.

Кроме того, в соответствии с ГОСТ Р 54985-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2015» (далее – ГОСТ Р 54985-2018) целью системы менеджмента качества является создание у заказчиков уверенности в том, что организация способна поставлять продукцию и услуги, соответствующие требованиям. Это вызывает необходимость создания уверенности в способности организации выполнять не только требования ее заказчиков, но и любые обязательные и нормативные требования.

Помимо этого, в соответствии с ГОСТ Р 54985-2018 заказчики могут потребовать проведения сертификации на соответствие ИСО 9001 как условие сотрудничества с организацией.

Следовательно, установленное требование к участнику закупки о наличии у него сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2015 не противоречит действующему законодательству, применяется в равной степени ко всем участникам закупки и отвечает целям эффективного использования средств заказчика.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 3.6.2 Документации отсутствие документов, подтверждающих информацию (сведения) указанную участником в заявке на участие для осуществления  оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в соответствии с критериями оценки и сопоставления указанными в настоящей документации о закупке не является основанием для признания заявки на участие не соответствующей требованиям, установленным настоящей документации о закупке, основанием для отклонения заявки на участие.

Таким образом, отсутствие в составе заявки контрактов или договоров для заказчика, наличие копии сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2015, не является основанием для отклонения заявки такого участника, а с учетом того, что помимо оспариваемых критериев оценок заявок участников Документация содержит еще два критерия оценки со значимостью: 10%, 25%, участнику по ним будет произведено начисление баллов, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения, и Жалоба является необоснованной.

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом ЗЕВС» (111141, г. Москва, ул. Перовская, д.31, эт.2 Пом/Ком V/14/3 на действия заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» (173003, г. Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 8) при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки кабельных муфт для аварийных работ в 2022 году для АО «Новгородоблэлектро», извещение № 32211214085 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  11.03.2022, необоснованной.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  ……………

 

 

Члены Комиссии                                                                                              ……………                                                                            

 

                                                                                                                          

                                                                                                                           …………….

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны