Решение №6348/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения дела в отношении Петрово... от 18 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством
А.Н. Петровой
Уполномоченному по правам ребенка в Новгородской области
пл. Победы-Софийская, д. 1,
Великий Новгород, 173005
ООО «Редакция «ВЦ»
Воскресенский бульвар, д. 10,
Великий Новгород, 173003
Исходящий № 6348/03 от 17.10.2016
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть оглашена 05.10.2016
В полном объеме изготовлено 17.10.2016 Великий Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петрова А.В. – член комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело № 46 от 27.07.2016 по признакам нарушения Петровой Алмазой Николаевной пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в присутствии:
заинтересованное лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Редакция «Вечевой центр» (173003, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 10; далее – ООО «Редакция «ВЦ») надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела представители не явились;
заявитель – Уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела представители не явились;
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Петрова Алмаза Николаевна надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явилась (определение о возбуждении дела № 46 от 27.07.2016, определение о продлении срока рассмотрения дела № 46 от 29.08.2016 были направлены по адресу регистрации Петровой А.Н. и по месту пребывания: г. Курск, пр. Дружбы, д. 26, кв. 1; г. Санкт-Петербург, ул. Московская, д. 13, и вернулись в Новгородское УФАС России с пометкой «отсутствие адресата по указанному адресу»),
УСТАНОВИЛА:
15.12.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) от Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области (далее - заявитель) поступила информация о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в рекламном издании «Вечевой центр» № 121 (3778) от 26.11.2015 рекламного объявления под заголовком «Сильнейшая ясновидящая паломница» (далее – Заявление).
Рекламное объявление под заголовком «Сильнейшая ясновидящая паломница», размещенное в рекламном издании «Вечевой центр» № 121 (3778) от 26.11.2015, имеет следующее содержание:
«Сильнейшая ясновидящая паломница обладает невероятным даром ясновидения. Она видит все, что происходит у Вас дома, на работе. Решит Ваши проблемы повышенной сложности, избавит от негатива, порчи, родового проклятия. Заговорит тягу к спиртному, поставит сильнейшую защиту от алкогольной зависимости. Исцелит руками, избавит от негатива, аура на детей и родных. Без греха, магии и приворота. Вернет в семью любовь, радость в дом. Строго по записи. Тел.: 89218766829».
По мнению заявителя, содержание указанного рекламного объявления содержит признаки недобросовестности.
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Из содержание вышеуказанного рекламного объявления, в частности утверждений: «Заговорит тягу к спиртному, поставит сильнейшую защиту от алкогольной зависимости. Исцелит руками…» следует, что объектом рекламирования являются услуги, обладающие лечебными свойствами и влияющие на состояние здоровья человека.
В соответствии с пунктом 6 частью 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Из содержания рекламного объявления, в частности следует, что ясновидящая паломница заговорит тягу к спиртному, поставит сильнейшую защиту от алкогольной зависимости и исцелит руками, то есть указывает на положительное влияние на состояние здоровья человека своих действий, которые, исходя из содержания рекламы, не относится к медицинским услугам или методам, указанным в пункте 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323 от 21.11.2011) народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.
Из частей 2, 3 статьи 50 ФЗ № 323 от 21.11.2011 право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение.
В приведенном ранее объявлении лицо, оказывающее рекламируемые услуги не позиционируется в качестве народного целителя, и не сообщается о наличии разрешения на занятие народной медициной.
Кроме того, рекламируемые услуги носят оккультно-магический характер (ясновидение, заговоры, снятие порчи) и в силу вышеуказанных положений ФЗ № 323 от 21.11.2011 к народной медицине не относятся.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно Свидетельству ПИ № ФС 2 - 7673 от 10.08.2005 о регистрации средства массовой информации учредителем газеты «Вечевой центр» является ООО «Редакция «ВЦ».
Из информации (вх. № 294 от 22.01.2016 Новгородского УФАС России), представленной ООО «Редакция «ВЦ» рекламодателем рассматриваемого объявления является физическое лицо – Петрова Алмаза Николаевна.
Согласно информации (вх. № 1128 от 29.02.2016 Новгородского УФАС России), представленной оператором связи - ПАО «Мегафон», номер <...> указанный в рекламном объявлении, принадлежит Петровой Алмазе.
Следовательно, в данном случае имеются основания полагать, что рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является Петрова Алмаза Николаевна.
Петрова А.Н. или ее представители на рассмотрение дела не явились, каких-либо пояснений по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Петрова А.Н. или ее представители не представили.
Исследовав материалы дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
Материалами дела № 46 от 27.07.2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается тот факт, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей.
Учитывая вышеизложенное, в распространяемом в рекламном издании «Вечевой центр» № 121 (3778) от 26.11.2015 рекламное объявление под заголовком «Сильнейшая ясновидящая паломница» следующего содержания: «Сильнейшая ясновидящая паломница обладает невероятным даром ясновидения. Она видит все, что происходит у Вас дома, на работе. Решит Ваши проблемы повышенной сложности, избавит от негатива, порчи, родового проклятия. Заговорит тягу к спиртному, поставит сильнейшую защиту от алкогольной зависимости. Исцелит руками, избавит от негатива, аура на детей и родных. Без греха, магии и приворота. Вернет в семью любовь, радость в дом. Строго по записи. Тел.: 89218766829» имеется нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в указании на положительное влияние на состояние здоровья человека оккультно-магических действий, которые не относятся к медицинским услугам и методам лечения.
Ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание рассматриваемой рекламы, т.е. её рекламодателя – Петровой Алмазы Николаевны.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать распространенное в рекламном издании «Вечевой центр» № 121 (3778) от 26.11.2015 объявление под заголовком «Сильнейшая ясновидящая паломница» следующего содержания: «Сильнейшая ясновидящая паломница обладает невероятным даром ясновидения. Она видит все, что происходит у Вас дома, на работе. Решит Ваши проблемы повышенной сложности, избавит от негатива, порчи, родового проклятия. Заговорит тягу к спиртному, поставит сильнейшую защиту от алкогольной зависимости. Исцелит руками, избавит от негатива, аура на детей и родных. Без греха, магии и приворота. Вернет в семью любовь, радость в дом. Строго по записи. Тел.: 89218766829» ненадлежащей рекламой, поскольку в нем нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать рекламодателю – Петровой Алмазе Николаевне обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
И.А. Куриков
|
Члены Комиссии |
Д.А. Петров |
|
А.В. Петрова |
|
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.