Уведомление №6404/03 О рассмотрении заявления ООО «Новгородская закупочная компан... от 24 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

                                                                   

ООО «Новгородская закупочная компания»

 

пр-кт Мира, д. 27, корп. 3, кв. 50,

Великий Новгород, 173025

 

 

Исходящий № 6404/03 от 21.10.2016

 

О рассмотрении заявления      

 

          Настоящим сообщаю, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) рассмотрено заявление Общества с ограниченной ответственностью «Новгородская закупочная компания» (173025, Великий Новгород, пр-кт Мира, д. 27, корп. 3, кв. 50; далее – ООО «НЗК») на действия заказчика (организатора торгов) – Акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» (173015, Великий Новгород, ул. Загородная, д. 2, корп. 2; далее – АО «Газпром газораспределение Великий Новгород»).

21.07.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «НЗК» на действия заказчика (организатора торгов) - АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» при осуществлении закупки путем проведения открытого запроса предложений на право заключения контракта № ЗП-16ПО/2016 по отбору организации на право заключения с акционерным обществом «Газпром газораспределение Великий Новгород» Договора на поставку овощей для нужд столовой АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» во втором полугодии 2016 года, извещение № 31603883425 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.07.2016 (далее – Жалоба).

Новгородское УФАС России приняло решение о непринятии Жалобы к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Вместе с тем Новгородским УФАС России было принято решение о рассмотрении указанной Жалобы как заявления о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Заявление).

                                       В своём Заявлении ООО «НЗК» указывает, что заказчик (организатор торгов) – АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» при проведении вышеуказанной закупки допустил существенное ограничение конкуренции, что выразилось в следующем.

1. АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» установлена начальная (максимальная) цена договора для плательщиков и для неплательщиков НДС.

При этом, оценка заявок участников по данному запросу предложений будет производиться, в том числе, по критерию «Цена договора».

Согласно Приложению № 1 к Информационной карте документации о проведении запроса предложений Цена рассчитывается по формуле исходя из начальной максимальной цены определенной п.6.2 настоящей информационной карты:Rаi = ((А max – Аi) / А max) х 100 где:

i – оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию «Цена закупки»;

А max – начальная (максимальная) цена предмета закупки;

Аi – предложение о цене по заявке i-го Участника закупки.

В случае, если хотя бы один из Участников является налогоплательщиком, использующим право  на освобождение от уплаты НДС или не является налогоплательщиком НДС, оценка заявок всех Участников по критерию «Цена» будет осуществляться по цене без учёта налога на добавленную стоимость. Данное условие не действует, если предмет закупки не облагается НДС в соответствии с  положениями гл. 21 НК РФ.

Договор по результатам закупки будет заключён с победителем закупки на условиях предложения о цене Участника: с учётом НДС – с налогоплательщиками НДС; без НДС – с налогоплательщиками, использующими право  на освобождение от уплаты НДС или не являющимися налогоплательщиками НДС (в частности, применяющими упрощённую систему налогообложения). 100- максимально возможное количество баллов.

Заказчик ограничивает конкуренцию, используя разделение участников на плательщиков и неплательщиков НДС и применяя к участникам различный подход при осуществлении оценки по данному критерию.

2. В документации о проведении данного запроса предложений установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника квалификационным требованиям, в частности декларация о соответствии  участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

При этом, ни в извещении, ни в документации о проведении вышеуказанной закупки не установлено требование (ограничение) о том, что участниками данной закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

3. В документации о проведении данного запроса предложений установлено требование о предоставлении участниками закупки справки о финансовом положении.

Данное требование относится к квалификационным, однако АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» не заявляет данное требование в качестве критерия. При этом, данная справка не связана с предметом закупки и её требование в составе заявки участника закупки неправомерно.

4. Заказчиком в пункте 21 Информационной карты документации о проведении запроса предложений установлено, что победитель открытого запроса предложений или иное лицо (единственный поставщик, исполнитель, подрядчик) должен направить сканированную копию подписанного и заверенного печатью договора на электронную почту ShatunovaAA@oblgas.natm.ru в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения договора.

Данное требование не предусмотрено действующим законодательством и является незаконным.

Исходящим № 5560/03 от 25.08.2016 Новгородского УФАС России у АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» были запрошены письменные объяснения относительно доводов, указанных в Заявлении.

14.09.2016 АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» были представлены запрошенные письменные объяснения (вх. № 6134 Новгородского УФАС России) (далее – Пояснения).

В результате рассмотрения Заявления ООО «НЗК» установлено следующее.

1. Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком (организатором торгов) – АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено Решением Совета директоров ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» (протокол № 4/13 от 23.12.2013) Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Согласно пункту 1.1.1 раздела 1.1 главы 1 «Общие положения» Положения о закупках настоящее Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» разработано в целях своевременного и полного обеспечения потребностей ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» (далее – Общество, Заказчик)  в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможности участия юридических и физических лиц  в закупках  товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции  и других злоупотреблений.

Согласно пункту 1.1.3 раздела 1.1 главы 1 Положения о закупках Положение регулирует отношения, связанные с осуществлением Обществом закупочной деятельности, в том числе устанавливает единые правила и порядок закупок  товаров, работ, услуг (далее – закупок), в целях соблюдения следующих принципов закупок: создание условий для своевременного и полного обеспечения потребностей Общества в товарах, работах, услугах с требуемыми показателями цены, качества и надежности; информационная открытость закупок; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Подпунктом 4.2.2.1 пункта 4.2.2 раздела 4.2 главы 4 «Способы закупок» Положения о закупках предусмотрена закупка в форме открытого запроса предложений.

Документация о проведении рассматриваемого запроса предложений утверждена заместителем генерального директора, главным инженером АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» Кирсановым А.Б.

В соответствии с подпунктом 6.2.2.8 пункта 6.2 Положения о закупках порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Согласно пунктам 5 и 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

В пункте 6.2 Информационной карты документации о проведении запроса предложений установлена начальная (максимальная) цена договора:

- для плательщиков НДС:  157 240 (сто пятьдесят семь тысяч двести сорок) рублей 00 копеек;

- для неплательщиков НДС: 142 946 (сто сорок две тысячи девятьсот сорок шесть) рублей 00 копеек.

Согласно Пояснениям, для того, чтобы участникам самостоятельно не приходилось высчитывать цену без НДС, данная цена изначальна была указана в документации о проведении запроса предложений, что обеспечивает максимальную ясность относительно начальной (максимальной) цены договора.

Согласно Письму Министерства экономического развития РФ от 07.12.2015 N ОГ-Д28-15218 при осуществлении закупки заказчиком должна быть определена начальная (максимальная) цена договора с учетом или без учета НДС, в том числе в зависимости от системы налогообложения участников закупки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Информационной карты документации о проведении запроса предложений одним из критериев оценки заявок участников закупки является цена договора (значимость 40%).

Согласно пункту 9.1 Информационной карты документации о проведении запроса предложений в случае, если хотя бы один из Участников является налогоплательщиком, использующим право  на освобождение от уплаты НДС или не является налогоплательщиком НДС, оценка заявок всех Участников по критерию «Цена» будет осуществляться по цене без учёта налога на добавленную стоимость. Данное условие не действует, если предмет закупки не облагается НДС в соответствии с  положениями гл. 21 НК РФ.

В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 30.09.2015 № Д28и-2782 при проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам. При сопоставлении и оценке заявок при проведении закупки заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.

С учетом вышеизложенного, Новгородское УФАС России не усматривает нарушений в указании в документации о проведении рассматриваемого запроса предложений начальной (максимальной) цены договора с учетом и без учета НДС, а также в установлении и описании критерия оценки заявок участников закупки «Цена договора».

2. Согласно подпункту 1.8.2.1 пункта 1.8 документации о проведении запроса предложений участники закупки должны включить в состав заявки на участие в запросе предложений декларацию о принадлежности участника к субъектом малого или среднего предпринимательства (Форма 6).

При этом, в Форме 6 установлено, что в том случае, если участник закупки не обладает критериями позволяющими относить организацию к субъектам малого или среднего предпринимательства, участник закупки не заполняет вышеуказанную декларацию, а  предоставляет Заказчику справку по  прилагаемой форме.

При этом, в документации о проведении рассматриваемого запроса предложений не установлено ограничение о том, что данная закупка проводится исключительно для субъектов малого или среднего предпринимательства.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом, торгов, иных способов закупки участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, в данном запросе предложений могут принять участие не только субъекты малого или среднего предпринимательства.

Согласно пункту 4 части 19 статьи 4 Закона о закупках заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации, инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В Пояснениях АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» указывает, что при введении в реестре договоров информации о поставщиках, официальный сайт просит указать принадлежность поставщика к субъектам малого или среднего предпринимательства.

В целях исполнения указанных требований в документации о проведении рассматриваемого запроса предложений было установлено требование о наличии в составах заявок участников закупки принадлежности к субъектам малого или среднего предпринимательства. Данное требование установлено с целью соблюдения требований действующего законодательства о закупках для получения сведений о принадлежности участников к субъектам малого или среднего предпринимательства и дальнейшего указания на официальном сайте информации о  принадлежности поставщика к субъектам малого или среднего предпринимательства (в случае, если победитель закупки относится к ним). Иной способ получения информации о том, относится ли участник к субъектам малого или среднего предпринимательства на момент проведения рассматриваемой закупки отсутствовал.

При этом, если участник рассматриваемого запроса предложений не является субъектом малого или среднего предпринимательства, он имеет право подать заявку на участие в данной закупке с приложением в своей заявке справки по  прилагаемой форме о том, что он не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства. Заявка данного участника будет соответствовать положениям документации о проведении запроса предложений относительно вышеуказанного требования.

3. Согласно подпункту 11.4 пункта 11 Информационной карты документации о проведении запроса предложений заявка на участие в запросе предложений должна содержать, в том числе справки о финансовом положении участника (Форма 12).

В качестве подтверждения Участником к форме прикладываются:

а) Копия бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату с отметкой налогового органа о приеме либо с приложением документов, подтверждающих сдачу баланса в налоговый орган.

б) Копия отчета о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату с отметкой налогового органа о приеме либо с приложением документов, подтверждающих сдачу отчета в налоговый орган.

в) Для индивидуальных предпринимателей и участников, применяющих упрощенную систему налогообложения:

– копия налоговой декларации на последнюю отчетную дату с отметкой налогового органа о приеме, либо с приложением документов, подтверждающих сдачу декларации в налоговый орган;

- копию уведомления из налогового органа о применении участником упрощенной системы налогообложения.

Все копии представленных документов должны быть скреплены печатью и заверены подписью руководителя организации Участника либо уполномоченного лица.

В Заявлении ООО «НЗК» указывает, что данное требование относится к квалификационным, однако заказчик не заявляет его в качестве квалификационного критерия. При этом данная справка никак не связана с объектом закупки.

Согласно подпункту 6.2.2.13 пункта 6.2 Положения о закупках документация о запросе предложений должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в  запросе предложений.

В соответствии с пунктом 9 Информационной карты документации о проведении запроса предложений Критериями оценки являются:

1. Качество услуг и квалификация участника - 30 %:

- Наличие отсрочки платежа (указать количество рабочих дней);

2. Срок поставки товара – 30 %

- Срок поставки товара (указать количество рабочих дней);

3. Цена - 40 %

- Суммарная стоимость цен наименований товара включенных в перечень, согласно Приложению № 1 к Предложению о качестве услуг и квалификации участника, цене договора (Форма 4).

Заказчики свободны при определении и установлении в документации критериев оценки заявок.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений разрабатываются с учетом потребностей заказчика, анализа рынка закупаемых товаров, работ и услуг, а также требований  Положения о закупках.

При этом, согласно подпункту 6.2.2.10 пункта 6.2 Положения о закупках документация о запросе предложений должна содержать требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками запроса предложений  для  подтверждения   их соответствия установленным требованиям.

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» имеет возможность при осуществлении закупок путем проведения запроса предложений устанавливать требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для  подтверждения их соответствия данным требованиям с учетом собственных потребностей и нужд.

Представление документов о финансовом положении участника закупки в данном случае не противоречит требованиям Закона о закупках и Положения о закупках, а также не предоставляет каким-либо лицам преимущественных условий участия в запросе предложений, так как заказчиком предусмотрено представление соответствующих предусмотренных законом документов для всех категорий хозяйствующих субъектов.

4. В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров). Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 4.1 Закона о закупках  в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров.

В соответствии с подпунктом «м» пункта 2 Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» в реестр договором включается копия заключенного договора, подписанная с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Согласно пункту 21 Информационной карты документации о проведении запроса предложений Победитель открытого запроса предложений или иное лицо (единственный поставщик, исполнитель, подрядчик) должен подписать и заверить печатью договор и вернуть его заказчику не позднее 3 (трёх) дней с момента его получения от заказчика. В целях исполнения Заказчиком требований постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки», для опубликования сведений о заключенном договоре на официальном сайте Победитель открытого запроса предложений или иное лицо (единственный поставщик, исполнитель, подрядчик) должен направить сканированную копию подписанного и заверенного печатью договора на электронную почту ShatunovaAA@oblgas.natm.ru в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения договора.

Согласно Пояснениям, для реализации вышеуказанных требований Закона о закупках и соблюдений трехдневнего срока для размещения заключенного договора на официальной сайте, АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» в пункте 21 Информационной карты документации о проведении запроса предложений установлено требование о направлении победителем открытого запроса предложений сканированной копии подписанного и заверенного печатью договора на электронную почту заказчика в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения договора.

С учетом вышеизложенного, Новгородское УФАС России не усматривает в установлении в документации о проведении запроса предложений вышеуказанного требования нарушении законодательства о закупках.

В соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства о контрактной системе, заказчики обязаны разместить информацию о заключении договора на официальном сайте в течение трех рабочих дней.

Для своевременного соблюдения и исполнения данной императивной нормы, заказчиком рассматриваемого запроса предложений - АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» установлено требование о направлении победителем открытого запроса предложений сканированной копии подписанного и заверенного печатью договора на электронную почту заказчика в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения договора.

Данный срок (два рабочих дня) входит в максимальный срок (три рабочих дня), в который заказчик обязывает победителя закупки представить подписанный и заверенный печатью договор, а также разместить информацию о заключении договора на официальной сайте.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При осуществлении закупок, АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» исходит, в первую очередь, из собственных потребностей и нужд, что не противоречит положениям Закона о закупках и собственному положению о закупках заказчика.

Учитывая вышеизложенное, Новгородское УФАС России в данном случае не усматривает признаков нарушения Закона о защите конкуренции, в частности части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Соответственно, основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

                                       

ВРИО руководителя Управления                                                                  Г.Н. Пашкова

 

Иванов Артём Тимурович

(816 2) 73-88-00

Связанные организации

Связанные организации не указаны