Решение №6496/02 Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению ООО "НЗМИ ... от 30 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Директору ООО «НЗМИ «Олевс»

Л.И. Евсеевой

ул. Народная,  д. 44,

Великий Новгород, 173014

 

Исходящий № 6496/02 от 27.11.2015

         

Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в возбуждении дела

26 ноября 2015 года                                                                      Великий Новгород

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) заявление Общества с ограниченной ответственностью «Новгородский завод металлоизделий «Олевс» (далее – ООО «НЗМИ «Олевс», Общество) от 22.09.2015 № 153 о нарушении филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» (далее – филиал «Новгородэнерго») требований антимонопольного законодательства.

В ходе проверки антимонопольным органом

УСТАНОВЛЕНО:

Из заявления ООО «НЗМИ «Олевс» от 22.09.2015 № 153 в Управление следует, что Общество обратилось в филиал «Новгородэнерго» с заявлением от 01.07.2015 № 123 на восстановление и переоформление документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств бывшего завода «Элкон», расположенных по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 57.

К заявлению от 01.07.2015  № 123 Обществом были приложены документы о приобретении данных энергопринимающих устройств. Фактическая схема энергоснабжения промплощадки завода не изменилась, соответствует принципиальной схеме энергоснабжения АООТ «Элкон» в части приобретенных энергопринимающих устройств. Максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств определена расчетным способом (расчет и принципиальная схема энергоснабжения АООТ «Элкон», на основании которой выполнен расчет, приложены к заявлению; трансформаторы, перечисленные в принципиальной схеме, находятся на промплощадке, проверены экспертной организацией, имеют необходимые шильды для идентификации).   

Филиал «Новгородэнерго» признает, что на балансе Сетевого предприятия (Филиала «Новгородэнерго») находятся ячейки отходящих фидеров №№ 02, 05, 09, 16, 19, 22, 24, 26, 33, 34, 35, 49 ПС 110/6-10кВ Базовая, а на балансе Потребителя (АООТ «Элкон») находились кабельные линии 6 кВ №№ 02, 05, 09, 16, 19, 22, 24, 26, 33, 34, 35, 49, но отказало Обществу в удовлетворении заявления на восстановление и переоформление документов, сославшись на то, что в представленной копии акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности электросети  и потребителя от 25.12.1996 между ПО ИЭС филиала «Новгородэнерго» м АООТ «Элкон» не указана величина максимальной мощности присоединенных энергопринимающих устройств, а также в связи с отсутствием первоначальных сведений о величине максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств и документов на их приобретение Обществом.

Указанный отказ филиала «Новгородэнерго» (письмо от 12.08.2015 исх. № МР2/6-3/09-03-11/3891) Общество считает незаконным и необоснованным. По мнению Общества, если сетевая организация не признает рассчитанную Обществом величину максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, то она всё равно обязана переоформить документы о технологическом присоединении объектов с указанием в документах той величины максимальной мощности, которая, на взгляд сетевой организации, является обоснованной.

Таким образом, Общество полагает, что споры по вопросам величины присоединенной мощности не могут являться препятствием к переоформлению документов о присоединении.

В рассматриваемых действиях (бездействии) филиала «Новгородэнерго» Общество усматривает признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Фз «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим распределительным сетям, выразившемся в ущемлении интересов Общества путем необоснованного уклонения от переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника ранее присоединенных энергопринимающих устройств на основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) и раздела VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

На запрос Управления филиал «Новгородэнерго» представил письменные пояснения от 20.10.2015 № МР2/6/06-00-09-63, из которых следует, что филиал в своём письме от 12.08.2015 исх. № МР2/6-3/09-03-11/3891 не отказывает Обществу в переоформлении документов о технологическом присоединении, а сообщает о необходимости предоставления первоначальных сведений о величине максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств ООО «НЗМИ «Олевс», так как наличие энергопринимающих устройств на земельном участке не свидетельствует о присоединении к электрической сети.

На основании принципиальной схемы электроснабжения, на которой указана мощность трансформаторных подстанций (далее – ТП), можно рассчитать присоединённую мощность трансформаторов. Для переоформления документов о технологическом присоединении необходимо знать не присоединённую мощность трансформаторов, а величину ранее разрешенной максимальной мощности.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, «максимальная мощность» - наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

Максимальная мощность промышленного предприятия определяется на первом этапе проектирования производства и зависит от промышленного оборудования и циклов технологического процесса, в которых задействовано это оборудование. Проектированием электроснабжения промышленных предприятий занимаются специализированные организации.

Схема электроснабжения конкретного заявителя может быть определена на стадии подготовки технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение. Так как с момента продажи электрооборудования АООТ «Элкон» прошло более 18 лет, за это время изменились условия присоединения к центру питания ПС 110/6/10 кВ Базовая. Согласно пункту 28 раздела III Правил 28 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

Также из указанных пояснения филиала «Новгородэнерго» следует, что филиал не проводил осмотр энергопринимающих устройств Общества, обратившегося с заявлением о переоформлении документов технологического присоединения на максимальную мощность 9046 кВт, в связи с отсутствием у ООО «НЗМИ «Олевс» документов, подтверждающих ранее разрешенную мощность в данном объеме.

В 2011 году филиалом был проведен осмотр установок Общества, по  результатам которого был составлен акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности электроустановок Сетевой организации и Потребителя от 02.02.2011, максимальная мощность 300 кВт по фидеру № 33 ПС 110/6/10 кВ Базовая.

Согласно контрольным замерам 2014 года нагрузка на фидер № 33 составляет 0,83 А, что соответствует 7 кВт при заявленной мощности 300 кВт.   

Филиал «Новгородэнерго» считает, что для увеличения максимальной мощности до 9046 кВт Обществу необходимо подать соответствующую заявку на технологическое присоединение (увеличение максимальной мощности).

По запросу Управления Общество письмом от 15.10.2015 № 158 представило пояснения, из которых следует, что объекты ТП-1, ТП-5, ТП-6, ТП-7, КТП -16, ЗРУ-1 (то есть, принадлежащие Обществу на праве собственности энергопринимающие устройства) не являются объектами капитального строительства, поскольку расположены либо в зданиях стекольного корпуса или кислородного цеха (ТП-1, КТП -16, ЗРУ-1), либо непосредственно примыкают к зданию с наружной стороны (ТП-5, ТП-6, ТП-7). Трансформаторные подстанции ТП-1, ТП-5, ТП-6, ТП-7, КТП -16, а также ЗРУ-1 и кабельные линии 6 кВ (№№ 02, 05, 19, 22, 24, 26, 33, 34, 49) до ПС Базовая служат исключительно для электроснабжения объектов недвижимости Общества, непосредственно связаны с объектами недвижимости и неотделимы от производственных корпусов без существенных затрат. Указанная электросеть относится к инженерной сети, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости Общества.

Договором купли-продажи от 08.12.2009, заключенным между ООО «Новгород стекло» (Продавец) и ООО «НЗМИ «Олевс» (Покупатель), в п.4.7 предусмотрено, что Иные объекты (то есть, объекты, расположенные внутри объектов недвижимости или непосредственно на земельном участке и находящиеся в собственности Продавца (п. 1.4 договора) подлежат передаче одновременно с передачей Объектов недвижимости (объекты недвижимости  перечислены в п.1.8 договора) по акту приема-передачи Иных объектов, который подписывается представителями обеих сторон. В силу п.4.10 договора право собственности на Иные объекты переходит к Покупателю с момента подписания акта приема-передачи Иных объектов согласно п.4.7. договора.

Представителями ООО «Новгород стекло» (Продавец) и ООО «НЗМИ «Олевс» (Покупатель) 10.12.2009 во исполнение пунктов 4.7 и 4.10 договора был подписан Акт приема-передачи Иных объектов, согласно которому в собственность ООО «НЗМИ «Олевс» были переданы Иные объекты, в том числе электрическая сеть: ТП-1, ТП-5, ТП-6, ТП-7, КТП -16, а также ЗРУ-1 и кабельные линии 6 кВ до ПС Базовая.

Таким образом, как указано в письме Общества от 15.10.2015 № 158, на протяжении более 5 лет ООО «НЗМИ «Олевс» добросовестно, открыто и непрерывно владеет указанными электросетями на законном основании, а ЗРУ -1, как часть общей схемы, эксплуатируется. При этом ни государственные и муниципальные органы власти, ни третьи лица право собственности Общества на указанные сети не оспаривают.

Также, к указанному письму Общество приложило копию договора № 224 купли-продажи земельного участка от 30.08.2010, заключенного между Комитетом по управлению государственным имуществом области (Продавец) и ООО «НЗМИ «Олевс» (Покупатель), на основании которого Общество владеет на праве собственности земельным участком, на котором расположены вышеуказанные Объекты недвижимости и Иные объекты, а также копии технических паспортов на здания стекольного корпуса и кислородно-компрессорной станции, в состав помещений которых входят, помимо прочего, трансформаторные.

 По результатам проведенного Управлением антимонопольного расследования сделаны следующие выводы.

I. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» предусмотрено, что судам, оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 части  статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.10.2009 № АГ/34241 технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

 В соответствии с  частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Основным видом деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, ОАО «МРСК Северо-Запада» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению как его составной части в границах присоединенной сети ОАО «МРСК Северо-Запада».

II. В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 1 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861(далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии):

"акт разграничения балансовой принадлежности электросетей" - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;

"акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;

"граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок;

"документы о технологическом присоединении" - документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон;

"максимальная мощность" - наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

"энергопринимающие устройства потребителя" - находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.

Таким образом, представленный Обществом и в Управление, и в филиал «Новгородэнерго» акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электросети и потребителя от 25.12.1996 года, составленный ИЭС «Новгородэнерго» и АООТ «Элкон», в соответствии с которым на балансе Сетевого предприятия (Филиала «Новгородэнерго») находятся ячейки отходящих фидеров №№ 02, 05, 09, 16, 19, 22, 24, 26, 33, 34, 35, 49 ПС 110/6-10кВ Базовая, а на балансе Потребителя (АООТ «Элкон») находились кабельные линии 6 кВ №№ 02, 05, 09, 16, 19, 22, 24, 26, 33, 34, 35, 49, и к которому приложена принципиальная схема электроснабжения промплощадки завода «Элкон», является в силу пункта 2 вышеуказанных Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии документом о технологическом присоединении, свидетельствующим о том, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств, размещенных на промплощадке бывшего завода «Элкон», в том числе и запитанных от указанных ячеек энергопринимающих устройств в зданиях стекольного цеха и кислородно-компрессорной станции, проданных Обществу, уже было ранее осуществлено.

Кроме того, по запросу Новгородского УФАС России ГОКУ «Государственный  архив новейшей истории Новгородской области» представлены копии документов по приватизации Государственного Новгородского электровакуумного завода путем преобразования в АООТ «Элкон».

Из анализа указанных документов можно сделать следующие выводы.

План приватизации Государственного Новгородского электровакуумного завода (далее – План приватизации) утвержден решением комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области от 06.04.1994 № 317.

В состав подотчетных подразделений завода, согласно имеющемуся в Плане приватизации справочнику подотчетных подразделений, входил и стекольный цех.

Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений завода в состав объектов завода, помимо прочего, входили здание стекольного цеха (1966 года ввода в эксплуатацию), здание кислородно-компрессорной станции (1966 года ввода в эксплуатацию).

Согласно Устава АООТ «Элкон», утвержденного решением комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области от 06.04.1994 № 317, АООТ «Элкон» является правопреемником государственного предприятия – Новгородский электровакуумный завод (г.Новгород, ул.Нехинская, 57).

Основными видами деятельности АООТ «Элкон» является производство и реализация электронной техники, производство и реализация товаров народного потребления, внешнеэкономическая деятельность.

Из письма АООТ «Элкон» от 12.07.1994 № 1-112/13 в комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области (далее – КУГИ) следует, что АООТ «Элкон» намерено осуществить переориентацию производства с выпуска кинескопов цветного изображения на выпуск кинескопов черно-белого изображения в связи с увеличением спроса на рынке экспортных поставок кинескопов черно-белого изображения.

Таким образом, в 1994 году АООТ «Элкон» осуществляло производство по выпуску кинескопов.

Факт выпуска кинескопов подтверждается также сведениями Новгородстата (письмо от 03.11.2015 № НЗ-55-02/386-ТС), согласно которым завод в 1994 году выпустил кинескопов телевизионных 111 тыс. штук, в 1995 году – 70 тысяч штук.

Производство кинескопов является энергоёмким производством, что подтверждается перечнем оборудования (энергопринимающих устройств), приведенным в акте оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств завода. В частности, стекловаренные печи № 1(порядковый номер <...> ), № 2 (порядковый номер <...> ), трансформаторные подстанции (порядковые номера 5823-5826) и др.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств завода к электрическим сетям сетевой организации уже было осуществлено ранее, в том числе и энергпринимающих устройств в здании стекольного цеха и в здании кислородно-компрессорной станции. В противном случае завод не смог бы производить технологически энергоёмкую промышленную продукцию.

III. В соответствии с пунктом 57 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).

Согласно пункту 59 Правил заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:

а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;

б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;

в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.

Пунктом 62 Правил предусмотрено, что к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:

а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);

б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;

в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);

е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта.

При этом пунктом 65 Правил установлено, что сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать представления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Согласно пункту 69 Правил при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.

В соответствии с пунктом 71 Правил при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных технических условий, если к заявлению о переоформлении документов приложены документы, указанные в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации, сетевая организация осуществляет подготовку и выдачу лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, новых технических условий.

Сетевая организация подготавливает технические условия в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 73 настоящих Правил.

Срок восстановления и выдачи заявителю новых технических условий исчисляется со дня представления в сетевую организацию заявления о переоформлении документов и не может превышать 10 дней (в случае если технические условия подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, указанный срок не может превышать 25 дней).

В соответствии с пунктом 72 Правил при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий):

а) в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения и иные документы о технологическом присоединении в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов;

б) в случае если в соответствии с настоящими Правилами технические условия подлежат (подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, по его итогам подготавливает и согласовывает технические условия с субъектом оперативно-диспетчерского управления, направляет согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления технические условия лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, а также проводит проверку выполнения технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил. При этом сетевая организация направляет субъекту оперативно-диспетчерского управления технические условия не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов. При проведении проверки выполнения технических условий представление в сетевую организацию документов, предусмотренных пунктом 93 настоящих Правил, не требуется. Срок проведения указанных мероприятий, включая выдачу лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, восстановленных технических условий и документов о технологическом присоединении, не может превышать 45 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.

Согласно пункту 73 Правил, в случае, предусмотренном пунктом 72 Правил, настоящих Правил, при отсутствии документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

В восстанавливаемых технических условиях указываются следующие сведения:

схемы приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции);

максимальная мощность и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

требования к устройствам релейной защиты, регулированию реактивной мощности, противоаварийной и режимной автоматике, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, а также к контролю и поддержанию качества электроэнергии, к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной).

В восстанавливаемых технических условиях заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, указываются следующие сведения:

схемы приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции);

максимальная мощность и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Включение других требований в технические условия не допускается.

В целях определения фактической схемы электроснабжения сетевая организация с участием заявителя осуществляет осмотр ранее присоединенных энергопринимающих устройств, по результатам которого сетевой организацией и заявителем составляется и подписывается акт осмотра (обследования) электроустановки, включающий однолинейную схему электрических сетей внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств.

 

Руководствуясь вышеуказанными пунктами Правил, Общество 01.07.2015 обратилось в филиал «Новгородэнерго» с заявлением о восстановлении и переоформлении документов о технологическом присоединении, в котором просило:

1. Выдать дубликаты ранее выданных заводу «Элкон» (предприятие П.Я. 7817 г. Новгород) технических условий, актов технологического присоединения и иных документов, подтверждающих технологическое присоединение, с указанием в них величины максимальной мощности энергопринимающих устройств.

2. Переоформить на ООО «НЗМИ» Олевс» акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между АООТ «Элкон» и ИЭС «Новгородэнерго» от 25.12.1996 по точкам подключения переданного заявителю энергопринимающего оборудования: ячейки 2, 5, 19, 22, 24, 26, 33, 34, 49 ПС № 134 НЭС «Ленэнерго» 110/6КВ (ПС Базовая).

К данному заявлению в соответствии с подпунктом «а» пункта 62 Правил Общество приложило копии документов, подтверждающих право собственности на здания и земельный участок (свидетельств о регистрации права собственности), на котором расположены законно приобретенные и принадлежащие Обществу вышеуказанные Объекты недвижимости и Иные объекты, а также копию передаточного акта на электрические сети (то, есть, на Иные объекты, в том числе ТП–1, ТП–5, ТП–6, ТП–7, КТП-16, ЗРУ-1и кабельные линии 6кВ).

Требовать представления каких-либо иных, не предусмотренных подпунктом «а» пункта 62 Правил, документов, подтверждающих право собственности на указанные ТП, КТП, ЗРУ и кабельные линии 6кВ, и нахождение их на балансе Общества, филиал не вправе.   

Помимо прочего, в соответствии с подпунктом «е» пункта 62 Правил Общество приложило к своему заявлению о восстановлении и переоформлении документов о технологическом присоединении имеющуюся у него копию «иного документа, подтверждающего факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям», а именно: акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между АООТ «Элкон» и ИЭС «Новгородэнерго» от 25.12.1996, охватывающий и объекты электросетевого хозяйства, теперь принадлежащие Обществу на праве собственности.

Таким образом, руководствуясь положениями статьи 26 Закона об электроэнергетике и Правил, при получении от Общества заявления о восстановлении и переоформлении документов филиал «Новгородэнерго» должен был выдать Обществу восстановленные (переоформленные) документы о технологическом присоединении, не требуя от Общества прохождения процедуры нового технологического присоединения (увеличения мощности).

IV. При этом также необходимо учитывать, что при восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении Общество должно выполнить также требования Правил в части обязательности указания в таких документах сведений о максимальной мощности и ее распределении по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства.

 Пунктом 75 Правил предусмотрено, что условия технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в новых технических условиях и иных документах о технологическом присоединении должны быть идентичны условиям, указанным в ранее выданных документах о технологическом присоединении.

В соответствии с пунктом 76 Правил, в случае если на основании сведений, содержащихся в имеющихся документах о технологическом присоединении или документах, указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 62 настоящих Правил, не представляется возможным определить величину максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом) и иное не установлено соглашением сторон, при этом в таких документах величина мощности указана в мегавольт-амперах, сетевая организация в новых документах о технологическом присоединении указывает величину максимальной мощности в киловаттах.

Перерасчет величины максимальной мощности осуществляется сетевой организацией исходя из величины мощности энергопринимающих устройств заявителя, указанной в мегавольт-амперах в имеющихся у заявителя документах о технологическом присоединении, и коэффициента соотношения потребления активной и реактивной мощности (коэффициента реактивной мощности).

В случае отсутствия в документах о технологическом присоединении информации о коэффициенте соотношения потребления активной и реактивной мощности для расчета величины максимальной мощности в киловаттах применяются следующие коэффициенты:

0,35 - для точек присоединения напряжением менее 6 кВ;

0,4 - для точек присоединения напряжением 6 кВ и выше;

0,5 - для точек присоединения напряжением 110 кВ и выше.

В соответствии с пунктом 77 Правил, в случае отсутствия у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, документов о технологическом присоединении, а также в случае, если в таких документах не указана величина максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом) и иное не установлено соглашением сторон, величина максимальной мощности энергопринимающих устройств определяется в рамках границ балансовой принадлежности с указанием величины максимальной мощности для каждой точки присоединения в отношении энергопринимающего устройства, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании потребителю, а если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства, то величина максимальной мощности энергопринимающих устройств определяется в отношении такой совокупности энергопринимающих устройств. В отношении таких лиц сетевая организация определяет величину максимальной мощности по выбору лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов:

а) исходя из максимальной величины мощности (нагрузки), определенной по результатам проведения контрольных замеров (летний и зимний контрольный замерный день) за последние 5 лет либо за срок, когда контрольные замеры проводились, если этот срок составляет меньше 5 лет. По согласованию сторон допускается использование таких замеров в дни, отличные от летнего и зимнего контрольного замерного дня;

б) исходя из расчетной величины максимальной мощности, определяемой как максимальное значение из почасовых объемов потребления электрической энергии, полученных за последние 3 года, либо, в случае если с момента технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии) прошло менее 3 лет, - с момента осуществления технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии), в следующем порядке:

при наличии показаний интервальных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - исходя из их показаний в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

при наличии показаний интегральных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, для случая наличия показаний интегральных контрольных приборов учета без ограничения на величину максимальной мощности соответствующих почасовых значений;

при отсутствии показаний интервальных и интегральных расчетных приборов учета электрической энергии - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета.

Таким образом, из системного анализа вышеуказанных положений Правил следует, что сетевая организация не вправе при восстановлении (в случае их отсутствия или утраты) и переоформления документов о технологическом присоединении при смене собственника электроустановок выдать новому собственнику документы о технологическом присоединении без указания сведений о величине максимальной мощности, а также определить её величину по своему усмотрению, не основываясь на сведениях, содержащихся в имеющихся документах о технологическом присоединении или документах, указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 62 Правил, либо расчетным способом в порядке, определенном по своему выбору.

Как установлено Новгородским УФАС ранее (при рассмотрении материалов Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет)  от 02.03.2015 № КЦ-258-И и заявления Общества от 17.03.2015), у сетевой организации отсутствуют документы о технологическом присоединении объектов бывшего Новгородского электровакуумного завода (после приватизации – АООТ «Элкон»), в связи с чем выдать дубликаты ранее выданных заводу «Элкон» (предприятие П.Я. 7817 г. Новгород) технических условий, актов технологического присоединения и иных документов, подтверждающих технологическое присоединение, с указанием в них величины максимальной мощности энергопринимающих устройств, как того просит Общество в своем заявлении о восстановлении и переоформлении документов на технологическое присоединение, филиал «Новгородэнерго» не может.

По запросам Новгородского УФАС России в организации, которые предположительно могли бы иметь документы о технологическом присоединении энергоустановок производственной площадки завода «Элкон» (в Администрацию Великого Новгорода, ОАО «Новгородоблэлектро», ОАО «Оборонэнерго»), получены ответы об отсутствии запрашиваемых документов.

ООО «НМЗИ «Олевс» к заявлению о восстановлении и переоформлении документов о технологическом присоединении в качестве документов, в которых указана максимальная мощность в объеме 9046 кВт, приложило копию своего письма от 01.07.2010 № 207 с расчетом мощности, исходя их мощности трансформаторов, указанных на принципиальной схеме электроснабжения завода, а также письмо филиала «Новгородэнерго» от 07.07.2010 № 06-04-04-2808 в Комитет с его расчетом максимальной мощности в объеме 6015 кВт и заключение Комитета  от 27.07.2010 № 1137 по результатам рассмотрения расчетов Общества и филиала,  согласно которому максимальная мощность энергопринимающих устройств Общества составит 9046 кВт.

По запросам Новгородского УФАС России филиал «Новгородэнерго» представлял ранее пояснения от 07.04.2015 № МР2/06-00-09-227, от 29.04.2015 № МР2/06-00-09-254 и от 22.05.2015 № МР2/06-00-09-272, из которых следует, что в филиале «Новгородэнерго» отсутствуют документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 Правил, с разрешенной мощностью до 9046 кВт в отношении предыдущих собственников производственной площадки, причем как в отношении АООТ «Элкон», так и в отношении ООО «Новгород стекло».

В 2006 году с ООО «Новгород стекло» (приобретателем имущества АООТ «Элкон») согласована схема энергоснабжения и заключен договор энергоснабжения с присоединенной мощностью 560 кВА, споров о мощности не было. При переходе прав собственности на имущество ООО «Новгород стекло» к ООО «НМЗИ «Олевс» в распоряжение последнему была предоставлена идентичная мощность, что определено в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок сетевого предприятия и потребителя от 02.02.2011., где установлена максимальная разрешенная мощность 300 кВт.

В филиале «Новгородэнерго» имеется только акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электросети и потребителя от 25.12.1996, составленный ИЭС «Новгородэнерго» и АООТ «Элкон», в котором не указана ни величина максимальной мощности присоединенных энергопринимающих устройств в кВт, ни величина номинальной мощности в кВА, поскольку в 1996 году Правила не действовали и порядок оформления документов о технологическом присоединении не был установлен.

В настоящее время действующими Правилами предусмотрено обязательное указание в документах о технологическом присоединении максимальной мощности (типовые формы актов - приложения №№1 ,2, 3 к Правилам).

Иных способов, помимо указанных в пунктах 75-77 Правил, определения величины максимальной мощности энергопринимающих устройств нового собственника для внесения данных сведений в документы о технологическом присоединении, Правилами не предусмотрено.

При этом, в рассматриваемом случае, пункты 75 и 76 Правил не могут быть применены в связи с отсутствием у Общества и у филиала «Новгородэнерго» документов о технологическом присоединении, в которых была бы указана величина максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом) либо величина мощности указана в мегавольт-амперах.

Кроме того, филиал «Новгородэнерго» в своем ответе (письмо от 12.08.2015 исх. № МР2/6-3/09-03-11/3891) на заявление Общества о восстановлении и переоформлении документов о технологическом присоединении не отказывает Обществу, а в соответствии с Правилами предлагает либо предоставить документы о технологическом присоединении (в том числе (оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств), в которых будет указана величина максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом), либо выбрать порядок расчета величины максимальной мощности в соответствии с пунктом 77 Правил, поскольку право выбора принадлежит лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, а не сетевой организацией.

К таким документам, в силу подпункта «е» пункта 62 Правил, не могут быть отнесены письмо  Комитета от 27.07.2010 № 1137 о позиции Комитета о присоединенной и максимальной мощности Общества, а также письма  Общества от 01.07.2010 № 207 с расчетом присоединенной мощности и филиала «Новгородэнерго» от 07.07.2010 № 06-04-04-2808, поскольку указанные письма не являются документами, подтверждающими технологическое присоединение  энергопринимающих устройств к электрическим сетям, а являются доказательствами существовавшего намерения установить величину максимальной мощности энергопринимающих устройств Общества по соглашению сторон, от осуществления которого в настоящее время филиал «Новгородэнерго» отказался.

При этом необходимо отметить, что Обществу применить для установления величины максимальной мощности порядок расчета максимальной мощности, предусмотренный пунктом 77 Правил, возможно, экономически нецелесообразно, поскольку с момента осуществления технологического присоединения большей части энергоустановок производственной площадки бывшего завода «Элкон» и прекращения их эксплуатации прошло 18 лет, что значительно больше времени, чем установленный пунктом 77 Правил расчетный период времени (либо 5 лет, либо 3 года). Согласно контрольным замерам 2014 года, нагрузка на фидер № 33 (к которому подключены объекты Общества) составляет 0,83А, что соответствует мощности только 7кВт.

Таким образом, на текущий момент восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении (актов о разграничении балансовой и эксплуатационной принадлежности сетей,  технических условий) на нового собственника (ООО «НЗМИ «Олевс») возможно только после осуществления  Обществом выбора порядка определения величины максимальной мощности, предусмотренного пунктом 77 Правил, либо путем достижении соглашения между Обществом и филиалом «Новгородэнерго» о величине максимальной мощности энергоустановок Общества.

При недостижении вышеуказанного соглашения спор между сторонами может быть разрешен в судебном порядке.

Оформление сетевой организацией актов о разграничении балансовой и эксплуатационной принадлежности сетей,  технических условий без указания величины максимальной мощности также противоречит установленным Правилами требованиям.

При таких обстоятельствах рассматриваемые действия филиала «Новгородэнерго» не могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением, запрещенное статьей 10 Закона о защите конкуренции.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган

РЕШИЛ:

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО «НЗМИ «Олевс» отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях филиала ОАО «МРСК Северо-Запада «Новгородэнерго».        

 

Руководитель Управления                                                      

Государственный советник РФ 2 класса                                         О.С. Виниченко

 

 

Пашкова Галина Николаевна

8(8162)738850

Связанные организации

Связанные организации не указаны