Решение №4278/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-488/2022 по результатам рассмотрения жал... от 26 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» и его аукционной комиссии

 

ул. 3 КДО, д. 33,

г. Малая Вишера, Новгородская обл., 174260

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Подателю жалобы – ООО «Технологии образования»

 

ул. Костромская, д.103а, литер А

г. Косторма, 156012

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-488/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

21 сентября 2022 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…– председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

... – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

….– член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,         

в присутствии представителя:

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Технологии образования» (156012, г. Кострома, ул. Костромская, д. 103а, лит. А; далее – ООО «Технологии образования») …(доверенность б/н от 19.09.2022),

заказчик – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял, письменных возражений в отношении доводов жалобы не представил;

рассмотрев жалобу участника закупки – ООО «Технологии образования» на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. 3 КДО, д. 33; далее – МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова») при осуществлении им и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку интерактивного оборудования для нужд МАОУ «Гимназия им. Мельникова» г. Малая Вишера, извещение № 1050600003722000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 08.09.2022

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.09.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Технологии образования» на действия заказчика – МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» при осуществлении им и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку интерактивного оборудования для нужд МАОУ «Гимназия им. Мельникова» г. Малая Вишера, извещение № 1050600003722000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.09.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты должен составлять не более семи рабочих дней, заказчиком в проекте контракта, являющимся приложением к извещению о проведении закупки указано, что расчеты между заказчиком и поставщиком производятся не позднее 10 (десяти) рабочих дней, с даты подписания заказчиком документа о приемке.

2. Согласно извещению о проведении закупки заказчиком не установлены условия допуска согласно приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 №126н. Заказчик указывает, что имеются обстоятельства неприменения данного приказа, однако в извещении о проведении закупки отсутствует документ, дающий право не применять приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 №126н.

3. По мнению подателя Жалобы при описании таких товаров как МФУ, принтер, документ-камера заказчик обязан был использовать действующие коды из каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) и описывать характеристики товара в соответствии с положениями КТРУ

Такие позиции, как, например ноутбук и интерактивная панель также имеют обязательные к применению коды КТРУ. При описании объекта закупки заказчик указал дополнительные характеристики, не предусмотренные положениями КТРУ.

4. На поставляемый товар, по мнению подателя Жалобы распространяются нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 (далее – Постановление № 878) и нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 (далее – Постановление № 616).

Заказчик не обоснованно объединил в одной закупке товары попадающие под различные нормативные правовые акты, регламентирующие ограничения по закупке товаров, происходящих из иностранных государств.

Нормативными правовыми актами, регламентирующими применение национального режима, указано, что недопустимо объединение в одну закупку товаров, попадающих под различные ограничительные и запретные меры.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В сентябре 2022 года заказчиком – МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку интерактивного оборудования для нужд МАОУ «Гимназия им. Мельникова» г. Малая Вишера, извещение № 1050600003722000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.09.2022 (начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) - 19 849 618, 66 рублей).

Извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение) утверждено директором МАОУ «Гимназия им. Мельникова» г. Малая Вишера…. 08.09.2022.

Также, заказчиком средствами официального сайта сформировано электронное извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Извещение в электронной форме).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В Извещении заказчиком определен следующий объект рассматриваемой закупки – поставка  интерактивного оборудования для нужд МАОУ «Гимназия им. Мельникова» г. Малая Вишера.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В рассматриваемом случае срок оплаты поставленного товара должен составлять не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Между тем, в пункте 2.6 Приложения № 3 к Извещению «Проект контракта» (далее - Проект контракта) указано, что расчеты между заказчиком и поставщиком производятся не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, на основании счета на оплату, счет-фактуры (при наличии).

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта срока оплаты поставленных товаров.

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В развитие данной нормы принят приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ № 126н).

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

           В подпункте 2 пункта 6 Извещения, заказчиком указано следующее:

         «В случае если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями, установленными Постановлением № 617, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные приказом министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 Также в Извещении в электронной форме заказчиком установлены условия допуска в рамках Приказа № 126н.

Таким образом, данный довод Жалобы является необоснованным.

3. Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Требования к значениям показателей требуемых к поставке товаров приведены в Приложении № 1 к Извещению (далее – Приложение № 1).

В Извещении не указано, что заказчиком при описании объекта закупки использовалось КТРУ («Код КТРУ (при наличии):-»).

В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как следует из части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В развитие данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ.

Согласно пунктам 2, 3 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил формирования в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12 Правил формирования).

Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил формирования в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений:

в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с ОКЕИ. При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о включении в описание товара, работы, услуги, уполномоченный орган направляет в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОКЕИ, обращение о включении такой единицы измерения в ОКЕИ. При этом до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ такая единица измерения включается в описание товара, работы, услуги и считается временным значением;

в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;

в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:

извещении об осуществлении закупки;

приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);

документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);

контракте;

реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В Приложении № 1 указаны следующие коды ОКПД2 требуемых к поставке товаров: 32.99.53.130; 26.30.13.000; 26.20.16.160; 26.20.18.000.

Аналогичные коды ОКПД2 закупаемых товаров указаны в Извещении в электронной форме.

Согласно сведениями официального сайта, в КТРУ имеются позиции, соответствующие определенным заказчиком кодам ОКПД2. При этом, заказчиком не применены соответствующие позиций КТРУ, что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

Более того, в отношении товара документ-камера RIXET DK002 в Приложении № 1 приведено указание на КТРУ (26.30.13.000-00000001), однако, приведенное заказчиком описание данного товара не соответствует данной позиции КТРУ.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в неприменении заказчиком КТРУ.

В данной части Жалоба является обоснованной.

4. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В развитие данных норм приняты, в частности, Постановление № 616, Постановление № 878 и Приказ № 126н.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В пункте Извещения, а также в Извещении в электронной форме заказчиком установлены условия допуска в рамках Приказа № 126н, а также ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617 (далее – Постановление № 617).

Ряд закупаемых товаров (коды ОКПД2 26.20.18.000, 26.20.16.160, 26.30.13.30) включен в перечень товаров, предусмотренный Постановлением № 878, и не включены в перечень товаров, предусмотренный Постановлением 617. Закупаемые товары, включенные в перечень товаров в рамках Постановления № 617, не включены в перечень товаров по  Постановлению № 878.

Между тем, ограничения допуска товаров в рамках Постановления № 878 заказчиком установлены не были.

При этом, пунктом 5 Постановления № 617 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления; пунктом 7 Постановления № 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в рассматриваемом случае заказчиком в один лот неправомерно объединена продукция, подпадающая под действие различных нормативных правовых актов, которые регламентируют применение национального режима при осуществлении закупок.

В данной части Жалоба является обоснованной частично в части довода о не установления заказчиком требований о примени Постановления № 878.

При этом, утверждение подателя Жалобы о том, что при проведении рассматриваемой закупки также закупается товар, на которые распространяются положения Постановления № 616, в ходе рассмотрения Жалобы не нашло подтверждения.

Данный довод Жалобы является необоснованным.

Учитывая вышеизложенное, Жалоба является частично обоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

1. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (части 2, 3 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Обоснование НМЦК является Приложение № 2 к Извещению и размещено на официальном сайте.

В соответствии с данным приложением, заказчиком при подготовке обоснования НМЦК в адрес хозяйствующих субъектов был направлен запрос о предоставлении коммерческих предложений.

При этом, в соответствии с Приложением № 2 заказчиком были запрошены коммерческие предложений в отношении следующих товаров: МФУ лазерное А4; принтер струйный, цветной; интерактивная панель для образования с мобильной стойкой; интерактивная панель для образования; интерактивный комплект: интерактивная доска, с короткофокусным проектором, крепление, кабель; мобильный класс на базе ноутбуков; мобильный класс начальной школы в станции; лингафонный мобильный класс в станции; мобильный класс на базе планшетов; ноутбук; ноутбук; автоматизированное рабочее место; стационарный компьютерный класс на моноблоках; документ-камера.

Аналогичный перечень требуемых к поставке товаров приведен в Извещении в электронной форме.

Как отмечалось выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Описание объекта закупки, а именно перечень требуемых к поставке товаров, их показатели (характеристики) и требования к значениям таких показателей, приведено в Приложении № 1.

При этом, наименования требуемых к поставке товаров, указанных в Приложении № 1, отличны от наименований товаров, приведенных в Извещении в электронной форме и Приложении № 2.

Так, в Приложении № 1 указаны следующие требующиеся к поставке товары: мобильный компьютерный класс; мобильный компьютерный лингафонный класс; шкаф для хранения ноутбуков с раздающим устройством; ноутбук ученика с предустановленным ПО; ноутбук учителя с предустановленным ПО; шкаф для хранения ноутбуков с раздающим устройством; планшет  ученика с предустановленным ПО; ноутбук учителя с предустановленным ПО; автоматизированное рабочее место ученика; автоматизированное рабочее место учителя; интерактивный комплекс с вычислительным блоком и креплением; интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением; документ-камера RIXET DK002; устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений; устройства ввода сенсорные; мобильная программно-аппаратная платформа интерактивного обучения; мобильная программно-аппаратная платформа интерактивного обучения; устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений.

То есть, между различными разделами Извещения (Приложение № 1 и Приложение № 2), Извещением в электронной форме, имеются существенные расхождения в перечне требуемых к поставке товаров. При этом, Приложение № 2 содержит информацию о перечне товаров, в отношении которых заказчиком проводилось обоснование НМЦК.

Подобные противоречия непосредственным образом затрудняют действительное уяснение того, какие именно товары (а также их количество) требуются к поставке и являются действительной потребностью заказчика.

Обоснование наличия такого противоречия заказчиком в материалы Жалобы не представлено.

Следовательно, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в неоднозначном, противоречивом, некорректном указании в Извещении (Приложения №№ 1, 2), Извещении в электронном виде перечня требующихся к поставке товаров.

2. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Также, Постановлением № 1236 предусмотрен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такое обоснование размещается на официальном сайте одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Поскольку в рамках исполнения контракта предполагается поставка товара - программного обеспечения (например: Windows; EliteBoard) – заказчиком должен быть был установлен запрет, предусмотренный Постановлением № 1236.

Между тем, запрет, предусмотренный Постановлением № 1236, в Извещении и в Извещении в электронной форме не установлен; обоснование невозможности соблюдения данного запрета на официальном сайте также не размещено.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неприменении заказчиком положений Постановления № 1236.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Между тем, в нарушение данного требования в Приложении № 1 указаны следующие товары с указанием на конкретные товарные знаки:

- документ-камера RIXET DK002;

- устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений – в отношении данного товара установлен показатель «Брэнд» и следующее требование к его значению – «CANON».

Фраза «или эквивалент» или указание на необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, отсутствуют.

Таким образом, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном указании в описании объекта закупки конкретных товарных знаков подлежащих поставке товаров.

         4. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

          Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

          Согласно пункту 6.12 Проекта контракта (Приложение № 3 к Извещению) в случае, если в качестве обеспечения исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предоставлена банковская гарантия и у банка, предоставившего такую банковскую гарантию, отозвана лицензия на осуществление банковских операций, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

          Таким образом, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании обязанности поставщика в случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта.

5. В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В развитие данной нормы принят Приказ № 126н.

           Согласно пункту 6 Извещения при проведении аукциона контракт заключается по цене:

          а) сниженной на 20 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении к Приказу №126н, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);

         б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении к Приказу №126н, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.

         В соответствии с пунктом 1.1 Приказа № 126н в редакции с изменениями утвержденными приказом Минфина России от 05.03.2022 N 30н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

      Согласно пункту 2 Приказа 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:

         а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;

         б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;

          в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).

            Таким образом, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании условий допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в редакции Приказа 126н, утратившего силу на момент утверждения Извещения.

             6. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

             В силу пункта 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

          начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования.

          В соответствии с пунктом 4.3 Извещения источником финансирования  рассматриваемой закупки являются средства федерального, областного бюджетов и бюджет муниципального района.

          Однако, согласно раздела «Информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования» Извещения в электронной форме рассматриваемая закупка осуществляется за счет собственных средств организации.

  При этом, согласно пункту 2.5. Проекта контракта источником финансирования Контракта – является средства бюджета Новгородской области на 2022 год.

          Таким образом, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Извещении, Извещении в электронной форме, Проекте контракта разных источников финансирования, что является размещением недостоверной (противоречивой) информации.

           7. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

           В соответствии с пунктом 12.1 Извещения заказчик, поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

 В соответствии с пунктом 11.3 Проекта контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона) и (или) поставляемому товару;

б) при определении поставщика поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 4.1.4 Проекта контракта поставщик обязан в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направить его Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Поставщиком подтверждения о его вручении Заказчику.

 В соответствии с пунктом 4.3.3 Проекта контракта заказчик обязан в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения разместить его в единой информационной системе в сфере закупок и направить Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Поставщику.

           Вместе с тем, согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

           1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

           2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

           Аналогичный порядок одностороннего расторжения контракта по инициативе поставщика предусмотрен частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

           Таким образом, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Проекте контракта, являющимся приложением к Извещению, недостоверного порядка одностороннего отказа от исполнения контракта.

8. Как отмечалось выше, заказчиком установлено ограничение допуска в рамках Постановления № 617.

Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению (пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).

Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе содержатся в Приложении № 3 к Извещению (далее – Требования к составу заявок). Также, в Требованиях к составу заявок содержится инструкция по указанию участниками закупки в составе своих заявок значений показателей требуемых к поставке товаров (далее – Инструкция).

Согласно пункту 9 Постановления № 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1.

Также, в пункте 9.1 Постановления № 617 указано, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне и предусмотренных пунктом 3(1) настоящего постановления, является указание участником закупки в составе заявки регистрационного номера сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

Однако, в пункте 2.5 Требований к составу заявок в отношении документов и информации, подтверждающих соответствие страны происхождения товаров, заказчиком установлено, в частности, следующее:

наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат СТ-1), в случае отсутствия сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров;

наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями), фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем определении перечня документов, подтверждающих страну происхождения товаров.

9. В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заказчиком в Приложении № 1 установлены требования к значениям показателей поставляемых товаров.

Порядок указания значений показателей таких товаров участниками закупки в составе их заявок определен Инструкцией.

Заказчиком требования к значениям показателей товаров указаны с использованием различных словосочетаний, символов, знаков, которые по-разному регламентируют порядок заполнения заявки в соответствии с Инструкцией.

Заказчиком приведена Инструкция следующего содержания:

«При предоставлении характеристик предлагаемого участником закупки товара, участник закупки должен учитывать следующее:

Участник аукциона представляет в любой удобной форме информацию о конкретных показателях товара, соответствующих значениям установленным документацией об электронном аукционе.

При установлении заказчиком показателей, значения которых не могут изменяться, участник аукциона указывает значение, установленное заказчиком.

Указание показателя  со значениями «либо», «или» означает, что участником предоставляется одно из конкретных значений показателя, предложенное заказчиком.

Конкретные значения показателей, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, должны быть указаны без использования оборотов «не более», «не менее», «не хуже», «должен» и его производных и т.д.

Указание показателя  с оборотом «не менее…не более….» означает, что участником предоставляется конкретное значение показателя, находящееся в диапазоне, установленном заказчиком.

Указание показателя со значением «не ранее» означает, что участником предоставляется конкретное значение, которое должно быть равно требуемому заказчиком показателю или должно быть больше требуемого заказчиком показателя.

Указание показателя со значением «и(или)» означает, что участник предоставляет одно или несколько конкретных значений показателей, предложенных заказчиком.

При описании условий и предложений участниками закупки должны приниматься общепринятые обозначения, сокращения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и документации об аукционе.

Сведения, которые содержатся в заявках участников на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований».

При этом, изучив Инструкцию, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что такая Инструкция установлена заказчиком ненадлежащим образом.

Объем Инструкции несоразмерен установленному объему требований к показателям товаров (требования к значениям показателей товаров приведены на 148 страницах).

Инструкция не содержит указания значений показателей с учетом слов/словосочетаний/символов, которые использованы заказчиком при описании требований к значениям показателей поставляемых товаров (например, заказчиком в Инструкции не указано, как трактовать требования к значениям показателей, установленных с использованием знаков «≥»; «<»; «~»; «/»).

Кроме того, как следует из Инструкции, «При установлении заказчиком показателей, значения которых не могут изменяться, участник аукциона указывает значение, установленное заказчиком…Сведения, которые содержатся в заявках участников на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований».

Заказчиком по ряду позиции Приложения № 1 требования к значениям показателей товаров установлены в виде таблицы.

При этом, такие таблицы имеют столбец, который называется «Значения показателей, которые не могут быть изменены» (товары «Шкаф для хранения ноутбуков с раздающим устройством», «Ноутбук ученика с предустановленным ПО», «Ноутбук учителя с предустановленным ПО», «Планшет ученика с предустановленным ПО», Планшет учителя с предустановленным ПО»).

Из вышеизложенного следует, что при установлении заказчиком требований к показателю (характеристике) товаров, удовлетворяющих потребности заказчика, значения которых не могут изменяться, участник закупки должен указать в своей заявке такое значение показателя в неизменном виде, при этом оно должно быть конкретным.

Вместе с тем, заказчиком в вышеуказанном столбце установлены следующие требования к товарам: «Максимальный радиус поворота не менее 180», «Максимальное разрешение каждого видеоролика не менее 1920 х 1080 пикселей» и т.д. (товары «Ноутбук ученика с предустановленным ПО», «Ноутбук учителя с предустановленным ПО»); «Режим «Авария» (при утечке тока на землю, коротком замыкании, потреблении тока свыше 12А)», «Отслеживание тока потребления и коммутации групп для поддержания тока потребления на безопасном уровне для евророзеток, не превышающим 12А» (товар «Шкаф для хранения ноутбуков с раздающим устройством») и т.д.

При этом, как было отмечено выше, указание участником в своей заявке не конкретных значений не допускается, но участник должен изложить в своей заявке значения таких показателей в неизменном виде.

Указанное противоречие, допущенное заказчиком при составлении Приложения № 1, вводит потенциальных участников рассматриваемой закупки в заблуждение

Из вышеизложенного следует, что в действиях заказчика – МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащим образом установленной Инструкции.

10. Согласно сведениям ГИС «Независимый регистратор», на участие в рассматриваемом аукционе была подана одна заявка.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.

Пунктом 2 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, электронный конкурс, электронный аукцион проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей

не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:

а) члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и принимают решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным частями 5 и 12 статьи 48 (в случае проведения электронного конкурса), пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 (в случае проведения электронного аукциона) настоящего Федерального закона, а также подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола членами комиссии по осуществлению закупок в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который не позднее одного часа с момента получения такого протокола осуществляет действия, предусмотренные частью 16 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Состав аукционной комиссии утвержден приказом № 12-о.д. от 08.09.2022 МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова».

В Извещении, а также в Извещении, сформированном средствами официального сайта, указана следующая дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 19.09.2022.

То есть, не позднее 19.09.2022: заказчиком должен был быть сформирован с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, членами аукционной комиссии должна была быть рассмотрена заявка единственного участника и подписан вышеуказанный протокол, после чего заказчик со своей стороны должен был подписать его усиленной электронной подписью и направить оператору электронной площадки.

Между тем, такие действия заказчиком и его аукционной комиссией на дату оглашения резолютивной части настоящего решения (21.09.2022) произведены не были.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МАОУ «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» и его аукционной комиссии содержится нарушение пункта 2 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе, выразившееся в несоблюдении сроков составления и размещения протокола подведения итогов, а также нерассмотрении заявки единственного участника закупки.

Все вышеуказанные действия заказчика и его аукционной комиссии указывают на наличие в действиях должностных лиц заказчика и его аукционной комиссии события административных правонарушений, предусмотренных частями 4.2, 14 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Допущенные нарушения являются многочисленными, существенными, повлияли на результаты закупки, нарушают права участников торгов, не позволяют заключить контракт, соответствующий требованиям Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, имеется необходимость для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования обжалуемой закупки.

Руководствуясь статьями 7, 14, 23, 33, 34, 42, 52, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки –– Общества с ограниченной ответственностью «Технологии образования» (156012, г. Кострома, ул. Костромская, д. 103а, лит. А) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. 3 КДО, д. 33) при осуществлении им и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку интерактивного оборудования для нужд МАОУ «Гимназия им. Мельникова» г. Малая Вишера, извещение № 1050600003722000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 08.09.2022, частично обоснованной в части доводов 1, 3, 4 (в части не установления требований о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878).

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» нарушения части 3 статьи 7, частей 3, 4 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 13.1, 30 статьи 34, пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 2 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях аукционной комиссии  заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» нарушение пункта 2 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику – Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лица заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Павла Петровича Мельникова» и членов его аукционной комиссии.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

..

 

Члены Комиссии

 

..

 

..

         

 

            Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны