Определение №ИК/3139/24 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 053/05/18.1-442/2024 ПО ПРИ... от 30 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

ФГБОУ ВО «НовГУ»

 

ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 41,

Великий Новгород, 173003

 

 

 

Заявителю – физическому лицу П.

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 053/05/18.1-442/2024 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

30 июля 2024 года

Великий Новгород

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ….., рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы в сети «Интернет» рекламы финансовых услуг без пометки «реклама» и указания на рекламодателя такой рекламы, а также без указания необходимых сведений об условиях предоставления финансовой услуги,

 

УСТАНОВИЛ:

 

05.07.2024 вх. № 4836-ЭП/24 в Новгородское УФАС России поступило заявление физического лица П. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы в сети «Интернет» с нарушением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

К заявлению приложены снимки экрана («скриншоты»), подтверждающие факт размещения рекламы в информационном ресурсе «Telegram».

По мнению заявителя, указанная реклама является ненадлежащей, т.к. размещена без соответствующей маркировки.

В результате рассмотрения заявления, а также дополнительного анализа информации размещенной в информационном ресурсе «Telegram» в сети «Интернет», установлено следующее.

04.07.2024 в 18 часов 04 минуты в сети «Интернет» в информационном ресурсе «Telegram» в телеграм-канале «Новгородский университет» https://t.me/news_novsu, имеющим более 3 000 подписчиков, было размещено следующее сообщение:

«Получи образование вместе с Т-Банком!

Представь, что ты хотел получить желанную профессию, но не прошёл на бюджет. У Т-Банка есть для тебя решение.

Т-Банк предоставляет льготный образовательный кредит с государственной поддержкой для абитуриентов колледжей и вузов страны. Ставка 3% годовых действует на всё время обучения. Срок кредитования рассчитывается на время обучения, а также на девять месяцев после выпуска и 15 лет на погашение задолженности.

Получить образовательный кредит с господдержкой может и абитуриент, и уже действующий студент.

Взять кредит можно на оплату семестра, года или всего обучения. Не важно, очная или заочная форма обучения, главное, чтобы ты учился в российском вузе с государственной аккредитацией и лицензией на программы высшего образования — например, в Новгородском университете.

Заключить договор может любой гражданин России в возрасте от 14 до 70 лет с постоянной или временной регистрацией на территории страны. Если тебе от 14⁠ до ⁠18 лет, для оформления понадобится письменное согласие родителей или законных представителей.

→ Больше информации о кредите

#Образование

›#возможности».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данном случае объектом рекламирования выступает финансовая услуга по предоставлению кредита.

В соответствии с частью 16 статьи 18.1 Закона о рекламе  реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

В данном случае вышеуказанные рекламное сообщение в телеграм-канале «Новгородский университет» было размещено без пометки «реклама» и указания на рекламодателя такой рекламы.

Кроме того, в силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Также в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Пункт 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

В данном случае в рекламе содержатся условия о процентной ставке на время обучения (3% годовых) и о сроке кредита (время обучения, девять месяцев после выпуска, 15 лет на погашение задолженности).

Все остальные условия предоставлении финансовой услуги, являющиеся существенной информацией для потребителя, способной обмануть его ожидания, сформированные рекламой, влияющие на сумму доходов и расходов, которые получат и понесут воспользовавшиеся услугой лица (диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита, сумма кредита, возможные платежи и комиссии по кредитным операциям, расходы заемщика по страхованию и пр.), в рекламе отсутствуют.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

В данном случае ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части положений статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), в части положений статьи 18.1 Закона о рекламе – рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно данным официального сайта https://www.novsu.ru в сети «Интернет» телеграм-канал «Новгородский университет» https://t.me/news_novsu является официальным телеграм-каналом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (далее также – ФГБОУ ВО «НовГУ»), о чем свидетельствует наличие прямой гиперссылки на адрес телеграм-канала в правом верхнем углу главной страницы сайта https://www.novsu.ru.

Учитывая изложенное,  в данном случае имеются все основания полагать, что рекламодателем  и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является создатель и администратор телеграм-канал «Новгородский университет» - ФГБОУ ВО «НовГУ».

                                                                             

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила),

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Возбудить производство по делу № 053/05/18.1-442/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (ОГРН: 1025300780075, ИНН: 5321033744; 173003, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41);

заявитель - физическое лицо П.                                                                                                                                                                 

3. Назначить дело № 053/05/18.1-442/2024  к рассмотрению на 15 августа 2024 года в 14 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар (бывший пр. К. Маркса), д. 3, каб. 202.

4. ФГБОУ ВО «НовГУ» в срок до 14 августа 2024 года представить:

- письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

- копии имеющихся договоров, соглашений о размещении (распространении) вышеуказанной рекламы, копии соответствующих счетов на оплату и документов, подтверждающих оплату по счетам;

  - иные сведения и информацию, касающиеся распространения вышеуказанной рекламы (при наличии).

 

Явка ФГБОУ ВО «НовГУ» в лице представителей с документами, удостоверяющими личность и подтверждающими полномочия для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе может быть рассмотрено, в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 

 

В соответствии с пунктом 29 Правил, стороны и заинтересованные лица со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению вправе: знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны