Решение №6606/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы НРОО "Собрание ко... от 3 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Государственному заказчику –

Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Уполномоченному органу –

Департаменту имущественных

отношений и государственных закупок

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

   ООО «РТС-тендер»

 

ул. Долгоруковская, д. 38, стр. 1,

г. Москва, 127006

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Подателю жалобы –

НРОО «Собрание коренных новгородцев»

 

ул. Андреевская, д. 18/8,

Великий Новгород, 173000

 

Исходящий № 6606/03 от 02.12.2015

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

27 ноября 2015 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А.  – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

Руднева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;               

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области – Сембратович Виктории Богдановны (доверенность № ТС-4285-и от 26.11.2015) и Родюкова Сергея Александровича (доверенность № ТС-4286-и от 26.11.2015)

уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области – Игнатьевой Надежды Александровны (доверенность № 148 от 23.12.2015);

подателя жалобы – Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» - председателя организации Черепановой Анны Федоровны и Петрова Анатолия Валерьевича (доверенность б/н от 20.07.2015);

рассмотрев жалобу Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» (173000, Великий Новгород, ул. Андреевская, д. 18/8; далее - НРОО «Собрание коренных новгородцев») на действия государственного заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Департамент транспорта)  при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, 173005; далее – Департамент закупок Новгородской области) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по доработке единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа, извещение № 0150200000615000757 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.11.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

УСТАНОВИЛА:

20.11.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба НРОО «Собрание коренных новгородцев» на действия государственного заказчика – Департамента транспорта  при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом закупок Новгородской области закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по доработке единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа, извещение № 0150200000615000757 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.11.2015 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. В пункте 3.8.2 Технического задания документации об аукционе установлены следующие требования к объекту закупки: «Средства обеспечения информационной безопасности должны включать следующий минимальный набор компонент: защиты от несанкционированного доступа, управления доступом и регистрацией, в том числе при использовании средств телекоммуникаций; антивирусной защиты; резервного копирования и восстановления информации. Средства защиты информации должны иметь сертификат соответствия, выданный ФСТЭК России, по защищенности от несанкционированного доступа к информации не ниже 5 класса и по уровню контроля отсутствия не декларированных возможностей не ниже 4 уровня. Межсетевые экраны должны иметь сертификат соответствия, выданный ФСТЭК России, по защищенности от несанкционированного доступа к информации не ниже 4 класса».

Таким образом, заказчиком установлены требования к товарам, используемым для оказания услуг.

Однако, в к содержанию первой части заявки заказчиком не установлено требование об указании участниками закупки конкретных показателей, используемых для оказания услуг средств защиты информации.

2. Как следует из предыдущего довода Жалобы, заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к используемым при оказании услуги товарам – средствам защиты информации. Соответствие указанным требованиям в силу Технического задания документации об аукционе должно быть подтверждено сертификатами  соответствия, выданными ФСТЭК России.

При этом, в документации об аукционе отсутствует требование к наличию в составе вторых частей заявок участников закупки сертификатов соответствия на средства защиты информации, выданными ФСТЭК России.

3. Согласно пункту 2.2.3 Проекта контракта привлечение субподрядной организации или частных лиц для выполнения работ возможно только по письменному согласованию с Заказчиком.

Данное условие контракта фактически устанавливает требование к собственным материально-техническим и трудовым ресурсам участников закупки, необходимым для выполнения условий контракта.

Участники закупки, не имеющие собственных материально-технических и трудовых ресурсов, но имеющие возможность привлечь для исполнения контракта третьих лиц, лишены возможности участвовать в рассматриваемой закупке, что свидетельствует об ограничении конкуренции.

4. Заказчиком в документации об аукционе не установлено требование об обладании участники закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, на которые заказчик приобретает права в связи с исполнением контракта.

Согласно Техническому заданию документации об аукционе, результатом работ, которые подлежат передаче Заказчику, являются программные компоненты АИС «Управление транспортом» (программа для ЭВМ).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ).

Согласно пункту 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

С учетом вышеизложенного, эксплуатация Заказчиком АИС «Управление транспортом» невозможна без возникновения у заказчика права на результат интеллектуальной деятельности.

На рассмотрении Жалобы представители подателя Жалобы – НРОО «Собрание коренных новгородцев» поддержали ее доводы в полном объеме, а также представили дополнения к Жалобе (вх. № 10220 от 27.11.2015 Новгородского УФАС России) следующего содержания.

1. Согласно пункту 2.3 Проекта контракта срок выполнения работ: «начало: с даты заключения государственного контракта – окончание:  28.12.2015 года».

Заключение контракта по результатам закупки возможно не ранее начала декабря 2015 года. Следовательно, у исполнителя будет менее одного месяца на выполнение работ.

На основании вышеизложенного податель Жалобы считает, что установленный для выполнения работ срок является заниженным.

2. В силу пункта 3.8.2 Технического задания документации об аукционе, а также ознакомившись с письменными возражениями заказчика на Жалобу, податель Жалобы указывает, что объектом закупки являются, в том числе, работы по разработке средств защиты конфиденциальной информации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) в  соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации.

Согласно абзацу «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации» при осуществлении деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации лицензированию подлежат разработка средств защиты конфиденциальной информации, в том числе: технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации.

Таким образом, работы, являющиеся предметом закупки, относятся к лицензируемым видам деятельности.

Кроме того, согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании в  соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Согласно абзацу «д» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации лицензированию подлежат следующие виды работ и услуг: проектирование в защищенном исполнении средств и систем информатизации.

Как следует из раздела 3.8.2 Технического задания документации об аукционе АИС «Управление транспортом» должна быть разработана в защищенном исполнении.

Учитывая вышеизложенное, по мнению подателя Жалобы, в документации об аукционе по данной закупке в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлено требование о наличии у участников закупки лицензий на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации и на осуществление и техническую защиту конфиденциальной информации.

Государственный заказчик - Департамент транспорта считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. № ТС-4277-и от 25.11.2015) и дополнениях к указанным возражениям (вх. № 10196ф от 27.11.2015 Новгородского УФАС России и вх. № 10228 от 27.11.2015 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

1. В пункте 3.8.2 Технического задания документации об аукционе установлено, что в рамках обеспечения информационной безопасности на этапе технического проектирования должны быть определены (уточнены) перечень угроз безопасности информации и модель вероятного нарушителя в соответствии с руководящими документами ФСТЭК России.

Средства обеспечения информационной безопасности должны включать следующий минимальный набор компонент:

1. защиты от несанкционированного доступа, управления доступом и регистрацией, в том числе при использовании средств телекоммуникаций;

2. антивирусной защиты;

3. резервного копирования и восстановления информации.

АИС «Управление транспортом» должна соответствовать классу защищенности автоматизированных систем не ниже «1Г» в соответствии с руководящим документом «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации», утвержденного решением председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 30 марта 1992 г. В рамках обеспечения информационной безопасности Системы должны использоваться сертифицированные по требованиям безопасности информации средства защиты информации.

Средства защиты информации должны иметь сертификат соответствия, выданный ФСТЭК России, по защищенности от несанкционированного доступа к информации не ниже 5 класса и по уровню контроля отсутствия не декларированных возможностей не ниже 4 уровня.

Межсетевые экраны должны иметь сертификат соответствия, выданный ФСТЭК России, по защищенности от несанкционированного доступа к информации не ниже 4 класса.

Исполнитель обязан обеспечить защиту АИС «Управление транспортом» согласно пункту 3.8.2 Технического задания документации об аукционе. Способ обеспечения такой защиты заказчиком не устанавливается в силу того, что установление конкретного способа защиты может быть расценено как ограничение конкуренции.

Исполнитель самостоятельно принимает техническое решение о методах, способах и средствах обеспечения защиты информации. Оценка реализации предложенного исполнителем технического решения будет проводится специализированной организацией.

Сертификат соответствия средств защиты информации должен быть получен по окончании разработки системы.

2. Из предыдущего довода возражений государственного заказчика – Департамента транспорта следует, что поставка товара не предполагается, в связи с чем требования, установленные в документации об аукционе в отношении вторых частей заявок участников данного аукциона, соответствуют Закону о контрактной системе.

3. В статье 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора, согласно которому юридические лица свободны в заключении договора.

Согласно части 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Законом о контрактной системе не запрещено включение в документацию об аукционе требования о выполнении работ лично без привлечения субподрядных организации.

При этом, в документации об аукционе запрет на привлечение субподрядчиков не установлен, а лишь содержится условие об их привлечении по согласованию с заказчиком.

4. Исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу) первоначально принадлежит ее автору или заказчику, по заказу которого было создано такое произведение.

В данном случае предметом закупки является не приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, а доработка единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в связи с чем требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности не установлено.

По условиям документации об аукционе заказчику должны передаваться неисключительные права на систему.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – Департамента транспорта поддержали доводы возражений на Жалобу и дополнении к возражениям на Жалобу в полном объеме.

Уполномоченный орган – Департамент закупок Новгородской области письменных пояснений не представил, на рассмотрении Жалобы представитель уполномоченного органа подержала доводы возражений государственного заказчика – Департамента транспорта, а также представила информацию о проведении аукциона. На участие в аукционе поступило пять заявок, все первые части заявок были признаны соответствующими требованиям документации. Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 27.11.2015 лучшее предложение по цене контракта составило 3 690 814 рублей 52 копейки.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В ноябре – декабре 2015 года государственным заказчиком – Департаментом транспорта и уполномоченным органом – Департаментом закупок Новгородской области осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по доработке единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа, извещение № 0150200000615000757 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.11.2015 (начальная (максимальная) цена контракта - 12 387 013,00 руб.).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по доработке единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа, в том числе разработка реестра маршрутов пассажирского транспорта, доработка системы по управлению общественным транспортом, интеграция РНИС, АСОП и масштабирование на уровень региона, создание системы информирования населения о работе общественного транспорта: интернет - портал, мобильное приложение. При этом описание объекта закупки, требования к результатам оказываемых услуг, к техническим и функциональным характеристикам системы содержатся в Техническом задании документации об аукционе (Приложение № 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме).

При оказании услуг исполнитель обязан обеспечить защиту информации в соответствии с требованиями пункта 3.8.2 Технического задания документации об аукционе.

При этом в документации об аукционе не установлены требования к указанию в первых частях заявок участников закупки конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, в частности средств защиты информации.

Следует отметить, что государственный заказчик – Департамент транспорта не ограничивает потенциальных участников закупки в выборе ими способа обеспечения защиты информации. В рамках реализации мероприятии, предусмотренных пунктом 3.8.2 Технического задания документации об аукционе участники закупки вправе самостоятельно разработать необходимые компоненты защиты информации, либо использовать для обеспечения безопасности информации уже существующие средства и методы.

Поставка средств защиты информации не является самостоятельной потребностью заказчика, в рамках рассматриваемой закупки разработанные исполнителем либо имеющиеся на рынке средства защиты информации должны быть интегрированы в разрабатываемую систему и не могут рассматриваться как отдельный объект закупки в отрыве от всего комплекса услуг по доработке АИС «Управление транспортом».

В пункте 3.8.2 Технического задания документации об аукционе указано, что средства защиты информации должны иметь сертификаты соответствия, выдаваемые ФСТЭК России, по защищенности от несанкционированного доступа к информации и по уровню контроля отсутствия не декларированных возможностей.

Таким образом, вне зависимости от того, каким способом участником закупки будет осуществляться обеспечение информационной безопасности, средства обеспечения защиты информации должны соответствовать стандартам Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее – ФСТЭК).

Оценка системы на предмет соответствия требованиям безопасности, в том числе проверка наличия у используемых средств защиты информации сертификатов ФСТЭК, будет произведена после ее доработки, то есть после исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам закупки.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

Учитывая вышеизложенное, государственным заказчиком – Департаментом транспорта надлежащим образом описан объект закупки и установлены требования к содержанию первых частей заявок участников закупки.

2. Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Как было указано выше, документацией об аукционе не предусмотрена поставка средств защиты информации в качестве самостоятельного объекта закупки и проверка их соответствия требованиям действующего законодательства до оказания услуг в соответствии с государственным контрактом.

Таким образом, государственным заказчиком – Департаментом транспорта правомерно не установлено требование о наличии в составе вторых частей участников закупки сертификатов соответствия средств защиты информации, выданных ФСТЭК.

3. В Законе о контрактной системе отсутствует запрет на недопущение привлечения третьих лиц к выполнению работ, оказанию услуг, поставке товара согласно предмету контракта.

Согласно части 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Согласно статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Согласно пункту 5.3.3 Проекта контракта Исполнитель имеет право привлекать физических или юридических лиц в качестве субподряда для выполнения работ обусловленные данным контрактом, при этом Исполнитель все расходы и издержки связанные с оплатой услуг за выполнение работы  субподрядчиком  оплачивает самостоятельно за свой счет.

В пункте 2.2.3 Проекта контракта установлено, что привлечение субподрядной организации или частных лиц для выполнения работ возможно только по письменному согласованию с Заказчиком.

Как следует из вышеуказанных положений проекта контракта государственным заказчиком – Департаментом транспорта привлечение субподрядчиков для выполнения работ, являющихся предметом контракта, не запрещено, однако для их привлечения исполнителю необходимо получить письменное согласие заказчика на возможность привлечения третьей стороны к выполнению работ.

Как пояснили на рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – Департамента транспорта данная оговорка (привлечение субподрядной организации или частных лиц для выполнения работ возможно только по письменному согласованию с Заказчиком) установлена с учетом значительной начальной (максимальной) цены контракта с целью привлечения в качестве субподрядчиков лиц, обладающих достаточным опытом и квалификацией для выполнения заявленных работ.

Кроме того, для проверки соответствия системы требованиям обеспечения защиты информации исполнитель должен будет привлечь специализированную организацию (сертифицированный центр), полномочия которой заказчик также должен проверить.

Учитывая вышеизложенное, довод подателя Жалобы относительно того, что в документации об аукционе установлен запрет на привлечение субподрядчиков, направленный на ограничение количества участников закупки, не находит своего подтверждения.

4. Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 1296 ГК РФ исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

Согласно части 3 статьи 1296 ГК РФ в случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком исключительное право на произведение принадлежит подрядчику (исполнителю), заказчик вправе использовать такое произведение в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор, на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

Согласно части 1 статьи 1297 ГК РФ исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные при выполнении договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали создание такого произведения, принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное. В этом случае заказчик вправе, если договором не предусмотрено иное, использовать созданное произведение в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор, на условиях простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права без выплаты за такое использование произведения дополнительного вознаграждения. При передаче подрядчиком (исполнителем) исключительного права на произведение другому лицу заказчик сохраняет право использования произведения.

В соответствии с Распоряжением Администрации Новгородской области № 416-рз от 19.11.2012 «О создании региональной навигационно-информационной системы Новгородской области» принято решение о создании региональной навигационно-информационной системы Новгородской области, Администрации Новгородской области, исполнительных органов государственной власти Новгородской области и государственных бюджетных и казенных учреждений.

В соответствии с распоряжение Правительства Новгородской области от 24.08.2015 № 261-рг «О доработке единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа» заказчиком и оператором вышеуказанной региональной системы определен Департамент транспорта.

Объектом закупки не является приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Объектом закупки является доработка уже существующей системы, разработка ее отдельных модулей и ввод системы в эксплуатацию.

Согласно пункту 6 раздела 5 Технического задания документации об аукционе заказчику передаются неисключительные права на систему, что подтвердили на заседании Комиссии представители государственного заказчика – Департамента транспорта. В случае если в результате оказания услуг в соответствии с государственным контрактом будет создан объект интеллектуальной собственности (программа для ЭВМ, иное произведение) исключительные права на него в силу указанных положений ГК РФ будут принадлежать исполнителю.

Таким образом, государственным заказчиком правомерно не предъявлено к участникам закупки требование, предусмотренное пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

5. Согласно пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В пункте 2.3 Проекта контракта указан срок выполнения работ (оказания услуг) – до 28.12.2015 года.

Согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

По мнению подателя Жалобы, у исполнителя будет менее одного месяца на выполнения работ, являющихся объектом закупки. Выполнить надлежащим образом в установленный срок заявленные работы не представляется  возможным, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции.

При этом, каких-либо доказательств, подтверждающих данный довод, подателем Жалобы представлено не было.

Проект контракта является частью документации об аукционе. Ознакомившись с документацией об аукционе (в том числе со сроками выполнения работ и возможностью их выполнения в заявленном объеме в установленный срок, установленными в проекте контракта) потенциальные участники закупки принимают решение об участии в данной закупке. На участие в данной закупке поступило пять заявок, что свидетельствует о достаточности установленного для выполнения работ срока.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленный в Проекте контракта срок выполнения работ не приводит к сокращению количества участников закупки.

6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

По мнению подателя Жалобы, объектом закупки, в том числе, являются работы по разработке средств защиты конфиденциальной информации, а также деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Данные виды деятельности являются лицензируемыми и, следовательно, заказчиком в документации об аукционе в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлено требование о наличии у участников закупки лицензий на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации и на осуществление технической защиты конфиденциальной информации.

Между тем, заказчиком в документации об аукционе не установлено, каким способом исполнитель будет обеспечивать информационную безопасность системы. Исполнитель самостоятельно принимает решение о способах и средствах обеспечения защиты информации. Государственный заказчик – Департамент транспорта заранее не знает, каким способом исполнитель будет обеспечивать защиту информации (разработка исполнителем по контракту собственных средств защиты либо использование уже существующих).

В случае, если бы государственным заказчиком – Департаментом транспорта было установлено требование о наличии вышеуказанной лицензии, из числа участников закупки были бы исключены лица, не обладающие данной лицензией, но имеющие намерение и возможность приобрести и использовать при доработке системы уже существующие и реализуемые средства защиты информации.

Государственный заказчик – Департамент транспорта не ограничивает потенциальных участников закупки в выборе ими средств и методов обеспечения информационной безопасности. Участники закупки могут самостоятельно разработать и применить методы и средства для обеспечения информационной безопасности, либо предложить уже имеющиеся средства и методы.

Следовательно в данной части доводы Жалобы также не нашли своего подтверждения.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки нарушений законодательства о контрактной системе в действия государственного заказчика – Департамента транспорта, уполномоченного органа – Департамента закупок Новгородской области и его аукционной комиссии не установлено.

Руководствуясь статьями 8, 31, 33, 42, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» (173000, Великий Новгород, ул. Андреевская, д. 18/8) на действия государственного заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, 173005) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по доработке единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа, извещение № 0150200000615000757 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.11.2015, необоснованной.

Председатель Комиссии                                                                                                      И.А. Куриков

Члены Комиссии                                                 

  А.Т. Иванов

              Д.А. Руднева          

           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны