Решение №МА/2499/24 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/01/16-744/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛ... от 24 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Шимского муниципального района
ул. Новгородская, д. 21, п. Шимск,
Новгородская область,174150

Индивидуальный предприниматель <...>

Индивидуальный предприниматель <...>
 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/01/16-744/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть оглашена 13 июня 2024 года

В полном объеме изготовлено 24 июня 2024 года Великий Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя Управления – начальника

отдела антимонопольного контроля;

членов Комиссии:

<...> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного

контроля Управления;

<...> - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного

контроля Управления;

рассмотрев дело № 053/01/16-744/2023 по признакам нарушения Администрацией Шимского муниципального района и индивидуальным предпринимателем <...> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) от индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>., Заявитель) поступило заявление (от 15.09.2023 вх. № 5321/23) о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией Шимского муниципального района (далее – Администрация) и ИП <...>

Согласно заявлению 12.08.2023 в г. Шимске Новгородской области проходил праздник, посвящённый Дню города. 02.07.2023 Заявитель обратилась в Администрацию, где ей пояснили, что вся площадка, на которой будет проходить праздник, сдана в аренду ИП <...>, который занимается расстановкой батутов и палаток, а также уполномочен собирать за это деньги с участников праздника. При этом, представитель Администрации дал понять, что ИП <...>. свяжется с заявителем. Поскольку ИП <...>. никто не позвонил, 12.08.2023 она продублировала заявку на участие в празднике в Администрацию, на которую 11.08.2023 получила ответ о том, что все её батуты и палатки на площадке, где будет проходить праздник, разместить не получится, так как все места арендованы другими участниками праздника. По мнению заявителя, Администрация препятствует свободной конкуренции, отдала всю площадку под размещение батутов одному предпринимателю, который имеет возможность не только контролировать количество лиц, участвующих в празднике, но и устанавливать свою цену за места на площадке, а также регулировать ценообразование за посещение аттракционов, что нарушает положения антимонопольного законодательства.

Поскольку Управлением в ходе проверки в действиях Администрации и ИП <...> были выявлены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, приказом № 111/23 от 15.12.2023 в отношении Администрации Шимского муниципального района и ИП <...> возбуждено дело № 053/01/16-744/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении данного дела Комиссией установлено следующее.

Постановлением Администрации Шимского муниципального района от 07.08.2023 № 1204 в связи с празднованием 12 августа 2023 года в Шимском муниципальном районе Дня посёлка Шимск Администрация утвердила План основных мероприятий по вопросам подготовки и проведения мероприятий, посвящённых Дню посёлка Шимск в 2023 году. В п.4.1 Плана значится организация ярмарки «Шелонская кутерьма».

01.08.2023 в Администрацию поступило заявление ИП <...> о предоставлении в аренду для размещения объектов розничной торговли, аттракционов, батутов и другого развлекательного оборудования земельных четырёх земельных участков.

Постановлениями Администрации от 10.08.2023 № 1218, от 10.08.2023 № 1219, от 11.08.2023 № 1223, от 14.08.2023 № 1227 в соответствии с пунктом 1 статьи 3.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Новгородской области от 13.04.2016 № 135, ИП <...> разрешено использовать земельные участки без их предоставления и установления сервитута для размещения аттракционов и объектов торговли 12.08.2023; установлен размер и порядок внесения платы за размещение объекта.

Необходимо отметить, что по одному из земельных участков фактически постановление о сдаче его в аренду было издано позднее, нежели фактически проведены мероприятия (постановление издано 14.08.2023, мероприятия проведены 12.08.2023).

Из пояснений Администрации от 07.12.2023 № М19-6877-И и от 06.10.2023 № М19-5500-И от 08.02.2024 № М19-718-И на запросы Управления следует, что торговля была организована в рамках празднования Дня посёлка Шимск 12.08.2023 на основании заявления ИП <...> ИП <...>были предоставлены земельные участки для использования 12.08.2023 за плату в рамках действующего законодательства. На данных земельных участках в период проведения праздничных мероприятий были размещены торговые точки различных предпринимателей и юридических лиц, реализующих услуги общественного питания, быстрого питания, аттракционов, сувенирной продукции. Ярмарка «Шелонская кутерьма» подразумевает выставку-ярмарку изделий ручного творчества, ремесленные ряды, мастер-классы. Предоставление мест для участия производилось на безвозмездной основе. Администрация не располагает сведениями о количестве торговых павильонов и аттракционов, размещённых 12.08.2023 на земельных участках, предоставленных ИП <...>

Как следует из пояснений ИП <...> (исх. № 22/24 от 22.01.2024) в 2023 году им была подана заявка на участие в праздничных мероприятиях Дня посёлка. От Администрации им был получен положительный ответ и копии постановлений о выделении земельных участков для расположения аттракционов и торговых палаток с расчётом стоимости пользования участками. Оплата была произведена им через банк. ИП <...> под принадлежащие ему аттракционы и торговые палатки были использованы три земельных участка. Участок, по которому постановление было издано 14.08.2023, им не использовался. С ИП <...> ИП <...> не взаимодействовал, поручений связаться с ней не получал.

ИП <...> в своём ответе от 19.02.2024 на запрос Управления пояснила, что размер платы на посещение принадлежащего ей аттракциона, размещённого на ярмарке 12.08.2023 в п. Шимске, она устанавливала самостоятельно, никаких денежный средств за размещение аттракциона она никому не платила.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Статьёй 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В пункте 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с частью 5.1 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Для целей рассмотрения дела, по результатам проведенного анализа состояния конкуренции в пределах, необходимых для рассмотрения дела в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок) товарный рынок определен как развлекательная деятельность на территории Шимского муниципального района Новгородской области, временной интервал - 2023 год, на данный рынок имеют доступ хозяйствующие субъекты из различных районов Новгородской области, а также из других регионов РФ.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговой деятельности).

Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них регламентированы статьёй 11 Закона о торговой деятельности.

В силу пунктов 1 и 6 статьи 11 Закона о торговле ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.

Постановлением Правительства Новгородской области от 20.06.2023 № 268 утверждён Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнению работ, оказанию услуг на ярмарках на территории Новгородской области (далее – Порядок).

В пункте 1.2 Порядка под ярмаркой понимается форма торговли, организуемая вне пределов розничного рынка, в месте проведения ярмарки, включенном в перечень мест для проведения ярмарок, при единовременном размещении от двух и выше торговых мест и на определенный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен.

В силу пунктов 2.1, 2.2, 2.5 Порядка орган местного самоуправления утверждает муниципальным правовым актом перечень мест для проведения ярмарок по форме согласно приложению № 2 к Порядку и Требованиям в порядке, утверждаемом муниципальным правовым актом, и ведет его путем внесения в него изменений.

Перечень мест для проведения ярмарок и вносимые в него изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

Сводный перечень мест для проведения ярмарок и вносимые в него изменения подлежат размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения и внесения в него изменений.

Согласно пункту 3.4 Порядка в случае если организатором ярмарки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее заявитель по организации ярмарки), для согласования проведения ярмарки заявитель по организации ярмарки (представитель заявителя по организации ярмарки) направляет в орган местного самоуправления письменное заявление о согласовании проведения ярмарки по форме согласно приложению N 4 к Порядку и Требованиям.

В частности, разделом 5 Порядка предусмотрены обязанности организатора ярмарки, регламентированы сроки приёма заявок на участие в ярмарке, порядок определения платы за предоставление торгового места. Таким образом, законодательно регламентированы права и обязанности организатора ярмарки, участников ярмарки, основания для отказа в оформлении разрешения на участие в ярмарке, порядок определения платы за участие в ярмарке. То есть, действующим законодательством, в том числе законодательством Новгородской области, предусмотрен правовой механизм организации ярмарки.

Однако, Администрацией при организации ярмарки данный Порядок был проигнорирован.

Доводы Администрации о том, что ярмарка «Шелонская кутерьма» подразумевает выставку-ярмарку изделий ручного творчества, поэтому требования Порядка не распространяются на организацию ярмарки «Шелонская кутерьма», не могут быть приняты комиссией, поскольку выставка-ярмарка подразумевает периодически организуемый показ достижений в  различных  отраслях  экономики;  место, где заключаются торговые соглашения на приобретение рекламируемого товара.  В данном же случае предприниматели и физические лица продавали изготовленные товары.

Вместе с тем, факт передачи Администрацией ИП <...>. полномочий органа местного самоуправления по организации и проведению ярмарки, а также наличие соглашения между Администрацией и ИП <...>не нашли подтверждения в ходе рассмотрения данного дела.

В соответствии с положениями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела, в котором содержится вывод об отсутствии доказательств, свидетельствующих о признаках заключённого между Администрацией Шимского муниципального района и ИП <...> запрещённого антимонопольным законодательством соглашения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Возражения на заключение об обстоятельствах дела от Администрации, ИП <...>., ИП <...> не поступали.

Таким образом, в результате рассмотрения дела факт нарушения Администрацией Шимского муниципального района и ИП <...>пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции не нашёл подтверждение.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации Шимского муниципального района и ИП <...> в связи с отсутствием в их действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии

<...>

 

 

Члены Комиссии <...>

 

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны