Предупреждение №4929/02 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 8 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «РОССЕТИ СЕВЕРО-ЗАПАД»

 

196247, ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЛ. КОНСТИТУЦИИ, Д. 3, ЛИТЕР А, ПОМЕЩ. 16Н

 

post@rosseti-sz.ru

 

НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

ПАО «РОССЕТИ СЕВЕРО-ЗАПАД»

 

173001, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, УЛ БОЛЬШАЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ, Д. 3

 

post@novgor.elektra.ru

sekr@novgorodenergo.ru

novogorod@rosseti-sz.ru

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«08» ноября 2022 года                                                                         г. Великий Новгород

 

В связи с наличием в действиях (бездействии) Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (место нахождения: 196247, ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЛ. КОНСТИТУЦИИ, Д. 3, ЛИТЕР А, ПОМЕЩ. 16Н) (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Сетевая организация) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) сообщает следующее.

В Новгородское УФАС России поступило заявление, содержащее информацию о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Публичного акционерного общества «Росссети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад»).

Согласно поступившей информации, гражданин, проживающий на территории Старорусского муниципального района Новгородской области и явившийся очно для заключения договора на технологическое присоединение в центр обслуживания потребителей ПАО «Россети Северо-Запад» по адресу: гор. В. Новгород, ул. Нехинская, д. 61б, не получил обслуживания по причине того, что данный офис обслуживания, по озвученной представителями сетевой организации информации, не обслуживает потребителей Старорусского муниципального района.

Целью визита гражданина, как отмечалось, являлась подача заявки на технологическое присоединение.

 

Порядок технологического присоединения установлен «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила)

В соответствии с п. 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Согласно п. 8(3) Правил заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2 экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку в сетевую организацию лично или через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.

Заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

Подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта сетевой организации в порядке, установленном сетевой организацией. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте сетевой организации.

Для получения идентификатора и пароля заявитель проходит процедуру регистрации на указанном сайте с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета заявителя - для физических лиц, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя и идентификационного номера налогоплательщика - для индивидуальных предпринимателей, основного государственного регистрационного номера и идентификационного номера налогоплательщика - для юридических лиц.

Сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей (в том числе возможность бесплатного получения заявителями идентификатора и пароля) и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о дате заключения договора, о ходе выполнения сетевой организацией технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также о составлении и подписании документов о технологическом присоединении, на своем официальном сайте (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации.

 

Пункт 14 Правил предусматривает требования к заявке, подаваемой  заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Таким образом, данный пункт Правил, распространяется на неопределенный круг потребителей, имеющих в собственности недвижимое имущество и которым необходимо получение услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям для бытовых нужд.

Согласно пункту 7(1) Правил в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, положения разделов I, II и IX настоящих Правил применяются, если разделом X настоящих Правил не установлено иное.

Раздел X (пункт 103 – 113 Правил) регламентирует особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил

Согласно пункту 103 Правил договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя.

Таким образом, личный кабинет и доступ к нему может потребоваться неопределенному кругу лиц для заключения договора о технологическом присоединении с сетевой организацией.

В соответствии с п. 105 Правил в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Согласно пункту 105 Правил,  в случае отсутствия у заявителя личного кабинета заявителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету заявителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Также, согласно пункту 105 Правил в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в офисах очного обслуживания потребителей обязана обеспечить доступ к личному кабинету потребителя на безвозмездной основе.

 

Приказом Министерства энергетики РФ № 186 от 15 апреля 2014 г. утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее – Единые стандарты).

В соответствии с пунктом 1 Единых стандартов Настоящие Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии (за исключением сетевых организаций, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков), в том числе обслуживаемых энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком, и лиц, обратившихся в сетевую организацию с целью заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии или осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (за исключением сетевых организаций, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков) (далее – потребители).

Согласно пункту 2 Единых стандартов сетевая организация обеспечивает рассмотрение обращений потребителей, поступивших в устной, письменной форме или в форме электронного документа. Взаимодействие сетевой организации с потребителями в части разрешения вопросов, содержащихся в обращениях потребителей и предоставления им возможности реализации прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - обслуживание потребителей), осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Единых стандартов.

Согласно пункту 12 Единых стандартов обслуживание потребителей посредством личного контакта работника сетевой организации с потребителем (далее - очное обслуживание) осуществляется в офисах обслуживания потребителей, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с выездом к потребителю работника сетевой организации.

В соответствии с пунктом 19 Единых стандартов Сетевая организация при осуществлении очного обслуживания потребителей в офисах обслуживания потребителей обеспечивает совершение действий по перечню согласно приложению N 3 к настоящим Единым стандартам.

Согласно вышеуказанному приложению к Единым стандартам к основным действиям сетевой организации при осуществлении очного обслуживания потребителей в офисах обслуживания потребителей относится прием и регистрация очного обращения потребителя, регистрация контактной информации потребителя, проверка корректности оформления заявок на оказание услуг, комплектности документов и полноты сведений в заявке в соответствии с требованиями нормативных правовых актов:в частности прием заявки/заявления на оказание услуг в письменной форме, в том числе: заявки на технологическое присоединение.

Таким образом, Единые стандарты предусматривают обязательность очного обслуживания в офисах обслуживания потребителей и одним из элементов данного обслуживания является прием заявки на технологическое присоединение в письменной форме.

Согласно пункту 18 Единых стандартов, обслуживание потребителей должно осуществляться в любом офисе обслуживания потребителей вне зависимости от места расположения энергопринимающих устройств потребителя на территории эксплуатационной ответственности сетевой организации, в данном случае, на территории Новгородской области.

 

Приложением № 3 к Единым стандартам (далее – Приложение № 3), предусмотрены  основные действия сетевой организации при осуществлении очного обслуживания потребителей в офисах обслуживания потребителей.

Согласно пункту 1 Приложения № 3 к таковым основным действиям отнесены, в частности, прием и регистрация очного обращения потребителя, регистрация контактной информации потребителя, проверка корректности оформления заявок на оказание услуг, комплектности документов и полноты сведений в заявке в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

- пунктом 1.1 предусмотрен прием жалобы потребителя в письменной форме,

- пунктом 1.2, 1.2.1 предусмотрен прием заявки/заявления на оказание услуг в письменной форме, в том числе, заявки на технологическое присоединение,

- пунктом 9 предусмотрена выдача индивидуального логина и пароля для доступа в личный кабинет потребителя.

 

 

Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее – Стандарты раскрытия информации).

Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации настоящий документ в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», статьями 8 и 8.1 Федерального закона «О естественных монополиях» устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, в том числе собственников и иных законных владельцев объектов микрогенерации (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Согласно подпункту «п» пункта 19 Стандартов раскрытия информации Сетевая организация, помимо прочего, обязана раскрыть информацию о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций. Под паспортом услуги (процесса) понимается документ, содержащий систематизированную в хронологическом порядке информацию об этапах и о сроках оказываемой потребителям услуги (осуществляемого процесса), порядок определения стоимости, если законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за исполнение услуги (процесса), а также описание результата с указанием нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующей услуги (осуществление процесса).

Согласно пункту 29 Правил информация, указанная в подпункте «п» пункта 19 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети «Интернет», предоставляется потребителям путем размещения в печатном виде в центрах очного обслуживания.

В соответствии с требованиями Правил Обществом данная информация раскрыта в на странице «Паспорта услуг» официального сайта Общества по адресу:

https://clients.rosseti-sz.ru/powergridconnection/gc_passports/

Согласно опубликованной информации данный паспорт является приложением к приказу Общества и, таким образом, является локальным нормативным актом.

Паспорт услуги предусматривает состав, последовательность и сроки оказания услуги (процесса) по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей – физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Согласно Паспорту форма заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, включая подачу заявки на технологическое присоединение и оплату счета за оказание услуги очная, письменная, электронная (в том числе посредством переадресации на официальный сайт или единый портал, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы). В случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация регистрирует личный кабинет и сообщает заявителю порядок.

При таких обстоятельствах ПАО «Росссети Северо-Запад» самостоятельно доводит до сведения неопределенного круга лиц посредством размещения на официальном сайте в соответствии с требованиямии Стандартов раскрытия информации информацию сведения о возможности подачи заявки очно в центре обслуживания потребителей, в частности, об оказании содействия в создании личного кабинета, однако, как следует из фактически сложившихся обстоятельств, Общество не в полной мере обеспечивает таковую возможность.

Таким образом, как требованиями Единых стандартов, так и в соответствии с локальным нормативным актом Сетевой организации, предусматривается возможность подачи заявки на технологическое присоединение физическими лицами очно в офисах обслуживания Сетевой организации (создание личного кабинета в офисах обслуживания), а также обслуживание всех категорий лиц, вне зависимости от места нахождения их энергопринимающих устройств.

Таким образом, Единые стандарты предусматривают очный прием потребителей вне зависимости от места расположения их энергопринимающих устройств (пункт 13 Единых стандартов), требования Правил технологического присоединения предусматривают обязанность сетевой организации зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, предоставление доступа к личному кабинету в офисе обслуживания (пункт 105 Правил).

Вместе с тем, представленная потребителем информация свидетельствует об отказе от обслуживания отдельных категорий потребителей по территориальному принципу (энергопринимающие устройства которых находятся, в частности, на территории Старорусского муниципального района), а также о том, что личные кабинеты, необходимые для получения услуг по технологическому присоединению потребителям, обращающимся очно, в данных офисах обслуживания не создаются.

 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) под неопределенным кругом потребителей для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

 

            Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности естественных монополий.

Услуги по технологическому присоединению образуют единый товарный рынок с услугами по передаче электрической энергии, самостоятельного назначения данные услуги не имеют, поскольку во всех случаях направлены на получение доступа к электрической энергии.

В данной связи ПАО «Россети Северо-Запад» - сетевая организация, осуществляющая свою деятельность на территории Новгородской области, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение также в отношении услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.

 

К заявителям, указанным в пункте 14 Правил, как отмечалось, относятся физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Таким образом, в связи с тем, что очное обслуживание потребителей предусмотрено законодательством, прекращение очного обслуживания потребителей  (их определенных категорий)  неправомерно и противоречит нормам, предусмотренным пунктами 8, 8(3), 105 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Отказ в очном обслуживании потребителей приводит (может привести) к ущемлению интересов неопределенного круга лиц, а именно создает препятствия потребителям услуг в регистрации заявок и заключении договоров об осуществлении технологического присоединения, что может быть квалифицировано как отказ либо уклонение от заключения договора хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке.

В связи с наличием в вышеуказанных действиях (бездействии) ПАО «Россети Северо-Запад», выразившихся в отказе на территории Новгородской области в очном обслуживании потребителей (их отдельных категорий) в нарушение пунктов  105 Правил технологического присоединения, пункта  9 Приложения № 3 к Единым стандартам признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Новгородское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) и с этой целью в течении двадцати календарных дней со дня получения настоящего предупреждения:

  1. начать очное обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых находятся на территории любых муниципальных образований Новгородской области в центре обслуживания потребителей по адресу: ул. Нехинская, д. 61Б, гор. Великий Новгород, исключить практику необоснованных отказов в обслуживании потребителям в зависимости от места нахождения их энергопринимающих устройств (если таковые расположены на территории Новгородской области);
  2. начать осуществление в отношении всех потребителей, объекты электросетевого хозяйства которых находятся на территории Новгородской области, обязательств сетевой организации, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения и пунктом 9 Приложения № 3 к Единым стандартам, при очном обращении с заявкой на технологическое присоединение в офисах обслуживания потребителей на территории Новгородской области, а именно:

- регистрацию и сообщение заявителю порядка доступа к личному кабинету заявителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, выдачу индивидуального логина и пароля для доступа в личный кабинет в случае отсутствия личного кабинета у заявителя;

- обеспечение доступа к личному кабинету потребителя на безвозмездной основе.

                                                                                                                 

           О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Новгородское УФАС России   в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения с приложением подтверждающих документов.

 

Руководитель Управления

Государственный советник РФ 1 класса                                                <…>

 

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение                             не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны