Предупреждение №6711/02 Предупреждение о прекращении действий, которые содержат при... от 9 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством
ГБУ «Региональный центр по
ценообразованию в строительстве
Новгородской области»
ул. Большая Санкт-Петербургская,
д. 6/11, Великий Новгород, 173000
Исходящий № 6711/02 от 08.11.2016
Предупреждение
о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
08 ноября 2016 года Великий Новгород
В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило письмо Федеральной антимонопольной службы России с поручением провести проверку на предмет наличия признаков нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении органа исполнительной власти Новгородской области и подведомственных ему учреждений, осуществляющих полномочия в сфере строительства и ценообразования в строительстве, НО «НАСИ», ООО «Госнорматив».
Согласно статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В результате анализа представленных по запросам Управления региональными органами власти, организациями и хозяйствующими субъектами пояснений и материалов, а также сведений и материалов, полученных Управлением из общедоступных источников с информационно-телекоммуникационной сети Интернет, установлено следующее.
Согласно пункту 12 Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного приказом Приказом Госстроя от 04.12.2012 № 75/ГС, разработанные проекты сметных нормативов представляются в Госстрой в формате Word, Excel, DBF, XML.
Следовательно, изначально сметные нормативы разрабатываются в форматах, позволяющих работать с данными документами, осуществлять поиск по документам, копирование отдельных фрагментов и т. д.
Согласно пункту 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Новгородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденным Постановлением Администрации Новгородской области от 15.04.2013 № 191 информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей информацией и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»).
Нормативные правовые и иные акты могут дополнительно размещаться на официальных сайтах в графическом формате в виде графических образов их оригиналов («графический формат»).
На сайте ГБУ «РЦЦС НО» по адресу http://www.rccs-novobl.ru/ размещена информация о территориальной сметной нормативной базе Новгородской области в редакции 2014 года (далее ТСНБ-2001 (редакция 2014)), которая утверждена с 1 апреля 2015 года приказом департамента архитектуры и градостроительной политики Новгородской области от 20.02.2015 № 49 «Об утверждении территориальных сметных нормативов Новгородской области ТСНБ-2001 (редакция 2014)» с изменениями, внесенными приказом департамента от 15.05.2015 № 123 «О внесении изменений в пункт 3 приказа от 20.02.2015 № 49».
На той же странице сайта ГБУ «РЦЦС НО» указано, что с данными приказами и ТСНБ-2001 (редакция 2014) можно ознакомиться на официальном сайте Правительства Новгородской области (раздел «Органы исполнительной власти», подраздел «Департамент архитектуры и градостроительной политики Новгородской области» – «Территориальные сметные нормативы» - «Приказы») по электронному адресу: http://region.adm.nov.ru/vlast/organs/DAGP/TSM.php. Кроме того, указанные приказы и ТСНБ-2001 (редакция 2014) размещены на официальном сайте департамента архитектуры и градостроительной политики Новгородской области по электронному адресу: http://uag53.novreg.ru/ (раздел «Подведомственные учреждения», подраздел «Территориальные сметные нормативны»).
На странице http://uag53.novreg.ru/indeksy-izmeneniya-smetnoy-stoimosti.html сайта департамента размещены индексы изменения сметной стоимости по видам работ (по состоянию на 01.04.2016).
На странице http://www.rccs-novobl.ru/indeksy.html на сайте учреждения размещены индексы изменения сметной стоимости по видам работ, в том числе и за 2 квартал 2016 года.
Просмотр и анализ вышеуказанной информации о сметных нормативах и индексах изменения сметной стоимости показал, что сведения на указанных сайтах учреждения, департамента и Правительства Новгородской области размещены в формате PDF с размещенными надписями, затрудняющими их использование, с отсутствием функции копирования, поиска текста любого фрагмента, печати, сохранения и т. д.
Из ответа ГБУ «РЦЦС НО» от 13.05.2016 № РЦЦС-181-М следует, что средние сметные цены, используемые при составлении сметной документации на объекты строительства, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Новгородской области, учреждением не разрабатывались и не выпускались.
Территориальные сборники сметных цен, разрабатываемые учреждением, носят справочный характер, органами исполнительной власти области не утверждаются и не согласовываются, и не предназначены для применения при составлении сметной документации на объекты строительства, финансируемые за счет средств бюджета Новгородской области.
На странице http://www.rccs-novobl.ru/tinybrowser/files/deyat/preyskurant-gbu-rccs-no-informaciya.pdf сайта учреждения размещена информация о стоимости и условиях приобретения изданий в области ценообразования в строительстве в 2016 году.
Из данной информации следует, что учреждение предлагает за плату ежемесячное печатное издание учреждения «Каталог стоимости материалов и услуг в строительстве Новгородской области». Также можно приобрести печатные издания «Распространение индексов изменения сметной стоимости по видам работ по Новгородской области», распространение которых осуществляется в виде рассылки по электронной почте.
Кроме того, на той же странице своего сайта учреждение предлагает к продаже электронный вариант в формате сметных программ изданий «Распространение индексов изменения сметной стоимости по видам работ по Новгородской области», информационно-справочных материалов «Индексы пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых на территории Новгородской области к уровню цен сметно-нормативной базы ТСНБ-2001 Новгородской области (редакция 2014 года)», а также «Сборник средних сметных цен на материалы, изделия, конструкции и другие ресурсы, применяемые в строительстве, в текущем уровне цен (в шести частях)». При этом указано, что электронный вариант в формате сметных программ распространяется только через разработчиков сметных программ, с которыми ГБУ «РЦЦС НО» заключил договоры. Пользователи могут получить этот вариант только через разработчиков сметных программ и их дилеров.
Вышеизложенное подтверждается ответами хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере разработки сметных программ и составления проектно-сметной документации, (ООО «Центр Гранд», ООО «Компания ИнфоСтрой», ООО «Эрикос-ЦСП», ООО «ВинСмета», ООО «АросСПб», ООО НТЦ «Гектор», ООО «Дата Базис Регион»), которые пояснили, что использование сметных нормативов в том виде, в котором они опубликованы на сайте ГБУ «РЦЦС НО» и на сайтах, на которые имеется соответствующая ссылка на сайте учреждения, затруднительно и требует лишних трудовых и временных затрат на преобразование нужных сведений в формат, удобный для использования в работе.
Таким образом, ГБУ «РЦЦС НО» создало условия для ограничения доступа к территориальным сметным нормативам, создало необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем опубликования сметных нормативов на своем сайте http://www.rccs, в том числе с переходом по ссылке на сайт департамента http://uag53.novreg.ru в раздел «Подведомственные учреждения» и на сайт Правительства Новгородской области http://region.adm.nov.ru в подраздел «Департамент архитектуры и градостроительной политики Новгородской области», в формате PDF с размещенными надписями, затрудняющими их использование, так как в данном формате отсутствуют функции копирования, поиска текста любого фрагмента, печати, сохранения и т. д. (акт осмотра страницы http://uag53.novreg.ru/territorial-nye-smetnye-normativy.html), что нарушает Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным Правительства Новгородской области, утвержденные Постановления Администрации Новгородской области от 15.04.2013 № 191.
Согласно уставу ГБУ «РЦЦС НО», утвержденным приказом руководителя департамента архитектуры и градостроительной политики Новгородской области от 15.01.2015 № 5, ГБУ «РЦЦС НО» не осуществляет функции органов государственной власти Новгородской области , в связи с чем к нему не применимы положения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Из вышеизложенного следует, что в действиях ГБУ «РЦЦС НО» содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ГБУ «РЦЦС НО» о необходимости соблюдения требований антимонопольного законодательства и с этой с целью: руководствуясь вышеизложенным, привести форматы размещения территориальных сметных нормативов в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Данное предупреждение подлежит исполнению в срок до 25.11.2016.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.
Примечание:
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены комиссии: Г.Н. Пашкова
А.И. Крапивин