Решение №6754/02 Решение по делу № 49 в отношении ООО «Росгосстрах» от 15 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

ООО «Росгосстрах»

ул. Парковая, д.3, г. Люберцы, Московская область, 140002

факс:  8(495) 783-24-34

e-mail: rgs@rgs.ru

 

Филиалу ООО «Росгосстрах» в Новгородской области

ул. Рогатица, д. 34, г. Великий Новгород, 173000

факс: 8(8162) 67-87-52

e-mail: rgs@novgorod.rgs.ru

 

<…>

 

Исходящий № 6754/02 от 14.12.2015

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 49                                                                                        Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «14» декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Виниченко О.С. - руководитель Управления;

Члены Комиссии:

Пашкова Г.Н. – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления;

Аванесян М.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления;

Полевщикова И.Г. – заведующий юридическим сектором Отделения по Новгородской области Северо-Западного главного управления Банка России;

Яманова Н.М. -   начальник отдела банковского надзора Отделения по Новгородской области Северо-Западного главного управления Банка России;

Широкова Л.В. -  начальник отдела финансового мониторинга Отделения по Новгородской области Северо-Западного главного управления Банка России;

при участии представителей ООО «Росгосстрах»:

Ильина И.М., действующего на основании доверенности № 21-ОД  от 15.08.2014,

Рябининой Н.А., действующей на основании доверенности № 45-ОД от 28.09.2015,

 рассмотрев дело № 49 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (место нахождения: ул. Парковая, д.3, г. Люберцы, Московская область, 140002) (далее – ООО «Росгосстрах», Общество») пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

          В Новгородское УФАС России 17.08.2015 вх. № 6983 поступило заявление Иванова А.Е. В своем заявлении Иванов А.Е. указывает на некорректное применение обществом с ограниченной ответственностью           «Росгосстрах» (далее – ООО «Росгосстрах») коэффициента «бонус-малус» при расчете размера страховой премии, подлежащей оплате при заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности (далее – ОСАГО).

            В ходе рассмотрения заявления Иванова А.Е. Управлением были выявлены признаки нарушения ООО «Росгосстрах» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете страховой премии по договору ОСАГО полис ССС  № 0657438901 с Ивановым А.Е.

Также, в ходе рассмотрения заявления, Новгородским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке ОСАГО в территориальных границах Новгородской области в 2012, 2013, 2014 и 1 полугодия 2015 года.

По результатам проведенного анализа ООО «Росгосстрах» признано занимающим доминирующее положение на рынке ОСАГО в Новгородской области в 2012, 2013, 2014 и 1 полугодии 2015 года.

          На основании вышеизложенного, приказом Управления от 05.10.2015 № 179  было возбуждено дело № 49 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также создана Комиссия по рассмотрению дела.

  Комиссия по рассмотрению дела № 49 создана в соответствии с положениями части 3 статьи 40 Закона о защите конкуренции. Половину состава Комиссии составляют представители Отделения по Новгородской области Северо-Западного главного управления Банка России.

          В целях сбора сведений, необходимых для всестороннего, объективного и полного рассмотрения дела № 49, Новгородским УФАС России на основании приказа Управления от 05.10.2015 № 180 была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Росгосстрах» в местах нахождения его региональных отделений.

          В ходе проведения проверки были выборочно проверены договоры ОСАГО, заключенные Обществом в 2013, 2014 году и выявлены факты нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при заключении ООО «Росгосстрах» вышеназванных договоров еще с 43 гражданами, отраженные в акте проверки от 27.11.2015.

В соответствии с письменными пояснениями Общества от 20.11.2015 вх. № 9980, в ходе проверки корректности расчетов страховых премий по ряду договоров, пояснения оснований применения коэффициента «бонус-малус» равного 1 по которым были запрошены Управлением, Обществом были подтверждены  факты наличия ряда договоров ОСАГО с некорректно примененным КБМ, из числа проанализированных в ходе выборочной проверки Управления.

          Иванов А.Е. о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

          На рассмотрении дела № 49, представитель ООО «Росгосстрах» пояснил, что Обществом в настоящее время принимаются меры по компенсации гражданам излишне уплаченных денежных средств, Обществом направляются в адрес граждан, при заключении с которыми договоров ОСАГО был применен некорректный КБМ (что было выявлено Новгородским УФАС России в ходе проведения внеплановой выездной проверки),  информационные сообщения о возможности получения таких компенсаций. В настоящее время также вносятся изменения в автоматизированную информационную систему Российского Союза Автостраховщиков по вышеназванным договорам. Также с целью выявления договоров ОСАГО, при заключении которых применен некорректный КБМ, осуществляется выборочная проверка страховых отделов филиала Общества в Новгородской области. Кроме того, представитель Общества пояснил, что определить количество всех договоров ОСАГО, заключенных с нарушением порядка ценообразования, не представляется возможным, а выборочная проверка страховых отделов, проводимая силами Общества, в любом случае не  сможет выявить все аналогичные нарушения. Также не представляется возможным и как-либо обосновать неприменение КБМ, содержащегося в АИС РСА сотрудниками и страховыми агентами общества при заключении договоров ОСАГО в 2013, 2014 году.

    Комиссия, изучив материалы дела, представленные документы, выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Росгосстрах» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

     При этом Комиссия руководствуется следующим.

 Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В соответствии с частью 1 названной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности пунктом 10 части 1 названной статьи запрещается нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, распространяются на действия ООО «Росгосстрах» на рынке ОСАГО в территориальных границах Новгородской области, ввиду его доминирующего положения, признанного по результатам проведения Управлением анализа состояния конкуренции на вышеназванном рынке в 2012, 2013, 2014 и 1 полугодии 2015 года.

  В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»  (далее – Закон об ОСАГО), государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

          В соответствии со статьей 9 Закона об ОСАГО, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Согласно части 2 названной статьи Закона об ОСАГО, коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

В соответствии со статьей 6 Закона об ОСАГО, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Порядок применения коэффициента «бонус-малус» был установлен постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 (ред. от 01.12.2012) «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее –Постановление № 739), действовавшим до 10.10.2014.

Раздел 3 Постановления № 739 содержит формулу, которая применяется для расчета размера страховой премии в отношении транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц.

При этом КБМ является понижающим/повышающим при расчете страховой премии. В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Постановления № 739, установлен следующий порядок его применения:

 

Класс на начало годового срока страхования

Коэффициент

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

0

страховых выплат

1

страховая выплата

2

страховые выплаты

3

страховые выплаты

4 и более

страховых выплат

М

2,45

0

М

М

М

М

0

2,3

1

М

М

М

М

1

1,55

2

М

М

М

М

2

1,4

3

1

М

М

М

3

1

4

1

М

М

М

4

0,95

5

2

1

М

М

5

0,9

6

3

1

М

М

6

0,85

7

4

2

М

М

7

0,8

8

4

2

М

М

8

0,75

9

5

2

М

М

9

0,7

10

5

2

1

М

10

0,65

11

6

3

1

М

11

0,6

12

6

3

1

М

12

0,55

13

6

3

1

М

13

0,5

13

7

3

1

М

 

В соответствии с пунктом 1 Примечаний к пункту 3 вышеназванного постановления, коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.

В соответствии с пунктом 5 Примечаний к пункту 3 Постановления № 739, по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии информации указанным водителям присваивается класс 3. Если водителем представлена информация, согласно которой предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленная информация учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.

Таким образом, КБМ применяется как в случае, если в договоре ОСАГО указан один водитель, так и в случае, если к управлению транспортным средством допущено несколько водителей, при заключении, изменении или продлении договора ОСАГО со сроком действия 1 год.

  В соответствии с пунктом 3 Постановления № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее - информация).

  Частью 3 статьи 30 Закона об ОСАГО установлено, что в частности, в целях  применения КБМ, создается  автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

  К информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается свободный доступ, за исключением информации ограниченного доступа. Информация ограниченного доступа предоставляется органам государственной власти, Банку России, страховщикам и их профессиональным объединениям, иным органам и организациям в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, и в установленном для них порядке.

Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.

          В свою очередь, в соответствии со статьей 24 Закона об ОСАГО, профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Таким профессиональным объединением является Российский Союз Автостраховщиков, который в соответствии с пунктом 1 Устава Российского Союза Автостраховщиков (в редакции от 20.03.2012), является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, формирования и контроля исполнения правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования.

          Статьей 6 Федерального закона от 25.12.2012 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - № 267 - ФЗ) установлено, что с 1 января 2013 года до 30 июня 2014 года включительно при осуществлении ОСАГО страховщик, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Закона об ОСАГО и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. В случаях отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора обязательного страхования необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования. В этом случае значение КБМ не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах обязательного страхования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263, вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных и о предстоящих страховых выплатах, сроке страхования, рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших, касающихся страховых выплат, и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования, представленные страховщиком, с которым был заключен последний договор обязательного страхования, в порядке, предусмотренном пунктом 35 настоящих Правил (далее именуются - сведения о страховании). Сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключающим договор обязательного страхования у одного страховщика.

Системное толкование вышеизложенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что в период с 01.01.2013 по 30.06.2014 информация о величине КБМ может быть получена из сведений, имеющихся у страховщика. При этом, если договор перезаключается с одним и тем же страховщиком, КБМ должен быть применен даже в случае непредставления сведений о страховании за предыдущие периоды, ввиду наличия информации у страхователя о количестве страховых выплат по предыдущему договору ОСАГО в отношении указанного водителя.

Данный вывод согласуется с положениями Методического пособия Российского Союза Автостраховщиков по обучению сотрудников страховых организаций № 7, утвержденным постановлением Президиума РСА от 14 февраля 2013 года (далее – Методические пособие), в соответствии с пунктом 2.2.2. которого, в случае, если Страхователем представлены Сведения о страховании в отношении не всех водителей, допускаемых к управлению по Новому договору, информация в отношении водителей, не указанных в Сведениях считается не предоставленной и должна быть получена страховщиком другими способами (пункты 2.1.2 – 2.1.4 настоящего Методического пособия).

В соответствии с пунктом 2.1.3 Методического пособия, вышеизложенная информация может быть получена из корпоративной информационной системы Страховщика.

Аналогичное положение содержит и представленная Обществом ответом от 28.10.2015 вх. №8986 Инструкция по заключению и сопровождению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действовавшая в 2013,2014 году, в соответствии с пунктом  3.16.8 которой класс может присваиваться, в частности, и на основании имеющихся у Страховщика сведений о количестве страховых выплат, если предыдущий договор ОСАГО заключен в ООО «Росгосстрах». В этом случае запрос в АИС РСА делать не обязательно.

Более того, практическая возможность использования данных о предыдущих договорах ОСАГО при определении надлежащего к применению КБМ, подтверждается сведениями, представленными Обществом ответом от 24.11.2015 вх. № 10076, согласно которым, корпоративная информационная система ООО «Рогсосстрах»  - «АРМ Страховщика» версии 3.0 - введена в  промышленную эксплуатацию до 28.02.2007 во всех Обществах системы Росгосстраха, осуществляющих страховую деятельность, что подтверждается представленной копией приказа ООО «Холдинговая компания РОСГОССТРАХ» от 28.02.2007 № 10хк.

В соответствии с представленным руководством пользователя по использованию «АРМ Страховщика» <… коммерческая тайна

                                                         …>.

<… коммерческая тайна …

                                                                 …>.

<… коммерческая тайна

                                                          …>.

Таким образом, Общество, при заключении договоров ОСАГО в 2013, 2014 году должно было и обладало практической возможностью учитывать сведения о количестве страховых выплат по предыдущим договорам ОСАГО, которые были заключены заявителями также с Обществом.

Как следует из ответа Общества от 08.09.2015 вх. № 7607 при заключении договоров ОСАГО с Ивановым А.Е. ООО «РОСГОССТРАХ» были применены следующие коэффициенты «бонус-малус»:

При оформлении страхового полиса сроком действия с 10.08.2013 по 09.08.2014 (далее – полис № ССС 0657438901), 06.08.2013 Обществом был применен коэффициент 1, что соответствуют классу страхования- 3. Предыдущий полис ОСАГО -  № ВВВ 0600157956.

При оформлении страхового полиса на 2014-2015 г.г., 06.08.2014 – коэффициент 0,95, что соответствует классу страхования- 4,

При оформлении страхового полиса на 2015-2016 г.г., 04.08.2015 – коэффициент 0,9, что соответствует классу страхования -5.

В то же время, согласно информации, представленной по запросу Управления Российским Союзом Автостраховщиков от 24.09.2015  вх. № 8002Э, по состоянию на 10.08.2013 (дата начала действия полиса № ССС 0657438901) данный коэффициент равен 0,85, что соответствует классу страхования - 6.  Предыдущий полис –№ ВВВ 0600157956.

           Также, согласно информации, предоставленной Российским Союзом Автостраховщиков 02.10.2015, по договору  ОСАГО ВВВ № 0600157956 сроком действия с 10.08.2012 по 09.08.2013, отсутствуют страховые выплаты, при этом класс страхования водителя – 5 (КБМ=0,9).

          Информация об отсутствии страховых выплат по договору ОСАГО ВВВ № 0600157956 представлена также  и самим Обществом  28.10.2015 вх. № 8985.

          Таким образом, при заключении договора для расчета размера страховой премии следовало применить КБМ=0,85.

   В то же время, Обществом был применен коэффициент равный «1», чем был нарушен установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

           В ходе проведения внеплановой выездной проверки Управлением были выборочно проанализированы договоры ОСАГО, заключаемые Обществом в период действия положений закона № 267-ФЗ, то есть с 01.01.2013 по 30.06.2014.

При этом Управлением были проанализированы исключительно договоры со сроком действия 1 год и предусматривающие ограничение количества водителей, допущенных к управлению транспортным средством. Таким образом, при заключении либо продлении рассмотренных договоров применение КБМ являлось обязательным.

            По результатам проверки страхового отдела Общества в поселке Крестцы были установлены следующие факты.

 ООО «Росгосстрах» в 2012 и 2013 году заключены договоры ОСАГО со следующими гражданами:

1). <…>

ССС № 0657438364

Период действия: 27.07.2012 по 26.07.2013, примененный КБМ – 0,95.

ССС № 0657438594

Период действия: с 27.07.2013 по 26.07.2014, примененный КБМ – 1.

2). <…>

ВВВ № 0600158024

Период действия: с 16.08.2012 по 15.08.2013 примененный КБМ – 0,95

Количество страховых выплат по договору – 0.

ССС № 0657439023

Период действия с 16.08.2013 по 15.08.2014, примененный КБМ – 1

3). <…>

ВВВ № 0600158021

Период действия с 14.08.2012 по 13.08.2013, примененный КБМ – 0,75

ССС № 0657439010

Период действия с 14.08.2013 по 13.08.2014, примененный КБМ – 1

4). <…>

ВВВ № 0599898022

Период действия с 21.07.2012 по 20.07.2013, примененный КБМ – 0,85

            ССС № 0657439006

            Период действия с 13.08.2013 по 12.08.2014, примененный КБМ – 1

           5). <…>

           ВВВ № 0600158015

           Период действия: с 13.08.2013 по 12.08.2013, примененный КБМ – 0,9

           ССС № 0657438999

           Период действия: с 13.08.2013 по 12.08.2014, примененный КБМ – 1

           6). <…>

           ВВВ № 0599898009

           Период действия: с 15.07.2012 по 14.07.2013, примененный КБМ – 0,8

           ССС № 0657438978, примененный КБМ - 1

            Период действия: с 10.08.2013 по 09.08.2014

            7). <…>

          ВВВ № 0600158029

          Период действия: с 14.08.2012 по 13.08.2013,примененный КБМ – 0,8

          ССС № 0657438968

          Период действия: с 14.08. 2013 по 13.08.2014, примененный КБМ – 1

            8). <…>

            ВВВ № 0599897356

Период действия: с 18.05.2012 по 17.07.2013, примененный КБМ – 0,85

ССС № 0657438967

Период действия: с 09.08.2013 по 08.08.2014, примененный КБМ – 1.

9). <…>

ВВВ № 0599897610

Период действия: с 12.08.2012 по 11.08.2013, примененный КБМ – 0,8

ССС № 0657438966

Период действия: с 12.08.2013 по 11.08.2014, примененный КБМ – 1.

10). <…>

ВВВ № 0599898157

Период действия: с 25.07.2012 по 24.07.2013, примененный КБМ – 0,8

ССС № 0657438717

Период действия: с  25.07.2013 по 24.07.2014, примененный КБМ – 1.

11).  <…>

ВВВ № 0599898272

Период действия: с 29.07.2012  по 28.07.2013, примененный КБМ – 1.

ССС № 0657438712

Период действия: с 29.07.2013  по 28.07.2014

12). <…>

ВВВ № 0599897969

Период действия: с 27.07.2012 по 26.07.2013, примененный КБМ – 0,9

ССС № 0657438707

Период действия: с 27.07.2013 по 26.07.2014, примененный КБМ – 1.

13). <…>

ВВВ № 0599898095

Период действия с: 21.07.2012  по 20.07.2013, примененный КБМ – 0,7

ССС № 0657438703

Период действия: с 22.07.2013 по 21.07.2014, примененный КБМ – 1.

14). <…>

ВВВ № 0599898091

Период действия: с  21.07.2012 по 20.07.2013, примененный КБМ – 0,65

ССС № 0657438599

Период действия: с 21.07.2013 по 20.07.2014, примененный КБМ -1.

15). <…>

ВВВ № 0599897878

Период действия: с 29.06.2012  по 28.06.2013, примененный КБМ – 1.

ССС № 0657438388

Период действия: с 29.06.2013 по 28.06.2014, примененный КБМ -1.

16).  <…>

ВВВ № 0599897912

Период действия: с 02.07.2012 по 01.07.2013, примененный КБМ – 1.

ССС № 0657438401

Период действия: с  02.07.2013 по 01.07.2014, примененный КБМ – 1

17). <…>

ВВВ № 0582495152

Период действия: с 01.07.2012 по 30.06.2013, примененный КБМ – 0,95

ССС № 0657438406

Период действия: с 02.07.2013 по 01.07.2014, примененный КБМ -1.

 

Все рассмотренные договоры ОСАГО перезаключались на новый срок, а предыдущие договоры были заключены указанными гражданами также с ООО «Росгосстрах». Допущенными к управлению транспортным средством в соответствии с вышеуказанными договорами, являлись лишь названные водители.

В соответствии с информацией, представленной АИС РСА от 16.10.2015 вх. № 8629 по всем вышеназванным договорам отсутствовали страховые выплаты. То есть, при заключении вышеназванных договоров ОСАГО в 2013 году, величина КБМ должна была быть меньше на 0,05 величины КБМ, примененной страховщиком при заключении договора ОСАГО в 2012 году.

          В то же время Обществом ко всем вышеуказанным страхователям при заключении договоров ОСАГО в 2013 году был применен КБМ равный 1.

          Таким образом, Обществом ни в одном из вышеназванных случаев не был применен корректный КБМ.

По результатам проверки страхового офиса «Рогатицкий» в г. Великий Новгород, были установлены следующие факты.

ООО «Росгосстрах» в 2012, 2013, 2014 году заключены договоры ОСАГО со следующими гражданами (страховой офис «Рогатицкий» в г. Великий Новгород):

1). <…>

ВВВ № 06141479514

Период действия с 04.08.2012 по 03.08.2013, примененный КБМ – 1.

ССС № 0657434619

Период действия с 04.08.2013 по 03.08.2014, примененный КБМ – 1.

 2). <…>

ВВВ № 0599896370

Период действия с 10.07.2012 по 09.07.2013, примененный КБМ – 1.

ССС № 0657434572

Период действия с 10.07.2013 по 09.07.2014, примененный КБМ – 1.

3). <…>

ВВВ № 061480092

Период действия с 06.09.2012 по 05.09.2013, примененный КБМ – 0,95.

ССС № 0665852317

Период действия с 06.09.2013 по 05.09.2014, примененный КБМ – 0,95

4). <…>

ВВВ № 0614179792

Период действия с 24.08.2012 по 23.08.2013, примененный КБМ – 1 

ССС № 0665852322

Период действия с 24.08.2013 по 23.08.2014, примененный КБМ – 1

5). <…>

ВВВ № 0599896750

Период действия с 25.08.2012 по 24.08.2013, примененный КБМ – 0,95

ССС № 0665852328

Период действия с 25.08.2013 по 24.08.2014, примененный КБМ – 0,95

6). <…>

ВВВ № 0614179807

Период действия 21.08.2012 по 20.08.2013, примененный КБМ – 1.

ССС № 0665852336

Период действия с 21.08.2013 по 20.08.2014, примененный КБМ – 1.

7). <…>

ВВВ № 0599895474

Период действия с 26.06.2012 по 25.06.2013, примененный КБМ -0,8

ССС № 0657433386

Период действия с 26.06.2013 по 25.06.2014,  примененный КБМ – 1.

8). <…>

ВВВ № 0599896845

Период действия с 14.07.2012 по 13.07.2013, примененный КБМ – 0,85.

ССС № 0657433388

Период действия 14.07.2013 по 13.07.2014, примененный КБМ – 1.

9). <…>

ВВВ № 0600154839

Период действия с 10.06.2012 по 09.06.2013, примененный КБМ – 1

ВВВ № 0642889470

Период действия с 10.06.2013 по 09.06.2014, примененный КБМ -1.

10). <…>

ВВВ № 0592070550

Период действия с 05.06.2012 по 04.06.2013, примененный КБМ – 0,85

ВВВ № 0642889472

Период действия с 05.06.2013 по 04.06.2014, примененный КБМ – 1.

11). <…>

ВВВ № 0599887807

Период действия с 11.06.2012 по 10.06.2013, примененный КБМ – 0,65.

ВВВ № 0642889476

Период действия с 11.06.2013 по 10.06.2014, примененный КБМ – 1.

12). <…>

ВВВ № 0600154834

Период действия с 07.06.2012 по 06.06.2013, примененный КБМ – 0,75

ВВВ № 0642889482

Период действия с 07.06.2013 по 06.06.2014, примененный КБМ – 1.

13). <…>

ВВВ № 0592061314

Период действия с 08.06.2012 по 07.06.2013, примененный КБМ – 0,8

ВВВ № 0642889491

Период действия с 08.06.2013 по 07.06.2014, примененный КБМ – 1.

14). <…>

ВВВ № 0599886655

Период действия с 13.06.2012 по 12.06.2013, примененный КБМ – 0,8

ВВВ № 0642889492

Период действия с 13.06.2013 по 12.06.2014, примененный КБМ – 1.

15). <…>

ВВВ № 0631864052

Период действия с 05.06.2013 по 04.06.2014,применный КБМ – 0,7

ССС 0315809593

Период действия с 05.06.2014 по 04.06.2015, примененный КБМ – 1.

 

Все рассмотренные договоры ОСАГО перезаключались на новый срок, а предыдущие договоры были заключены указанными гражданами также с ООО «Росгосстрах». Допущенными к управлению транспортным средством в соответствии с вышеуказанными договорами, являлись лишь названные водители.

В соответствии с информацией, представленной АИС РСА от 25.11.2015 вх. № 10133 по всем вышеназванным договорам отсутствовали страховые выплаты. То есть, при заключении вышеназванных договоров ОСАГО в 2013 году, величина КБМ должна была быть меньше на 0,05 величины КБМ, примененной страховщиком при заключении договора ОСАГО в 2012 году.

Кроме того, Обществом не применены КБМ, содержащиеся в АИС РСА, при страховании следующих граждан в 2013 и 2014 году:

1). <…>

ВВВ № 0657434607

Период действия с 22.07.2013 по 21.07.2014

КБМ на дату вступления в силу по данным РСА- 0,65

Примененный КБМ - 1

2). <…>

ВВВ № 0631869194

Период действия с 22.06.2013 по 21.06.2014

КБМ на дату вступления в силу по данным РСА - 0,8

Примененный КБМ- 1

3). <…>

ВВВ № 0642889478

Период действия с 06.06.2013 по 05.06.2014

КБМ на дату вступления в силу по данным РСА - 0,95

Примененный КБМ - 1

4). <…>

ВВВ № 0649970498

Период действия с 03.06.2013 по 02.06.2014

КБМ на дату вступления в силу по данным РСА - 0,95

Примененный КБМ - 1

5). <…>

ССС № 0315809662

Период действия с 19.06.2014 по 18.06.2015

КБМ на дату вступления в силу по данным РСА – 0,9

Примененный КБМ - 1

6). <…>

ССС 0315809664

Период действия с 22.06.2014 по 21.06.2015

КБМ на дату вступления в силу по данным РСА- 0,9

Примененный КБМ – 1

7). <…>

ССС № 0315809678

Период действия с  20.06.2014 по 19.06.2015

КБМ на дату вступления в силу по данным РСА-0,85

Примененный КБМ – 1

8). <…>

CCC  № 0680689534

Период действия с 21.06.2014  по 20.06.2015, примененный КБМ – 1.

КБМ  на дату вступления в силу по данным РСА – 0,95

Примененный КБМ - 1

9). <…>

ССС 0315809551

Период действия с 28.05.2014 по 27.05.2015

КБМ на дату вступления в силу по данным РСА – 0,95

Примененный КБМ - 1

10). <…>

ССС № 0315809600

Период действия с 21.06.2014 по 20.06.2015

КБМ на дату вступления в силу по данным РСА – 0,95

Примененный КБМ – 1

11). <…>

ССС № 0315803601

Период действия с 03.06.2014 по 02.06.2015

КБМ на дату вступления в силу по данным РСА- 0,8

Примененный КБМ – 1

 

          При этом ввиду наличия необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, ООО «Росгосстрах» должно было применить значение КБМ, содержащееся в базе данных АИС РСА.

В то же время Обществом ко всем страхователям был применен КБМ  равный 1-  то есть, отличный от содержащегося в АИС РСА на дату вступления договора в силу.

Таким образом, по результатам проверки были выявлены факты некорректного применения ООО «Росгосстрах» КБМ при заключении договоров ОСАГО с 43 гражданами.

Проверка ООО «Росгосстрах» была осуществлена в течение 2 рабочих дней, в 2 офисах страхования ООО «Росгосстрах» из 17, действующих на территории Новгородской области.

Как пояснил на рассмотрении дела № 49 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ООО «Росгосстрах», в настоящее время не представляется возможным установить круг лиц, чьи интересы были ущемлены подобными действиями Общества.

При этом в ходе проведения внеплановой проверки Управлением, в целях возможности наиболее оперативного установления корректности применения КБМ, были отобраны полисы ОСАГО, в соответствии с которыми к управлению транспортным средством допущен только один водитель, тогда как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования возможно и в тех случаях, когда в соответствии с договором ОСАГО к управлению транспортным средством допущены несколько водителей.

В то же время, выборочный анализ договоров ОСАГО, заключенных в 2013 и 2014 году показал, что нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования имело место при заключении договоров ОСАГО различными представителями страховщика, действующими как на территории Крестецкого района Новгородской области, так и непосредственно в головном офисе Общества в городе Великий Новгород.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводам о  систематичности рассматриваемых действий Общества и о неограниченном круге лиц, чьи права могли быть ущемлены рассматриваемыми действиями ООО «Росгосстрах».

          Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, с учетом сведений, полученных в ходе внеплановой выездной проверки Общества и отраженных в акте от 27.11.2015 № 25, а также с учетом устойчивого доминирующего положения Общества на рынке ОСАГО в территориальных границах Новгородской области, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Общества нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем некорректного применения КБМ при заключении договоров ОСАГО в 2013 и 2014 году, повлекшем ущемление интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с положениями действующей в настоящее время редакции  Закона об ОСАГО, предусмотрена обязательность применения АИС РСА при заключении договоров ОСАГО. В частности, в соответствии со статьей 10.1 Закона об ОСАГО,  При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Вышеназванный пункт был введен в Закон об ОСАГО Федеральным закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данные изменения вступили в силу 01.07.2014.

Таким образом, в настоящее время сведения о КБМ страхователя определяются страховщиком исключительно на основании данных, содержащихся в АИС РСА.

Кроме того, что следует из пояснений, сделанных представителем ООО «Росгосстрах», в настоящее время система функционирует корректно, и гражданам во всех случаях присваивается коэффициент, содержащийся в системе.

Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с тем, что изменения, внесенные в законодательство об ОСАГО, установили безальтернативный вариант определения сведений о КБМ страхователя и обязательность использования АИС РСА при заключении договоров ОСАГО. Кроме того, у Комиссии отсутствуют какие-либо сведения о нарушениях ООО «Росгосстрах» в настоящее время установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при заключении договоров ОСАГО. 

В то же время, некорректное применение КБМ при заключении договоров ОСАГО в предыдущие периоды напрямую влияет на размер КБМ, применяемого Обществом к страхователям в настоящее время.

В данной связи, Комиссия считает необходимым выдать Обществу предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем информирования граждан, заключивших в 2013 и 2014 году  договоры ОСАГО с Обществом, о возможности обращения в Общество с требованием о проверке корректности примененного при заключении вышеназванных договоров КБМ, а также об обязанности Общества проверять, по обращению граждан, корректность применения КБМ при заключении таких договоров  и, в случае подтверждения некорректности примененного КБМ и отсутствия разногласий между сторонами по данному вопросу, принять меры по компенсации гражданам излишне уплаченных денежных средств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

  

РЕШИЛА:

 

1. Признать в  действиях общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Росгосстрах» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:                                                               О.С. Виниченко

Члены Комиссии:                                                                             Г.Н. Пашкова   

                                                                                                             М.В. Аванесян

                                                                                                             И.Г. Полевщикова

                                                                                                            Н.М. Яманова

                                                                                                            Л.В. Широкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны