Решение №6785/03 РЕШЕНИЕ по делу № Р-31/17 от 13.10.2017 от 28 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

ИП Кубову В.П.

 

 

 

ООО «РУАН»

 

Косая линия В.О., д. 15 В,

Санкт-Петербург, 199106

 

 

КПК «ФинансГарант»

 

ул. Пушкинская, д. 18, пом. 22, 23, 24,

г. Вологда, 160000

 

 

 

 

Исх.№6785/03 от 23.11.17

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 9 ноября 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 ноября 2017 года.

 

 

  Великий Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А.– председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Захарова О.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № Р-31/17 от 13.10.2017 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Кубовым Валерием Павловичем (ИНН 143400040604; далее – ИП Кубов В.П.) пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.08.2017 должностными лицами Новгородского УФАС России на основании подпунктов «б», «г» пункта 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 № 1346, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований Закона о рекламе на территории Великого Новгорода. Мероприятие по контролю осуществлялось с применением фотоаппарата Canon PowerShot A530 (цветной).

По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт фиксации факта распространения наружной рекламы от 03.08.2017 и установлено следующее.

На рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к дому № 23 по проспекту Мира в Великом Новгороде, размещена реклама следующего содержания: «ФинансГарант Кредитный Потребительский Кооператив. Досрочное расторжение без потери %. Сбережения застрахованы. Капитализация или снятие % по выбору пайщиков. Сберегательная программа для пенсионеров «Забота». 14,5 % годовых. КПК «ФинансГарант» г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 28. Телефоны: 8 (8162) 55-32-32, 8 902 148-66-46».

Указанная реклама содержит одно условие оказания соответствующей услуги, исполненное крупным шрифтом – «14,5 %». Помимо данного условия в рекламе содержится информация, исполненная мелким шрифтом, которая содержит сведения об остальных условиях предоставления услуги:

«*Программа сбережений «Забота» действительна для физических лиц – пайщиков кооператива, достигших пенсионного возраста. Минимальный первоначальный взнос 500 рублей. Максимальный взнос не установлен. При досрочном расторжении договора в первые 90 дней с момента последнего внесения денежных средств, % пересчитываются согласно программе «До ВОСТРЕБОВАНИЯ». При расторжении договора по истечении  90 дней с момента последнего внесения денежных средств % начисляются по ставке 14,5 % годовых. Снятие или капитализация процентов по выбору пайщика. Пополнение – в любой период действия договора без ограничений. *Вступить в кооператив могут юридические и физические лица (достигшие возраста 16 лет) при условии оплаты вступительного взноса в размере 200 рублей и обязательного паевого взноса в размере 50 рублей».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации финансовая деятельность по привлечению денежных средств физических и юридических лиц с условием возврата сумм этих средств и выплаты процентов допускается либо путем заключения договора банковского вклада (статья 834 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо договора передачи личных сбережений (статья 4 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»; далее – Закон о кредитной кооперации).

В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона о кредитной кооперации по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.

Таким образом, в данном случае объектом рекламирования является финансовая услуга по привлечению Кредитным потребительским кооперативом «ФинансГарант» (ИНН 3525385652; 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 18, пом. 22, 23, 24; далее – КПК «ФинансГарант») денежных средств физических лиц в качестве сбережений.

Используемый в рекламе шрифт своим размером должен обеспечивать нормальное восприятие потребителем всего содержания преподносимой информации, без дополнительно предпринимаемых усилий по распознаванию и уяснению какой-либо ее части.

Несоразмерность шрифта не должна вести к потере читаемости существенных условий предоставления финансовой услуги, что в свою очередь создает условия для введения потребителей в заблуждение.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.

В данном случае условия предоставлении финансовой услуги, являющиеся существенной информацией для потребителя, способной обмануть его ожидания, сформированные рекламой, влияющие на сумму доходов и расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица (размер первоначального взноса, порядок начисления процентов, размер вступительного и обязательного паевого взносов), представлены мелким, нераспознаваемым шрифтом, нечитаемым на значительном расстоянии.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом (в данном случае 14,5 % годовых), а прочих существенных условий оказания финансовой услуги способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламы и шрифта текста рекламы, а также местоположения рекламоносителя), свидетельствует о ее недобросовестности.

В данном случае принципиальное значение имеет избранный способ распространения рекламы путем ее размещения на значительной высоте от уровня земли на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на искусственном дорожном сооружении (возвышающемся островке безопасности) по оси проезжей части автомобильной дороги. Свободный доступ к данной рекламной конструкции с целью ознакомления со всеми условиями оказания рекламируемой услуги, указанными мелким шрифтом, существенно затруднен, поскольку возможность подхода непосредственно к щиту-билборду (например, по специально отведенной пешеходной дорожке) отсутствует, продвижение к нему возможно только по газону. Причем ближайшие доступные для потребителей точки на местности, с которых можно воспринимать информацию, размещенную на щите-билборде, (пешеходная дорожка, ведущая от одного регулируемого пешеходного перехода до другого на пересечении пр. Мира и ул. Попова; автобусная остановка у д. 34 по пр. Мира) находятся на расстоянии нескольких десятков метров от рекламной конструкции, что делает распознавание и уяснение условий оказания рекламируемой услуги, указанных мелким шрифтом, практически невозможным.

Таким образом, в размещенной на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к дому № 23 по проспекту Мира в Великом Новгороде, рекламе финансовой услуги по приему личных сбережений физических лиц по программе «Забота» КПК «ФинансГарант» имеются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в умалчивании (указании в неподдающейся восприятию форме) в рекламе финансовой услуги, содержащей одно из условий ее оказания, иных условий оказания данной услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из информации, представленной рекламораспространителем рассматриваемой рекламы – Обществом с ограниченной ответственностью «РУАН» (ИНН 7801459864; 199106, Санкт-Петербург, Косая линия В.О., д. 15 В; далее – ООО «РУАН») (вх. № 4995 от 23.08.2017 Новгородского УФАС России), следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Кубов В.П.

Между ООО «РУАН» и ИП Кубовым В.П. заключен Договор № 3511 на размещение наружной рекламы от 28.10.2016, в рамках которого и осуществлялось размещение рассматриваемой рекламы (далее – Договор). Согласно пункту 1.1 Договора Исполнитель (ООО «РУАН») обязуется оказать услуги по обеспечению демонстрации согласованной Сторонами рекламной информации предоставляемой Заказчиком (ИП Кубовым В.П.) в виде рекламных плакатов. Пунктом 2.2.2 Договора установлена обязанность Заказчика обеспечить на рекламных плакатах размещение информации в соответствии с требованиями ФЗ РФ «О рекламе» и иного действующего законодательства РФ. 

Оплата размещения рассматриваемой рекламы на вышеуказанном щите-билборде на территории Великого Новгорода должна была быть произведена ИП Кубовым В.П. на основании счета на оплату № 4921 от 30.06.2017, акта оказанных услуг № 5271 от 31.07.2017, что подтверждается также гарантийным письмом ИП Кубова В.П. от 28.06.2017.

Общая высота рекламного щита размером 3 на 6 метров, расположенного по пр. Мира в Великом Новгороде, на котором размещалась рассматриваемая реклама, составляет 9,5 метров.                                                                         

Таким образом, в данном случае рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ИП Кубов В.П.

Из письменных объяснений ИП Кубова В.П. (вх. № 6569 от 07.11.2017 Новгородского УФАС России) по настоящему делу следует, что рекламодатель считает, что нарушений действующего законодательства при распространении рассматриваемой рекламы допущено не было.

Информация об условиях оказания услуги приема личных сбережений по программе «Забота» КПК «ФинансГарант», помимо процентной ставки – 14,5 % годовых, была представлена на 1/5 части площади рекламной конструкции. Указанная информация с учетом размера щита (3 на 6 метров) доступна для ознакомления потребителями рекламы.

Законом о рекламе не определено, каким должен размер шрифта, правила расположения информации на рекламе, соотношение основных компонентов рекламы с дополнительными.  Потребитель, очевидно, видит, что 1/5 части рекламного материала занята дополнительными условиями и имеет возможность, даже при восприятии основных положений рекламы издалека (при наличии интереса) подойти ближе и рассмотреть дополнительные условия рекламы.

Кроме того, на первом фотоснимке фиксации Новгородским УФАС России спорной рекламы не видны ни основные, ни дополнительные условия оказания финансовой услуги, то есть факт распространения ненадлежащей рекламы не подтвержден материалами дела.

 Также ИП Кубов В.П. сообщает, что спорная реклама распространялась до 30.09.2017 и была демонтирована.

Оплата размещения рассматриваемой рекламы на вышеуказанном щите-билборде на территории Великого Новгорода была быть фактически произведена ИП Кубовым В.П. на основании счетов на оплату № 4921 от 30.06.2017, № 6260 от 10.08.2017, № 8093 от 27.10.2017, актов оказанных услуг № 5271 от 31.07.2017, № 6610 от 31.08.2017, № 8103 от 31.10.2017, что подтверждается платежными поручениями № 120 от 04.07.2017, № 153 от 14.08.2017, № 191 от 30.10.2017.

О месте и времени рассмотрения настоящего дела ИП Кубов В.П.  был надлежащим образом уведомлен, на рассмотрение дела не явился, в вышеуказанных письменных объяснениях заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

  Исследовав материалы дела и оценив доводы ИП Кубова В.П.,  Комиссия приходит к следующим выводам.

Рассматриваемая реклама была направлена на привлечение внимания потенциальных клиентов КПК «ФинансГарант» (в интересах которого в данном случае действовал ИП Кубов В.П.) к услуге по приему личных сбережений, на продвижение на рынке финансовой деятельности КПК «ФинансГарант» и увеличение числа его пайщиков. С этой целью в рекламе было указано наиболее привлекательное условие предоставления рекламируемой услуги – 14,5 % годовых.

Однако в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания соответствующих услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

При этом отсутствие в законодательстве о рекламе четкого указания на размер шрифта рекламных надписей не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона о рекламе.

Материалами дела, в частности фотографиями, приложенными к Акту фиксации факта распространения наружной рекламы от 03.08.2017, подтверждается, что условия предоставления финансовой услуги, кроме процентной ставки,  представлены в рассматриваемой рекламе мелким, нераспознаваемым шрифтом, нечитаемым на значительном расстоянии.

При этом первая фотография, приложенная к указанному Акту, была сделана с ближайшей доступной для потребителей точки на местности, с которой можно воспринимать информацию, размещенную на щите-билборде (пешеходная дорожка, ведущая от одного регулируемого пешеходного перехода до другого на пересечении пр. Мира и ул. Попова) без использования режима увеличения («zoom») фотоаппарата.

Тем не менее, вопреки доводам ИП Кубова В.П., на этой фотографии условие о процентной ставке по приему сбережений (14,5 % годовых) распознается отчетливо, в отличие от условий указанных мелким шрифтом.

Кроме того, 07.11.2017 вх. № 6598 в Новгородское УФАС России поступили представленные КПК «ФинансГарант» документы в отношении оплаты услуг ИП Кубова В.П. по размещению рассматриваемой рекламы, а также типовой договор передачи личных сбережений по сберегательной программе «Забота» (далее – Типовой договор).

Согласно пункту 1.2 Типового договора пайщик передает в КПК денежные средства на условиях срочного сбережения по программе «Забота» на срок 60 (шестьдесят) месяцев с начислением целевых компенсационных выплат (процентов) из расчета 14,5 процента годовых.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе в любом случае полностью отсутствует (не представлено ни крупным, ни мелким шрифтом, ни иным способом) одно из условий оказания финансовой услуги, влияющей на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица – срок приема сбережений и, соответственно, начисления процентов по ним (60 месяцев).

Учитывая изложенное, в размещенной на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к дому № 23 по проспекту Мира в Великом Новгороде, рекламе финансовой услуги по приему личных сбережений физических лиц по программе «Забота» КПК «ФинансГарант» содержится нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в умалчивании (указании в неподдающейся восприятию форме, а также полном отсутствии) в рекламе финансовой услуги, содержащей одно из условий ее оказания, иных условий оказания данной услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае лицом, определившим содержание рекламы, является ИП Кубов В.П. Следовательно, рекламодателем рекламы, являющейся ненадлежащей, является ИП Кубов В.П.

ИП Кубов В.П. самостоятельно принял решение о размещении данной рекламы на местности таким способом, который, с учетом ее содержания и, соотношения, указанных в ней сведений, исполненных шрифтами разных размеров, не обеспечивает восприятие существенных условий соответствующей услуги и создает угрозу введения в заблуждение потребителей относительно доступности и привлекательности рекламируемого финансового продукта. 

Учитывая изложенное, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ИП Кубова В.П.

 При этом в материалах настоящего дела имеются доказательства, прекращения распространения рассматриваемой рекламы (объяснения ИП Кубова В.П., Договор с периодом размещения рекламы с 01.07.2017 по 30.09.2017, Акт фиксации факта прекращения распространения ненадлежащей рекламы от 22.11.2017).

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги по приему личных сбережений физических лиц по программе «Забота» КПК «ФинансГарант», размещенную в июле-сентябре 2017 года на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к дому № 23 по проспекту Мира в Великом Новгороде, рекламодателем которой является индивидуальный предприниматель Кубов Валерий Павлович, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 23 ноябре 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

                                  

           И.А. Куриков

 

Члены Комиссии

           О.А. Захарова

 

           Д.А. Петров

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны