Решение №6793/03 Решение по делу № 54 в отношении МАДОУ "Детский сад № 52" от 12 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Заведующей

МАДОУ «Детский сад № 52»

В.В. Бабинцевой

ул. Попова, д. 5А,

Великий Новгород, 173021

det_sad52@mail.ru

 

Директору

ООО «СБ»

Б.С. Ефимову

ул. Германа, д. 29,

Великий Новгород, 173003

 

Директору

ООО «СДК»

В.С. Иванову

ул. Новолучанская, д. 33, корп. 2,

Великий Новгород, 173002

 

Исходящий № 6793/03 от 16.12.2015

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                                                                                                                                Великий Новгород

Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 16 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Руднева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- ответчика – муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52» - заведующей Бабинцевой Виктории Венеровны, Николаева Алексея Владимировича (доверенность № 2 от 25.11.2015) и Кожевниковой Ксении Викторовны (доверенность № 1 от 25.11.2015);

- заявитель - Общество с ограниченной ответственностью «СБ» - надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение дела не явились, ходатайств не заявляло;

- заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью «СДК» - Торопина Дмитрия Алексеевича (доверенность № 30/15 от 20.11.2015),

рассмотрев дело № 54 от 03.11.2015 по признакам нарушения муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 52» (173021, Великий Новгород, ул. Попова, д. 5А; далее – МАДОУ «Детский сад № 52») части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

03.08.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) от Общества с ограниченной ответственностью «СБ» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 29; далее – ООО «СБ») поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства заказчиком – МАДОУ «Детский сад № 52» при осуществлении закупки путем проведения открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт помещений учреждения МАДОУ № 52, извещение № 31502611215 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 28.07.2015 (далее – Заявление).

Из Заявления следует, что заказчик - МАДОУ «Детский сад № 52» неправомерно установил требование к участникам рассматриваемой закупки в виде требования о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства о наличие допусков к видам работ по следующим пунктам: п. 33 работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), при этом стоимость по одному договору не должна превышать 10 миллионов (далее – допуск СРО). По мнению ООО «СБ» данное ограничение по стоимости договора ограничивает конкуренцию и не позволяет подать заявку участнику закупки с отличным от данного значения размера стоимости по одному договору.

Согласно письменным объяснениям заказчика - МАДОУ «Детский сад № 52» (вх. № 9634 от 17.11.2015 Новгородского УФАС России,  вх. № 10028 от 24.11.2015 Новгородского УФАС России  и вх. № 10235 от 30.11.2015 Новгородского УФАС России), в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет один миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей.

В документации о проведении запроса предложений в электронной форме установлена минимальная стоимость по договору, при этом формулировка полностью соответствует Свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

К участию в закупке допускались участники, имеющие допуск СРО к работам по генеральному подряду. Данный пункт (стоимость по одному договору не должна превышать 10 миллионов) не использовался для отклонения заявок лиц, участвующих в закупке.

Изучив доводы сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приход к следующим выводам.

В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком – МАДОУ «Детский сад № 52» в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком – МАДОУ «Детский сад № 52» разработано и утверждено наблюдательным советом МАДОУ «Детский сад № 52» (протокол № 1 от 15.01.2015) Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52» (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В пункте 5.2 раздела 5 «Запрос предложений» главы 4 «Порядок формирования начальной максимальной цены. Способы закупки, условия их применения. Способы закупок. Условия проведения закупки в электронной форме. Критерии оценки заявок» Положения о закупках заказчиком - МАДОУ «Детский сад № 52» запрос предложений (открытый, закрытый, с ограниченным участием) определен одним из способов осуществления закупки. Пунктом 5.5 раздела 5 главы 4 Положения о закупках установлено, что запрос предложений может проводиться в электронной форме.

Согласно пункту 2.1 раздела 2 «Обязательные требования к участникам закупки» главы 5 «Требования к участникам закупки, условия допуска. Способы защиты добросовестной конкуренции» Положения о закупках установлено, что участники закупки должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, наличие необходимых действующих лицензий, разрешений, сертификатов или свидетельств для производства, поставки товаров, проведения работ и оказания услуг, подлежащих лицензированию или сертификации в соответствии с действующим законодательством РФ и являющихся предметом договора, заключаемого по итога закупки.

28.07.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru заказчиком - МАДОУ «Детский сад № 52» было размещено извещение № 31502611215 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт помещений учреждения МАДОУ № 52 (начальная (максимальная) цена контракта – 3 000 000, 00 рублей).

Извещение о проведении вышеуказанного открытого запроса предложений в электронной форме было утверждено Председателем Комиссии по закупкам МАДОУ «Детский сад № 52» Плотницкой О.П. 28.07.2015.

Поскольку работы, являющиеся предметом закупки, носят капитальный характер и являются работами по капитальному ремонту помещений учреждения МАДОУ № 52, заказчиком - МАДОУ «Детский сад № 52» в соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 главы 5 Положения о закупках в пункте 2.17 раздела 17 «Состав заявки на участие в запросе предложений и порядок размещения документов в составе заявки» Информационной карты запроса предложений (раздел № 2 к документации запроса предложений) установлено следующее требование: «Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства о наличие допусков к видам работ по следующим пунктам: п. 33 работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), при этом стоимость по одному договору не должна превышать 10 миллионов (предоставить копию с приложением)».

Следует отметить, что согласно пункта 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Проект контракта, являющийся приложением № 5 к извещению о проведении запроса предложений, не содержит запрет на привлечение субподрядчиков для выполнения работ, являющихся объектом закупки, что позволяет потенциальному победителю запроса предложений привлечь к исполнению своих обязательств других лиц, выступая в качестве генподрядчика.

Согласно положениям  ГрК РФ к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ).

Понятие капитального ремонта дано в пункте 14.2 статьи ГрК РФ. Согласно данной статье капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капительному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее - Перечень).

Для выполнения работ, являющихся предметом закупки, участники закупки должны были иметь и представить свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а именно свидетельства о допуске к работам по организации капитального ремонта объектов жилищно-гражданского строительства (подпункт 33.3 пункта 33 Перечня).

Согласно части 1.1 статьи 55.8 ГрК РФ  индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

При этом подрядчики, имеющие свидетельства СРО, позволяющие заключать договоры по организации строительства на сумму свыше 10 млн. рублей, имеют полное право участвовать в указанной закупке. Однако, исходя из содержания документации о проведении запроса предложений в электронной форме, заказчиком  неправомерно ограничена сумма договора на организацию строительства до 10 млн. рублей.

Таким образом, в действиях заказчика - МАДОУ «Детский сад № 52» содержится нарушение части 3.1 статьи 52 ГрК РФ, ч. 1.1 статьи 58.8 ГрК РФ и пункта 2.1 раздела 2 главы 5 Положения о закупках, выразившиеся в предъявлении к участникам закупки требования, не предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (неправомерного ограничения суммы договора на организацию строительства согласно полученному участником свидетельству СРО).

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Рынок услуг по капитальному ремонту является конкурентным с большим количеством участников – исполнителей данных работ, поскольку имеет широкие географические границы.

Вышеуказанные действия заказчика (организатора открытого запроса предложений в электронной форме) - МАДОУ «Детский сад № 52» по установлению неправомерного требования к участникам закупки о ограничении суммы договора на организацию строительства согласно полученному участником свидетельству СРО,  могли существенно повлияли на итоги закупки (поданы заявки только от трех участников), а также на возможное число ее потенциальных участников.

Таким образом, в действиях заказчика (организатора запроса предложений в электронной форме) - МАДОУ «Детский сад № 52», выразившихся в  неправомерном ограничении суммы договора на организацию строительства согласно полученному участником свидетельству СРО, содержится нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся  в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенного нарушения и его содержания Комиссия Новгородского УФАС России учитывает, что  по итогам проведения рассматриваемой закупки между заказчиком - МАДОУ «Детский сад № 52» и победителем запроса предложений - ООО «СДК» был заключен договор № 1-15 от 04.08.2015 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений учреждения МАДОУ № 52. По состоянию на 02.12.2015 договор № 1-15 от 04.08.2015 находится на стадии исполнения.

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52» (173021, Великий Новгород, ул. Попова, д. 5А) нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

2. Выдать муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 52» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Председатель Комиссии                                                                          И.А. Куриков

Члены Комиссии                                                                                      А.Т. Иванов

                                                                                                                    Д.А. Руднева

                                                                                                  

           Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Датой изготовления решения в полном объеме считается дата его принятия.                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны