Решение №ИК/4744/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/32-678/2023 по результатам рассмотрения жал... от 27 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

ГОБУЗ Старорусская ЦРБ

 

e-mail: mmucrb@yаndex.ru 

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора Новгородской области и его конкурсной комиссии

 

e-mail: zakupki@novreg.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

Подателю жалобы -

ООО «МВК»

 

e-mail: info@mvc-group.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ053/06/32-678/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

22 ноября 2023 года                                                                                Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

.....,

в присутствии представителей:

заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Старорусская Центральная районная больница – …. (доверенность № б/н от 21.12.2022),

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Мед вкус консалтинг» - …. (доверенность № б/н от 20.11.2023),

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Мед вкус консалтинг» (620130, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 128, офис 1в; далее – ООО «МВК», Общество) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждение здравоохранения Старорусская центральная районная больница (175204, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Костинодворская, д. 50; далее – ГОБУЗ Старорусская ЦРБ) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) и его конкурсной комиссией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в стационар ГОБУЗ Старорусская ЦРБ, извещение № 0150200003923001076 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 03.11.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.11.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – Общества на действия заказчика – ГОБУЗ Старорусская ЦРБ при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в стационар ГОБУЗ Старорусская ЦРБ, извещение № 0150200003923001076 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте 03.11.2023 (вх. № 6885-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

  1. Из проекта государственного контракта следует, что заказчиком выступает ГОБУЗ Старорусская ЦРБ, однако оно не относится к указанной категории государственных заказчиков.
  2. Согласно извещению о проведении рассматриваемой закупки (далее – Извещение) заказчиком, в порядке рассмотрения и оценки заявки в рамках нестоимостного критерия оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «Квалификация») по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» установлен детализирующий показатель «Общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)», в рамках которого оценке подлежат исполненные контракты (договоры) по оказанию услуг сопоставимого характера. При этом услугами сопоставимого характера будут считаться услуги по приготовлению и доставке лечебного питания (организации лечебного питания) в объеме не менее 60 000 койко-дней в год (по каждому из контрактов, договоров), при этом все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Установление в требованиях минимального нижнего предела койко-дней является чрезмерным и противоречащим Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее – Постановление № 2604; Положение).

  1. В рамках показателя «Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен детализирующий показатель «Общее количество специалистов, имеющих профильное образование по специальности «Повар» 4 разряда и выше», который по мнению ООО «МВК» является необъективным и не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта, поскольку подобное условие не предусмотрено действующим законодательством.

Все вышеприведенные положения Извещения, по мнению Общества, приводят к ограничению количества участников закупки.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствующий на рассмотрении Жалобы представитель Общества первый довод Жалобы отозвал, а в оставшейся части поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен, что отражено в его письменных объяснениях (вх. № 6980-ЭП/23 от 20.11.2023 Новгородского УФАС России) содержание которых сводится в следующему.

  1. Пункт 28 Положения указывает на необходимость наличия сопоставимости предметов контрактов, но не их цены, то есть не устанавливает каких-либо ограничений по предельному минимальному значению характеристики объекта закупки.

Условие о сопоставимости предметов контрактов выполнено заказчиком путем указания количества 60 000 койко-дней в год (по каждому из контрактов, договоров), приближенного к условиям выполнения обязательств участника закупки по контракту, который будет заключен в рамках рассматриваемой закупки (72 000 койко-дней).

  1. Установление по нестоимостному критерию оценки заявок «Квалификация» в рамках показателя «Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня и квалификации» детализирующего показателя «Общее количество специалистов, имеющих профильное образование по специальности «Повар» 4 разряда и выше» не противоречит Положению.

На основании вышеизложенного, заказчик просит признать Жалобу необоснованной.

Присутствовавший на рассмотрении Жалобы представитель заказчика поддержал письменные объяснения в полном объеме.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В ноябре 2023 года заказчиком – ГОБУЗ Старорусская ЦРБ и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в стационар ГОБУЗ Старорусская ЦРБ, извещение № 0150200003923001076 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте 03.11.2023, начальная цена контракта 31 191 840,00 рублей.

Извещение было утверждено, подписано электронной подписью и направлено для размещения на официальном сайте заместителем главного врача по финансово-экономической деятельности ГОБУЗ Старорусская ЦРБ …. 10.10.2023.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Положением, утвержденным Постановлением № 2604.

Заказчиком – ГОБУЗ Старорусская ЦРБ в пункте 9 Извещения установлены следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

1) цена контракта, значимость критерия оценки составляет 60%;

2) «Квалификация», значимость критерия оценки составляет 40 %.

Согласно пункту 24 раздела V Положения для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Порядок оценки по вышеуказанным показателям предусмотрен Приложением № 4 к Извещению (далее – Приложение № 4).

В разделе II Приложения № 4 определены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке.

В разделе III Приложения № 4 указаны отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа.

Пунктом 2 раздела III Приложения № 4 в рамках критерия оценки «Квалификация» определены следующие показатели:

  1. «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» (значимость 60%) детализирующий показатель оценки – «Общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)» (значимость 100%);
  2. «Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость 40%) с детализирующим показателем «Общее количество специалистов, имеющих профильное образование по специальности «Повар» 4 разряда и выше» (значимость 100%).

При этом, оценка по первому детализирующему показателю определяется по количеству исполненных контрактов (договоров) по оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом услугами сопоставимого характера будут считаться услуги по приготовлению и доставке лечебного питания (организации лечебного питания) в объеме не менее 60 000 койко-дней в год (по каждому из контрактов, договоров), при этом все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Следует отметить, что согласно описанию объекта закупки, содержащемуся в приложении № 1 к Извещению (далее – Описание объекта закупки) в рамках осуществляемой заказчиком закупки должны быть оказаны услуги по приготовлению и доставке лечебного питания в стационар ГОБУЗ Старорусская ЦРБ в объеме 72 000 койко-дней.

Согласно пункту 28 Положения:

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный «абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Таким образом, определив минимальное количество койко-дней (не менее 60 000) заказчик реализовал свою обязанность по раскрытию сопоставимости оказанных участником закупки услуг по контрактам, которые будут оценены в рамках детализирующего показателя оценки – «Общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)».

    1. Как указывалось ранее, при проведении рассматриваемой закупки заказчиком был использован в том числе показатель, предусмотренный подпунктом «д» пункта 24 Положения (наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации).

Пунктом 30 Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта:

трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Пунктом 25 Постановление № 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

При этом, ни Положение, ни Приложения к нему не регламентируют какие именно детализирующие показателя могут устанавливаться заказчиком при проведении закупок услуг питания по данному критерию оценки.

Одним из показателей нестоимостного критерия оценки «Квалификация» в рамках оспариваемой закупки является «Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость 40%) с детализирующим показателем «Общее количество специалистов, имеющих профильное образование по специальности «Повар» 4 разряда и выше» (значимость 100%).

Установив в Приложении № 4 в качестве детализирующего показателя «Общее количество специалистов, имеющих профильное образование по специальности «Повар» 4 разряда и выше» заказчик – ГОБУЗ Старорусское ЦРБ реализовало требование действующего законодательства о наличии детализирующего показателя.

В свою очередь, указанный детализирующий показатель раскрывает суть нестоимостного критерия оценки «Квалификация» - «Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», что не противоречит положениям действующего законодательства.

На основании всего вышеизложенного, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

Вместе с тем, при ознакомлении Комиссией с Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе были выявлены следующие нарушения.

  1. Порядок оценки заявок по критерию «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» регламентирован разделом II Положения, соответствующие формулы оценки и условия их применения в рамках данного критерия предусмотрены пунктами 9, 10 Положения.

Так, согласно пункту 9 Положения, значение количества баллов по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:

а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «б» настоящего пункта и пунктом 10 настоящего Положения, - по формуле:

 

 

 

где:

Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» (далее - ценовое предложение);

Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги»;

б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:

 

 

 

где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).

В соответствии с пунктом 10 Положения если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» (БЦi) определяется в следующем порядке:

а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:

 

 

 

 

 

б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:

 

 

 

Учитывая установленные пунктами 9, 10 Положения различные случаи для применения тех или иных формул оценки в рамках критерия «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», заказчик при определении порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе обязан предусмотреть указание на все вышеуказанные формулы оценки такого критерия.   

Однако при установлении в Приложении № 4 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме вопреки требованиям Положения заказчиком были определены исключительно формула, предусмотренная подпунктом «а» пунктом 9, без приведения формул, отраженных в подпункте «б» пункта 9 и пункте 10 Положения.

  1. В качестве одного из показателя критерия оценки «Квалификация» пункт 24 раздела V Положения определяет - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта (подпункт «в» указанного пункта Положения).

Пунктом 28 раздела V Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения:

- применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

Таким образом, Положение предусматривает возможность применения к оценки заявок выполненных договоров, при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно пункту 13 приложения № 2 к Положению об оценке Постановления № 2604 наименование соответствующих услуг, являющихся объектом закупки, объединены в общую категорию - услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.

Таким образом, по смыслу указанного Постановления услуги общественного питания и поставка пищевых продуктов по специфике организации, для которой они оказываются, не разделяются.

В силу вышеприведенных положений Постановления № 2604 заказчиком в Приложении № 4 в качестве одного из критериев оценки «Квалификация» определен показатель «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» (значимость 60%) и детализирующий показатель оценки – «Общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)» (значимость 100%).

Однако, в нарушение подпункта «в» пункта 24 раздела V Положения и пункта 13 приложения № 2 к Положению заказчиком – ГОБУЗ Старорусская ЦРБ установлено, что оценка по детализирующему показателю «Общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)» определяется по количеству исполненных контрактов (договоров) по оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом услугами сопоставимого характера будут считаться услуги по приготовлению и доставке исключительно лечебного питания (организации лечебного питания) в объеме не менее 60 000 койко-дней в год (по каждому из контрактов, договоров), при этом все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ Старорусска ЦРБ содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в Извещении ненадлежащего порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по критериям «Квалификация» и «Цена контракта».

  1. В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

Проект контракта является Приложением № 5 к Извещению (далее - Проект контракта).

Извещением предусмотрена возможность одностороннего отказа сторон от исполнения контракта (пункт 13.1).

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт могут быть включены условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Рассматриваемая закупка осуществлялась в электронной форме.

Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта регламентирована статьей 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Между тем, в пункте 2.4.4 Проекта контракта заказчиком приведен следующий порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта:

в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее, чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения разместить его в единой информационной системе в сфере закупок и направить Исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Исполнителя, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Исполнителю.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ Старорусская ЦРБ содержится нарушение части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании в Проекте контракта процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

  1. В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещение о проведении закупки включается информация о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).

Из Извещения следует, что требование об обеспечении исполнения контракта установлено заказчиком при проведении рассматриваемой закупки (раздел 12).

В силу положений части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.

Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.

При этом требование к содержанию независимой гарантии, предусмотренное частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, заказчиком в пункте 7.5 Проекта контракта приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 7.5 Проекта контракта, «В независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия.».

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ Старорусская ЦРБ содержится нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве исполнения контракта.

  1. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Извещением предусмотрена дата окончания исполнения контракта – 31.12.2024 (пункт 3.5.4).

Вместе с тем, эта же дата определена заказчиком в пункте 3.5.2 Извещения в качестве даты окончания оказания услуг.

Вместе с тем, срок исполнения контракта является более широким понятием чем срок окончания оказания услуг, поскольку включает в себя помимо оказания услуг, также время на осуществление приемки и оплаты.

На основании вышеизложенного в действиях заказчика – ГОБУЗ Старорусская ЦРБ содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании вышеуказанной недостоверной и противоречивой информации о дате исполнения контракта.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений и определении его содержания, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика, являются существенными, привели к размещению недостоверной и ненадлежащей информации на официальном сайте.

Кроме того, установление в Извещении ненадлежащего порядка оценки заявок могло привести к поступлению на участие в рассматриваемой закупке заявки единственного участника и признанию конкурса несостоявшимся.

Приведенные выше обстоятельства указывают на необходимость выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений, путем аннулирования указанной закупки.

 

Руководствуясь статьями 7, 32, 34, 42, 95, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки -  Общества с ограниченной ответственностью «Мед вкус консалтинг» (620130, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 128, офис 1в) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждение здравоохранения Старорусская центральная районная больница (175204, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Костинодворская, д. 50) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) и его конкурсной комиссией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в стационар ГОБУЗ Старорусская ЦРБ, извещение № 0150200003923001076 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 03.11.2023, необоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Старорусская центральная районная больница нарушения части 3 статьи 7, части 8 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42, части 3 статьи 45, части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать заказчику - Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения Старорусская центральная районная больница, уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области и его конкурсной комиссии, а также оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Старорусская центральная районная больница нарушения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     ….

                              

Члены Комиссии                                                                                                 ….

 

         ….

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны