Решение б/н Решение по делу № 44 от 15.09.2011 (ИП <С...>) от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«18» октября 2011 года                                                                       Великий Новгород

Исходящий №   3870/03 от  20.10.2011

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <….> – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии: <….> – главный специалист-эксперт Управления, <….> – ведущий специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 44 от 15.09.2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Индивидуальным предпринимателем <С…..> (далее – ИП <С….>) рекламы финансовой услуги – банковской услуги по предоставлению кредита, распространённой на 1-ых полосах рекламного издания «Вечевой центр» № 100 (3063) от 15 июля 2011 года, № 101 (3064) от 19 июля 2011 года, № 104 (3067) от 26 июля 2011 года, № 107 (3070) от 29 июля 2011 года, № 108 (3071) от 02 августа 2011 года посредством рекламного объявления под заголовком «Мебель для дома и офиса» и содержащей признаки ненадлежащей,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП <С….>;

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела представителя заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью «Редакция «Вечевого центра» (исх. от 04.10.2011 № 3651/03 Новгородского УФАС России),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проверки специалистами Новгородского УФАС России рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в периодическом печатном издании – рекламном издании «Вечевой центр» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному Федеральному округу ПИ  № ФС2-7673 от 10.08.2005) № 100 (3063) от 15 июля 2011 года, № 101 (3064) от 19 июля 2011 года, № 104 (3067) от 26 июля 2011 года, № 107 (3070) от 29 июля 2011 года, № 108 (3071) от 02 августа 2011 года на 1-ых полосах было распространено рекламное объявление под заголовком «Мебель для дома и офиса», в котором содержалась следующая информация: «Новые кредитные программы. 0%-0%-6*. 0%-0%-24*. Подробности на www.MebelSelivanov.ru, а также в наших магазинах. *Кредит предоставляется ОАО «ОТП Банк» Лицензия на осуществление банковских операций № 2766 от 04 марта 2008 года».

 

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

 

В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

 

Таким образом, в указанном объявлении речь идёт о финансовой услуге – банковской услуге по предоставлению кредита.

 

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

 

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

 

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

 

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

 

Новгородским УФАС России с целью установления субъектов распространения рекламы, лица, оказывающего рекламируемую в указанной рекламе финансовую услугу – банковскую услугу по предоставлению кредита, а также условий оказания данной услуги, были сделаны запросы документов и сведений (информации), на которые были получены соответствующие ответы.

 

Так, как следует из письма (вх. № 5093 от 12.08.2011 Новгородского УФАС России) Общества с ограниченной ответственностью «Редакция «Вечевого центра» (адрес: 173002, Воскресенский бульвар, д. 10; далее - ООО «Редакция «Вечевого центра»), являющегося одним из учредителей рекламного издания «Вечевой центр», и приложенных к нему документов (копии счёта № 1544 от 05.07.2011, копии платёжного поручения № 2473 от 28.07.20110), рекламодателем и рекламопроизводителем вышеуказанного рекламного объявления, содержащего рекламу финансовой услуги – банковской услуги по предоставлению кредита, является Индивидуальный предприниматель <С….>.

 

Как следует из писем (вх. № 5323 от 24.08.2011 и вх. № 5633 от 09.09.2011 Новгородского УФАС России) Открытого акционерного общества «ОТП Банк» (далее – ОАО «ОТП Банк») и приложенных к ним документов (формы заявления на получение потребительского кредита, условий кредитного договора, тарифов по потребительскому кредитованию), программа (продукт) «0%-0%-6» в банке отсутствует. По программе (продукту) «0%-0%-24» на даты распространения вышеуказанного рекламного объявления для заёмщиков действовали следующие ограничения: максимальная сумма кредита – 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей; минимальная сумма кредита – 2000 (две тысячи) рублей.

 

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама финансовой услуги – банковской услуги по предоставлению кредита, во-первых, содержит несоответствующую действительности информацию о лице, оказывающем услугу по программе «0%-0%-6», поскольку у ОАО «ОТП Банк» отсутствует программа кредитования с таким названием, что является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Во-вторых, данная реклама, содержащая несколько условий по программе «0%-0%-24», направленных на формирование у неопределённого круга лиц желания воспользоваться финансовой услугой, которые являются привлекательными для такого круга лиц, не содержит существенной информации (например, о минимальной и максимальной суммах кредита), что может обмануть ожидания, сформированные у таких лиц данной рекламой, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

 

До рассмотрения дела от ИП <С….> поступили письменные объяснения (вх. № 6558 от 18.10.2011 Новгородского УФАС России) и приложенные к ним документы (копия договора № ПК-Т 7064-11 от 22.06.2011 с приложениями; копия договора оказания услуг № 449/ф от 30.09.2011; копия заявки на рассрочку; копия спецификации к заявлению на получение потребительского кредита), из которых следует, что финансовую услугу, речь о которой идёт в рассматриваемой рекламе («0%-0%-6»), оказывает ОАО «ОТП Банк» на основании договора № ПК-Т 7064-11 от 22.06.2011. Данный тариф у банка называется «Продукт Лёгкий». Программа «0%-0%-6» представляет собой вариацию «Продукта Лёгкий». Базовая процентная ставка по «Продукту Лёгкий» составляет 16,5%, которые ИП <С….> компенсирует банку вместо клиента. По программе «0%-0%-24» в рекламе действительно не была указана существенная информация об условиях оказания финансовой услуги. Указанные нарушения были допущены ИП <С….> впервые и на момент рассмотрения дела уже устранены по собственной инициативе.

 

О месте и времени рассмотрения дела ИП <С….> был извещён (вх. № 6448 от 13.10.2011 Новгородского УФАС России). На рассмотрении дела ИП <С….> присутствовал лично. Им были полностью поддержаны письменные объяснения, представленные ранее. Также было пояснено, что с вменяемыми нарушениями Закона о рекламе ИП <С….> согласен.

 

Исследовав материалы дела, заслушав ИП <С….>, оценив приведённые доводы, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

 

Материалами дела подтверждается, а также не отрицается ИП <С….>, что в рассматриваемой рекламе не были соблюдены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, что выразилось в недостоверной рекламе, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекламируемой услуге (об оказании ОАО «ОТП Банк» услуги кредитования по программе «0%-0%-6»), и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, что выразилось в отсутствии в рекламе программы кредитования «0%-0%-24» существенной информации о минимальной и максимальной суммах кредита, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

 

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьёй 38 Закона о рекламе несёт рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несёт рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

 

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения законодательства о рекламе в данном случае содержатся в действиях лица, определившего содержание и осуществившего производство вышеуказанной ненадлежащей рекламы, т.е. её рекламодателя и рекламопроизводителя – ИП <С….>.

 

ИП <С….> на рассмотрении дела представлены доказательства того, что распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы прекращено.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги – банковской услуги по предоставлению кредита, распространённую на 1-ых полосах рекламного издания «Вечевой центр» № 100 (3063) от 15 июля 2011 года, № 101 (3064) от 19 июля 2011 года, № 104 (3067) от 26 июля 2011 года, № 107 (3070) от 29 июля 2011 года, № 108 (3071) от 02 августа 2011 года посредством рекламного объявления под заголовком «Мебель для дома и офиса», рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ИП <С….>, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

2. Предписание о прекращении нарушений законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением указанных нарушений лицом, их совершившим.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме ­­20 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны