Решение №6847/03 РЕШЕНИЕ от 18 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области»

 

ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 81,

Великий Новгород, 173000

 

 

ИП Новиков Д.В.

 

 

ООО «Монтаж-Сервис»

 

ул. Нехинская, д. 55,

                                                                     Великий Новгород, 173021

 

                                                                          

                                                                      ООО «Велес»

 

д. Чечулино, д. 14, кв. 33,

Новгородский р-н, Новгородская обл.,

173525

 

ул. Сенная, д. 4,

Великий Новгород, 173008

 

 

ООО «Теорема»

 

бульвар Серебристый, д. 21., лит. А, пом.7Н,

г. Санкт – Петербург, 197341

 

ул. Великая, д. 18,

Великий Новгород, 173003

 

Исходящий № 6847/03 от 18.11.2016      

 

РЕШЕНИЕ

 

Великий Новгород

                                                                                                             

Резолютивная часть решения оглашена 07 ноября 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 18 ноября 2016 года                                    

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Иванов А.Т.– член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Руднева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

от ответчика – Специализированной некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» – Кожевникова Алексея Васильевича (доверенность № б/н от 16.05.2016), Проскурина Алексея Геннадьевича (доверенность № б/н от 20.04.2016);

заявителя – Индивидуального предпринимателя Новикова Дениса Васильевича (далее – ИП Новиков; Заявитель);

заинтересованное лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Монтаж-Сервис» (173021, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55) – надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, представители на рассмотрение дела не явились, ходатайств не заявляло,

заинтересованное лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Велес» (173525, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Чечулино, д. 14, кв. 33; 173008, Великий Новгород, ул. Сенная, д. 4) – надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, представители на рассмотрение дела не явились, ходатайств не заявляло,

заинтересованное лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Теорема» (197341, г. Санкт – Петербург, бульвар Серебристый, д. 21, лит. А, пом. 7Н) – надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, представители на рассмотрение дела не явились, ходатайств не заявляло;

рассмотрев дело № 19 от 19.08.2016 по признакам нарушения Специализированной некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» (173000, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 81; далее – СНКО «Региональный фонд») части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

                                                        У С Т А Н О В И Л А:

 

20.05.2016 в Новгородское УФАС России от ИП Новикова  поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства организатором торгов – Специализированной некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» (173000, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 81; далее – СНКО «Региональный фонд») при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по лотам: 107/2016, 108/2016, 112/2016, извещение № б/н о проведении которого было размещено на официальном сайте организатора торгов в сети «Интернет» по адресу: www.kapremont53.ru 20.04.2016 (далее – Заявление).

Из Заявления следует, что в ходе проведения данного конкурса были грубо нарушены положения действующего антимонопольного законодательства.

Вышеуказанные лоты (107/2016, 108/2016, 112/2016), по мнению Заявителя, сформированы произвольно, не по территориальному признаку, не по однотипным видам работ, не взаимосвязаны между собой технически и функционально. Объединение в один лот несвязанных друг с другом работ привело к увеличению начальной (максимальной) цены контракта по каждому лоту и существенному ограничению конкуренции.

Кроме того, согласно конкурсной документации, к участникам закупки установлено требование о предоставлении нотариально заверенной копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией.

На основании изложенного, Заявитель полагает, что заказчик ограничивает конкуренцию при проведении данного конкурса, поскольку в нем не могут принять участие хозяйствующие субъекты (в том числе Заявитель), которые имеют свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, со стоимостью договоров менее максимальной возможной цены договора указанных работ по вышеуказанным лотам, что подтверждается данным СНКО «Региональный фонд» ответом на поступивший запрос о разъяснении положений конкурсной документации.

В результате рассмотрения Заявления установлено следующее.

Согласно части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 182 ЖК РФ Постановлением Правительства Новгородской области от 17.10.2013 № 269 утвержден Порядок привлечения региональным оператором, в том числе в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Порядок).

В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком – СНКО «Региональный фонд»  в соответствии с положениями Порядка.

Конкурсная документация на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Новгородской области (далее - Конкурсная документация) утверждена приказом СНКО «Региональный фонд» от 20.04.2016 № 7-зк.

1. Согласно пункту 2.3 Порядка Заказчик утверждает конкурсную документацию и изменения в нее.

Первоначально СНКО «Региональный фонд» был объявлен открытый конкурс на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по лотам: 50/2016, 106/2016, 107/2016, 108/2016, 109/2016, 111/2016, 112/2016, 113/2016, извещение № б/н о проведении которого было размещено на официальном сайте организатора торгов в сети «Интернет» по адресу: www.kapremont53.ru 23.03.2016. Начальная (максимальная) цена договора по лоту 107/2016 составляла 6 841 255,01 руб.; по лоту 108/2016 - 1 436 000,48 руб.; по лоту 112/2016 - 174 733,7 руб.

Извещением от 30.03.2016 в связи с необходимостью уточнения конкурсной документации СНКО «Региональный фонд» было принято следующее решение по лотам: 112/2016, 113/2016: «Дата и время заседания конкурсной комиссии: 13 мая 2016 года в 10 часов 00 минут».

Извещением от 20.04.2016 СНКО «Региональный фонд» отказалось от проведения открытого конкурса по лотам 107/2016 и 108/2016.

При этом, заявленные по лотам (107/2016, 108/2016, 112/2016) объемы выполняемых работ были значительно расширены (добавлено множество новых объектов, на которых необходимо выполнить работы) и начальная (максимальная) цена договора по каждому из вышеуказанных лотов была значительно увеличена: по лоту 107/2016 - 25 603 761,77 руб.; по лоту 108/2016 - 24 612 945,70 руб.; по лоту 112/2016 - 27 934 038,86 руб.

Заявленные по данным лотам работы технически и функционально не взаимосвязаны между собой, не являются однотипными, а также были сформированы не по территориальному признаку (по каждому лоту объекты расположены в разных населенных пунктах Новгородской области).

При этом, конкурсной документацией установлено требование к участникам конкурса о наличии в составе заявки на участие в данном конкурсе нотариально заверенной копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией.

Увеличение по каждому лоту количества объектов и объема работ существенно влияет на ценовое предложение участников данного конкурса, а также на значения стоимости работ по организации строительства, указанной в свидетельствах СРО данных участников.

Объединение в один лот технологически, функционально и однотипно не связанных между собой работ приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

2. Согласно пункту 8.1.6.3 конкурсной документации для участия в конкурсе участник подает заявку и прикладывает нотариально заверенную копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, в случае если предметом открытого конкурса является выполнение таких работ.

В соответствии с пунктом 15 Информационной карты конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, нотариально заверенную копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, в случае если предметом открытого конкурса является выполнение таких работ.

Согласно пункту 4.1 конкурсной документации любой участник конкурса вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации.

При этом, в пункте 4.4 конкурсной документации указано, что разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.

13.05.2016 в адрес заказчика - СНКО «Региональный фонд» поступил запрос о разъяснении положений конкурсной документации, в котором участник конкурса просил разъяснить, является ли имеющееся у него свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с указанием на право заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства стоимость которых не превышает 10 000 000,00 рублей соответствующим требованиям конкурсной документации и будет ли допущен данный участник к участию в конкурсе.

16.05.2016 (исх. № РФК-1436-И СНКО «Региональный фонд») заказчиком был дан ответ на вышеуказанный запрос, в соответствии с которым до участия в открытом конкурсе не допускаются участники открытого конкурса, не соответствующие требованиям, указанным в конкурсной документации, а в случае, если предметом открытого конкурса является выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не имеющие свидетельства о допуске к таким работам, выданное саморегулируемой организацией, в том числе не соответствующие требованиям о максимально возможной цене договоров на выполнение указанных работ.

При этом, СНКО «Региональный фонд» не было учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 1.1 статьи 55.8 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Согласно части 7 статьи 55.16 ГрК минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет:

1) один миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей;

2) один миллион пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей;

3) три миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей;

4) шесть миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до трех миллиардов рублей;

5) девять миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, три миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей;

6) тридцать миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, десять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более.

Таким образом, подрядчик вправе выполнять работы по организации строительства объекта капитального строительства только в случае, если цена заключенного им контракта (договора строительного подряда) соответствует стоимости организации строительства по одному договору, указанной в его свидетельстве СРО (то есть не превышает предельное значение стоимости работ согласно выданному свидетельству).

При проведении конкурса его участники вправе заявлять свои предложения по цене договора ниже начальной (максимальной) цены контракта.

В случае, если участник конкурса предлагает цену договора равную или менее стоимости организации строительства по одному договору, указанной в выданном ему свидетельстве СРО, то данный участник соответствует требованиям ГрК, имеет право заключить контракт по итогам конкурса по предложенной им цене и приступить к выполнению работ.

Данные обстоятельства не были учтены СНКО «Региональный фонд» при даче ответа на вышеуказанный запрос о разъяснений положений конкурсной документации, в результате потенциальные участники данного конкурса (в частности лицо, направившее данный запрос) были введены в заблуждение при принятий решения об участие в данном конкурсе.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 Согласно письменным объяснениям с приложением подтверждающих документов (вх. № 6327 от 23.09.2016, № 7031 от 21.10.2016 Новгородского УФАС России) и устным пояснениям, данным на рассмотрении настоящего дела представителями СНКО «Региональный фонд», формирование лотов №№ 107/2016, 108/2016, 112/2016 происходило по принципу рационализации и объединения адресов многоквартирных домов (далее – МКД), уже формировавшихся в других лотах ранее и в отношении которых в рамках проведенных конкурсных процедур не были привлечены подрядные организации вследствие экономической непривлекательности проведения работ в отношении данных МКД.

Вышеуказанные лоты были сформированы исходя из рентабельности работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.

В отношении МКД, вошедших в вышеуказанные лоты, уже проводились конкурсные процедуры, данные объекты ранее уже формировались в другие лоты с меньшей начальной (максимальной) ценой договора.

Основной целью формирования лотов являлось обеспечение проведения качественных работ по капитальному ремонту, а также выявление по результатам конкурсных процедур подрядных организаций, исполнение договорных обязательств которыми будет отвечать требованиям эффективного использования источников финансирования данных работ и проведения работ по капитальному ремонту в отношении МКД, являвшихся предметом ранее не состоявшихся конкурсных процедур из-за отсутствия конкурсных заявок.

Также СНКО «Региональный фонд» отмечает, что, по мнению СНКО «Региональный фонд», из представленных письменных разъяснении на запрос ИП Новикова не следует указание на возможный не допуск участников и впрямую не указано, что наличие свидетельства СРО со стоимостью договора менее 10 000 000 рублей является основанием для отказа участнику в допуске к участию в конкурсе.

На заседании Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению настоящего дела представители СНКО «Региональный фонд» поддержали данные пояснения в полном объеме.

Согласно письму ИП Новикова (вх. № 6268 от 21.09.2016 Новгородского УФАС России), ИП Новиков отзывает свое Заявление на действия СНКО «Региональный фонд».

30.09.2016 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению настоящего дела ИП Новиков устно заявил об отзыве Заявления.

Комиссия, исследовав имеющиеся в деле материалы и заслушав пояснения  лиц, участвующих в рассмотрении  дела, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями указанного федерального закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно пункту 1.4 Порядка организатору открытого конкурса, заказчику, членам конкурсной комиссии запрещается осуществлять действия, которые могут привести к ограничению конкуренции между участниками открытого конкурса. Одному или нескольким участникам открытого конкурса не могут быть созданы преимущественные условия, в том числе путем доступа к информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.

В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 Порядка заказчик (СНКО «Региональный фонд») определяет, в том числе, предмет и сроки открытого конкурса.

Как следует из письменных и устных пояснений представителей СНКО «Региональный фонд» в отношении МКД, объединенных в лотах №№ 107/2016, 108/2016 и 112/2016, ранее проводились конкурсные процедуры по отбору подрядчиков для выполнения работ по их капитальному ремонту с меньшей начальной (максимальной) ценой договора (лоты №№36/2016, 56/2016, 57/2016, 59/2016, 62/2016, 63/2016, 66/2016, 88/2016, 100/2016, 103/2016), однако заявок на участие в данных конкурсных процедурах не поступало, что свидетельствует об отсутствии у подрядных организации интереса к данным МДК по отдельности, либо при объединении небольшой группы данных домов в один лот.

С целью рационализации, экономической целесообразности и выполнения СНКО «Региональный фонд» возложенных на него функции по привлечению подрядных организации для выполнения работ по капитальному ремонту в отношении МКД СНКО «Региональный фонд» объединило и укрупнило в три лота нерентабельные и экономически непривлекательные для подрядных организации МКД, что привело, в частности, к увеличению начальной (максимальной) цены договора по каждому лоту и увеличению интереса подрядных организации к заново сформированным лотам.

Данный вывод подтверждается количеством конкурсных предложений, поступивших по данным лотам: по лоту 107/2016 – 3 заявки; по лоту 108/2016 – 4 заявки; по лоту 112/2016 – 3 заявки.

Следовательно, с учетом количества поступивших на участие в данных конкурсах заявок, отсутствует указание на то, что при проведении вышеуказанного конкурса его заказчиком - СНКО «Региональный фонд» были совершены действия, которые привели к ограничению конкуренции, в частности, ограничению количества участников данного конкурса.

Кроме того, на отсутствие нарушений Закона о защите конкуренции при проведении вышеуказанного открытого конкурса указывает тот факт, что 21.09.2016 от заявителя – ИП Новикова поступил отзыв Заявления, что свидетельствует о том, что при проведении рассматриваемого конкурса права и интересы ИП Новикова нарушены не были (в частности, ИП Новиков имел право и возможность подать заявку на участие в данном конкурсе).

Также Новгородское УФАС России отмечает, что в вышеуказанном ответе СНКО «Региональный фонд» на поступивший в адрес заказчика запрос о разъяснении положений конкурсной документации нет конкурентного указания на то, что конкурсная заявка участника будет признана несоответствующей требованиям конкурсной документации в случае, если данный участник представит в составе конкурной заявки свидетельство СРО со стоимостью договора менее 10 000 000 рублей, при этом предложив цену контракта (договора) менее или равную 10 000 000 рублей.

          Учитывая изложенное,  фактов совершения СНКО «Региональный фонд»  действий (бездействия), нарушающих требования статьи 17 Закона о защите конкуренции не установлено, доказательства ограничения или устранения конкуренции отсутствуют.

 

               Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Специализированной некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» (173000, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 81).

       

Председатель Комиссии                                                                           О.С. Виниченко

 

 

Члены Комиссии                                                                                       А.Т. Иванов

 

                                                                                                                     Д.А. Руднева

 

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

          Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны