Решение №6874/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 18 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

Муниципальному заказчику –

Администрации Парфинского муниципального района

 

ул. Карла Маркса, д. 60,

п. Парфино, Новгородская обл., 175130

 

 

Оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк – АСТ»

 

 ул. Большая Якиманка, д. 23,

 г. Москва, 119180

 e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) – ООО «Доминант»

 

ул. Вербная, д. 27,

г. Санкт – Петербург, 197375

 

Исходящий № 6874/03 от 18.11.2016

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

16 ноября 2016 года                                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Петрова А.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

Евстигнеева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,                

в присутствии представителей:

муниципального заказчика - Администрации Парфинского муниципального района (175130, Новгородская обл, Парфинский р-н, Парфино рп, Карла Маркса, д. 60; далее – Администрация) – Спасской В.Г. (доверенность б/н от 14.11.2016), Дементьева В.В. (доверенность б/н от 14.11.2016);

податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Доминант» (197375, г. Санкт - Петербург, ул. Вербная, д. 27; далее – ООО «Доминант», податель Жалобы) – надлежащим образом уведомлен о месте и времени заседания Комиссии, своих представителей на заседание Комиссии не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – ООО «Доминант» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение комплекса работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Парфинского городского поселения, извещение № 0350300001916000070 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 07.11.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.11.2016 в Новгородское УФАС России (вх. № 7407 от 09.11.2016) поступила жалоба участника закупки – ООО «Доминант» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение комплекса работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Парфинского городского поселения, извещение № 0350300001916000070 о проведении которого было размещено на официальном сайте 07.11.2016 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

В соответствии с приложением 2 к техническому заданию документации об электронном аукционе (далее – Приложение 2 к ТЗ; Документация) установлены подробные требования к показателям, полученных при испытании товаров (материалов), используемых при выполнении работ, данные требования препятствуют участникам подать заявки на участие в закупке, поскольку указанные заказчиком характеристики, возможно определить только после его испытания.

ООО «Доминант» считает, что подробное описание значений показателей, полученных при испытании товаров (материала) приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку законодательства о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товары (материалы), предлагаемые к использованию при выполнении работ.

На основании вышеизложенного податель Жалобы просит провести внеплановую проверку рассматриваемой закупки.

Муниципальный заказчик – Администрация считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных объяснениях (вх. №7492 от 15.11.2016 Новгородского УФАС России) суть которых сводится к следующему.

Установление в Приложении 2 к ТЗ подробных значений показателей, полученных при испытании товара (материала), предлагаемого к использованию при выполнении работ является правомерным, поскольку проведение лабораторных исследование включено заказчиком в начальную (максимальную цену контракта).

Также Администрация считает, что пункт 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» (далее - Письмо) обязателен для применения только в случае закупки товаров, а не товаров, используемых при выполнении работ.

На рассмотрении Жалобы представители муниципального заказчика – Администрации поддержали вышеуказанные доводы в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В течение ноября 2016 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта (договора) на выполнение комплекса работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Парфинского городского поселения (извещение № 0350300001916000070 от 07.11.2016; начальная (максимальная) цена контракта 1 985 982 ,76 рублей).

Документация утверждена первым заместителем главы Администрации Е.Н. Леонтьевой 07.11.2016.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать  согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 24 Документации требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В Приложении 2 к ТЗ установлены требования к основным материалам, используемым при выполнении комплекса работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Парфинского городского поселения.

По позициям «Асфальтобетонная смесь (горячая и теплая для полного асфальтобетона мелко и крупнозернистая, песчаная)», «Битум нефтяной дорожный вязкий» Приложения 2 к ТЗ установлены, в частности, следующие характеристики:

- остаточная пористость % неизменяемый диапазон значений 2,5-5;

- предел прочности при сжатии, при температуре 50°С, Мпа - минимальное значение 1,0;

- предел прочности при сжатии, при температуре 20°С, Мпа - минимальное значение 2,2;

- предел прочности при сжатии, при температуре 0°С, Мпа - максимальное значение 12;

- глубина проникновения иглы, 0.1 мм при 25 °С - неизменяемый диапазон значений 91-130, при температуре 0°С – минимальное значение 28;

- температура размягчения по кольцу и шару, °С – минимальное значение 43 и др.

В пункте 25 Документации, Приложении 2 к ТЗ установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, из содержания которой следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения, указанные в пункте 24 Документации, в частности конкретные значения показателей используемого для выполнения работ товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.

Недопустимо указывать в первой части заявки диапазоны значений из технических регламентов, стандартов и т.п. вместо конкретных показателей.

Не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого для использования товара (материала) указывать: «не более», «не менее», «не хуже», «или», «соответствует», «в полном соответствии» и т.п. и допускать разночтения или двусмысленное толкование.

Таким образом, участники в составе первых частей заявок должны указать конкретные значения каждой характеристики по позициям «Асфальтобетонная смесь (горячая и теплая для полного асфальтобетона мелко и крупнозернистая, песчаная)», «Битум нефтяной дорожный вязкий» Приложения 2 к ТЗ.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в Документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма, положения которого распространяются на все закупки, содержащие требования к товарам, поскольку в нем отсутствует указание на иное.

Таким образом, Документация устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, которые являются общедоступными для всех заинтересованных лиц (указываются на упаковке товара, в сопроводительных документах при приобретении партии товара, на сайтах в сети «Интернет» и прайс-листах производителей и продавцов), также конкретных показателей результатов испытаний товара (остаточная прочность, предел прочности при сжатии при определенных температурах, температура размягчения по кольцу и шару и тд.). 

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о результатах испытаний и исследований таких товаров.

Следует отметить, что включение при расчете начальной (максимальной) цены контракта расходов на проведении экспертизы не возлагает на участников рассматриваемой закупки обязанности на ее проведения до момента подписания контракта на основании следующего.

Согласно пункту 9 ТЗ подрядчик должен обеспечить организацию операционного контроля качества работ, а именно в течение 10 (десяти) календарных дней с даты заключения контракта представить заказчику среди прочего экспертное заключение лабораторных испытаний.

Также из пункта 8 ТЗ следует, что до подписания акта приемки законченных работ подрядчик должен передать заказчику в частности протоколы лабораторных испытаний материалов, сертификаты соответствия.

Таким образом, из указанных выше положений Документации следует, что указанные ранее документы предоставляются заказчику только на этапе исполнения муниципального контракта, а не на этапе подачи заявки на участие в рассматриваемой закупке.

Следовательно, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пунктов 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении заказчиком правил описания объекта закупки.

Таким образом, доводы Жалобы нашли свое подтверждение.

Допущенное муниципальным заказчиком – Администрацией нарушение правил описания объекта закупки приводит к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупки. Согласно устным пояснениям представителей муниципального заказчика на участие в рассматриваемой закупки поступила заявка единственного участника. 

Учитывая изложенное, имеются основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями 8, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Доминант» (197375, г. Санкт - Петербург, ул. Вербная, д. 27) на действия муниципального заказчика – Администрации Парфинского муниципального района (175130, Новгородская область,  п. Парфино, ул. Карла Маркса, д. 60) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение комплекса работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Парфинского городского поселения, извещение № 0350300001916000070 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 07.11.2016, обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Парфинского муниципального района нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Парфинского муниципального района обязательное для исполнения предписание об устранении нарушении законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Парфинского муниципального района.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          О.С. Виниченко

                                                                                                               

Члены Комиссии                                                                                                           А.В. Петрова

 

                                                                                                                                  Д.А. Евстигнеева

 

 

Решение может быть обжалована в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны