Решение №5185/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/14-620/2022 по результатам рассмотрения жал... от 25 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ГУ – НРО ФСС России

 

ул. Псковская, д. 15,

Великий Новгород, 173009

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

 

Подателю жалобы – ООО «Гарант»

 

ул. Политехническая, д. 6, стр. 1,

пом. 346, оф. 2,

г. Санкт-Петербург, 194021

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/14-620/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

22 ноября 2022 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

….

в присутствии представителей государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации – …. (доверенность № б/н от 11.01.2021), …. (доверенность № б/н от 21.09.2022),

податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Гарант» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял;

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Гарант» (194021, г. Санкт-Петербург, д. 6, стр. 1, помещ. 346, офис № 2; далее – ООО «Гарант», Общество) на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации (173009, г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее - ГУ – НРО ФСС России) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами, извещение                                             № 0250100000322000157 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 07.11.2022

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.11.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Гарант» на действия государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС России при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами, извещение № 0250100000322000157 о проведении которого было размещено на официальном сайте 07.11.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы сводятся к тому, что при проведении рассматриваемой закупки государственный заказчик – ГУ-НРО ФСС России ввиду наличия в перечне отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), утвержденном Постановлением РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 617) закупаемого товара, обязан применять положения такого Постановления.

Однако, согласно извещению о проведении рассматриваемой закупки (далее - Извещение) ограничения, предусмотренные Постановлением № 617, государственным заказчиком не применялись, что свидетельствует о нарушении законодательства о контрактной системе.

В обоснование своей позиции Общество ссылается на судебную практику, а также на позицию Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг России), изложенную в их письме (исх. № 37178/25 от 25.04.2022 Минпромторга России) и в письменных объяснения по делу № 65-26970/2021.

Кроме того, Общество указывает на то, что отраслевым законодательством предусмотрено исключительно обеспечение инвалидов средствами реабилитации, а не осуществление какого-либо вида работ для них, что, по его мнению, подтверждает факт отнесения данной закупки к поставке товара в рамках смешанного типа договора.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать государственному заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно письменным возражениям государственного заказчика (вх. № 6384 от 21.11.2022 Новгородского УФАС России), с доводами Жалобы он не согласен по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 Постановления № 617 ограничения, установленные данным постановлением, распространяются на товары, включенные в Перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Ни Извещение, ни проект государственного контракта, являющийся одним из приложений к Извещению, не содержат сведений о том, что заказчик осуществляет закупку товара или работ с использованием готового товара.

Объектом закупки является именно выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами, то есть их изготовление с учетом особенностей каждого получателя.

Кроме того, подтверждением происхождения товара на территории Российской Федерации являются определенные Постановлением № 617 документы, однако, на момент подачи заявки на участие в закупки корсеты, изготавливаемые по индивидуальному заказу еще не изготовлены.

Также ГУ-НРО ФСС России в своих возражениях указывает на то, что отраслевое законодательства, на которое ссылается Общество, регламентирует процесс предоставления техническими средствами реабилитации, при этом осуществление государственным заказчиком закупки на выполнение работ по изготовлению таких средств реабилитации не противоречит положениям указанного законодательства.

Присутствующие на рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика поддержали вышеприведенные возражения в полном объеме, а также указали на то, что их позиция подтверждается решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, оставленного в силе постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу № А56-44610/2022.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В ноябре 2022 года государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС России осуществляется закупка путем проведения электронного на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами, извещение № 0250100000322000157 о проведении которого было размещено на официальном сайте 07.11.2022 (начальная (максимальная) цена контракта - 1 110 000,00 рублей).

Извещение утверждено главным специалистом – руководителем группы организации закупок для государственных нужд отделения ГУ-НРО ФСС России …. 07.11.2022.

В соответствии с пунктами 5, 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее:

- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;

- информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Из Извещения следует, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В развитие данной нормы принято Постановление № 617, которым утвержден Перечень.

В Извещении установлено следующее наименование объекта закупки – выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами и определен код ОКПД2: 32.50.22.125 – «Корсет полужесткой фиксации».

Указанный код ОКПД2 32.50.22.125 – «Корсет полужесткой фиксации» включен в Перечень.

Однако, несмотря на наличие установленного государственным заказчиком в Извещении кода ОКПД2 в Перечне, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что положения Постановления № 617 не подлежат применению при проведении рассматриваемой закупки на основании нижеследующего.

Комиссией установлено, что объектом закупки является выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами полужесткой фиксации, а именно изготовление указанных средств реабилитации с учетом особенностей получателей.

В силу пунктов 1, 3, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки и проект контракта.

Описание объекта закупки и требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке являются приложениями к Извещению, которые содержат требования к выполнению работ по обеспечению инвалидов корсетами полужесткой фиксации, их качеству и к месту выполнения работ, а также определяют, что заявка должна содержать среди прочего согласие участника закупки на выполнение работ.

Следует отметить, что среди требований к содержанию заявок отсутствует требование о представлении в составе заявки конкретных показателей товара и указания страны происхождения.

Следует отметить, что согласно части 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно части 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

В соответствии с пунктом 3 статьи 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом, одним из существенных условий договорных отношений между лицами в отношении поставки товара является срок поставки товара.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Частями 2, 3 статьи 508 ГК РФ установлено, что наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.), а досрочная поставка товаров может производиться с согласия покупателя.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 513 ГК.РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.

Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Следовательно, договор поставки должен содержать условия и сроки приемки поставленных товаров, а также порядок оформления такой приемки.

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

Согласно статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Проект государственного контракта является одним из приложений к Извещению (далее - ПК).

Согласно пункту 1.1 ПК по настоящему контракту Исполнитель обязуется выполнить работы по обеспечению инвалидов (далее - Получатели) корсетами (далее -изделия), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в порядке и на условиях, определенных настоящим Контрактом. Объем работ (количество изделий), их наименование, вид, технические и функциональные характеристики работ и требования, а также срок службы изделий, гарантии качества и иные условия выполнения работ указаны в Техническом задании (Приложение №1).

Пунктом 1.2 ПК предусмотрено, что выполнение работ по контракту осуществляется Исполнителем на основании разнарядки (списка), выданной Заказчиком и содержащих сведения о Получателях: ФИО, адрес места жительства, номер телефона, наименование и количество изделий, при обращении Получателя к Исполнителю с Направлением (Приложение №2), выданным Заказчиком и предъявленным Получателем Исполнителю. Исполнитель обязан произвести индивидуальную подборку и разработку изделия Получателю с учетом его физиологических особенностей.

В силу пункта 4.2 ПК по факту выполнения работ составляется Акт сдачи – приемки результата работ, услуг (Товара – технического средства реабилитации) (Приложение № 3), подписанный представителем Исполнителя и Получателем в момент передачи Получателю изделия (результата работ) при предъявлении направления и паспорта либо его уполномоченным (законным) представителем при предъявлении направления, паспорта Получателя, а также документа, удостоверяющего личность и полномочия представителя. Датой приемки изделия Получателем (его представителем) является дата, указанная в Акте сдачи – приемки результата работ.

Акт сдачи – приемки результата работ должен содержать сведения о наименовании результата работ (изделия) в соответствии с Техническим заданием (наименование, вид, модель, размер и пр.), личную подпись представителя Исполнителя, передававшего изделие, личную подпись Получателя либо его Представителя, а также реквизиты документа, удостоверяющего личность Получателя, а в случае получения изделия представителем Получателя дополнительно: реквизиты документа удостоверяющего личность представителя и документа, подтверждающего его полномочия.

Исполнитель гарантирует, что все сведения, содержащиеся в Акте сдачи – приемки результата работ, в том числе, о наименовании изделия в соответствии с Техническим заданием (наименование, вид, модель, размер и пр.), личная подпись представителя Исполнителя, передававшего изделие, личная подпись Получателя либо его Представителя, а также реквизиты документа, удостоверяющего личность Получателя и представителя Получателя, а также реквизиты документа подтверждающего полномочия представителя и др., являются достоверными.

Таким образом, ни Извещение, ни ПК со всеми его приложениями не содержат условий и/или положений, указанных выше и установленных ГК РФ в отношении правоотношений связанных с поставкой товара (сроки и порядок поставки, сроки и порядок приемки товара и т.д.).

Как следует из пункта 4 Постановления № 617 ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Следует отметить, что Постановление № 617 не устанавливает ограничений для материалов, из которых изготавливаются товары, включенные в Перечень.

Вместе с тем, исходя из буквального содержания Извещения и ПК, следует, что предметом закупки в данном случае является именно выполнение работ по изготовлению (производству) корсетов полужесткой фиксации по индивидуальным меркам каждого получателя, а не поставка корсетов полужесткой фиксации как изделия.

По результатам исполнения государственного контракта изготовленный по индивидуальным замерам и с учетом физиологических особенностей корсет полужесткой фиксации будет передан получателю, то есть инвалиду по акту сдачи-приемки результата работ, услуг, и именно получатель (инвалид либо уполномоченный (законный) представитель), а не государственный заказчик подписывают такой акт.

Изготовленный по результатам работ корсет полужесткой фиксации не будет являться поставляемым в рамках контракта товаром, поскольку по их результатам не составляется товарная накладная или акт передачи товара, а также не будет осуществляться постановка заказчиком результата работ (то есть самого изделия) на бухгалтерский учет.

Указанные выводы соответствуют позиции ФАС России, содержащейся в его письме от 25.06.2020 № ИА/53616/20.

При этом, вопреки доводам Жалобы, определенный заказчиком предмет закупки в виде выполнения определенных работ, не противоречит положениям отраслевого законодательства, поскольку в результате надлежащего исполнения контракта будут реализованы гарантии граждан с ограниченными возможности на получение технических средств реабилитации.

Выводы о правомерности действий заказчика по неустановлению ограничений в рамках Постановления № 617 при проведению работ по изготовлению корсетов полужесткой фиксации подтверждаются практикой Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу № А56-44610/2022, а позиция Минпромторг России, изложенная в их письме (исх. № 37178/25 от 25.04.2022 Минпромторга России) не подлежит применению к рассматриваемой закупке в силу пункта 4 Постановления № 617, так как изготовленный в рамках закупки товар не является поставляемым и не передается заказчику.

На основании изложенного, государственный заказчик - ГУ-НРО ФСС России при проведении рассматриваемой закупки правомерно не устанавливал ограничения, предусмотренные Постановлением № 617, в связи с чем, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения и Жалобы является необоснованной.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях государственного заказчика – ГУ-НРО ФСС России и его единой комиссии не установлено.

 

Руководствуясь статьями 14, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки –Общества с ограниченной ответственностью «Гарант» (194021, г. Санкт-Петербург, д. 6, стр. 1, помещ. 346, офис № 2) на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации (173009, г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами, извещение № 0250100000322000157 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 07.11.2022, необоснованной.

 

 

                     

 Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны