Решение №7398/03 РЕШЕНИЕ № 053/10/18.1-944/2021 по результатам рассмотрения... от 24 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ

«ПРОШКОВО»

 

д. Прошково, д. 9,

Боровичский р-н, Новгородская обл.,

174426

 

                 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ИП ...

 

 

Исх. №7398/03 от 24.12.2021

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/10/18.1-944/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

22 декабря 2021 года

 

                                 

                                        Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…,

в присутствии представителя заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Боровичский психоневрологический интернат «Прошково» (174426, Новгородская обл., Боровичский р-н, д. Прошково, д. 9; далее - ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО») – …;

податель жалобы – Индивидуальный предприниматель … надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – ИП ... на действия заказчика – ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работ по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий), извещение № 0350200011721000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 08.12.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.12.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП ... на действия заказчика – ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работ по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий), извещение № 0350200011721000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.12.2021 (далее - Жалоба).

Согласно сведениям официального сайта, рассматриваемая закупка осуществляется заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно письму ФАС России № ИА/15653/20 от 28.02.2020 (далее – Письмо ФАС России), процедура принятия и рассмотрения жалобы на действия (бездействие) отдельных видов юридических лиц при проведении закупок в соответствии с положениями частей 4, 4.1, 5 статьи 15 Закона о контрактной системе осуществляется по правилам, установленным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику – ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» было направлено уведомление о приостановлении закупки в части заключения контракта до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, контракт не заключен.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Приложение № 2 к документации о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Приложение № 2; Документация) содержит неправомерное и нарушающее принцип обеспечения конкуренции требование к подрядчику о поставке оборудования (машинка швейная Чайка, стол для разборки белья, тележка загрузочная, электрочайник VITEK, микроволновая печь, стол рабочий и т.д.), технологически и функционально не связанного с выполнением работ по реконструкции здания бани и приспособлении его под прачечную.

2. Являющийся Приложением № 3 к Проекту договора (Приложение № 4 к Документации) Календарный график производства подрядных работ не соответствует требованиям раздела 2 утвержденной Приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр (далее – Приказ № 336/пр) Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее – Методика), в том числе в части информации, подлежащей указанию в подтабличной части графика.

3. Заказчиком при составлении Проекта договора в части указания условия о приемке и оплате выполненных работ не применен раздел 5 утвержденных Приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительств (далее – Приказ № 9/пр).

На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно письменным возражениям ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» (вх. № 9705 от 21.12.2021 Новгородского УФАС России) заказчик считает Жалобу необоснованной на основании следующего.

1. Приложением № 2 является изготовленная Открытым акционерным обществом «Институт НОВГОРОДГРАЖДАНПРОЕКТ» проектная документация на реконструкцию здания бани и приспособление его под прачечную на территории ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» (корректировка) (далее – Проектная документация), приобретение оборудования непосредственным образом предусмотрено данной документацией.

Кроме того, рассматриваемая закупка проводится на средства выделенной заказчику в 2019 году субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Новгородской области (код видов расходов (далее также КВР) 460), выделенные на организацию работ по реконструкции здания бани и приспособление его под прачечную, включая выполнение ремонтных работ и приобретение оборудования.

В 2021 году внесение изменений в части уточнения вида расходов по мероприятиям 2019 года (разбивка) возможным не представляется (приобретение оборудования отдельно возможно только при выделении субсидии на иные цели по КВР 620).

2. Проведение данной закупки является завершающим этапом реконструкции объекта и включает в себя работы, не выполненные подрядчиком по результатам расторгнутого в одностороннем порядке договора по закупке № 350200011719000001, в связи с чем в Календарном графике производства подрядных работ этапы работ не выделены до их согласования с подрядчиком.

Кроме того, до начала производства работ подрядчику необходимо представить и согласовать с заказчиком уточненный календарный график производства подрядных работ (пункт 5.1.35 Проекта договора).

Также в Проекте договора предусмотрены начальный и конечный сроки выполнения работ.

3. Проект договора содержит все существенные условия о приемке и оплате работ.

Дополнительно заказчик указывает, что согласно сведениям из Единого реестра членов СРО податель Жалобы не является членом какой-либо саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в связи с чем не соответствует требованиям к участникам настоящего электронного аукциона, установленным в Документации, и, как следствие, его права и законные интересы нарушены быть не могут.

Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержала вышеуказанные возражения в полном объеме, а также дополнительно устно указала, что источником финансирования закупки являются средства бюджета Новгородской области.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В декабре 2021 года заказчиком – ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работ по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий).

Документация утверждена 03.12.2021 директором ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» ...

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

В пункте 3.1 Документации заказчиком уточнен объект закупки – выполнение работ по реконструкции здания бани и приспособление его под прачечную на территории ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО».

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Согласно пункту 3.2 Документации описание объекта рассматриваемой закупки содержится в Приложении № 2, включающем в себя, как установлено выше, Проектную документацию.

Разделом 11 Проектной документации является Смета на строительство объектов капитального строительства.

Входящий в состав такой сметы локальный сметный расчет № ЛСР-02-01-07 устанавливает перечень оборудования, подлежащего установке на объекте в ходе его реконструкции и приспособления под прачечную.

Среди прочего оборудования данный локальный сметный расчет называет машинку швейную Чайка 142М (пункт 13), стол для разборки белья (пункт 15), тележки загрузочные ТС-200, ТН-200 (пункты 17, 18), электрочайник VITEK VT-7025 (пункт 21), микроволновую печь HORIZONT 20MW700-1378B (пункт 22), стол рабочий (пункт 24).

При этом необходимо учитывать, что необходимость наличия данного оборудования на объекте непосредственным образом предусмотрена самой Проектной документацией, а именно разделом 4 «Технологические решения».

Так, пунктом 3 пояснительной записки к разделу 4 «Технологические решения» Проектной документации предусмотрено наличие комнаты персонала прачечной, служащей в качестве гардероба и места приема пищи.

Указанная комната должна быть оборудована шкафами для одежды, двухкамерным холодильником, раковиной, микроволновой печью, электрочайником, столом обеденным со стульями.

Кроме того, пунктами 2, 5.1 пояснительной записки к разделу 4 «Технологические решения» Проектной документации предусмотрена сортировка грязного белья и его дальнейшая транспортировка в стиральный цех на загрузочных тележках, а также возможность его дальнейшей починки с помощью машины швейной электрической. В сушильно-гладильном цехе установлены стеллажи, стол выдач.

При этом, Проектная документация, включая ее сметную часть, имеет положительные заключения государственной экспертизы (№ 53-1-1-3-0054-18 от 16.04.2018, № 53-1-0026-18 от 20.04.2018).

Также необходимо отметить, что Документация в данном случае допускает поставку эквивалентного оборудования на объект.

Так, в пункте 3.2 Документации заказчиком установлено, что все содержащиеся в спецификациях и ведомостях объемов работ Проектной документации товарные знаки, не сопровождаемые словами «или эквивалент», эти слова подразумевают. К товарным знакам следует применять соответствующие параметры эквивалентности, указанные в Проектной документации.

Учитывая изложенное, установленное заказчиком в Документации при описании объекта рассматриваемой закупки требование о необходимость поставки в ходе выполнения работ в соответствии с Проектной документацией оборудования для оснащения прачечной, непосредственным образом названного данным проектом и требующегося для обеспечения ее надлежащей работы, а также надлежащей работы ее персонала, не может расцениваться в качестве необоснованного ограничения количества участников закупки и требования о поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с выполнением работ.

Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

2. Статья 110.2 Закона о контрактной системе устанавливает особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Соответствующая Методика утверждена Приказом № 336/пр.

Раздел 2 Методики устанавливает требования к графику выполнения строительно-монтажных работ.

В силу пункта 2.3 Методики график выполнения работ должен содержать следующие заголовки граф:

- порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

- наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

- сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

- физический объем работ;

- сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии).

В соответствии с пунктом 2.4 Методики колонка «наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ» должна содержать наименование этапов выполнения контракта, комплексов работ (часть выполняемого подрядчиком от общего объема работ по контракту, содержащего технологически связанные виды работ), видов работ, частей работ отдельного вида работ на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией. При этом необходимость указания в графике выполнения работ этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ определяется заказчиком, в том числе исходя из сложности объекта и условий контракта.

Согласно пункту 2.5 Методики колонка «сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ» должна содержать указание на даты начала и окончания выполнения работ по этапам выполнения контракта и (или) комплексам работ и (или) видам работ и (или) частям работ отдельного вида работ, либо период выполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ, исчисляемый со дня наступления определенного события. Срок выполнения работ должен устанавливаться исходя из соблюдения строгой технологической последовательности работ. В качестве единицы времени в графике могут быть приняты день, неделя, месяц.

В силу пункта 2.6 Методики колонка «физический объем работ» должна содержать указание на определяемые заказчиком самостоятельно на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией единицы измерения подлежащих выполнению этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ и количество таких единиц.

Согласно пункту 2.7 Методики колонка «сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика» должна содержать сроки, не позднее которых заказчиком в соответствии с условиями контракта осуществляется передача подрядчику материалов, технологического оборудования, необходимых для выполнения определенного этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ. Колонка заполняется заказчиком при необходимости.

В соответствии с пунктом 2.8 Методики степень детализации и количество этапов выполнения контракта, комплексов работ, видов работ, частей работ отдельного вида работ по строительству, реконструкции объекта определяется заказчиком исходя из архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, в зависимости от условий контракта и специфических особенностей объекта закупки, а также приемки выполненных работ. Каждый этап выполнения контракта, комплекс работ, вид работ, часть работ отдельного вида работ должны быть обособлены в отдельные затраты в сметной документации (иметь определенную в сметной документации стоимость).

Кроме того, в силу пункта 2.9 Методики дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:

- подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;

- передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;

- передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;

- подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;

- подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Как установлено выше, Проект договора в данном случае является Приложением № 4 к Документации, а Календарный график производства подрядных работ - Приложением № 3 к Проекту договора.

Календарный график производства подрядных работ сформирован заказчиком в следующем виде:

 

Порядковый номер этапа выполнения договора и (или)  комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ

Наименование этапа выполнения договора и (или)  комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ

Сроки исполнения этапа выполнения договора и (или)  комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ

Физический объем работ

Сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика

1

2

3

4

5

1

 

 

 

-

2

 

 

-

3

 

 

 

-

4

 

 

-

5

 

 

-

6

 

 

-

7

 

 

-

8

 

 

 

 

 

Проанализировав содержание Календарного графика производства подрядных работ, Комиссия приходит к следующим выводам.

При разработке Календарного графика производства подрядных работ заказчиком не были учтены положения пунктов 2.4-2.6 Методики и в график не включены:

- конкретные наименования этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельного вида работ на основании Проектной документации;

- соответствующие даты начала и окончания выполнения работ по этапам выполнения контракта и (или) комплексам работ и (или) видам работ и (или) частям работ отдельного вида работ, либо соответствующий период выполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

- в соответствии с Проектной документацией единицы измерения подлежащих выполнению этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ и количество таких единиц.

Как следует из имеющихся в материалах Жалобы письменных возражений заказчика, этапы работ в Календарном графике производства подрядных работ не были выделены изначально по причине того, что они должны быть согласованы с подрядчиком, а представление уточенного графика до начала производства работ входит в его обязанности.

Вместе с тем, приведенное заказчиком обоснование изначального незаполнения Календарного графика производства подрядных работ Комиссия не может считать надлежащим, поскольку у заказчика при объявлении рассматриваемой закупки имелась необходимая информация для его заполнения.

В частности, пунктами 9, 11, 21 пояснительной записки раздела 6 «Проект организации строительства» Проектной документации предусмотрены подготовительный и основной периоды строительства, перечень видов строительных и монтажных работ, перечень видов общестроительных работ, продолжительность строительства.

Также Проектная документация содержит и сведения, позволяющие определить физический объем работ на объекте.

При этом, изначальное заполнение заказчиком в соответствии с положениями Методики Календарного графика производства подрядных работ никоим образом не препятствует исполнению обязанности подрядчика по представлению уточненного графика заказчику до начала производства работ на объекте (пункт 5.1.35 Проекта договора).

В свою очередь, подтабличная часть Календарного графика производства подрядных работ, вопреки указанию подателя Жалобы, содержит всю дополнительную информацию, предусмотренную пунктом 2.9 Методики.

В частности, подтабличная часть Календарного графика производства подрядных работ в данном случае включает в себя следующую информацию:

1) Срок подписания сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям Договора с приложением документов, подтверждающих вынесение в натуру межевых знаков границ земельного участка согласно кадастровому плану земельного участка, в порядке, предусмотренном для подписания актов в соответствующем пункте Договора: в течение 5 календарных дней с момента заключения договора;

2) Срок передачи Подрядчику следующей документации: копии разрешения на строительство (реконструкцию) Объекта; копию решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копию разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений (при необходимости); копии технических условий и разрешений на временное присоединение Объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства: в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора;

3) Срок передачи Подрядчику копии документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации: не позднее чем за 5 рабочих дней до начала соответствующих работ в соответствии с уведомлением подрядчика;

4) Срок (сроки) подключения Объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией: 30.06.2022;

5) Подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям договора при завершении строительства, реконструкции объекта: не позднее 01.07.2022.

Таким образом, в действиях заказчика – ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» содержатся нарушения частей 6, 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении установленных требований к содержанию графика выполнения строительно-монтажных работ в части необходимости наличия в нем сведений, предусмотренных пунктами 2.4-2.6 Методики.

На основании вышеизложенного, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение лишь частично.

3. Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 № 606, утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:

а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;

б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;

в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства утверждены Приказом № 9/пр.

Разделом 5 рассматриваемых типовых условий установлены условия о приемке и оплате выполненных работ.

Так, согласно пункту 5.1 типовых условий, приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 5.2 типовых условий при приемке выполненных работ для подтверждения объемов и качества фактически выполненных подрядных работ по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, включенным в смету контракта, подрядчик представляет комплект первичных учетных документов, который определяется контрактом, а также исполнительную документацию.

В соответствии с пунктом 5.3 типовых условий при приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ, технологиям, принятым при разработке сметных нормативов. Также при приемке выполненных работ не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций), и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика.

Согласно пункту 5.4 типовых условий первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ и (или) графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный и подписанный в установленном контрактом порядке.

Согласно пункту 5.5 типовых условий стоимость выполненного, принятого заказчиком и подлежащего оплате объема работ по конструктивному решению (элементу) и (или) по комплексу (виду) работ, в том числе работ, выполненных поэтапно (), определяется по формуле (2):

 

где:

 - цена единицы i-го конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ в смете контракта, руб.;

 - объем выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ по i-му конструктивному решению (элементу) и (или) комплексу (виду) работ в принятых измерителях. Объем подлежащих оплате работ не превышает объем этих работ, включенный в смету контракта.

В соответствии с пунктом 5.6 типовых условий стоимость выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ (Свр) определяется суммированием соответствующих показателей по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, в том числе работ, выполненных поэтапно, по формуле (3):

 

Однако соответствующие разделы Проекта договора (разделы 3 «Приемка выполненных работ, приемка Объекта» и 4 «Цена Договора. Условия и порядок расчетов по Договору») в данном случае разработаны заказчиком без использования положений раздела 5 настоящих типовых условий, в том числе не содержат вышеуказанных формул, позволяющих рассчитать стоимость выполненного, принятого заказчиком и подлежащего оплате объема работ по конструктивному решению (элементу) и (или) по комплексу (виду) работ, в том числе работ, выполненных поэтапно, а также стоимость выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ (пункты 5.5, 5.6 типовых условий).

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» содержится нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неприменении обязательных положений типовых условий контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства при разработке и утверждении документации о проведении электронного аукциона с таким предметом.

Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения полностью нашел свое подтверждение.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией дополнительно установлено следующее.

1. Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1.

В частности, пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 предъявляются дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (далее также НМЦК) (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если НМЦК закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации превышает 5 млн. рублей, заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 подтверждающими документами наличия такого опыта у участника закупки являются:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, если объектом закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации является выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства и НМЦК закупки превышает 5 млн. рублей, заказчиками в документации о закупке должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Объектом рассматриваемой закупки является реконструкция объекта капитального строительства (здания бани с его приспособлением под прачечную), при этом, согласно пункту 4.1 Документации, закупка осуществляется для нужд Новгородской области (источник финансирования – средства областного бюджета), а НМЦК превышает 5 млн. рублей и составляет 8 653 390, 00 рублей.

Однако дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 заказчиком в Документацию в данном случае не включены, требование о представлении подтверждающих документов не установлено.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в документации о проведении электронного аукциона дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением № 99.

Дополнительно Комиссия обращает внимание заказчика на следующее.

При установлении в извещении и документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 99 заказчику необходимо учитывать положения части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе (электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке), в связи с чем соответствующие дополнительные требования необходимо устанавливать не только в извещении (при наличии) и документации о закупке как документах, утверждаемых должностным лицом заказчика (и в последствие размещаемых на официальном сайте), но и в экранных формах извещения и документации о закупке, создаваемых средствами официального сайта.

В противном случае, документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением № 99, оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе заказчику направлены быть не могут, поскольку оператор электронной площадки учитывает требования к участникам, установленным исключительно в экранных формах извещения и документации о закупке.

2. Статья 37 Закона о контрактной системе устанавливает антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 3 статьи 37 Закона о контрактной системе).

Следовательно, исходя из размера величины НМЦК рассматриваемой закупки (не превышает 15 млн. рублей (8 653 390, 00 рублей)), при установлении в Документации антидемпинговых мер к участникам настоящего электронного аукциона (в случае снижения ими цены контракта в ходе торгов на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК) заказчиком должны были быть применены положения части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Однако в пункте 15.1 Документации при установлении антидемпинговых мер к участникам настоящего электронного аукциона заказчиком использованы положения части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, устанавливающие последствия наступления антидемпинговых мер при проведении закупок, НМЦК которых составляют более чем 15 млн. рублей (то есть возможно предоставление обеспечение исполнения контракта в случае наступления антидемпинговых мер исключительно в полуторном размере от изначально установленного в Документации), что в данном случае является недопустимым, поскольку не позволяет участнику закупки, с которым заключается контракт, в случае наступления антидемпинговых мер на ряду с изначально установленным в Документации размером обеспечения исполнения контракта представить информацию о своей добросовестности.

Таким образом, в действиях заказчика – ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» содержится нарушение части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации о проведении электронного аукциона антидемпинговых мер в случае предложения участником закупки, с которым заключается контракт, предложения относительно его цены на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК.

3. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Приложение № 2 кроме Проектной документацией также содержит установленное заказчиком условие о необходимости соответствия всех произведенных работ и используемых материалов требованиям СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства».

Вместе с тем, СП 48.13330.2011 не мог быть использован заказчиком, поскольку указанный технический документ утратил силу с 25.06.2020 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 24.12.2019 № 861/пр.

Взамен СП 48.13330.2011 указанным Приказом введен в действие одноименный СП 48.13330.2019.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении условия о необходимости соответствия всех произведенных работ и используемых материалов требованиям утратившего силу свода правил.

4. В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Указанная норма указывает, что является результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства.

Однако предусмотренная частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе информация о результате выполненных работ по контракту в Проекте договора заказчиком в том же виде, что и предусмотрено действующей редакцией части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, не приведена.

Вместе с тем, необходимость наличия такой информации в проекте контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, подтверждается сложившейся судебной практикой (дело № А71-3318/2018).

Кроме того, согласно части 8 статьи 110.2 Закона о контрактной системе заказчик в течение десяти рабочих дней с даты приемки объекта капитального строительства и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключения федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляет представленные документы в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу указанных заключений. Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, надлежащее описание результата выполненных работ по контракту на реконструкцию объекта капитального строительства согласно требованиям части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в таком контракте необходимо, среди прочего, и для реализации положений части 8 статьи 110.2 Закона о контрактной системе о порядке получения соответствующих заключений и разрешений органов строительного надзора.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» содержится нарушение части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в неуказании в Проекте договора предусмотренного Законом о контрактной системе надлежащего описания результата выполненной работы по контракту, предметом которого является реконструкция объекта капитального строительства.

5. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

При этом, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 775, при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации размер НМЦК, при превышении которого в контракте должна быть указана предусмотренная частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе обязанность для поставщика (подрядчика, исполнителя), составляет 100 млн. рублей.

Следовательно, исходя из размера величины НМЦК рассматриваемой закупки (8 653 390, 00 рублей), предусмотренная частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе обязанность для подрядчика в Проект договора включению не подлежала.

Однако, несмотря на данные обстоятельства, пункты 5.1.11 и 5.1.12 Проекта договора такую обязанность на подрядчика (о предоставлении им информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта) в данном случае возлагают.

Пунктом 8.6 Проекта договора также предусмотрена ответственность для подрядчика в случае неисполнения им обязательств, предусмотренных пунктом 5.1.11 Проекта договора. 

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» содержатся нарушения частей 23, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении незаконных требований к подрядчику.

6. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В силу положений статей 42, 63 и 64 Закона о контрактной системе установленное в извещении об электронном аукционе ограничение участия в определении поставщика также подлежит указанию и в документации о его проведении.

В пункте 7.3 Документации заказчиком установлено предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 25 % от цены договора.

Согласно части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Такие типовые условия контрактов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1466.

Раздел 1 указанных типовых условий устанавливает условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно:

1. Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта).

2. В срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику:

а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);

б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

3. В случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять заказчику документы, указанные в пункте 2 настоящего раздела, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.

4. В течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:

а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;

б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).

5. Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

6. Нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:

а) за представление документов, указанных в пунктах 2 - 4 настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;

б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.

Условия к подрядчику о привлечении им к исполнению договора субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций заказчиком приведены в пунктах 5.1.26-5.1.28 Проекта договора.

Однако условий привлечения, предусмотренных пунктами 4, 5 раздела 1 рассматриваемых типовых условий, Проект договора не содержит.

Также Проект договора не содержит и упоминания о предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 6 раздела 1 рассматриваемых типовых условий конкретных случаях для наступления гражданско-правовой ответственности подрядчика перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение им условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – ОАУСО «БОРОВИЧСКИЙ ПНИ «ПРОШКОВО» содержится нарушение части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем применении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с вышеупомянутым Письмом ФАС России, при выявлении в действиях (бездействиях) субъекта контроля Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» нарушений Закона о контрактной системе при проведении такими лицами закупочных процедур в соответствии с частями 4 ,4.1, 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, к указанным лицам применяются меры административной ответственности, предусмотренные статьями 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Установленные в действиях заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Комиссия исходит из следующего.

Согласно протоколу от 16.12.2021 на участие в настоящем электронном аукционе поступила заявка единственного участника закупки (Общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙМОНТАЖ-53»), при этом документов, подтверждающих наличие у данного лица опыта выполнения работ по пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, участником закупки не представлено в силу отсутствия соответствующего указания в Документации на необходимость их представления.

Таким образом, нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика, не только многочисленны, являются грубыми и существенными, но и способны непосредственным образом привести к заключению договора по итогам закупки с лицом, не обладающим опытом, необходимым в силу действующего законодательства для выполнения работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, в связи с чем подлежат устранению путем выдачи соответствующего предписания об аннулировании торгов.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя … на действия заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Боровичский психоневрологический интернат «Прошково» (174426, Новгородская обл., Боровичский р-н, д. Прошково, д. 9) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работ по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий), извещение № 0350200011721000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 08.12.2021, частично обоснованной в части доводов жалобы №№ 2, 3.

2. Признать в действиях заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Боровичский психоневрологический интернат «Прошково» нарушения части 7 статьи 30, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 11, 23, 24 статьи 34, части 1 статьи 37, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 4, 6, 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Областному автономному учреждению социального обслуживания «Боровичский психоневрологический интернат «Прошково», оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Боровичский психоневрологический интернат «Прошково».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны