Решение №6174/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-791/2021 по результатам рассмотрения жа... от 20 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику - Комитету по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода

 

ул. Десятинная, д. 20/10,

Великий Новгород, 173007

 

 

Уполномоченному органу – Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода

 

ул. Мерецкова-Волосова, д. 13,

Великий Новгород, 173007

 

 

Оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер»

           

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «МД-КОНСАЛТИНГ»

 

Приморский б-р, д. 2б, оф. 5,

г. Тольятти, 445051

 

 

Участнику закупки – ООО «Союз Автодор»

 

севернее д. Гулиха, участок № 2 (административное здание),

Лежневский район, Ивановская обл., 155120

Исх. № 6174/03 от 20.10.2021

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-791/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

15 октября 2021 года                                                                           Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

... – …, .. - …;

... – …, …-…;

…. – …, …-..,                

в присутствии представителей:

муниципального заказчика - Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода – … и …(доверенность № .. от …);

уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода – … (доверенность № … от …);

участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Союз Автодор» - … (доверенность № … от …);

податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «МД-КОНСАЛТИНГ» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял;

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «МД-КОНСАЛТИНГ» (445051, г. Тольятти, Приморский б-р, д. 2б, оф. 5; далее – ООО «МД-КОНСАЛТИНГ») на действия муниципального заказчика – Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 20/10; далее – Комитет) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13; далее – КУМИ) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту ул. Державина, проспекта Александра Корсунова в Великом Новгороде, извещение № 0350300011821000421 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 01.10.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.10.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» на действия муниципального заказчика – Комитета при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - КУМИ закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту ул. Державина, проспекта Александра Корсунова в Великом Новгороде, извещение № 0350300011821000421 о проведении которого было размещено на официальном сайте 01.10.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Заказчиком в документации об аукционе установлены требования к характеристикам поставляемых при выполнении работ товаров.

Требования к значениям показателей (характеристик) товаров установлены в Приложении № 2 к Техническому заданию (далее – Приложение № 2 к ТЗ).

По мнению подателя Жалобы, заказчиком предусмотрено избыточное описание объекта закупки, что выражено в детальном описании составных и прикладных элементов поставляемого товара, а также их испытаниях.

В качестве примеров подателя Жалобы указывает следующие показатели:

- для знаков: требование к радиусу закругления углов знака; отклонению линейных размеров поля знака в большую и меньшую сторону; верхней и нижней границе предельного рабочего значения температуры воздуха при эксплуатации знака; толщине слоя цинкового покрытия элементов знака; свойствам световозвращающего материала знака. Отдельно податель Жалобы отмечает, что заказчиком установлены противоречивые требования по показателям эксплуатации знака: «верхняя граница предельного рабочего значения температуры воздуха при эксплуатации знака» - «45 градусов Цельсия»; «предельное рабочее значение температуры воздуха при эксплуатации знака» - «не менее -70 градусов Цельсия»;

- для опор дорожного знака: требование к отклонению по толщине стенки в меньшую и большую сторону; предельному отклонению по наружному диаметру в меньшую и большую сторону; степени раскисления стали материала трубы;

- для крышки люка: требование к номинальной нагрузке; высоте рельефа; глубине установки крышки в корпусе; количеству впадин, отверстий или зацепа, для возможности открывания крышки; зазору между крышкой люка и корпусом по периметру; твердости эластичной прокладки;

- для секции ограждения: требование к длине горизонтальных перекладин; длине средней горизонтальной перекладины; длине крайних вертикальных элементов; размеру профильной трубы элементов вертикальных крайних, горизонтальных перекладин; длине средней вертикальных элементов; длине перемычкы средней вертикальной; длине поручня; размеру профильной трубы поручня; методу нанесения цинкового покрытия; толщине цинкового покрытия; особенностям конструкции секции 1, секции 2, секции 3, секции 4;

- для решетки дождеприемника: требование к номинальной нагрузке; диаметру проема; глубине установки решетки в корпусе; зазору между решеткой и корпусом по периметру; площади пазов в решетке; твердости эластичной прокладки;

- для светофора: требование к длине козырька секции; углу наклона козырька в вертикальной плоскости; деталям секции светофора; диаметру выходной апертуры сигнала светофора; предельным отклонениям диаметров выходной апертуры сигнала светофора; осевой силе света сигнала светофора; средней потребляемая мощность секции.

Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об аукционе, подробное изложение в документации об аукционе к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в закупке.

Кроме того, податель Жалобы отмечает, что поиск и копирование фрагментов текста возможно, однако, заказчиком предъявлены требования к 15 товарным позициям, объем файла составляет 30 страниц, что затрудняет подготовку участниками предложения в отношении объекта закупки и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

2. В Приложении № 3 к Техническому заданию размещена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе и представлению сведений о конкретных значениях показателей (характеристик) товара в составе первой части заявки (далее – Инструкция).

По мнению подателя Жалобы, заказчиком установлена ненадлежащая Инструкция. Возможность двоякого понимания её положений, некорректность формулировок, объём и наличие множества оговорок, создают условия для ограничения конкуренции, возможности отклонения заявок участников электронного аукциона.

3. В Приложение № 2 к ТЗ заказчиком включен показатель «количество». Данный показатель также присутствует в рекомендуемой форме по заполнению первой части заявки.

Требование заказчика указать в составе первой части заявки количество поставляемого товара является неправомерным.

4. В соответствии с пунктом 9.3.1 документации об аукционе участник закупки должен иметь членство в саморегулируемой организации (далее – СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

При этом, в пункте 9.4 документации об аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.3 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99) на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

По мнению подателя Жалобы, к участникам данной закупки заказчик должен был предъявить требования к наличию опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 2.5 Приложения № 1 к Постановлению № 99, поскольку им установлено требование о членстве участников закупки в СРО.

5. Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н (далее – Приказ № 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Приложение № 2 к ТЗ содержит требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам таких поставляемых товаров как:

- дорожный знак (ОКПД 2: 25.99.29.190 «Изделия прочие из недрагоценных металлов, не включенные в другие группировки»);

- опора дорожного знака (ОКПД 2: 25.99.29.190 «Изделия прочие из недрагоценных металлов, не включенные в другие группировки»);

- решетки дождеприемника (ОКПД 2: 25.93.13.112 «Решетки, сетки и ограждения из проволоки из черных металлов»);

- секции ограждения (ОКПД 2: 42.11.10.130 «Ограждения дорожные»);

- светофор (ОКПД 2: 27.90.70.000 «Устройства электрической сигнализации, электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах»).

На данные товары распространяются положения Приказа № 126н.

Вместе с тем, в документации об аукционе не установлены условия допуска, предусмотренные Приказом № 126н.

Кроме того, товар «Светофор» включен в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Однако, заказчиком не установлены ограничения допуска товаров, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 (далее – Постановление № 878).

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Муниципальный заказчик - Комитет считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. № 8202 от 13.10.2021 Новгородского УФАС России).

1. Требования к значениям показателей товаров установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

По каждой позиции Приложения № 2 к ТЗ заказчик установил минимально допустимое количество функциональных, технических, качественных, эксплуатационных показателей для каждого товара.

Целью правового регулирования проведения конкурентных процедур является не только обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников, но и качественное удовлетворение потребностей государственного заказчика. При этом требование о соответствии используемых материалов ГОСТам, которое должен декларировать изготовитель, а не исполнитель работ, соответствует нормам и целям Закона о контрактной системе, способствует повышению эффективности, результативности осуществления закупок и не может ограничить круг участников закупки.

Требования, влекущие за собой ограничение конкуренции, в документации об аукционе отсутствуют.

Данное обстоятельство подтверждается фактом поступления на участие в данной закупке четырех заявок.

При заполнении первой части заявки участнику закупки не требуется проводить испытания, достаточно указать значения показателей в соответствии с требованиями документации об аукционе, показатели и характеристики в которой соответствуют техническим регламентам и требованиям в области стандартизации.

2. Заказчиком установлена надлежащая Инструкция.

Инструкция составлена с использованием общепринятых выражений и обозначений, которые несут общепринятые смысловые значения и не требуют дополнительных пояснений.

В тексте Инструкции дано однозначное описание по заполнению значений показателей товаров в зависимости от столбца, в которых расположены требования к данным значениям.

3. Заказчик не обязывает участников закупки указывать в первых частях заявок количество товара, поставляемого в рамках исполнения контракта.

4. Объектом закупки является текущий ремонт, в связи с чем, заказчиком был применен пункт 2(3) Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Между тем, в объект рассматриваемой закупки, помимо работ по ремонту автомобильных дорог, также входят и отдельные виды работ по их капитальному ремонту, в связи с чем, было установлено требование о членстве участников закупки в СРО.

5. В рамках данной закупки закупаются 15 видов товаров на сумму 1 965 037, 00 рублей.

Закупка светофоров транспортных Т7, указанных в спецификации поставляемого товара, осуществляется на сумму 18 985, 00 рублей.

Товары, которые поставляются заказчику, имеют разные коды ОКПД2, часть из которых подпадает под действия Приказа № 126н и Постановления № 878.

Согласно Приказу № 126н для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них.

В соответствии с Постановлением № 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.

Невозможно установить в документации о закупке разный национальный режим в отношении отдельных товаров.

Заказчиком перед размещением закупки был проведен предварительный анализ реестра российской и евразийской радиоэлектронной продукции. В данных реестрах отсутствует товар (светофоры), удовлетворяющий потребностям заказчика (отсутствуют светофоры, основным применением которого является обозначение нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов).

В силу Постановления № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. Подтверждением такого случая является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

До настоящего времени порядок предоставления такого разрешения не разработан, функционал для его получения на сайте Минпромторга отсутствует. Проект изменений в Постановление № 878 предусматривает исключение из данного постановления вышеуказанного условия. При этом, такими условиями (то есть получить разрешение Минпромторга) заказчик не мог воспользоваться в связи с их несостоятельностью.

На рассмотрении Жалобы представители муниципального заказчика - Комитета устно поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Уполномоченный орган – КУМИ представил письменные пояснения (вх. № 8203 от 13.10.2021 Новгородского УФАС России), в которых отметил, что доводы Жалобы не относятся к компетенции КУМИ.

На рассмотрении Жалобы представитель КУМИ устно поддержала данные письменные объяснения.

Участник закупки – Общество с ограниченной ответственностью «Союз Автодор» (155120, Ивановская область, Лежневский район, севернее д. Гулиха, участок № 2 (административное здание); далее – ООО «Союз Автодор») представил письменные пояснения (вх. № 8251 от 15.10.2021 Новгородского УФАС России) следующего содержания.

ООО «Союз Автодор» считает Жалобу обоснованной.

Непосредственно в своих письменных пояснениях ООО «Союз Автодор» обращает внимание на следующие моменты.

В Приложении № 2 к ТЗ в столбце «Наименование товара» указано не наименование товара, а лишь его обозначение (например, «Товар 1»), что затрудняет идентификацию такого товара. В столбце «Количество» дана отсылка на дефектную ведомость.

В Приложении № 2 к ТЗ под номером 13 указан «Товар № 13», при этом, в Приложении № 1 к Техническому заданию данному обозначению товара соответствует «Светофор транспортный светодиодный (вертикальный)». В дефектной ведомости наименование товара указано в пункте 163 и звучит как «Светофор транспортный светодиодный (вертикальный) Т.1.2.».

Вместе с тем, в Приложении № 2 к ТЗ по позиции 13 установлено следующее назначение данного товара: «предназначен для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов». Данное назначение не соответствует светофорам Т.1.

Описание требований к значениям показателей данного товара противоречит ГОСТ Р 52289-2019.

В целом, описание объекта закупки составлено таким образом, чтобы ввести участников закупки в заблуждение и ограничить количество участников закупки. Половина лиц, подавших заявки на участие в аукционе, не была допущена к участию в нем.

Также, ООО «Союз Автодор» считает, что заказчиком в обязательном порядке должен был быть применен национальный режим в рамках статьи 14 Закона о контрактной системе.

На рассмотрении Жалобы представитель ООО «Союз Автодор» устно поддержала данные письменные пояснения.

Следует отметить, что доводы ООО «Союз Автодор» о нарушениях, допущенных муниципальным заказчиком при определении содержания документации об аукционе (относительно описания конкретных значений показателей товаров по позиции № 13 Приложения № 2 к ТЗ), не могут быть предметом рассмотрения Комиссии Новгородского УФАС России в ходе разбирательства по настоящей Жалобе. Непосредственно податель Жалобы такие доводы не заявлял. В свою очередь, ООО «Союз Автодор» не может обжаловать положения Документации по причине пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе для подачи жалобы на положения документации об аукционе.

Вместе с тем, одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона. Таким образом, в случае, если в действиях муниципального заказчика по определению содержания документации об аукционе в ходе проведения внеплановой проверки будут выявлены нарушения, то они будут отражены в решении Комиссии Новгородского УФАС России по результатам рассмотрения Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В октябре 2021 года муниципальным заказчиком – Комитетом, уполномоченным органом – КУМИ и аукционной комиссией, состав которой утвержден Постановлением Администрации Великого Новгорода от 01.10.2021 № 5270 осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту ул. Державина, проспекта Александра Корсунова в Великом Новгороде, извещение № 0350300011821000421 о проведении которого было размещено на официальном сайте 01.10.2021 (начальная (максимальная) цена контракта - 236 210 635,45 рублей).

Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Документация) утверждена … 30.09.2021.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Муниципальным заказчиком – Комитетом в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по ремонту  ул. Державина, проспект Александра Корсунова в Великом Новгороде.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В пункте 10.2 Документации требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе муниципальным заказчиком – Комитетом  установлены в следующем виде:

«первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

1) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении № 2 «Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, предполагаемых к поставке и использовании при выполнении работ, и позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям» к Техническому заданию (Приложение №1 к документации об аукционе), и указание на товарный знак (при наличии).

3) наименование страны происхождения товара».

Таким образом, в рамках исполнения данного контракта заказчиком предполагается, в том числе, поставка товара, информацию о значениях характеристик которого участники закупки должны представить в первых частях заявок на участие в аукционе в силу требований Закона о контрактной системе.

1.1. Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, предполагаемых к поставке, муниципальным заказчиком – Комитетом установлены в Приложении № 2 к ТЗ.

Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки установлены в Приложении № 2 к ТЗ в виде таблицы с описанием требований к значениям показателей закупаемого товара. При этом, требования к значениям показателей товаров установлены в столбцах 5-10 данной таблицы, которые имеют следующие наименования: «Минимальное значение показателя» (столбец 5), «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значении (нижняя граница диапазона; верхняя граница диапазона)» (столбцы 8, 9), «Показатели, (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10).

Наименования товаров указаны в Приложении № 1 к Техническому заданию (далее – Приложение № 1 к ТЗ).

Инструкция приведена в Приложении № 3 к ТЗ.

Всего в Приложениях №№ 1, 2 приведено 15 товарных позиции: знаки дорожные (десять позиций), стойки оцинкованные (одна позиция), люки общего назначения (одна позиция), секция пешеходного ограждения (одна позиция), люки дождеприемных колодцев (одна позиция), светофор транспортный светодиодный (вертикальный) (одна позиция).

Требования к значениям показателей данных товаров установлены заказчиком в соответствии с государственными стандартами.

При этом, доказательств того, что приведенное в Приложении № 2 к ТЗ описание объекта закупки является избыточным и излишне детализированным, подателем Жалобы не представлено.

Как отмечено выше, заказчиком установлены показатели, предусмотренные соответствующими ГОСТами.

Подателем Жалобы не приведены показатели товаров, установленные заказчиком, конкретные значения которых становятся известны по итогам испытаний, не приведены соответствующие ГОСТы, в которых было бы указано, что конкретные значения таких показателей определяются в ходе испытаний. Подателем Жалобы приведены отдельные показатели по каждой товарной позиции. При этом, конкретные значения ряда таких приведенных подателем Жалобы показателей не становятся известны по итогам проведения соответствующих испытаний.

Требования к значениям показателей, которые становятся известны по итогам проведения соответствующих испытаний, заказчиком приведены в столбцах 7 («показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений»), 8-9 («нижняя граница диапазона»; «верхняя граница диапазона») и в столбце 10 («показатели, (характеристики), значения которых не могут изменяться»).

В соответствии с требованиями Инструкции «При установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7 с использованием слов и знаков «или», «либо», «;»в том числе в комбинации с разными формами слов «должен», «должен быть», «может», «может быть», участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов без изменений (но с корректировкой склонений по родам, падежам, числам слов при необходимости).  Указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией. Участник закупки, согласно инструкции по заполнению первой части заявки, указывает значения показателей (характеристик) товаров, относящиеся к  выбранному участником  варианту соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Для показателей (характеристик) товаров, установленных настоящим техническим заданием, не относящихся к выбранному варианту, в первой части заявки участник закупки вправе указывать: «не нормируется», «не используется», «не применяется» и т.д. При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9 которые определяются диапазоном, с использованием слов и знаков «не менее», «не ниже», знак «≥» - (более или равно), «более», «до» - (менее), «выше», «от» - (более), «не ≤» - (не менее и не равно), знак «>» - (более), «не более», «не выше», знак «≤» - (менее или равно), «менее», «ниже», «не ≥» - (не более и не равно), знак «<» - (менее) в том числе в комбинации с разными формами слов «должен», «должен быть», участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара (конкретные значения верхней и нижней границ диапазона), соответствующий установленным требованиям без использования вышеуказанных слов и знаков (Например «1-99»). Нижняя и верхняя граница диапазона значений, должна соответствовать требованиям настоящего технического задания и требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению, установленному заказчиком. Если требования к показателям указаны после словосочетаний «должен (- на; -но; -ны) быть», то участник закупки в заявке обязан указать значения показателей без изменения (со словами/предлогами/словосочетаниями/знаками, указанными в приложении №2 к техническому заданию, но без использования словосочетаний «должен (-на; -но; -ны) быть)».

То есть, участникам закупки не требуется производить испытания определенной партии товара для определения конкретных значений таких показателей. Достаточно указать значения показателей в соответствии с требованиями соответствующих технических документов.

Документация не содержит положений, обязывающих участников рассматриваемой закупки иметь в наличии товар (материал) в момент подачи заявки и проводить их испытания.

1.2. Также, подателем Жалобы указано, что заказчиком установлены противоречивые требования по показателям эксплуатации знака: «верхняя граница предельного рабочего значения температуры воздуха при эксплуатации знака» - «45 градусов Цельсия»; «предельное рабочее значение температуры воздуха при эксплуатации знака» - «не менее -70 градусов Цельсия».

Между тем, в данном случае заказчиком противоречий не допущено.

Заказчиком в Приложении № 2 к ТЗ в отношении знаков дорожных указано, что они должны соответствовать ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды».

В пункте 3.2 ГОСТ 15150-69 приведена таблица 3, содержащая значения температуры окружающего воздуха для различных категорий дородных знаков:

──────┬──────────────────────┬────────────────────────────────────

Испол-│  Категория изделий   │    Значение температуры воздуха

нение │                      │        при эксплуатации, °С

изде- │                      │

лий   │                      ├─────────────────┬──────────────────

      │                      │     рабочее     │предельное рабочее

      │                      ├────────┬────────┼─────────┬────────

      │                      │верхнеенижнееверхнеенижнее

──────┼──────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────

У, ТУ │1; 1.1; 2; 2.1; 3     │+40     │-45     │+45      │-50

      │3.1                   │+40     │-10     │+45      │-10

      │5; 5.1                │+35     │-5      │+35      │-5

──────┼──────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────

ХЛ    │1; 1.1; 2; 2.1; 3     │+40     │-60     │+45      │-70

      │3.1                   │+40     │-10     │+45      │-10

      │5; 5.1                │+35     │-10     │+35      │-10

──────┼──────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────

Например, по позиции № 1 Приложения № 2 к ТЗ «Знаки дорожные на подоснове со световозвращающей пленкой, тип 5.19.1» установлены, в том числе, следующие показатели и требования к их значениям:

- «верхняя граница предельного рабочего значения температуры воздуха при эксплуатации знака» - «45» (столбец 10 Приложения № 2 к ТЗ);

- «нижняя граница рабочего значения температуры воздуха при эксплуатации знака» – «минус 60; минус 45» (столбец 7 Приложения № 2 к ТЗ);

- «предельное рабочее значение температуры воздуха при эксплуатации знака» - «не менее -70» (столбец 8 Приложения № 2 к ТЗ);

 - «климатическое исполнение знака» - «У1;ХЛ1» (столбец 7 Приложения № 2 к ТЗ).

То есть, установленные заказчиком спорные показатели и требования к их значениям указаны в рамках ГОСТ 15150-69.

В данном случае действия заказчика не противоречат требованиям действующего законодательства о контрактной системе.

Необходимо также отметить, что на участие в рассматриваемой закупке было подано четыре заявки.

С учетом вышеизложенного, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В составе Документации на официальном сайте размещена Инструкция.

Данная Инструкция регламентирует правила заполнения участниками закупки первых частей заявок в зависимости от того, в каком столбце приведенной в Приложении № 2 к ТЗ таблицы установлены требования к значению показателя (характеристики), указывает, какие слова/словосочетания не допускаются к указанию в первой части заявки участников.

При этом, вопреки доводам Жалобы, Инструкция является надлежащей, не допускает некорректности формулировок, а также не является излишне объемной (2 станицы).

Непосредственно в Жалобе ее податель не называет положений Инструкции, которые бы допускали ее неоднозначное и двусмысленное трактование.

Инструкция позволяет надлежащим образом уяснить установленные заказчиком требования к значениям показателей поставляемых товаров.

Запросов о даче разъяснений положений Документации (в частности Инструкции) не поступало.

С учетом вышеизложенного, в данной части Жалоба является необоснованной.

3. Как указывает податель Жалобы, участники закупки должны представить в составе первой части заявки информацию о количестве поставляемых в ходе выполнения работ товаров.

Между тем, Документация (в частности, Приложение № 2 и Инструкция) не обязывают участников предоставлять такую информацию в первых частях заявок.

Как отмечалось выше, требования к значениям показателей товаров установлены в столбцах 5-10 приведенной в Приложении № 2 к ТЗ таблицы. Данные столбцы не содержат требований к количеству поставляемого товара.

Количество не относится к характеристикам товара, сведения о которых подлежат указанию в первой части заявки на участие в аукционе.

В данной части Жалоба также является необоснованной.

4. Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.

В числе таких единых требований пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов (пункт 10.1 статьи 1 ГрК)) участник закупки должен быть членом соответствующей СРО (СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), за исключением предусмотренных законом случаев (части 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В пункте 9.3.1 Документации указано, что работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; в подпункте 2 пункта 10.3 Документации указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копию выписки из реестра членов СРО.

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень). Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утверждена Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 (далее – Классификация).

Приложением № 5 к ТЗ является дефектная ведомость на выполнение работ  по ремонту  ул. Державина, проспект Александра Корсунова в Великом Новгороде.

Объектом закупки является ремонт дорог.

При этом, часть указанных в дефектной ведомости работ, среди прочих подлежащих выполнению при исполнении муниципального контракта, также называет и виды работ, непосредственным образом отнесенные Классификацией и Перечнем к числу работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.

В дефектной ведомости, помимо прочих, указаны следующие виды работ:

- демонтаж дорожных знаков (вес 1 стойки -  13 кг, 1 щитка - 2,43 кг);

- установка дорожных знаков бесфундаментных: на металлических стойках;

- знак дорожный на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой запрещающий, диаметр круга 700 мм и т.д.

Вышеуказанные работы, согласно пункту 25.7 «Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог» Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Кроме того, указанные виды работ в соответствии с Классификацией также относятся к работам капитального характера (абзац «а» подпункта 4 пункта 3 раздела II).

Таким образом, в объект рассматриваемой закупки, помимо работ по ремонту автомобильных дорог, также фактически входят и отдельные виды работ по их капитальному ремонту.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК.

Следовательно, для выполнения вышеуказанных видов работ, и, соответственно, участия в настоящем аукционе, участники рассматриваемой закупки должны обладать специальной правоспособностью, а именно быть членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работ, связанного с предметом контракта, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановление № 99.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 Постановления № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки данным дополнительным требованиям, в соответствии с пунктом 2(3) Приложения № 1 к Постановлению № 99: «Выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог».

Поскольку объектом закупки является ремонт дорог, заказчиком были правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии именно с пунктом 2(3) Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Следовательно, в данной части доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

5. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В развитие данной нормы принято Постановление № 878.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В развитие данной нормы принят Приказ № 126н.

Пунктом 3 Постановления № 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.

Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:

на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре;

на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза.

Согласно пункту 1.1 Приказа № 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 1.3 Приказа № 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:

а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);

б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.

По мнению подателя Жалобы, при проведении рассматриваемой закупки заказчик должен был установить ограничения в соответствии с Постановлением № 878, а также условия допуска в рамках Приказа № 126н.

При оценке данного довода Жалобы Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

В ходе исполнения контракта, заключаемого по итогам проведения рассматриваемой закупки, предполагается поставка товара. Данный факт заказчиком не оспаривается.

Министерство финансов Российской Федерации определено федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Письмом Минфина России от 26.08.2019 № 24-00-05/65225 разъяснено, что «Приказ № 126н принят для реализации полномочий по установлению условий допуска для целей осуществления закупок исключительно товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, что следует из его наименования, пункта 1 Приказа № 126н, утвержденного приложения, содержащего исключительно товары. Приказ № 126н применяется исключительно при осуществлении закупок товаров (в случае если предметом контракта является поставка товара) и не регулирует закупки работ, услуг. На основании изложенного Приказ № 126н не применяется при осуществлении закупок работ, услуг (в случае если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг), в том числе для выполнения, оказания которых используется товар».

При этом, в письме Минфина России от 18.09.2020 № 24-03-07/82219 указано, что «ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, установленное Постановлением № 878, применяется к закупаемым товарам, в том числе поставляемым при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, включенным в перечень, являющийся приложением к указанному постановлению.

При этом пунктом 1 Приказа № 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к данному приказу.

Таким образом, в случае если поставляемый товар включен в вышеуказанное приложение, то на такой товар распространяются условия допуска, установленные Приказом № 126н.

Вместе с тем необходимо отметить, что механизм предоставления преимуществ, установленный Приказом № 126н, применяется в случае, если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке товаров из иностранных государств, не отклоняется при применении механизма ограничения допуска иностранных товаров и предусматривает указание (декларирование) участником закупки наименования страны происхождения товара».

Из данных писем Минфина Российской Федерации следует, что если поставляемый при выполнении работ товар включен в приложение по Приказу № 126н, то условия данного приказа не применяются.

Вместе с тем, если такой товар, помимо нахождения в приложении к Приказу № 126н, также включен в перечень радиоэлектронной продукции в рамках Постановления № 878, то заказчикам необходимо устанавливать ограничения в рамках Постановления № 878 и условия допуска в соответствии с Приказом № 126н.

Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 16.09.2020 № ИА/80326/20.

Податель Жалобы приводит следующие ОКПД2 поставляемых товаров:

- «Дорожный знак» (25.99.29.190);

- «Опора дорожного знака» (25.99.29.190);

- «Решетки дождеприемника» (25.93.13.112);

- «Секции ограждения» (42.11.10.130);

- «Светофор» (27.90.70.000).

Первые четыре приведенных подателем Жалобы товара включены в Приложение № 1 к Приказу № 126н. В перечень радиоэлектронной продукции в рамках Постановления № 878 данные товары не включены.

Между тем, товар «Светофор» указан как в Приложениях к Приказу № 126н, так и в перечне радиоэлектронной продукции в рамках Постановления № 878.

Таким образом, заказчик был обязан установить в Документации ограничения в рамках Постановления № 878 (с предоставлением подтверждения производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации/ на территории государства - члена Евразийского экономического союза), а также условия допуска в рамках Приказа 126н.

При этом, доводы заказчика о том, что требуемые ему светофоры отсутствуют в едином реестре российской радиоэлектронной продукции и в евразийском реестре промышленных товаров государств и, следовательно, Постановление № 878 не подлежало применению при осуществлению настоящей закупки, являются несостоятельными.

Согласно пунктам 4, 5 Постановления № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. Подтверждением такого случая является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Такое разрешение заказчиком не получено. При его отсутствии положения Постановления № 878 подлежат применению. Иного действующая редакция Постановления № 878 не предусматривает.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Комитета содержатся нарушения частей 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неприменении положений Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 и Приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н (в отношении товара «Светофор»).

Данный довод Жалобы является частично обоснованным.

Таким образом, Жалоба является обоснованной частично.

Установленные в действиях муниципального заказчика – Комитета нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно частям 3-6 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.

Таким образом, Закон о контрактной системе прямо говорит о том, что заказчик дает разъяснения положений документации об аукционе только при наличии поступившего от участника закупки запроса о даче таких разъяснений.

При этом, у заказчика есть право на внесение изменении в документацию об аукционе как на основании поступившего запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе, так и по собственной инициативе. По собственной инициативе заказчик вправе внести изменения в документацию об аукционе и при отсутствии таких запросов.

На официальном сайте в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе» 08.10.2021 размещен документ «Разъяснения аукционной документации».

Между тем, никаких запросов о даче разъяснений положений Документации при проведении рассматриваемой закупки от потенциальных участников закупки не поступало.

Как пояснили на рассмотрении Жалобы представители Комитета и КУМИ, заказчиком данный «ответ» был подготовлен с целью разъяснения отдельных положений Инструкции для потенциальных участников настоящей закупки. Ранее, при проведении закупок с аналогичным предметом, потенциальные участники закупки обращались в адрес заказчика с официальными запросами о даче разъяснений положений документации об аукционе, на которые заказчик дал тот же ответ, что был приведен в документе «Разъяснения аукционной документации».

Согласно пункту 4.2.5 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее – Порядок), утвержденного Постановлением Администрации Великого Новгорода от 07.02.2014 № 773, в случаях и порядке, установленных законодательством о контрактной системе, уполномоченный орган (т.е. КУМИ) размещает представленные заказчиком разъяснения положений документации электронного аукциона в единой информационной системе в день их поступления.

Комитет, в отсутствие запроса о даче разъяснений положений Документации, 08.10.2021 направил в адрес КУМИ документ «Разъяснения к аук док-ии.docx», который уполномоченный орган, в силу требований Порядка, разместил на официальном сайте.

При этом, Законом о контрактной системе определено, что заказчик дает разъяснения положений Документации исключительно в случае поступления соответствующего запроса от участника закупки.

Если заказчик посчитал необходимым дополнить положения Инструкции, то должен был внести изменения в Документацию и продлить срок подачи заявок на участие в аукционе.

Кроме того, заказчик мог разместить содержание данного «ответа» в Инструкции изначально.

В данных «разъяснениях» заказчик фактически раскрывает и дополняет положения Инструкции, приводит примеры заполнения заявки (например, как указывать в первой части заявки значение показателя «отклонение линейных размеров поля знака в большую сторону»).

Между тем, заказчик, с целью ухода от внесения изменений в Документацию и продления срока подачи заявок, направил на размещение в уполномоченный орган ответ на несуществующий запрос о даче разъяснений.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Комитета содержатся нарушения частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении порядка дачи разъяснении положений Документации.

Установленные в действиях муниципального заказчика – Комитета нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Иных нарушений при проведении внеплановой проверки в действиях муниципального заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии не установлено.

При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает следующее.

На участие в аукционе было подано четыре заявки. При этом, все участники предложили к поставке товар, страной происхождения которого является Российская Федерации.

В ходе проведения торгов произошло значительное снижение начальной (максимальной) цены контракта (лучшее предложение о цене контракта составило 199 597 986,87 – экономия бюджетных средств составила более 35 млн. рублей).

Запросов о даче разъяснений положений Документации не поступало.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки и не привели к ограничению конкуренции.

Данные обстоятельства указывают на отсутствие необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.

 

Руководствуясь статьями 14, 31, 33, 34, 63, 64, 65, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «МД-КОНСАЛТИНГ» (445051, г. Тольятти, Приморский б-р, д. 2б, оф. 5)  на действия муниципального заказчика – Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 20/10) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту ул. Державина, проспекта Александра Корсунова в Великом Новгороде, извещение № 0350300011821000421 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 01.10.2021, частично обоснованной в части доводов о неприменении положений Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 и Приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н (в отношении товара «Светофор»).
  2. Признать в действиях муниципального заказчика – Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода нарушения частей 3, 4 статьи 14, части 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
  4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица/должностных лиц муниципального заказчика – Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

  …

 

 

  …

 

 

     

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны