Решение №6947/03 РЕШЕНИЕ по делу № А-16/17 от 7 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

 

Главе администрации Валдайского  муниципального района

 

Ю.В. Стадэ

 

 

пр. Комсомольский, д. 19/21,

г. Валдай, Новгородская обл., 175400

admin@valdayadm.ru

 

 

Исх.№6947/03 от 06.12.17

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.11.2017                                  Великий Новгород

В полном объеме решение изготовлено 06.12.2017

                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Куриков И.А.  – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № А-16/17 от 25.10.2017 по признакам нарушения Администрацией Валдайского муниципального района пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, при проведении:

электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и тротуара, расположенных на территории Валдайского городского поселения, извещение № 0150300011616000063 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системе Российской Федерации в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 19.07.2016;

электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Валдайского городского поселения, извещение № 0150300011616000064 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.07.2016,

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа Новгородского УФАС России от 26.04.2017 № 76/17  специалистами Новгородского УФАС России проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Администрацией Валдайского муниципального района как органом местного самоуправления, по результатам которого составлен Акт плановой проверки № 44 от 15.08.2017.

В результате проверки соблюдения Администрацией Валдайского муниципального района (далее – Администрация) антимонопольных требований при осуществлении закупок (конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд установлено следующее.

В июле - августе 2016 года муниципальным заказчиком – Администрацией проводилось осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и тротуара, расположенных на территории Валдайского городского поселения, извещение № 0150300011616000063 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.07.2016 (начальная (максимальная) цена контракта – 4 939 672 рублей).

Рассматриваемое определение поставщика проводилось в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также иного законодательства о контрактной системе, действовавшего на момент проведения рассматриваемой процедуры.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Документация по проведению рассматриваемого электронного аукциона была утверждена заместителем Главы Администрации Е.А. Гавриловым (далее – Документация).

Согласно пункту 3.2 Документации описание объекта закупки содержится в Техническом задании (Приложение № 2 к Документации). Кроме того, требования к товарам, используемым для выполнения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и тротуара, расположенных на территории Валдайского городского поселения, изложены в Приложении № 4 к Документации (таблица «Технические характеристики, параметры и размеры»).

Так, для ремонта автомобильной дороги г.Валдай ул.Кирова и ремонта автомобильной дороги с.Зимогорье ул.Ветеранов должен был использоваться «Песок природный для строительных работ» со следующими характеристиками, установленными заказчиком в Приложении № 4:

«Группа песка - средний, Модуль крупности - не менее 2 и не более 2,5, ГОСТ 8736-2014».

Таким образом, муниципальным заказчиком – Администрацией в качестве обязательного и неизменяемого требования (значения показателя) к строительному материалу (природному песку), используемому для выполнения работ, являющихся объектом закупки, было указано на необходимость соответствия данного товара требованиям ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

 В пункте 10.2 Документации муниципальным заказчиком – Администрацией требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде, а именно указано, что в заявках участников закупки должны быть представлены конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Приложении №4 к Документации.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. 

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

На участие в рассматриваемом аукционе была подана только одна заявка участника закупки  Общества с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительная компания Валдай» (далее – ООО «ДСК Валдай»).

Постановлениями Администрации от 29.04.2015 № 712 и от 12.10.2016 № 1606 создана единая комиссия заказчика по осуществлению закупок и определен ее персональный состав.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 05.08.2015 заявка ООО «ДСК Валдай» была признана соответствующий требованиям Документации и Закона о контрактной системе, а ООО «ДСК Валдай» был допущен единой (аукционной) комиссией заказчика к участию в аукционе и признан его единственным участником.

Однако первая часть заявки данного участника аукциона в действительности не соответствовала требованиям Документации, и ООО «ДСК Валдай» должен был быть отстранен от участия в аукционе по следующим основаниям.

Первая часть заявки ООО «ДСК Валдай» содержала следующую информацию о конкретных показателях «Песка природного для строительных работ», предлагаемого участником закупки:

«Группа песка - средний, Модуль крупности – 2,2, ГОСТ 8736-93».

Таким образом, участник закупки не подтвердил соответствие предлагаемого им для выполнения работ строительного материала (природного песка) требования государственного стандарта, заявленного заказчиком (ГОСТ 8736-2014).

Следует отметить, что ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ» введен в действие с 01.07.1995 в качестве государственного стандарта Российской Федерации Постановлением Минстроя России от 28.11.1994 № 18-29.

Однако с 01.04.2015 взамен ГОСТ 8736-93 введен в действие ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ», который в свою очередь имеет отличия от положений ранее действующего стандарта.

Так, например, в ГОСТ 8736-2014, действующем в настоящее время, содержатся отличные от ГОСТ 8736-93 термины и определения, такие как «песок» и «песок обогащенный».

Кроме того, некоторые пункты ГОСТ 8736-2014 изложены иначе, чем в ГОСТ 8736-93 и содержат дополнительные сведения. Например, согласно пункту 4.2.4 ГОСТ 8736-2014 для песков, применяемых в составе асфальтобетонных смесей, содержание зерен менее 0,16 мм не нормируется. ГОСТ 8736-93 такой информации не содержит.

Также ГОСТ 9736-2014 содержит расширенные положения раздела 6 «Методы испытаний», раздела 7 «Транспортирование и хранение» и так далее.

Учитывая изложенное, в нарушение положений Документации и Закона о контрактной системе единственный участник рассматриваемой закупки не подтвердил соответствие товара, предложенного им к использованию при выполнении работ, требованиям действующего государственного стандарта, а напротив сослался в первой части своей заявки в качестве обоснования соответствия товара требованиям заказчика на документ по стандартизации, утративший силу.

Таким образом, в действиях единой (аукционной) комиссии муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в признании заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, когда как участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

При этом с неправомерно допущенным к участию в аукционе ООО «ДСК Валдай» в дальнейшем Администрацией был заключен контракт на выполнение работ, являющихся объектом закупки, по начальной (максимальной) цене, указанной в Документации (4 939 672 рублей).

Следует также отметить, что аналогичные нарушения были допущены аукционной комиссией Администрации и при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Валдайского городского поселения, извещение № 0150300011616000064 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.07.2016 (начальная (максимальная) цена контракта – 5 854 134 рублей).

Из письменных пояснений муниципального заказчика – Администрации (исх. № 6793 от 08.11.2017) по настоящему делу следует, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в вышеуказанных электронных аукционах единая комиссия по осуществлению закупок для нужд Администрации приняла решение о признании соответствующими Документации заявки ООО «ДСК Валдай», поскольку были введены в заблуждение относительно действия ГОСТ 8736-93 информацией с сайта в сети «Интернет» http://gostrf.com. Также комиссия сочла достаточным соответствие указанных ООО «ДСК Валдай» группы и модуля крупности песка требованиям Документации.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Согласно частям 4, 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В соответствии с вышеуказанными положениями Закона о защите конкуренции Новгородским УФАС России было изготовлено заключение об обстоятельствах дела № А-16/17 от 25.10.2017 (исх. № 6669 от 16.11.2017 Новгородского УФАС России) о нарушении антимонопольного законодательства, копия которого была направлена ответчику.

В данном заключении Комиссия Новгородского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании участнику торгов преимущественных условий участия в торгах.

На заседание Комиссии Новгородского УФАС России после направления заключения об обстоятельствах дела представители ответчика не явились. Администрацией было заявлено ходатайство (исх. № 7226 от 27.11.2017) о рассмотрении дела без участия представителей. Также в указанном ходатайстве Администрация отметила, что каких-либо дополнительных пояснений относительно доводов, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не имеет.

Исследовав материалы дела, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Имеющимися в материалах дела документами и сведениями подтверждается факт нарушения муниципальным заказчиком – Администрацией требований действующего законодательства о защите конкуренции.

Информация о недействительности положений ГОСТ 8736-93 размещена в свободном доступе в сети «Интернет» на официальном сайте Росстандарта РФ по адресу: http://www.gost.ru/wps/portal/. Именно указанными сведениями, а также положениями собственной Документации, должны были руководствоваться члены комиссии заказчика при рассмотрении заявок, поступивших на участие в рассматриваемых электронных аукционах.

  Необходимость соответствия нормативным требованиям ГОСТ 8736-2014 в целом, а не только значениям показателей модуля крупности и группы песка, была определена заказчиком в Документации (Приложении № 4). Данное обстоятельство единая (аукционная) комиссия Администрации также не могла не учитывать при отборе участников аукционов.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Действия Администрации в лице ее единой (аукционной) комиссии, выразившиеся в необоснованном допуске к участию в аукционе участника закупки, заявка которого не соответствовала объявленным условиям участия в торгах, создали конкретному хозяйствующему субъекту (ООО «ДСК Валдай») преимущественные условия участия в аукционе, что указывает на нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Так, по итогам рассматриваемых закупок между Администрацией и ООО «ДСК Валдай» были заключены муниципальные контракты:

- № 0150300011616000063-0231035-01 от 16.08.2016 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и тротуара, расположенных на территории Валдайского городского поселения;

- № 0150300011616000064-0231035-01 от 16.08.2016 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Валдайского городского поселения,

Указанные контракты были заключены с ООО «ДСК Валдай» по начальным (максимальным) ценами (4 939 672 рублей и 5 854 134 рублей соответственно).

Работы по контрактам были выполнены и оплачены Администрацией в октябре-ноябре 2016 года.

Рынок строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог на территории Новгородской области и в целом Северо-западного Федерального округа является конкурентным, с большим количеством участников.

Указанные действия Администрации в виде отдания предпочтений отдельным участникам торгов ведут к ограничению конкуренции путем неучастия в торгах части хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на соответствующем товарном рынке, и создают угрозу недостижения целей, предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации Валдайского муниципального района нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в создании участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

     2. Выдать Администрации Валдайского муниципального района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы дела № А-16/17 от 25.10.2017 уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц (членов аукционной комиссии) Администрации Валдайского муниципального района.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       И.А. Куриков

 

Члены Комиссии                                                                                                   Д.А. Петров

                                     

                    А.Т. Иванов

                                                                                                         

             Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Датой изготовления решения в полном объеме считается дата его принятия.                                                                                      

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны