Решение №6967/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ПАО «Ростелеком» от 26 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

           Муниципальному заказчику – Администрации Пестовского муниципального района

 

ул. Советская, д. 10,

г. Пестово, Новгородская область, 174510

 

 

Подателю жалобы –

ПАО «Ростелеком»

 

ул. Людогоща, д. 2,

г. Великий Новгород, 173001

 

Исх.№6967/03 от 26.10.18

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

23 октября 2018 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, Заместитель руководителя Управления;

Фомина М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

Азадова Б.М. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии:

представителей муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района – <…….> (по доверенности от 22.10.2018 № 3592), <…….> (по доверенности от 22.10.2018 № 3591), <…….> (по доверенности от 22.10.2018 № 3590);

представителей подателя жалобы – филиала в Новгородской и Псковской областях ПАО «Ростелеком» – <…….> (по доверенности № 0208/29/17-18), <…….> (по доверенности № 9208/29/16-18),

рассмотрев жалобу участника закупки – филиала в Новгородской и Псковской областях Публичного акционерного общества «Ростелеком» (173001, г. Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 2; далее – ПАО «Ростелеком») на действия муниципального заказчика - Администрации Пестовского муниципального района (174510, Новгородская область, г. Пестово, ул. Советская, д. 10; далее – Администрация) при осуществлении им закупки путем проведения конкурса на право заключения энергосервисного контракта на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации системы уличного освещения на территории Пестовского городского поселения, извещение № 0350300022518000059 в редакции № ИИ3 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 01.10.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.10.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника закупки – ПАО «Ростелеком» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им закупки путем проведения конкурса на право заключения энергосервисного контракта на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации системы уличного освещения на территории Пестовского городского поселения, извещение № 0350300022518000059 в редакции № ИИ3 о проведении которого было размещено на официальном сайте 01.10.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы и дополнений к ней (вх. № 7121 от 22.10.2018 Новгородского УФАС России) сводятся к следующему.

1. В соответствии с условиями пункта 7.3 проекта энергосервисного контракта на проведение энергосервисных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации системы уличного освещения на территории Пестовского городского поселения (Приложение № 3 к конкурсной документации; далее – Проект контракта) размер платежа, подлежащий оплате заказчиком исполнителю по Проекту контракта, установлен в размере 95% (девяносто пять) процентов от достигнутого размера экономии (доли размера экономии), соответствующих расходов заказчика на оплату электрической энергии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на электрическую энергию, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного Проектом контракта размера экономии (доли размера экономии), покрывающих, в том числе, расходя исполнителя по реализации перечня мероприятий.

При этом в пункте 7.5 Проекта контракта сообщается, что дополнительная экономия электрической энергии, состовляющая произведение средневзвешенной цены (тарифа) электрической энергии и положительной разницы между размером, достигнутой в результате исполнения Проекта контракта экономии в натуральном выражении и размером экономии в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в соответствии с Проектом контракта, оплачивается заказчиком исполнителю в размере 100 %. При этом процент дополнительной экономии, выплачиваемый исполнителю, не может превышать процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, указанный в пункте 7.3.

При этом согласно Приложению № 2 к конкурсной документации (Обоснование обоснование начальной (максимальной) цены) минимальный размер экономии составляет 27 087 671, 04 рубля, максимальный процент экономии составляет 95 %.

Таким образом, отдельные положения конкурсной документации противоречат друг другу в части указания условий, предусмотренных частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе.

2. В пункте 4.2 Проекта контракта указано, что окончание работ по внедрению комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) объекта осуществляется не позднее 90 (девяносто) дней с момента заключения контракта сторонами.

При этом в пункте 4.3 Проекта контракта указано, что начальный срок достижения предусмотренного контрактом размера экономии – первое число месяца, следующего за месяцем окончания работ по внедрению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объекта, но не позднее 01 января 2019 года.

Учитывая необходимость соблюдения нормативных сроков, предусмотренных законодательством при подписании контракта, а также, то что дата рассмотрения и оценки заявок в соответствии с исходными условиями конкурса определена на 17 октября 2018 года, имеет место противоречие в обозначении сроков реализации энергосберегающих мероприятий и начального срока достижения экономии.

3. В Проекте контракта не прописаны условия, указанные в пункте 12 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации № 636 от 18.08.2010 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (далее – Постановление № 636), а именно: «Включение в контракт положения, согласно которому в случае, если достигнутый исполнителем в календарном периоде размер экономии (доля размера экономии), определенный в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующий энергетический ресурс, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии), менее размера экономии (доли размера экономии) соответствующих расходов заказчика на оплату энергетического ресурса, предусмотренного контрактом для соответствующего периода, размер платежа рассчитывается от фактически достигнутого».

4. Согласно пункту 1 Приложения № 1 к Постановлению № 636 Проект контракта должен содержать перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель с подробным техническим описанием каждого мероприятия и срокам их выполнения, сформулированного заказчиком.

При невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком – включение в контракт перечня мероприятий, сформированного в заявке участника закупки, с которым заключается контракт.

Между тем заказчик не сформировал достаточный для оценки объема работ перечень мероприятий и не обосновал невозможность формирования такого перечня самостоятельно, хотя все необходимые данные для этого у заказчика имелись, но в  Техническом задании конкурсной документации (Приложение № 10 к Проекту контракта) общее описание перечня мероприятий заказчиком указано. Отсутствие в Проекте контракта перечня вышеуказанных мероприятий не дает возможности в полной мере участнику закупки оценить объем работ.

5. Условия формирования ценового предложения участника закупки по условиям контракта, являющимся критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе (Приложение № 1 к конкурсной документации), не соответствует требованиям частей 3, 6 статьи 108 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители ПАО «Ростелеком» поддержали ее доводы в полном объеме.

Муниципальный заказчик – Администрация каких-либо письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика устно выразили несогласие только с доводами Жалобы об отсутствии в конкурсной документации перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В августе – октябре 2018 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на заключение энергосервисного контракта на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации системы уличного освещения на территории Пестовского городского поселения (извещение № 0350300022518000059 в редакции № ИИ3 от 01.10.2018, начальная (максимальная) цена контракта – 67 719 177, 60 рублей, далее - НМЦК).

Конкурсная документация для заключения энергосервисного контракта (далее – Конкурсная документация) утверждена заместителем Главы Администрации <…….> 01.10.2018.

В соответствии с частью 1 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).

Согласно части 2 статьи 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи - поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей

Из положений статьи 108 Закона о контрактной системе следует, что закупка на право заключения энергосервисного контракта может осуществляться среди прочего и путем проведения конкурса.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно пункту 11 «Информационная карта конкурса» Конкурсной документации (далее – Информационная карта) НМЦК составляет 67 719 177, 60 рублей.

Согласно Приложению № 2 к Конкурсной документации для обоснования НМЦК муниципальный заказчик устанавливает минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов на поставку энергетических ресурсов 4 514 611 (четыре миллиона пятьсот четырнадцать тысяч шестьсот одиннадцать) рублей 84 копейки в год, или 27 087 671 (двадцать семь миллионов восемьдесят семь тысяч шестьсот семьдесят один) рубль 04 копейки на весь срок действия энергосервисного контракта.

Максимальный процент экономии соответствующих расходов на поставку энергетических ресурсов, который может быть уплачен победителю конкурса по контракту: 95 % (девяносто пять). Минимальный процент экономии: 40 % (сорок).

Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.   

В соответствии с разделом 7 Проекта контракта определена цена контракта и порядок расчетов.

В соответствии с пунктом 7.3 раздела 7 Проекта контракта размер платежа, подлежащий оплате заказчиком исполнителю по контракту, установлен в размере 95 % (девяносто пять) процентов от достигнутого размера экономии (доли размера экономии) соответствующих расходов заказчика на оплату электрической энергии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на электрическую энергию, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии), покрывающих, в том числе, расходы исполнителя по реализации перечня мероприятий.

В соответствии с пунктом 7.5 раздела 7 Проекта контракта дополнительная экономия электрической энергии, составляющая произведение средневзвешенной цены (тарифа) электрической энергии и положительной разницы между размером, достигнутой в результате исполнения контракта экономии в натуральном выражении и размером экономии в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в соответствии с контрактом, оплачивается заказчиком исполнителю в размере 100 %. При этом процент дополнительной экономии, выплачиваемый исполнителю, не может превышать процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, указанный в пункте 7.3.  

Согласно части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;

2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

    При этом положения Приложения № 2 к Конкурсной документации устанавливают условие, предусмотренные пунктом 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе, а Проект контракта – условие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе, что является недопустимым, так как конкурсная документация на право заключения энергосервисного контракта должна содержать только одно из таких условий.

 Таким образом, между отдельными разделами Конкурсной документации имеются противоречия, которые не позволяют участнику закупки корректно составить конкурсное предложение о сумме в порядке части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе и  содержат нарушение части 3 статьи 108 Закона о контрактной системы.

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе  по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

Согласно Извещению о проведении рассматриваемого открытого конкурса (в редакции № ИИ3) датой рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе является 17 октября 2018 года.

Согласно разделу 4 Проекта контракта определяется срок выполнения мероприятий по энергосбережению.

В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 Проекта контракта окончание работ по внедрению комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) объекта осуществляется не позднее 90 (девяносто) дней с момента заключения контракта сторонами.

В то же время согласно пункту 4.3 раздела 4 Проекта контракта начальный срок достижения предусмотренного контрактом размера экономии – первое число месяца, следующего за месяцем окончания работ по внедрению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объекта, но не позднее 01 января 2019 года.

  Таким образом, в нарушение требований Закона о контрактной системе Проект контракта содержит различные, противоречащие друг другу сведения о сроках завершения работы (сроках окончания осуществления энергосервисных мероприятий).

Из вышеизложенного следует, что в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании в Проекте контракта в ненадлежащем виде требований к условиям заключения контракта относительно сроков выполнения работ.

В данной части Жалоба является обоснованной.

3. В соответствии с частью 3 статьи 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги.

В соответствии с частью 4 статьи 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта проект такого контракта, направляемый заказчиком поставщику, должен быть основан на объеме потребления энергетических ресурсов, согласованном в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с пунктом 6.1 раздела 6 Проекта контракта исполнителем в результате исполнения контракта за весь срок действия контракта должен обеспечиваться размер экономии энергетических ресурсов (электрической энергии) в натуральном выражении в размере ___________кВт.ч.

В соответствии с пунктом 6.5 раздела 6 Проекта контракта обязательство исполнителя по обеспечению экономии расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов (электрической энергии) считается исполненным, если размер экономии, достигнутой в результате исполнения контракта, в натуральном выражении равен или больше размера экономии энергетического ресурса (электрической энергии), указанного в пункте 6.1 Проекта контракта.

В соответствии с пунктом 7.1 раздела 7 Проекта контракта цена контракта определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного исполнителем и составляет _________ руб. (____).

В соответствии с пунктом 8.6 раздела 8 Проекта контракта окончательные расчеты по контракту осуществляются сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии.

Согласно Приложению № 7 к Проекту контракта устанавливается методика определения размера экономии (доли размера экономии) потребления энергетических ресурсов (электрической энергии) заказчиком в результате выполнения исполнителем энергосберегающих мероприятий за отчетный период.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Приложения № 10 к Проекту контракта одним из требований к реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории города Пестово Новгородской области является достижение снижения потребления электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории города Пестово Новгородской области в натуральном выражении не менее 728 163 (семьсот двадцать восемь тысяч сто шестьдесят три) кВт⃰ч в год.

Согласно подпункту 1.3.1 пункта 1 Приложения № 10 к Проекту контракта исполнитель обязуется выполнить мероприятия, которые позволяют в результате исполнения энергосервисного контракта обеспечить размер экономии электрической энергии, за весь срок действия энергосервисного контракта, не менее 40 % от НМЦК (что составляет: в денежном выражении не менее – 27 087 671 (двадцать семь миллионов восемьдесят семь тысяч шестьсот семьдесят один) рубль 04 копейки, в натуральном не менее – 4 368 979 (четыре миллиона триста шестьдесят восемь тысяч девятьсот семьдесят девять) кВт-ч.

В соответствии с частью 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

В соответствии с пунктом 12 Постановления 636 одним из требований к энергосервисным контрактам является включение в контракт положения, согласно которому в случае, если достигнутый исполнителем в календарном периоде размер экономии (доля размера экономии), определенный в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующий энергетический ресурс, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии), менее размера экономии (доли размера экономии) соответствующих расходов заказчика на оплату энергетического ресурса, предусмотренного контрактом для соответствующего периода, размер платежа рассчитывается от фактически достигнутого.

Однако, в Конкурсной документации, а также Проекте контракта отсутствуют положения, которые регулируют вопрос оплаты исполнителю по энергосервисному контракту при условии не достижения им установленного размера экономии.

Из вышеизложенного следует, что в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе.

В данной части Жалоба является обоснованной.

4. В соответствии пунктом 1 Постановления № 636 к заказчику устанавливается требование о наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта) (далее соответственно - контракт, исполнитель, перечень мероприятий), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - заказчик), включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.

 При невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком - включение в контракт перечня мероприятий, сформированного в заявке участника закупки, с которым заключается контракт.

В соответствии с пунктом 4 Информационной карты Конкурсной документации объектом закупки является выполнение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбержение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации системы уличного освещения на территории Пестовского городского поселения.

Техническое задание на оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения на территории Пестовского городского поселения приведено в Приложении № 10 к Проекту контракта (далее – Техническое задание).

В соответствии с подпунктом 1.1 Технического задания указаны технические требования при реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории города Пестово Новгородской области:

- добиться среднего уровня освещенности исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий и средней горизонтальной освещенности покрытий согласно Классификации улично – дорожной сети городских поселений, определенным в Своде правил СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение»; создания комфортных соотношений яркостей окружающих поверхностей по отношению к яркости рабочей поверхности (проезжей части улиц); обеспечения равномерности освещения в соответствии с СП 52.13330.2016. В случае если достижение освещенности невозможно без увеличения количества осветительных приборов и (или) без изменения расположения опор освещения и (или) при условии использования осветительных приборов с техническими характеристиками, указанными в пункте 1.5.2 настоящего технического задания, исполнитель освобождается от ответственности согласно данного пункта;

- добиться снижения потребления электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории города Пестово Новгородской области в натуральном выражении не менее 728 163 (семьсот двадцать восемь тысяч сто шестьдесят три) кВт*ч в год;

- выполнить мероприятия в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов – изготовителей материалов, изделий, оборудования, технологическими картами и схемами операционного контроля качества;

- заменить существующие осветительные приборы на светодиодные в количестве 2 314 (две тысячи триста четырнадцать) штук;

- заменить существующие кронштейны на новые в количестве 500 (пятьсот) штук в местах согласованных с Администрацией города;

- заменить существующие линии на СИП – 4 4x16 в количестве 20000 (двадцать тысяч) метров в местах согласованных с Администрацией города;

- обеспечить качество оказываемых услуг (выполняемых работ) в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП), государственными стандартами Российской Федерации в области строительства и капитального ремонта (ГОСТ), правилами устройства электроустановок (ПУЭ), требованиями органов пожарной безопасности и иными действующими нормами, и техническими условиями.

Согласно подпункту 1.2.1 пункта 1.2 Технического задания указано, что мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории Пестовского городского поселения Новгородской области выполняются в соответствии с Перечнем мероприятий, указанных в Приложении № 2 к Проекту контракта.

Учитывая изложенное, в Конкурсной документации содержится перечень мероприятий по энергосбережению с их подробным описанием в соответствии с требованиями Постановления № 636.

Таким образом, в ходе рассмотрения соответствующий довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

5. В соответствии с частью 6 статьи 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:

1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;

2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.

Из вышеизложенного следует, что для определения предложения о сумме, предусмотренного пунктом 3 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системы, необходимо обладать информацией относительно:

- величины НМЦК;

- значения предложенной участником закупки экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов;

- значения стоимостной величины процента предложенной участником закупки экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

Вместе с тем, как следует из раздела II Приложения № 1 к Конкурсной документации (Форма заявки на участие в конкурсе) заказчиком предусмотрено представление участниками закупки в составе своих предложений о сумме экономии энергетических ресурсов (электрической энергии), предложенной участником закупки, в натуральном выражении (строка 3 пункта 1 раздела II). 

Однако представление данной информации в случае, предусмотренном пунктом 3 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе, является излишним и необязательным.

Вместе с тем, указание на необходимость представления сведений о значении стоимостной величины процента предложенной участником закупки экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом, необходимых в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе, Форма заявки на участие в конкурсной документации не содержит.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что ненадлежащим образом установленное заказчиком требование о представлении в составе заявки (предложения) на участие в конкурсе на право заключения энегосервисного контракта информации, предусмотренной пунктом 3 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системы, способно ввести в заблуждение участников рассматриваемой закупки, в том числе затруднить при заполнении заявки на участие в конкурсе расчет итоговой суммы соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администарции содержатся нарушения части 5 статьи 51, пункта 3 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении требований к составу заявки на участие в конкурсе на право заключения энергосервисного контракта в части содержания подаваемого в ее составе предложения о сумме соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов.

В данной части Жалоба является обоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение об открытом конкурсе должно содержать способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации.

Согласно Извещению о проведении рассматриваемого конкурса (в редакции № ИИ3) датой и временем начала предоставления конкурсной документации является 01.10.2018 год 21:00 (раздел «Конкурсная документация»  абзац «Дата и время начала предоставления конкурсной документации»).

При этом в абзаце «Порядок предоставления конкурсной документации» раздела «Конкурсная документация» Извещения о проведении рассматриваемого конкурса (в редакции № ИИ3) установлено, что конкурсная документация предоставляется с 14 сентября 2018 года до момента окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Таким образом, в Извещении о проведении рассматриваемого конкурса (в редакции № ИИ3) фактически указаны две даты  начала  предоставления конкурсной документации: 01.10.2018 и 14.09.2018.

Следовательно, в Извещении о проведении рассматриваемого конкурса (в редакции № ИИ3) содержится противоречивая информация относительно срока представления участникам закупки конкурсной документации, поскольку невозможно достоверно установить действительную дату начала такого срока.

Учитывая изложенное в действиях  муниципального заказчика –  Администрации содержится нарушение пункта 3 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по установлению в извещении о проведении открытого конкурса срока предоставления конкурсной документации.

2. В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение об открытом конкурсе должно содержать место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, дату рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

Согласно Извещения о проведении рассматриваемого конкурса (в редакции № ИИ3) (раздел «Информация о процедуре закупки»)  местом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе указано: Российская Федерация, 174510, Новгородская область, Пестовский район, г. Пестово, ул. Советская, 10, каб. 24.

При этом в пункте 32 Информационной карты Конкурсной документации место вскрытия конвертов с заявками является Новгородская область, г. Пестово, ул. Советсткая, д. 10, кабинет № 23.

Таким образом, в Извещении о проведении рассматриваемого конкурса (в редакции № ИИ3) и Конкурсной документации содержится противоречивая информация, которая не позволяет достоверно установить действительное место вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и вводит в заблуждение участников закупки.

Учитывая изложенное в действиях  муниципального заказчика –  Администрации содержится нарушение пункта 6 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличии противоречий между извещением и конкурсной документацией относительно указания места вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.

3. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к ее участникам:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является оффшорной компанией;

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, согласно пункту 4 Приложения № 1 к Конкурсной документации (Форма заявки на участие в конкурсе) предусмотрено декларирование участником открытого конкурса, подающим заявку на участие в нем, своего соответствия требованиям пунктов 10, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Однако, исходя из требований подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, декларированию в составе заявки на участие в конкурсе подлежат исключительно единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Требование заказчика о представлении вышеуказанных сведений является неправомерным и не основанным на положениях действующего законодательства (статьи 51 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к составу заявки на участие в конкурсе на право заключения энергосервисного контракта.

4. Как уже было отмечено выше, согласно пункту 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

При обосновании НМЦК муниципальным заказчиком - Администрацией были предусмотрены условия о минимальном размере экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и размере максимального процента указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту.

В соответствии с частью 16 статьи 108 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от пяти до тридцати процентов одной из следующих величин:

1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В Извещении о проведении рассматриваемого конкурса (в редакции № ИИ3) указан размер обеспечения исполнения контракта в сумме – 3 385 958, 88 рублей, что составляет 13,16 % от величины, предусмотренной пунктом 3 части 16 статьи 108 Закона о контрактной системы.

Вместе с тем, согласно пункту 9 Информационной карты Конкурсной документации размер обеспечения исполнения контракта составляет 1 286 664, 37 рублей, то есть 5 % от величины, указанной в пункте 3 части 16 статьи 108 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 1 статьи 96, пункта 3 части 16 статьи 108 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличии противоречия между Извещением о проведении рассматриваемого конкурса (в редакции № ИИ3) и Конкурсной документацией в части требования об обеспечении исполнения контракта, которое вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет установить действительный размер обеспечения исполнения  энергосервисного контракта.

Установленные в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушения являются существенными, нарушают права и законные интересы участников закупки, не позволяют провести процедуру оценки заявок и заключение контракта на условиях, предусмотренных Законом о контрактной системе, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов (указанной закупки путем проведения открытого конкурса).

Руководствуясь статьями 31, 33, 42, 49, 50, 51, 96, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106, статьей 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – филиала в Новгородской и Псковской областях Публичного акционерного общества «Ростелеком» (173001, г. Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 2) на действия муниципального заказчика - Администрации Пестовского муниципального района (174510, Новгородская область, г. Пестово, ул. Советская, д. 10) при осуществлении им закупки путем проведения конкурса на право заключения энергосервисного контракта на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации системы уличного освещения на территории Пестовского городского поселения, извещение № 0350300022518000059 в редакции № ИИ3 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 01.10.2018, полностью обоснованной, за исключением довода о неустановлении заказчиком в конкурсной документации перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель.

2. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Пестовского муниципального района нарушения пункта 2 статьи 42, пунктов 1, 3, 6 части 3 статьи 49,  части 1 статьи 50 , части 5 статьи 51, части 1 статьи 96, части 3 статьи 108, пункта 3 части 6 статьи 108, пункта 3 части 16 статьи 108, части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику - Администрации Пестовского муниципального района и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об аннулировании торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика - Администрации Пестовского муниципального района

 

 

Председатель Комиссии

   И.А. Куриков

Члены Комиссии

   М.Е. Фомин

   

   Б.М. Азадова

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны