Решение б/н Решение по результатам рассмотрения дела о нарушении законод... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«01» февраля 2011 года                                                                       Великий Новгород

Исходящий № 373/03 от 10/02/2011

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <….> – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии: <….> – ведущий специалист-эксперт Управления, <…> – специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 45 от 08.12.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Открытым акционерным обществом «Промсвязьбанк» (далее – ОАО «Промсвязьбанк») в лице его Новгородского филиала (рекламы услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, распространенной на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года посредством рекламного объявления, озаглавленного: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», и содержащей признаки ненадлежащей,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО «Промсвязьбанк» – <…> (доверенность № <…> от 30.09.2010);

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (вх.. № 171 от 18.01.2011 Новгородского УФАС России) представителя заинтересованного лица – Муниципального автономного учреждения «Редакция газеты «Новгород»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проверки специалистами Новгородского УФАС России рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в периодическом печатном издании – газете «Новгород» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному Федеральному округу ПИ  № ФС2-8595 от 10 мая 2007 года) № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года на 4 странице распространено рекламное объявление под заголовком «Промсвязьбанк: новые принципы работы», в котором содержалось следующее сообщение: «Процентные ставки для корпоративных клиентов – от 7, 75 % годовых. *Ставка не является фиксированной и зависит от срока и суммы кредитования».

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Таким образом, в указанном объявлении речь идёт о финансовой услуге – банковской услуге по предоставлению кредита корпоративным клиентам.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

В силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Как следует из письма Муниципального автономного учреждения «Редакция газеты «Новгород» (далее – МАУ «Редакция газеты «Новгород») исх. № 172 от 25.11.2010 и приложенных к нему документов (оригинал-макета вышеуказанного рекламного объявления, распечатки электронного письма-заявки, договора на изготовление и (или) размещение рекламы в газете «Новгород» с ОАО «Промсвязьбанк», копии макета с отметкой банка о согласовании статьи, копии счёта об оплате № 2237 от 11.11.2010, копии платёжного поручения № 923 от 13.11.2010), рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ОАО «Промсвязьбанк» в лице Новгородского филиала. 

Как следует из письма Новгородского филиала Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» исх. № 3538 от 30.11.2010 и приложенных к нему документов (копии типовой формы кредитного договора, копии типовой формы кредитного договора об открытии кредитной линии с установленным лимитом выдачи, копии типовой формы кредитного договора об открытии кредитной линии с установленным лимитом задолженности, копии типовой формы соглашения о предоставлении кредита в форме «овердрафт» с плавающим лимитом, копии типовой формы соглашения о предоставлении кредита в форме «овердрафт» с фиксированным лимитом), условия кредитования юридических лиц не являются типовыми. Ставка в каждом конкретном случае устанавливается уполномоченным органом банка при рассмотрении вопроса о кредитовании юридического лица с учётом сроков и объёмов кредитования, о чём указано в сноске к рассматриваемому рекламному объявлению, а также исходя из результатов финансового анализа и кредитной истории предполагаемого заёмщика и предоставляемого им обеспечения по кредиту. Допустимая нижняя граница кредитной ставки, о которой идёт речь в рассматриваемом рекламном объявлении, обусловлена официальной ставкой рефинансирования Банка России.

В свою очередь, согласно типовым формам договоров и соглашений, представленных Новгородским филиалом ОАО «Промсвязьбанк», рекламируемая банковская услуга, связанная с предоставлением кредитов корпоративным клиентам, кроме указанной в рассматриваемом рекламном объявлении процентной ставки от 7,75 % годовых, содержит следующие условия (перечень не исчерпывающий), определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее,: валюта кредита; размер комиссии за предоставление кредита, за сопровождение кредита; наличие обеспечения исполнения обязательств заёмщика; возможность одностороннего изменения кредитором размера процентной ставки и т.д. Также данная реклама не содержит информации о том, что то или иное условие предоставления, пользования кредитом или его погашения может быть изменено по решению уполномоченного органа банка.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама услуг, связанных с  представлением кредитов корпоративным клиентам, содержащая только одно условие (процентную ставку), направленное на формирование у неопределённого круга лиц желания воспользоваться такой услугой, которое является привлекательной для такого круга лиц, не содержит существенной информации, что может обмануть ожидания, сформированные у таких лиц данной рекламой.

Таким образом, в распространенном на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года рекламном объявлении, озаглавленном: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», содержащем рекламу услуг, связанных с предоставлением кредитов корпоративным клиентам, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ОАО «Промсвязьбанк», имеются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе части существенной информации об услуге, и признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе, связанной с предоставлением, пользованием и погашением кредитом, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость (процентную ставку от 7,75 % годовых), всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

До рассмотрения дела ОАО «Промсвязьбанк» в лице его Новгородского филиала были представлены письменные объяснения исх. № 3803 от 21.12.2010 и исх. № 3864 от 28.12.2010, из которых следует, что, по мнению ОАО «Промсвязьбанк», считает, что в его действиях отсутствуют нарушения Закона о рекламе, так как в рассматриваемой рекламе отсутствует определённый товар, который должен иметь конкретные условия его приобретения и использования.

О месте и времени рассмотрения дела ОАО «Промсвязьбанк» было надлежащим образом уведомлено (вх. № 171 от 18.01.2011 Новгородского УФАС России). На рассмотрении дела представитель ОАО «Промсвязьбанк» поддержала представленные ранее письменные объяснения в полном объёме.

Заинтересованным лицом – МАУ «Редакция газеты «Новгород» – было заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия (исх.. № 198 от 22.12.2010 Новгородского УФАС России), которое Комиссией по рассмотрению дела было удовлетворено.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ОАО «Промсвязьбанк», оценив приведённые доводы, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

Довод ОАО «Промсвязьбанк» о том, что в данной рекламе отсутствует объект рекламирования (товар), является несостоятельным по следующим основаниям.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).

В данном случае объектом рекламирования выступает определённый товар - услуга по представлению кредитов для корпоративных клиенток, оказываемая ОАО «Промсвязьбанк».

Следовательно, невозможно говорить о том, что в данной рекламе отсутствует определённый объект рекламирования (товар).

Таким образом, в распространенном на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года рекламном объявлении, озаглавленном: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», содержащем рекламу услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ОАО «Промсвязьбанк», имеется нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе части существенной информации об услуге, и нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе, связанной с предоставлением, пользованием и погашением кредитом, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость (процентную ставку от 7,75 % годовых), всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание и осуществившего изготовление рассматриваемой рекламы, т.е. её рекламодателя и рекламопроизводителя – ОАО «Промсвязьбанк».

На момент рассмотрения дела в Новгородском УФАС России отсутствуют доказательства того, что распространение рассматриваемой рекламы прекращено.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг, связанных с предоставлением кредитов для корпоративных клиентов, распространенную на 4 странице газеты «Новгород» № 45 (1061) от 18 ноября 2010 года посредством рекламного объявления, озаглавленного: «Промсвязьбанк: новые принципы работы», рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ОАО «Промсвязьбанк» в лице Новгородского филиала, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ОАО «Промсвязьбанк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение изготовлено в полном объеме ­­10 февраля 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны