Решение №785/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-57/2022 по результатам рассмотрения жал... от 18 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчику –
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Новгородской области»
ул. Германа, д. 14,
Великий Новгород, 173002
Оператору электронной площадки –
АО «ЕЭТП»
e-mail: ko@roseltorg.ru
Заявителю –
ООО «НТЦ «РАДЭК»
ул. Егорова, д. 26 А, литер Б, пом. 26-Н,
г. Санкт-Петербург, 190005
а/я 138, ОПС № 13,
г. Санкт-Петербург, 190013
РЕШЕНИЕ
№ 053/07/3-57/2022
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
15 февраля 2022 года
|
Великий Новгород |
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
…,
в присутствии представителей заказчика – Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» (173002, Великий Новгород, ул. Германа, д. 14; далее - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области») – …;
заявитель - Общество с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «РАДЭК» (190005, г. Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 26 А, литер Б, пом. 26-Н; далее – ООО «НТЦ «РАДЭК») надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, 14.02.2022 заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей (вх. № 870 Новгородского УФАС России),
рассмотрев жалобу ООО «НТЦ «РАДЭК» на действия заказчика – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку установки спектрометрической, извещение № 32211059436 о проведении которого в первоначальной редакции было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 24.01.2022,
УСТАНОВИЛА:
07.02.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «НТЦ «РАДЭК» на действия заказчика – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку установки спектрометрической, извещение № 32211059436 о проведении которого в первоначальной редакции было размещено на официальном сайте 24.01.2022 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. В разделе 4 «Спецификация товара» документации о проведении настоящего аукциона в электронной форме в первоначальной редакции (от 24.01.2022) заказчиком в нарушение требований Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон об обеспечении единства измерений) и законодательства о закупках было установлено необоснованно ограничивающее количество участников рассматриваемой закупки требование к закупаемому оборудованию, согласно которому «Метрологические характеристики должны подтверждаться информацией, изложенной в Описании типа СИ в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, а при поставке в свидетельстве о поверке средства измерения, размещенном в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений».
2. В разделе 4 «Спецификация товара» документации о проведении настоящего аукциона в электронной форме в действующей редакции (от 26.01.2022) заказчиком также установлено необоснованно ограничивающее количество участников рассматриваемой закупки требование к закупаемому оборудованию, согласно которому поставка спектрометрической установки с эквивалентным программным обеспечением не предусмотрена, так как заказчик аккредитован на проведение исследований с учетом определенных методик, подразумевающих использование радиометра и спектрометра с программным обеспечением «ПРОГРЕСС».
Вместе с тем, спектрометрическая установка является автономным оборудованием и работает независимо от привязки к методикам и программно-аппаратным комплексам определенного типа, которые могут находиться на балансе лаборатории заказчика.
Спектрометрическая установка данного типа может управляться иным программным обеспечением другого производителя и с другой методической документацией.
Кроме того, в силу положений ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» государственная лаборатория должна своевременно обновлять измерительное оборудование и заблаговременно заботится о предстоящем внесении измерений в область аккредитации (расширение области аккредитации) в случае закупки эквивалентного оборудования.
Внесение в область аккредитации аттестованных методик, прилагающихся к вновь закупаемым средствам измерения, является стандартной и регулярной процедурой для аккредитованной лаборатории радиационного контроля.
При этом, процедура переаккредитации (подтверждения компетенции) лабораторий в обязательном порядке проводится как минимум раз в два года в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон об аккредитации).
На основании изложенного, заявитель просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В вышеупомянутом ходатайстве о рассмотрении Жалобы в отсутствие своих представителей ООО «НТЦ «РАДЭК» указал, что доводы Жалобы поддерживает и настаивает на их удовлетворении.
Согласно представленным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» возражениям на Жалобу (вх. № 892 от 14.02.2022, № 904 от 15.02.2022 Новгородского УФАС России), заказчик считает ее доводы необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с действующим законодательством заказчик формирует требования к подлежащему поставке товару исходя из своих потребностей и с учетом специфики своей деятельности.
В данном случае закупка проводится с целью приобретения спектрометрической установки для обеспечения деятельности лаборатории заказчика в рамках действующего аттестата аккредитации и в соответствии с внесенными в область аккредитации методиками (аттестат аккредитации № РОССRU.0001.510602 от 24.07.2018).
В настоящее время лаборатория заказчика аккредитована на проведение исследований по следующим методикам: методика измерения суммарной активности с использованием сцинтилляционного альфа-радиометра с программным обеспечением «ПРОГРЕСС» (позиция № 459 области аккредитации), методика измерения активности радионуклидов с использованием сцинтилляционного бета-радиометра с программным обеспечением «ПРОГРЕСС» (позиция № 456 области аккредитации), методика измерения радона в воде с использованием сцинтилляционного гамма-спектрометра с программным обеспечением «ПРОГРЕСС», методика измерения активности радионуклидов в счетных образцах на сцинтилляционном гамма-спектрометре с программным обеспечением «ПРОГРЕСС» (позиции 451, 453-455 области аккредитации).
Таким образом, так как именно данные методики внесены в область аккредитации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области», лаборатория заказчика в настоящее время имеет право проводить исследования только по указанным методикам и только на оборудовании с программным обеспечением «ПРОГРЕСС».
Приобретение нового оборудования с иным программным обеспечением не позволит лаборатории заказчика проводить исследования в рамках действующего аттестата аккредитации.
Для работы на новом оборудовании лаборатории необходимо будет пройти процедуру расширения аккредитации, которая займет от 8 до 12 месяцев и потребует дополнительного расходования бюджетных средств.
Присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика поддержали возражения на нее в полном объеме.
Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика, совершенных им при проведении рассматриваемого аукциона в электронной форме, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки в соответствии с положениями Закона о закупках.
Часть 1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в рамках законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе при описании в документации о закупке объекта закупки.
Среди данных принципов пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках называет равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает правила описания предмета закупки в документации о конкурентной закупке.
При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке среди прочего должны быть указаны требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) закупаемого товара.
1. 24.01.2022 заказчиком на официальном сайте была опубликована документация о проведении настоящего аукциона в электронной форме в первоначальной редакции (от 24.01.2022).
В разделе 4 «Спецификация товара» такой документации в первоначальной редакции заказчиком было установлено требование к закупаемому оборудованию, согласно которому «Метрологические характеристики должны подтверждаться информацией, изложенной в Описании типа СИ в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, а при поставке в свидетельстве о поверке средства измерения, размещенном в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений».
Как следует из Жалобы, данное требование к оборудованию ООО «НТЦ «РАДЭК» считает неправомерным и ограничивающим количество участников закупки.
Вместе с тем, 26.01.2022 заказчиком было принято решение о внесении изменений в документацию.
В размещенной 26.01.2022 на официальном сайте документации о проведении настоящего аукциона в электронной форме в действующей редакции (от 26.01.2022) указанное требование к закупаемому оборудованию отсутствует.
Таким образом, до даты поступления Жалобы в Новгородское УФАС России (07.02.2022) заказчиком из документации путем внесения изменений были самостоятельно исключены обжалуемые заявителем положения, в связи с чем данный довод Жалобы в результате рассмотрения не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 3.1 документации о проведении настоящего аукциона в электронной форме в действующей редакции (от 26.01.2022) (далее – Документация) предметом рассматриваемой закупки является поставка установки спектрометрической в соответствии с разделом 4 «Спецификация товара» Документации.
В соответствии с разделом 4 «Спецификация товара» Документации в состав такой установки должны входить: альфа-радиометрический блок, бета-спектрометрический блок и гамма-спектрометрический блок.
Согласно примечанию к разделу 4 «Спецификация товара» Документации:
«Поставка эквивалентного программного обеспечения не предусмотрена, так как Заказчик аккредитован на проведение исследований по следующим методикам:
1. Методика измерения суммарной активности с использованием сцинтилляционного альфа-радиометра с программным обеспечением «ПРОГРЕСС».
2. Методика измерения активности радионуклидов с использованием сцинтилляционного бета-радиометра с программным обеспечением «ПРОГРЕСС».
3. Методика измерения радона в воде с использованием сцинтилляционного гамма-спектрометра с программным обеспечением «ПРОГРЕСС».
4. Методика измерения активности радионуклидов в счетных образцах на сцинтилляционном гамма-спектрометре с программным обеспечением «ПРОГРЕСС».
В связи с изложенным, применение программного обеспечения «Прогресс» регламентировано данными документами. Несоответствие требованиям указанных документов, нарушает требования ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» на соответствие которому аккредитована лаборатория и ставит под сомнение результаты проведенных исследований, выданных под аттестатом аккредитации».
С невозможностью поставки в рамках данной закупки спектрометрической установки с эквивалентным программным обеспечением и работающей на иных методиках заявитель также не согласен и считает указанное требование заказчика необоснованно ограничивающим количество участников закупки.
Рассмотрев указанный довод Жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений, измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.
Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений.
Согласно пунктам 1, 9, 9.1 статьи 4 Закона об аккредитации:
аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована;
актуализация области аккредитации - изменение описания области аккредитации, осуществляемое по инициативе аккредитованного лица в рамках процедуры подтверждения компетентности и (или) в иных случаях, определенных национальным органом по аккредитации, в связи с изменением описания отдельных элементов формы области аккредитации и (или) включенных в область аккредитации документов, в соответствии с которыми аккредитованное лицо выполняет работы и (или) оказывает услуги по оценке соответствия (в том числе в связи с изданием таких документов в новой редакции или изданием документов, заменяющих или дополняющих указанные документы).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Закона об аккредитации внесение изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, осуществляется среди прочего и в случае расширения области аккредитации аккредитованного лица в соответствии с частью 14 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 5.3, 7.11.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 лаборатория должна определить и документировать область лабораторной деятельности, при осуществлении которой она соответствует настоящему стандарту.
Правильность функционирования систем(ы) управления информацией лаборатории, используемых(ой) для сбора, обработки, записи, представления результатов, хранения или поиска данных, в том числе правильность функционирования интерфейсов систем(ы) управления информацией лаборатории, должна(ы) быть проверена лабораторией перед внедрением в работу. При любых изменениях, включая изменения конфигурации программного обеспечения лаборатории или модификации коммерческого программного обеспечения, они должны быть утверждены, документированы и валидированы до введения их в действие.
Согласно копии представленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» в материалы Жалобы аттестата аккредитации № РОССRU.0001.510602 от 24.07.2018, подтверждающего соответствие испытательного лабораторного центра заказчика требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, а также приложению к такому сертификату, непосредственным образом определяющему область аккредитации испытательного лабораторного центра заказчика, в настоящее время испытательная лаборатория заказчика аккредитована на применение следующих методик:
- методика измерения суммарной активности с использованием сцинтилляционного альфа-радиометра с программным обеспечением «ПРОГРЕСС» (позиция № 459 области аккредитации);
- методика измерения активности радионуклидов с использованием сцинтилляционного бета-радиометра с программным обеспечением «ПРОГРЕСС» (позиция № 456 области аккредитации);
- методика измерения радона в воде с использованием сцинтилляционного гамма-спектрометра с программным обеспечением «ПРОГРЕСС» (позиции 451, 453-455 области аккредитации);
- методика измерения активности радионуклидов в счетных образцах на сцинтилляционном гамма-спектрометре с программным обеспечением «ПРОГРЕСС» (позиции 451, 453-455 области аккредитации).
В силу положений Закона об аккредитации, ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 именно при применении данных методик, подразумевающих использование соответствующего оборудования с программным обеспечением «ПРОГРЕСС», испытательный лабораторный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» компетентен осуществлять свою деятельность в качестве аккредитованного лица.
При этом, имеющаяся у испытательного лабораторного центра заказчика область аккредитации в части применения таких методик была в полной мере учтена ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» и при составлении раздела 4 «Спецификация товара» Документации.
Таким образом, указанное в разделе 4 «Спецификация товара» Документации примечание, согласно которому поставка спектрометрической установки с эквивалентным программным обеспечением в данном случае не предусмотрена (так как ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» аккредитовано на проведение исследований с учетом определенных методик, подразумевающих использование радиометра и спектрометра с программным обеспечением «ПРОГРЕСС»), отвечает действительным потребностям заказчика как испытательной лаборатории (центра) и необходимо ему для надлежащего и компетентного выполнения соответствующих функций такой (такого) лаборатории (центра) с учетом имеющейся области аккредитации.
Приобретение оборудования, работающего с учетом использования методик, отличных от указанных в области аккредитации заказчика и подразумевающих использование иного программного обеспечения, не позволит лаборатории заказчика проводить исследования в рамках имеющегося аттестата аккредитации без внесения соответствующих изменений в сведения об аккредитованном лице, в том числе в части описания области его аккредитации.
При этом, как справедливо отмечает заказчик, процедура расширения аккредитации займет значительное количество времени (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2014 № 519) и потребует дополнительного расходования бюджетных средств (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 653).
Вместе с тем, одним из принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в рамках законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, также является целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Следовательно, устанавливая при осуществлении рассматриваемой закупки в Документации в силу положений пункта 2, а также подпункта «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках вышеуказанные требования к закупаемому оборудованию относительно необходимости наличия определенного программного обеспечения, заказчик не совершает действий, приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении рассматриваемой закупки, поскольку такие требования непосредственным образом обусловлены спецификой его деятельности и имеющейся областью аккредитации.
Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения также не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «РАДЭК» (190005, г. Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 26 А, литер Б, пом. 26-Н) на действия заказчика – Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» (173002, Великий Новгород, ул. Германа, д. 14) при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку установки спектрометрической, извещение № 32211059436 о проведении которого в первоначальной редакции было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.01.2022, необоснованной.
…
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.