Предупреждение №566/02 Предупреждение № 8 о прекращении действий (бездействия), кот... от 10 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                            

                                                                                 <…..>

 

 

 

 

 

Исходящие № 566/02 от 10.02.2020

 

 

 

 

                                           Предупреждение № 8

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

10 февраля 2020 года                                                    Великий Новгород

           

В связи с наличием в действиях (бездействии) <…..> (далее – Администрация муниципального района) признаков нарушения  антимонопольного  законодательства,  предусмотренного частями 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которым  Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а также запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено

 

Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

выразившегося в принятии Положение об организации ритуальных услуг и содержании на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения на территории <….> муниципального района, утверждённое постановлением Администрации муниципального района от 21.08.2009 № 512, частью 2, пунктом 10.5 которого специализированная служба по вопросам похоронного дела наделена полномочиями органов местного самоуправления, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке похоронных услуг на территории <…> муниципального района.

В соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 28.11.2019 № ВМ-П9-10508 и поручением ФАС России от 26.12.2019 № АЦ/114175-ПР/19 «Об усилении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере оказания ритуальных услуг», Новгородским УФАС России (далее – Управление) проверено на предмет соответствия антимонопольному законодательству Положение об организации ритуальных услуг и содержании на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения на территории Мошенского муниципального района, утверждённого постановлением Администрации Мошенского муниципального района от 21.08.2009  №512.

Проведённой проверкой установлено следующее.

Постановлением <….> от 21.08.2009 №512 утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения на территории <….>муниципального района (далее – Положение), отдельные пункты которого нарушают антимонопольное законодательство.

Согласно части 2 Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела (далее – специализированная служба) – организация, основным видом деятельности которой является погребение умерших и оказания услуг по погребению, созданная органами местного самоуправления.

Согласно пункту 10.5 Положения при предоставлении земельного участка для родственников захоронения специализированной службой выдается удостоверение о захоронении лицу, взявшему на себя обязанности по оформлению захоронения, его содержанию, благоустройству и уходу, по форме, утверждаемой Администрацией муниципального района. Земельный участок для родственного захоронения предоставляется непосредственно при погребении умершего (погибшего).

Таким образом, на специализированную службу по вопросам похоронного дела, возложены функции организационно-распорядительного характера, что недопустимо.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти

субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 года № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 22 часть 1 статьи 14) (далее – Закон о местном самоуправлении) вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

В силу статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению – на специализированные службы, и Закон о погребении не ограничивает неспециализированные организации на занятие последним видом деятельности.

Статьей 6 Закона о погребении закреплено, что в случае мотивированного

отказа какого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службой осуществляются за счет различных фондов.

В соответствии со статьей 10 Закона о погребении для родственников умершего, осуществивших погребение за счет собственных средств, предусмотрено право на получение социального пособия на погребение.

Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за счет родственников или лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, ритуальные услуги (в том числе по погребению) могут быть оказаны любым лицом, оказывающим данного рода услуги.

            Учитывая, что Положением предусмотрено оказание специализированной службой по вопросам похоронного дела всех услуг по погребению, не исключая и платные услуги, предполагается, что эта специализированная организация является коммерческой, что в силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» означает, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является коммерческой организацией, то есть хозяйствующим субъектом.

Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйственного субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела Законом не предусмотрена.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 516-ст утверждён и введён в действие национальный стандарт Российской Федерации «Услуги бытовые Услуги ритуальные» (далее – Стандарт), в котором реализованы нормы Закона о погребении и похоронном деле. Данный Стандарт устанавливает термины и определения общих понятий в области похоронного дела. В пункте 2.2 Стандарта к документам в области похоронного дела отнесены удостоверение о захоронении и др.

Из изложенного следует, что утверждение <….> Положения, которым специализированная служба по вопросам похоронного дела наделены полномочиями органов местного самоуправления, фактически предполагает наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела функциями органа местного самоуправления, что может повлечь для них создание преимущественных условий деятельности и необоснованное препятствие деятельности для иных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания ритуальных услуг,  что нарушает требования частей 1 и 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

      Поскольку вопросы формирования архивного фонда в силу пункта 17 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения городского поселения, наделение хозяйствующего субъекта – специализированной службы по вопросам похоронного дела такими полномочиями противоречит части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

   Из вышеизложенного следует, в действиях <….> содержатся признаки нарушения частей 1 и 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию Мошенского муниципального района о необходимости прекращения указанных действий, нарушающих антимонопольное законодательство, и с этой целью:

а) привести Положение об организации ритуальных услуг и содержании на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения на территории <….>, утверждённое постановлением <….> от 21.08.2009 № 512, в части 2, пункта 10.5 в соответствие с антимонопольным законодательством

либо

б) отменить Положение об организации ритуальных услуг и содержании на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения на территории <….>, утверждённое постановлением <….> от 21.08.2009 № 512, и принять Положение об организации ритуальных услуг и содержании на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения на территории <….>, с учётом замечаний, изложенных в настоящем предупреждении.

Данное предупреждение подлежит исполнению в срок до 30 апреля 2020 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо (юридическое лицо и виновное должностное лицо), выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

 

 

 

Руководитель Управления                                                             

Государственный советник РФ 1 класса                         О.С. Виниченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны