Решение №5509/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-708/2021 по результатам рассмотрения жа... от 13 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заказчику –

ГОБУЗ «ОКОД»

 

ул. Ломоносова, д. 27,

Великий Новгород, 173016

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Единая электронная торговая площадка»

 

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5,

г. Москва, 115114

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО ПКФ «Новхол»

 

ул. Нехинская, 46а,

Великий Новгород, 173021

 

Исх. № 5509/03 от 13.09.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-708/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

08 сентября 2021 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

/// – председатель Комиссии, врио руководителя Управления;

///  – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

/// – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,       

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» – ….. (доверенность б/н от 09.01.2021);

уполномоченный орган - Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии, своих представителей не направил;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью ПКФ «Новхол»    - …. (доверенность № 1 от 06.09.2021);

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью ПКФ «Новхол» (173021, г. Великий Новгород, ул. Нехинская, 46а; далее – ООО ПКФ «Новхол») на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» (173016, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 27; далее – ГОБУЗ «ОКОД») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования, извещение № 0150200003921000735 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт)  24.08.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления закупки (определения поставщика). 

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.09.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО ПКФ «Новхол» на действия заказчика – ГОБУЗ «ОКОД» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования, извещение № 0150200003921000735 о проведении которого было размещено на официальном сайте  24.08.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

            Согласно Приложению № 1 к документации об электронном аукционе (далее – Документация, Техническое задание)             при выполнении работ по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования исполнитель должен обеспечить обязательное круглосуточное (рабочие, выходные и праздничные дни)  присутствие 2-х специалистов (один по направлению вентиляция и кондиционирование, второй по направлению автоматизация) от исполнителя на объекте заказчика в течение 12 месяцев для выполнения надлежащего контроля, обслуживания, ремонта  систем вентиляции, автоматики, кондиционирования и теплоснабжения вентиляции в пределах венткамер.

            Итого 8 специалистов, с рабочим графиком сутки через трое (либо иным графиком работы в соответствии с трудовым законодательством). 

            Образование специалистов высшее или среднее специальное (подтверждается дипломами об образовании).  Опыт работы по обслуживанию вентиляционных систем не менее 3 лет, опыт работы по обслуживанию и ремонту систем автоматизации   (подтверждается копиями трудовых книжек с соответствующими записями).       

            Лица, привлекаемые к оказанию соответствующих услуг по контракту (специалисты по обслуживанию систем теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования) должны иметь: 

            1.Диплом о высшем или среднем специальном образовании по профилю данного технического задания.

            2. Действующее удостоверение установленной формы и протокол аттестации промышленной безопастности в Ростехнадзоре (Области аттестации: А. Общие требования промышленной безопастности; Б7. Г2. Правил работы в теплопотребляющих установках и тепловых сетей).

            По мнению подателя Жалобы, установленные в Техническом задании  требования к исполнителю при выполнении работ по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования, в том числе к его трудовым ресурсам нарушают требования действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе, и ограничивают круг участников закупки.

            Данные области аттестации необходимы для монтажа, пуско-наладки и обслуживания котельного оборудования, а предметом рассматриваемой закупки является обслуживание вентиляционных установок, а не котельного оборудования.

            Кроме того, по мнению подателя Жалобы, установленное государственным заказчиком требование относительно предоставления в пользование заказчику ключа доступа к лицензионному программному обеспечению, также является неправомерным, поскольку ключ доступа выдается или приобретается заказчиком при монтаже и пуско-наладке системы вентиляции, что не является предметом рассматриваемой закупки.

   Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ООО ПКФ «Новхол» поддержал ее доводы в полном объеме.

В соответствии с письменными возражениями заказчика – ГОБУЗ «ОКОД» и дополнения к ним  (вх. № 7342 от 06.09.2021 и  7398 от 08.09.2021 Новгородского УФАС России), устными пояснениями, данными представителем ГОБУЗ «ОКОД» на рассмотрении Жалобы,  заказчик – ГОБУЗ «ОКОД» считает ее необоснованной по следующим основаниям.

  1. При формировании технического задания заказчик руководствовался объективными потребностями, необходимые для выполнения соответствующих функций, и при этом, соблюдал условия о недопущении ограничения количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к оказанию услуг, являющихся значимыми для заказчика, также не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к оказанию услуг.

Предметом закупки является контроль, обслуживание, ремонт  систем вентиляции, автоматики, кондиционирования и теплоснабжения вентиляции в пределах венткамер.

Требования к лицам, привлекаемым к оказанию соответствующих услуг по контракту (специалисты по обслуживанию систем теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования) обусловлены тем, что ГОБУЗ «ОКОД» осуществляет деятельность в области использования атомной энергии.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 № 977  «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики» установлены требования к квалификации:

Инженер по вентиляции I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по вентиляции II категории не менее 3 лет.

Инженер по вентиляции II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по вентиляции или на других должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным (техническим) образованием, не менее 3 лет.

Инженер по вентиляции: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или на других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.

Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по контрольно-измерительным приборам и автоматике II категории не менее 3 лет.

Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по контрольно-измерительным приборам и автоматике не менее 3 лет.

Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы.

На балансе ГОБУЗ «ОКОД» состоят газовые сети, газовое оборудование и приборное обследование газопроводов, обслуживание которых осуществляет АО «Газпром газораспределение Великий Новгород». По сети газопотребления поступает природный газ в котельную, которая находится в ведении ГОБУЗ «ОКОД». В котельной происходит процесс сгорания, нагревания теплоносителя (воды) и передачи тепла в воздух, который проходит по вентиляционной системе и поступает в отделения и места массового скопления людей.

Техническим заданием предусмотрена замена теплообменных аппаратов приточных систем вентиляции и кондиционирования.

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334 «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», лица, привлекаемые к оказанию соответствующих услуг по контракту, должны иметь действующее удостоверение установленной формы и протокол аттестации промышленной безопастности в Ростехнадзоре (Области аттестации: А. Общие требования промышленной безопастности; Б7. Требования промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления;  Г2. Требования к порядку работы на тепловых энергоустановках и тепловых сетях (Приказ Ростехнадзора от 26.05.2016 N 202 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 апреля 2012 г. N 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзор»).

2. В связи с заменой контроллеров шкафов управления DDC420 Kieback&Peter (2 шт.) на приточных системах П3 и П7, программированием и пусконаладочных работ шкафов управления систем П3, П7 (вставка Блока В), восстановлением программного обеспечения системы автоматики на свободно-программируемых контроллерах Kieback&Peter BMR, исполнитель должен предоставить в пользование заказчику новый ключ доступа к лицензионному программному обеспечению.

            На заседание Комиссии по рассмотрению Жалобы  представитель заказчика поддержал вышеуказанные возражения в полном объеме.

            Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В августе - сентябре  2021 года заказчиком – ГОБУЗ «ОКОД» и уполномоченным органом – Администрацией  осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования, начальная (максимальная) цена контракта - 3 512 463,96 рублей).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе утверждена главным врачом   ГОБУЗ «ОКОД»  ….. 24.08.2021.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчиком -  ГОБУЗ «ОКОД» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – оказание услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования.

            Требования к объему и условиям оказания услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования содержатся в Техническом задании.

            Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

            Вместе с тем, согласно Техническому заданию при выполнении работ по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования исполнитель должен обеспечить обязательное круглосуточное (рабочие, выходные и праздничные дни)  присутствие 2-х специалистов (один по направлению вентиляция и кондиционирование, второй по направлению автоматизация) от исполнителя на объекте заказчика в течение 12 месяцев для выполнения надлежащего контроля, обслуживания, ремонта  систем вентиляции, автоматики, кондиционирования и теплоснабжения вентиляции в пределах венткамер.

            Итого 8 специалистов, с рабочим графиком сутки через трое (либо иным графиком работы в соответствии с трудовым законодательством). 

            Образование специалистов высшее или среднее специальное (подтверждается дипломами об образовании).  Опыт работы по обслуживанию вентиляционных систем не менее 3 лет, опыт работы по обслуживанию и ремонту систем автоматизации   (подтверждается копиями трудовых книжек с соответствующими записями).        Подтверждающие документы по квалификации персонала должны быть предоставлены до начала оказания услуг.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОБУЗ «ОКОД» содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них трудовых ресурсов (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), поскольку включение в Техническое задание вышеуказанных требований ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, имеющий иные трудовые ресурсы и  иной опыт оказания соответствующих услуг.

Действующим законодательством Российской Федерации вышеуказанные требования к количеству и опыту работы (не менее 8 специалистов с опытом не менее 3 лет) применительно к объекту рассматриваемой закупки не предъявляются.

            Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы является обоснованным.

            Довод государственного заказчика, относительно того, что при установлении требований ГОБУЗ «ОКОД» руководствовалось положениями Приказа Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 № 977 является несостоятельным, поскольку в данном случаи требования вышеуказанного приказа распространяются только на работников учреждения, эксплуатирующих радиационные источники, т.е. на сотрудников заказчика, а не привлекаемых к выполнению работ исполнителей.

            2. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе  конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

            Как указывалось выше, требования к условиям оказания услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования содержатся в Техническом задании.

            Согласно Техническому заданию техническое обслуживание системы проводится силами и средствами исполнителя.

            Лица, привлекаемые к оказанию соответствующих услуг по контракту (специалисты по обслуживанию систем теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования) должны иметь: 

1.Диплом о высшем или среднем специальном образовании по профилю данного технического задания, действующее удостоверение установленной формы и протокол о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках с  присвоенной группой по электробезопасности не ниже IV  с допуском к работе в электроустановках напряжением до 1000 В в качестве административно-технического персонала для руководителя и действующие удостоверения установленной формы и протокол о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках с присвоенной группой по электробезопасности не ниже III до 1000В, с допуском к работе в электроустановках напряжением до 1000 В в качестве ремонтного персонала для производителей работ.                                                                                                              2. Действующее удостоверение установленной формы и протокол аттестации промышленной безопасности в Ростехнадзоре (Области аттестации: А. Общие требования промышленной безопасности; Б7. Г2. Правил работы в теплопотребляющих установках и тепловых сетей).

            Согласно доводам Жалобы, установленные государственным заказчиком вышеуказанные требования к лицам привлекаемые к оказанию услуг, являются неправомерными и несостоятельными, поскольку  данные области аттестации необходимы для монтажа, пуско-наладки и обслуживания котельного оборудования, а предметом рассматриваемой закупки является обслуживание вентиляционных установок.

Изучив материалы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам. 

  Согласно вышеуказанным письменным возражениям государственного заказчика на балансе ГОБУЗ «ОКОД» состоят газовые сети, газовое оборудование и приборное обследование газопроводов, обслуживание которых осуществляет АО «Газпром газораспределение Великий Новгород».

 По сети газопотребления поступает природный газ в котельную, которая находится в ведении ГОБУЗ «ОКОД». В котельной происходит процесс сгорания, нагревания теплоносителя (воды) и передачи тепла в воздух, который проходит по вентиляционной системе и поступает в отделения и места массового скопления людей.

            Согласно пунктам 6, 7, 15 раздела «Система приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования Блока В» Технического задания в рамках оказания услуг по рассматриваемой закупке необходима проверка состояния и герметичности теплообменников (нагревательная, охладительная секции); проверка герметичности соединений на подводящих трубопроводах системы теплоснабжения, холодоснабжения;  замена теплообменных аппаратов приточных систем вентиляции и кондиционирования и т.д.

            Кроме того, Приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334 утвержден Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, в котором в том числе установлены требования в области промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления и требования к эксплуатация тепловых  станций.

На основании вышеизложенного, в Техническом задании государственным заказчиком - ГОБУЗ «ОКОД» установлены необходимые требования к лицам привлекаемые к оказанию услуг, которые отвечают действительным потребностям  ГОБУЗ «ОКОД» и действующему законодательству Российской Федерации.

Предусмотренные в Техническом задании требования необходимы для достижения безопасного обслуживания системы вентиляции и кондиционирования.

Таким образом, предмет настоящего электронного аукциона отражает действительные потребности учреждения, и непосредственным образом соответствует целям деятельности  ГОБУЗ «НОКБ».

            Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается, в том числе, и на принципах ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

            Заказчики при осуществлении закупок также должны руководствоваться указанными принципами.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Следовательно, формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах и не устанавливать необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок.

Заказчик самостоятельно, руководствуясь собственными потребностями, в достаточной для него мере вправе детализировать описание объекта закупки, если это не приводит к ограничению количества участников в виде установления неправомерных требований к закупаемым товарам, работам, услугам.

На основании вышеизложенного, определяя объект рассматриваемой закупки с предусмотренными в Техническом задании требованиями, заказчик – ГОБУЗ «ОКОД» не совершает действий, противоречащих действующему законодательству и приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупок, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности заказчика.

            Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы является необоснованным.

            Довод подателя Жалобы относительно неправомерно установленного требования о предоставлении в пользование заказчику ключа доступа к лицензионному программному обеспечению,  также является необоснованным, в силу вышесказанного, поскольку в ходе оказания услуг необходима замена контроллеров шкафов управления DDC420 Kieback&Peter на приточных системах П3 и П7, программирование и пусконаладочные работы шкафов управления П3, П7  а также восстановление программного обеспечения системы автоматики на свободно-программируемых контроллерах Kieback&Peter DDC 3000, в связи с чем установленное требование отражает действительные потребности учреждения, и непосредственным образом соответствует целям деятельности  ГОБУЗ «ОКОД».

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

            1. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе  в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

            Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            Пунктом 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

   а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

   б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

            Согласно пункту 2(1) Постановления 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

            а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

            б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

            в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

            г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

            Также Постановлением № 1236 утвержден  Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Порядок).

            Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что такое обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:

            а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

            б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

            Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

            Государственным заказчиком - ГОБУЗ «ОКОД» запрет в рамках Постановления № 1236 в Извещении и Документации установлен не был, обоснование невозможности соблюдения данного запрета также приведено не было.

            Вместе с тем, как указывалось выше согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

            В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

            Как указывалось выше требования к объему оказываемых услуг заказчиком установлены в Техническое задание.

            Так согласно пункту 2 раздела «Система приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования Блока Б» Технического задания в рамках восстановления программного обеспечения системы автоматики на свободно-программируемых контроллерах Kieback&Peter DDC 3000 (наличие лицензионного программного обеспечения с ключами доступа) исполнителю необходимо предоставить заказчику в пользование ключ доступа к лицензионному программному обеспечению.

            Таким образом, исходя из содержания Технического задания в рамках рассматриваемой закупки в ходе  сопровождения, технической поддержки заказчик приобретает права на модернизацию (обновление) программного обеспечения существующих автоматизированных систем.

            Следовательно, предмет рассматриваемой закупки   подпадает под выполнение контрактных обязательств, перечисленных в пункте 2.1 Постановления № 1236, в связи с чем заказчик обязан был в Документации и  Извещении установить запрет в рамках Постановления № 1236.

            Однако как  указывалось выше, ни в Извещении ни в Документации рассматриваемый запрет установлен не был, обоснование невозможности соблюдения данного запрета также приведено не было.

            Таким образом, в действиях заказчика - ГОБУЗ «ОКОД» содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в Документации и Извещении обязательного  запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренного действующим законодательством о контрактной системе. 

В действиях должностного лица заказчика – ГОБУЗ «ОКОД», утвердившего Документацию с нарушениями требований законодательства о контрактной системе, имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – ГОБУЗ «ОКОД», являются существенными, привели  к нарушению правил описания объекта закупки, что дает основание для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями 8, 14, 33, 64,  пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью ПКФ «Новхол» (173021, г. Великий Новгород, ул. Нехинская, 46а) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» (173016, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 27) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350)   закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования, извещение № 0150200003921000735 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  24.08.2021,  частично обоснованной в части довода жалобы относительно неправомерного установления заказчиком требований к трудовым ресурсам участников закупки (количество специалистов и опыт их работы). 

2.         Признать в действиях государственного заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер»  нарушения части 3 статьи 14,  части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер», уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер».

 

 

Председатель Комиссии                                                                               …..

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                           …..                 

                                                                               

                                                                                                                    …..                     

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны