Решение по жалобе №4977/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3.2-424/2020 по результатам рассмотрения жа... от 26 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику – МАДОУ «Детский сад  «Родничок»

 

ул. Школьная, д. 16,

п. Демянск, Новгородский р-н, 175310

e-mail: rodnichok_dem@mail.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «Фотон»

 

ул. Большая Московская, д. 59-90,

г. Великий Новгород, 173020

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/07/3.2-424/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

21 августа 2020 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) в составе:

Куриков  И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Беленов М.С. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- муниципальный заказчик – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» надлежащим образом был уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил, заявил ходатайство о рассмотрении настоящей жалобы в отсутствии его представителей (вх. № 5908 от 19.08.2020 Новгородского УФАС России);

- подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «Фотон»   - генерального директора «…»,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Фотон» (173020, г. Великий Новгород,  ул. Большая Московская, д. 59-90; далее – ООО «Фотон») на действия заказчика – Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Родничок» (174760, Новгородский р-н, п. Демянск, ул. Школьная, д. 16; далее – МАДОУ «Детский сад «Родничок») при проведении им открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, тепловой и электрической энергии Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок», извещение № 32009385164 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 06.08.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.08.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Фотон» на действия заказчика – МАДОУ «Детский сад «Родничок» при проведении им закупки  путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, тепловой и электрической энергии Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок», извещение № 32009385164  о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.08.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. Заказчиком в документации о проведении открытого конкурса неправомерно  установлены требования к участникам закупки, а именно: в составе второй части заявки на участие в конкурсе участник должен представить выписку из реестра членов саморегулируемой организации по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов.

По мнению подателя Жалобы в предмет  рассматриваемой закупки не входят виды работ капитального характера, установленные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», а значит  заказчик неправомерно установил вышеуказанное требование.

2. Заказчиком установлен показатель оценки заявок нарушающий принцип открытой  конкуренции в закупке путем установления несоизмеряемых требований  к участникам закупки, а именно в пункте 2.1.2 Приложения № 1 к документации о проведении открытого конкурса заказчиком установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по показателю «Деловая репутация участника закупки» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта».

Так, в рамках данного показателя оценивается количество благодарственных писем, благодарностей, похвальных грамот, грамот и т.п., выданных органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления за надлежаще исполненный контракт (договор) на оказание услуг, соответствующих предмету конкурса за период с 2017 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе.

 По мнению подателя Жалобы, заказчик необоснованно включил в рамках оценки по вышеуказанному показателю требования, относительно предоставления участниками закупки в заявке исключительно государственных и муниципальных контрактов подтверждающих опыт выполнения работ по аналогичным работам.

3. Установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» нестоимостного критерия оценки заявок «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» не соответствует положениям законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, поскольку заказчиком не установлена шкала предельных величин значимости, устанавливающая интервалы их изменения в зависимости от представляемых в заявке сведений для оценки по этому критерию.

4. По мнению подателя Жалобы, приведенный заказчиком в пункте 2.1.3 Приложения № 1 документации об открытом конкурсе показатель «Опыт работы участника» является несопоставимым по характеру и объему с предметом контракта.

            5. В пункте 2.1 раздела III Техническое задание к документации о проведении открытого конкурса заказчиком установлено, что при проектировании, монтаже, пуско-наладке тепловых пунктов необходимо руководствоваться требованиями нормативных документов, в том числе 3СТО НП «АВОК» 2.1-2008 «Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена».

            Однако вышеуказанный стандарт является недействующим.

6.  В нарушение пункта 1 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636, проект контракта не содержит перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного  договора.

            7. По мнению подателя Жалобы установленные заказчиком в разделе 5.6 документации о проведении открытого конкурса приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами не соответствует нормам Постановления Правительства Российской Федерации № 925 от 16.09.2016.

На основании изложенного, ООО «Фотон» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «Фотон» поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика – МАДОУ «Детский сад «Родничок»  и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Заказчик – МАДОУ «Детский сад «Родничок» согласно представленным письменным возражениям на Жалобу (вх. №5904 от 19.08.2020 Новгородского УФАС России) считает ее доводы частично обоснованными по следующим основаниям.

1. В соответствии с частью  8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действия.

В силу пункта 1 ч. ст. 55.1 Градостроительного кодекса  Российской Федерации (далее – ГрК РФ)  основными целями саморегулируемых организаций являются предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и  культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.

            Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства установлен Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).   

            Согласно пункту 15.6 раздела III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» вышеуказанного Перечня  к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства относятся в частности:

            - Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений.

            Таким образом, основные мероприятия, которые должны быть выполнены согласно договору, который будет заключен в результате проведения рассматриваемого открытого конкурса, требуют наличия членства СРО, требование о предоставлении выписки из реестра СРО установлено в соответствии с действующим законодательством.

            2. Критерии оценки заявок на участие в рассматриваемом открытом конкурсе, установлены в соответствии с  требованиями Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила, Постановление №1085).

            3. Согласно пункту 2.1 Приложения № 1 к документации о проведении открытого конкурса значимость показателя  «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» составляет 20 баллов.

При этом, в случае непредоставления или предоставления не в полном объеме информации и документов, подтверждающих наличие у участника специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, либо наличия в них недостоверной информации, начисление баллов не производится. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе предложения о наличии у участника специалистов и иных работников определенного уровня квалификации участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

            Таким образом, в случае предложения о наличии в штате участника инженерно-технических работников, с подтверждающими документами, участнику начисляется 20 баллов по данному показателю. В случае отсутствия таких работников или предоставления недостоверной информации, начисляется 0 баллов.

            Следовательно, для расчета нестоимостного критерия  «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта» установлено содержание показателя и его значимость.

4. Оценка по показателю «Опыт работы участника» производится по шкале оценки в соответствии с пунктом 29 Правил,  утвержденных Постановлением № 1085.

Ссылка подателя Жалобы на письмо ФАС России от 19.10.2015 № АЦ/57532/15 является несостоятельной, поскольку указанное письмо распространяется и разъясняет отношения, регулируемые Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контактной системе).

Следовательно, разъяснения изложенные в указанном письме к закупках осуществляющих в рамках Закона о закупках, не применяются.

5. Требование о соответствии выполняемых работ 3СТО НП «АВОК» 2.1-2008 «Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена» установлено вследствии технической ошибки.

6. Положения Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 № 636  «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» регулируют отношения в рамках Закона о контрактной системе и не распространяются на отношения  в рамках Закона о закупках.

7. Требования к предоставлению преференций и приоритета товаров, работ, услуг российского происхождения установлены в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925  «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Исследовав представленные материалы и изучив доводы сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – МАДОУ «Детский сад  «Родничок» в соответствии с положениями Закона о закупках.

06.08.2020 на официальном сайте заказчиком – МАДОУ «Детский сад  «Родничок» было размещено извещение № 32009385164  о проведении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, тепловой и электрической энергии Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» (начальная (максимальная) цена контракта – 11 037 046,26 рублей).

Документация о проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме утверждена заведующей МАДОУ «Детский сад  «Родничок»   «…» (далее – Документация).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки

            В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено   приказом заведующей  МАДОУ «Детский сад  «Родничок» (принято наблюдательным советом МАДОУ «Детский сад  «Родничок» Протоколом № 1 от 14.04.2020)  Положение о закупках товаров, работ, услуг Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Родничок», которое регламентирует закупочную деятельность МАДОУ «Детский сад  «Родничок» на момент осуществления рассматриваемой закупки (далее – Положение).

            В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, при проведении рассматриваемого открытого конкурса МАДОУ «Детский сад  «Родничок» должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного положения о закупках (Положения о закупках МАДОУ «Детский сад  «Родничок»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке среди прочего должны быть указаны:

            - требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

            - требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 3.1.1 Положения при проведении закупок заказчик устанавливает единые обязательные требования к участникам закупки, в том числе:

Соответствие требованиям, установленным в соответствии
с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

Согласно пункту 9.6.1.2 Положения извещение о проведении конкурса и конкурсная документация, вносимые в них изменения должны быть разработаны и размещены в соответствии с требованиями подраздела 9.2 Положения;

В соответствии с пунктам 9.2.9.2 и 9.2.10 Положения документация о закупке должна содержать:

- требования к участникам закупки;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. При этом не допускается требовать от участников закупки в составе заявок документы и сведения, представление которых не связано с подтверждением соответствия требованиям к таким участникам закупки.

   Заказчиком - МАДОУ «Детский сад  «Родничок» в соответствии с вышеуказанными нормами Закона  о закупках и Положения в  разделе 18  Информационной карты конкурса Документации установлено, что заявка на участие должна содержать: выписку из реестра членов СРО по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов(полученную не ранее чем 30 календарных дней до момента подачи заявки).

            В соответствии с статьей 55.3 ГрК РФ допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:

            1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

            2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

            3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

            Согласно части 1 статьи 55.8 1 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

Таким образом, действующим законодательством градостроительной деятельности предусмотрено три вида саморегулируемых организаций, членами которых может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Как указывалось выше, заказчиком - МАДОУ «Детский сад  «Родничок» в разделе 18  Информационной карты конкурса Документации установлено, что заявка на участие должна содержать: выписку из реестра членов СРО по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов (полученную не ранее чем 30 календарных дней до момента подачи заявки).

Однако действующим в Российской Федерации правовым регулированием никаких СРО по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов не предусмотрено и фактически такие организации не функционируют.

Учитывая изложенное, установленное заказчиком требование о предоставлении в составе заявки  выписки из реестра членов СРО по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов, является неправомерным и не соответствует требования действующего законодательства о градостроительной деятельности  

Таким образом, в действиях заказчика - МАДОУ «Детский сад  «Родничок» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в установлении требования к участникам рассматриваемой закупки, не предусмотренного действующим законодательством (о предоставлении участниками аукциона в составе вторых частей заявок на участие в нем копии выписки из реестра членов СРО по организации приборного учета и регулирования энергоресурсов).

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемой довод Жалобы является обоснованным.

   2. Довод подателя Жалобы относительно, необоснованного установления заказчиком в Документации требования к оценке заявок, по показателю «Деловая репутация» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта», в рамках которого по мнению ООО «Фотон» оцениваются представленные участниками закупки в составе заявке исключительно государственные и муниципальные контракты, подтверждающие опыт выполнения аналогичных работ, является несостоятельным, поскольку рассматриваемый довод Жалобы основан на неправильном понимании ООО «Фотон» требований Документации.

Так, в пункте 2.1.2 Приложения № 1 к Документации  установлено, что в рамках данного показателя оценивается количество благодарственных писем, благодарностей, похвальных грамот, грамот и т.п., выданных органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления за надлежаще исполненный контракт (договор) на оказание услуг, соответствующих предмету конкурса за период с 2017 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе.

Для подтверждения деловой репутации участник закупки заполняет Таблицу «Деловая репутация участника закупки» Формы №4 Раздела 4.

Сведения, указанные в Таблице «Квалификация участника закупки  по следующему показателю: «Деловая репутация участника закупки», должны в обязательном порядке подтверждаться, входящими в состав заявки Участника, копиями благодарственных писем, благодарностей, похвальных грамот, грамот и т.п., выданных органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления за надлежаще исполненный контракт (договор) на оказание услуг, соответствующих предмету конкурса за период с 2017 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе.

Таким образом, в составе заявки участников закупки по показателю «Деловая репутация участника закупки» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта» будет оцениваться количество благодарственных писем, благодарностей, похвальных грамот, грамот и т.п., выданных органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления за надлежаще исполненный контракт (договор), а не количество контрактов исполненных в рамках государственных и муниципальных нужд.

   Учитывая вышеизложенное, рассматриваемой довод Жалобы является необоснованным.

            3. В соответствии с пунктом 14  части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должен быть указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

 Порядок оценки  и сопоставления заявок, а также критерии оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе, установлены в Приложении № 1 к Документации.

Также в Приложении № 1 к Документации установлено, что комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены для выявления победителя на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и в порядке, которые установлены в настоящей конкурсной документации и Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил, данные правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил  для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пунктам 10, 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с пунктом 28 оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.

Согласно пункту 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

В данном случае согласно пункту 2 Приложения № 1 к Документации заказчиком установлен один нестоимостный критерий оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта» (значимость 40 %) и его показатели «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг»; «Деловая репутация участника закупки»; «Опыт работы участника».

В рамках показателя «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» заказчиком установлена значимость показателя 20 %. Также заказчиком указано, что по данному показателю может быть присвоено 0 баллов, в случае непредставления сведений о трудовых ресурсах, или 20 баллов, в случае их представления. 

Однако из вышеуказанных положений Документации следует, что заказчик – МАДОУ «Детский сад  «Родничок» в нарушение пунктов 11, 29 Правил, не предусмотрел  формулу расчета количества баллов или надлежащую шкалу оценки заявок участников рассматриваемого конкурса, устанавливающую зависимость между количеством присваиваемых баллов  и представляемыми в заявках сведениями по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта».

Так, в Документации помимо сведений о предельных значениях присваиваемых баллов (0 или 20) показателя критерия отсутствует указание на присвоение определенного количества баллов (например, 5, 10, 15) участнику закупки заявка, которого содержит определенный объем сведений (количество разделов) о трудовых ресурсах участника.

Учитывая изложенное, установленный заказчиком порядок оценки заявок не отвечает принципу определенности и однозначности, и в итоге позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя торгов, а не выявлять лицо, объективно предложившее лучшие условия выполнения работ.

Фактически в Документации в нарушение Правил, которым заказчик решил следовать при оценки заявок, отсутствует шкала или формула расчета количества баллов по показателю квалификация трудовых ресурсов участника конкурса.

Таким образом, в действиях заказчика – МАДОУ «Детский сад  «Родничок» содержатся нарушения пункта 14  части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в конкурсной документации порядка оценки заявок по показателю  «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» нестоимостнного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта», не обеспечивающего выбор лучшего предложения участников закупки.

   Учитывая вышеизложенное, рассматриваемой довод Жалобы является обоснованным.

4. Как указывалось выше порядок оценки  и сопоставления заявок, а также критерии оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе, установлены в Приложении № 1 к Документации.

Согласно пунктам 10, 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно пункту 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

Как указывалось выше, согласно пункту 2 Приложения № 1 к Документации заказчиком установлен один нестоимостный критерий оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта» (значимость 40 %) и его показатели «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг»; «Деловая репутация участника закупки»; «Опыт работы участника».

В рамках показателя «Опыт работы участника» анализируется опыт работы участника, а именно: срок деятельности участника с даты его регистрации по дату подачи заявки на участие в конкурсе.

Оценка по данному показателю производится по шкале оценки в соответствии с пунктом 29 Правил:

Таблица – Оценка по показателю «Опыт работы участника»

№ п/п

Требование по показателю
«Опыт работы участника»

Количество баллов

1

Опыт работы участника 7 лет и более

100

2

Опыт работы участника от 4 до 7 лет

50

3

Опыт работы участника от 1 до 3 лет

20

4

Опыт работы участника менее 1 года

10

Для расчета Итогового рейтинга заявки по данному критерию, рейтинг, присуждаемый в i-той заявке по Критерию № 2.1 (R2) умножается на соответствующий коэффициент значимости.

На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Таким образом, с учетом положений Постановления № 1085,  заказчик предусмотрел предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией (срок деятельности участника с даты его регистрации по дату подачи заявки на участие в конкурсе) и шкалу оценки заявок участников рассматриваемого конкурса, устанавливающую зависимость между количеством присваиваемых баллов (от 10 до 100) и представляемыми в заявках сведениями по показателю  «Опыт работы участника».

Доказательств того, что приведенный заказчиком в Документации порядок оценки заявки по показателю «Опыт работы участника» является несопоставимым по характеру и объему с предметом рассматриваемой закупки, ООО «Фотон» не представлено.

Таким образом, рассматриваемой довод Жалобы является необоснованным

5. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке среди прочего должны быть указаны:

            - требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

   Аналогичное требование содержится в пункте 9.2.9.1 Положения.

Требования к объему выполняемых работ содержатся в разделе III Технического задания к Документации.

            Так,  согласно пункту 3 Технического задания при проектировании, монтаже, пуско-наладке тепловых пунктов руководствоваться требованиями нормативных документов, в том числе :

            -          СТО НП «АВОК» 2.1-2008 «Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена»;

            Однако согласно представленным возражениям заказчика, вышеуказанное требование о соответствии выполняемых работ  стандарту СТО НП «АВОК» 2.1-2008 «Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена» было установлено вследствие технической ошибки, и не отвечает действительным потребностям заказчика.

            Таким образом, в действиях заказчика - МАДОУ «Детский сад  «Родничок»  содержится нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, не отвечающим действительным потребностям заказчика.

            Учитывая вышеизложенное, рассматриваемой довод Жалобы является обоснованным.   

            6. Довод подателя Жалобы относительно того, что в  нарушение пункта 1 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636 (далее – Требования, Постановление № 636), проект контракта не содержит перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного  договора, является несостоятельным исходя из следующего.

            Вышеуказанное Постановление № 636 устанавливает требования  к условиям энергосервисного договора (контракта) и  особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота) при проведении закупочных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе и не является обязательным для применения в рамках проведения закупочных процедур в соответствии с Законом о закупках.

            При этом, в Положении и Документации отсутствуют требования о том, что при разработки минимального перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих реализации, заказчик должен руководствоваться положениями  Постановления № 636.

            Также Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что в Таблице 1 раздела 9 Технического задания заказчиком установлен минимальный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

            Учитывая вышеизложенное, рассматриваемой довод Жалобы является необоснованным.

            7. В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках  правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;

            Согласно пункту 14.1 Положения при проведении конкурентных закупок заказчик предоставляет установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925) приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами.

На основании вышеизложенных положений,  заказчиком - МАДОУ «Детский сад  «Родничок» в разделе 5.6 Документации установлен приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами в соответствии с Постановлением № 925.

            Согласно пункту 2 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

            В соответствии с пунктом 2 (1) Постановления № 925 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В данном случае, в соответствии с Документацией и  энергосервисным договором предметом рассматриваемой закупки  является оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на нужды учреждения, которые включают в себя в том числе проектирование всех видов работ (модернизация отопления,  освещения); модернизация систем автоматизации теплотехнического оборудования (в соответствии с проектом); применение устройств регулирования электрическими приводами и устройств компенсации реактивной мощности (при необходимости);  замена существующих осветительных приборов в помещениях на современные энергоэффективные, с применением устройств автоматизации управления освещением (в соответствии с проектом) и т.д.

При этом, в рамках рассматриваемого открытого конкурса, требований относительно функциональных, технических и качественных характеристик к поставляемым товарам  в Документации не установлено. 

Итогом конкурса является не заключение договора поставки радиоэлектронной продукции, а заключение энергосервисного договора на оказание комплексных услуг, направленных на энергосбережение различных ресурсов (тепловая и электрическая энергия).

Таким образом, учитывая положения Постановления № 925 и положения Документации, заказчик - МАДОУ «Детский сад  «Родничок» правомерно  установил  приоритет в соответствии с пунктом 2 Постановления № 925.

Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы является необоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Вышеуказанные нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, установленные в действиях заказчика – МАДОУ «Детский сад  «Родничок»,   являются грубыми, нарушают права и законные интересы потенциальных участников открытого конкурса в электронной форме, и не соответствуют действительным потребностям заказчика, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Фотон» (173020, г. Великий Новгород,  ул. Большая Московская, д. 59-90) на действия заказчика – Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Родничок» (174760, Новгородский р-н, п. Демянск, ул. Школьная, д. 16) при проведении им открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, тепловой и электрической энергии Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок», извещение № 32009385164 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.08.2020,  частично обоснованной в части доводов 1, 3, 5.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Родничок» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 1, 14 части 10 статьи 4  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику – Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Родничок», и его закупочной комиссии, оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» (УТП) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Родничок».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             И.А. Куриков

                    

Члены Комиссии                                                                                         М.С. Беленов 

 

                                                                                                           С.О. Михайлов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение и предписание  могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны