Решение №4104/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-398/2020 по результатам рассмотрения жало... от 10 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МУП Великого Новгорода

«Новгородский водоканал»

 

ул. Германа, д. 33,

Великий Новгород, 173003

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

наб. Тараса Шевченко, д. 23 А,

эт. 25, пом. 1,

г. Москва, 121151

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Заявителю –

ООО «ИК «СТРОЙТАЙМ»

 

Пулковское шоссе, д. 30, корп. 4,

лит. А, пом. 211,

г. Санкт-Петербург, 196158

 

Исходящие № 4104/03 от 10.08.2020

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-398/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

07 августа 2020 года

 

                                      Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления,

Иванов А.Т. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33; далее – МУП «Новгородский водоканал») – <…….>, <…….>, <…….>;

заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «ИК «СТРОЙТАЙМ» (196158, г. Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 30, корп. 4, лит. А, пом. 211; далее – ООО «ИК «СТРОЙТАЙМ») – <…….>, <…….>,

рассмотрев жалобу ООО «ИК «СТРОЙТАЙМ» на действия заказчика – МУП «Новгородский водоканал» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку запорной арматуры для производственных нужд МУП «Новгородский водоканал», извещение № 32009350132 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 24.07.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

30.07.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ИК «СТРОЙТАЙМ» на действия заказчика – МУП «Новгородский водоканал» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку запорной арматуры для производственных нужд МУП «Новгородский водоканал», извещение № 32009350132 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.07.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - МУП «Новгородский водоканал» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

В документации о проведении настоящего аукциона в электронной форме (далее – Документация) установлено требование о поставке клиновых задвижек с исполнением корпуса – монолитное (единый элемент, сочетающий в себе функции корпуса и крышки).

Вместе с тем, данный тип корпуса производится единственной компанией на рынке запорной арматуры – HAWLE.

При этом, заявитель, как профессиональный участник рынка в сфере поставок запорной арматуры, располагает информацией о том, что второго такого производителя помимо HAWLE в Российской Федерации нет.

По мнению ООО «ИК «СТРОЙТАЙМ», установление заказчиком таких требований к товару нарушает нормы законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и исключает конкуренцию.

Учитывая изложенного, ООО «ИК «СТРОЙТАЙМ» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заявителя поддержали ее доводы в полном объеме.

Заказчик – МУП «Новгородский водоканал» согласно представленным письменным возражениям на Жалобу (вх. № 5570 от 05.08.2020 Новгородского УФАС России) считает ее доводы необоснованными по следующим основаниям.

Приложением № 1 к Документации является Техническое задание на поставку запорной арматуры для производственных нужд (далее – ТЗ).

При подготовке ТЗ заказчик руководствовался положениями Классификатора строительных ресурсов, утвержденного Приказом Минстроя России от 02.03.2017 № 597/пр (далее – Классификатор), в соответствии с которыми задвижки подразделяются на задвижки с выдвижным шпинделем и задвижки с невыдвижным шпинделем.

Классификатор предусматривает задвижки клиновые упругозапирающиеся в монолитном корпусе с невыдвижным шпинделем, с ручным управлением, с номинальным давлением 1,0 Мпа (10 кг/см2), с различными диаметрами.

Для нужд МУП «Новгородский водоканал» был выбран вид задвижки с невыдвижным шпинделем и монолитным корпусом.

Наличие у задвижки монолитного корпуса необходимо заказчику поскольку отсутствие дополнительных резьбовых соединений, отсутствие прокручивающейся крышки исключают возможность протечки и, соответственно, возможность коррозии, что в свою очередь продлевает срок службы изделия.

Кроме того, монолитная конструкция корпуса задвижки имеет меньший вес изделия и облегчает его монтаж.

Документация не содержит указаний на товарный знак, знак обслуживания, фирменные наименования, а также иную информацию, которая повлекла бы ограничение количества участников закупки.

Предметом закупки является поставка товара, имеющегося в обороте на территории Российской Федерации, в связи с чем наличие или отсутствие факта изготовления товара только одним производителем не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика поддержали доводы возражений в полном объеме, а также дополнительно указали следующее.

На участие в рассматриваемой закупке поступили 4 заявки, 3 заявки закупочной комиссией заказчика были допущены до участия в аукционе в электронной форме, в ходе проведения которого предложения о цене поступили от 2 участников.

При этом, согласно поступившим заявкам, в качестве страны происхождения предлагаемого к поставке товара участниками закупки указывалась не только Российская Федерация, но и Италия и Китай.

Отвечающему потребностям заказчика товару соответствует код 28.14.13.18.1.02.02-01 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемого аукциона в электронной форме, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с вышеуказанными нормами заказчиком разработано и утверждено приказом директора МУП «Новгородский водоканал» от 20.05.2020 № 67 Положение о закупках МУП «Новгородский водоканал» (далее – Положение), применяемое заказчиком при осуществлении им закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки в форме торгов является аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион).

Разделом 4 Положения заказчика также предусмотрено осуществление закупки путем проведения аукциона в электронной форме (пункт 4.1.2 Положения).

Таким образом, МУП «Новгородский водоканал» при проведении рассматриваемого аукциона в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Извещение о проведении настоящего аукциона в электронной форме (далее – Извещение), Документация утверждены заместителем директора по производству – главным инженером МУП «Новгородский водоканал» <…….>.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы.

Пунктом 9.2.9 Положения также предусмотрено включение указанной информации в документацию о закупке.

Часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает правила описания предмета закупки в документации о конкурентной закупке.

Согласно положениям пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно пунктам 1.2, 1.3 Документации описание предмета закупки, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара приведены заказчиком в ТЗ.

В соответствии с ТЗ, исполнение корпуса запорной арматуры должно быть монолитным (единый элемент, сочетающий в себе функции корпуса и крышки).

Оценив указанное требование заказчика к поставляемому товару, Комиссия приходит к следующим выводам.

Прерогатива описания предмета закупки принадлежит заказчику, который, однако, при этом не должен нарушать запрет, предусмотренный пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и включать в такое описание требования к товарам, влекущие за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Вместе с тем, положения пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках допускают включение заказчиком в описание предмета закупки ограничивающих количество участников закупки требований если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик предмета закупки.

Как следует из имеющихся в материалах Жалобы вышеуказанных возражений МУП «Новгородский водоканал», при установлении в ТЗ требования о монолитном исполнении корпуса запорной арматуры заказчик исходил из своих действительных потребностей, вызванных необходимостью приобретения запорной арматуры, исполнение корпуса которой в связи отсутствием дополнительных резьбовых соединений и прокручивающейся крышки исключает возможность протечки и, соответственно, возможность коррозии, что в свою очередь продлевает срок службы изделия.

Также заказчик при выборе данного типа исполнения корпуса запорной арматуры учитывал, что монолитный корпус имеет меньший вес, что облегчает его монтаж.

Следовательно, включение в ТЗ спорной характеристики о монолитном исполнении корпуса запорной арматуры обеспечивает точное и четкое описание требуемого заказчику в данном случае к поставке и отвечающего его действительным потребностям товара.

Согласно протоколу от 04.08.2020, на участие в рассматриваемой закупке поступили 4 заявки (порядковые номера – 1-4), по результатам рассмотрения первых частей которых – 3 участника закупки (порядковые номера – 1, 2, 4) закупочной комиссией заказчика были признаны участниками аукциона в электронной форме.

Необходимо отметить, что указанные заявки содержали предложения о поставке товаров, страной происхождения которых является не только Российская Федерация (порядковые номера – 1 (товарный знак HAWLE), 2), но и предложения о поставке товаров, странами происхождения которых являются Китай (порядковый номер – 3) и Италия (порядковый номер – 4 (товарный знак ZIGGIOTTO & C srl.)).

При этом, какого-либо запрета на поставку товаров иностранного происхождения Документация в данном случае не содержит.

Следовательно, вопреки мнению заявителя, к поставке в данном случае мог быть предложен товар не только российского происхождения, а само по себе требование заказчика о монолитном исполнении корпуса запорной арматуры фактически не повлекло сокращения количества участников закупки.

Кроме того, Приложением № 2 к Извещению является Обоснование начальной (максимальной) цены договора (далее – НМЦД) на поставку запорной арматуры (далее – Обоснование).

Согласно Обоснованию, при расчете НМЦД заказчиком использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

При этом, согласно одному из представленных заказчиком коммерческих предложений, данному потенциальным поставщиком в ответ на соответствующий запрос заказчика при расчете последним НМЦД, потребностям МУП «Новгородский водоканал» также соответствует и запорная арматура производства Saint-Gobain PAM.

В соответствии с итоговым протоколом от 06.08.2020, в ходе состоявшегося аукциона в электронной форме произошло снижение НМЦД (согласно Документации – 3 199 591, 56 рублей) до 3 039 611, 96 рублей, в связи с чем при осуществлении рассматриваемой закупки МУП «Новгородский водоканал» был достигнут один из предусмотренных частью 1 статьи 3 Закона о закупках принципов, а именно принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3).

Учитывая все вышеизложенное, при описании объекта закупки заказчик исходил из своих действительных потребностей и не устанавливал требований к поставляемому товару, влекущих за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Кроме того, учитывая, что для отбора поставщика запорной арматуры заказчик использовал в данном случае конкурентный способ закупки (аукцион в электронной форме), то ее участниками могли стать не только производители товара, но и его поставщики, имеющие возможность приобрести соответствующий потребностям заказчика товар и поставить его.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ИК «СТРОЙТАЙМ» (196158, г. Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 30, корп. 4, лит. А, пом. 211) на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку запорной арматуры для производственных нужд МУП «Новгородский водоканал», извещение № 32009350132 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.07.2020, необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  О.С. Виниченко

 

 

Члены Комиссии                                                                                               А.Т. Иванов                                                                              

 

                                                                                                                          

                                                                                                                            Д.А. Петров  

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны