Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 053/04/9.21-369/2... от 1 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                              о наложении штрафа по делу № 053/04/9.21-369/2023 

об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 01.08.2023

В полном объеме изготовлено 01.08.2023                                             Великий Новгород

 

Заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) – <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 053/04/9.21-369/2023, возбужденного в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация) (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3, литера А, пом. 16Н,  г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП),    

 

                                         У С Т А Н О В И Л:

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) посредством электронной почты поступила жалоба на электросетевую организацию гр. <…> (далее - Заявитель) рег. № 3562-ЭП/23 от 30.06.2023 (далее – обращение) о нарушении сроков осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

    Из обращения следует, что 21.12.2022 года между Заявителем и ПАО «Россети Северо-Запад» был заключён договор № НОВ-05541-Э-И/22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя (жилой дом) по заявке от 23.11.2022 № 6450095, созданной на Портале электросетевых услуг ПАО «Россети Северо-Запад», расположенных, согласно заявке, а также условиям типового договора, по адресу: 174210, Новгородская обл, Чудовский р-н, д. Слобода, ул. Дачная, д. 13, к.н. ЗУ 53:20:0805701:341 (далее – договор), к объектам электросетевого хозяйства Общества.

Оплата за технологическое присоединение в размере 6750, 00 рублей произведена Заявителем 20.12.2022. Предусмотренный условиями типового договора 6-месячный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истёк. В данной связи Заявитель просит принять меры в отношении сетевой организации по вопросу невыполнения условий договора и урегулировать данную ситуацию в соответствии с действующим законодательством.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, определён Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

 Пункт 14 Правил регламентирует требования к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Заявителем в качестве приложений к своему обращению были представлены следующие документы: заявка, от 23.11.2022 на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью), согласно которой заявитель просит осуществить присоединение принадлежащих ему на праве собственности энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: 174210, Новгородская обл, Чудовский р-н, д. Слобода, ул. Дачная, д. 13, к.н. ЗУ 53:20:0805701:341,  условия типового договора № НОВ-05541-Э-И/22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которым сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя со следующими характеристиками:, максимальная мощность вновь  присоединяемых электроустановок 15 кВт, категория надежности Третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ.

Таким образом установлено, что Заявитель отвечает критериям пункта 14 Правил.

Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил определены главой X Правил.

В силу пункта 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя.

Действие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме.

Наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил.

В счет на оплату технологического присоединения по договору включается плата за технологическое присоединение в полном объеме.

Оплата счета (кроме случаев, когда заявитель в соответствии с настоящими Правилами воспользовался правом предоставления рассрочки платежа за технологическое присоединение) осуществляется в следующем порядке:

15 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в порядке, предусмотренном пунктом 106 настоящих Правил;

30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 20 дней со дня размещения в личном кабинете заявителя счета;

35 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 40 дней со дня размещения в личном кабинете заявителя счета;

20 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 10 дней со дня размещения в личном кабинете заявителя акта об осуществлении технологического присоединения или уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 106 Правил, Заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета на оплату технологического присоединения, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить такой счет в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета на оплату технологического присоединения по Договору, что соответствует пункту 21 условий типового договора.

Таким образом, датой договора считается момент оплаты Заявителем 15 процентов платы за технологическое присоединение в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета на оплату технологического присоединения.

Размер платы, согласно условиям типового договора, в отношении Заявителя определён сетевой организацией в соответствии с Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 17.12.2021 № 95/2 «Об установлении платы и ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных СО на территории НО на 2022 год» (в ред. Постановления № 32 от 07.07.2022) и составлял 45 000 рублей (пункт 10 договора).

Заявителем в качестве приложения к своему обращению также представлен чек-ордер от 20.12.2022, согласно которому Заявитель оплатил счёт по договору № НОВ-05541-Э-И/22 от 21.12.2022 в размере 6750 рублей, что составляет 15 процентов от платы в выставленном Обществом счёте в полном объеме.

11.01.2023 года Заявителем была оплачена часть счёта в размере 13 500 рублей, что составляет следующие 30 процентов, необходимых к оплате в соответствии с пунктом 103 Договора.

17.05.2023 года между Заявителем и сетевой организацией было заключено дополнительное соглашение № НОВ-05541-Э-И/22-001 к договору от 21.12.2022 г., согласно которому размер платы за технологическое присоединение был изменен и составил 15000 рублей 00 копеек.

Излишне уплаченная сумма Заявителю была возвращена Обществом 23.06.2023 года, о чем свидетельствует представленный из личной почты Заявителя скриншот кассового чека.

Согласно  подпункту «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Для Заявителя условиями типового договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен в пункте 5 и составлял 6 месяцев с даты заключения договора, что соответствует сроку, установленному для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил.

Соответственно, срок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям Общества по Договору истёк 20.06.2023 (последний день выполнения мероприятий по договору), просрочка исполнения мероприятий наступила 21.06.2023.

Вместе с тем, в установленный законом срок технологическое присоединение произведено не было, мероприятия по технологическому присоединению объекта электроустановок Заявителя по состоянию на момент подачи заявления гр. <…> (30.06.2023) в Управление выполнены не были.

Правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации определены Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях).

Согласно статье 3 вышеуказанного закона, естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях, данным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в частности, в сфере услуг по передаче электрической энергии.

Согласно общедоступным данным, размещенным в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (код 35.12).

Согласно общедоступным данным, опубликованным в информационной системе «Реестр субъектов естественных монополий» по адресу: http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html, ПАО «МРСК Северо-Запада» внесено в реестр естественных монополий за № 47.1.116, № приказа о включении 191-э, дата приказа о включении 03.06.2008.

Согласно пункту 1 приказа Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 № 191-э, ПАО «МРСК Северо-Запада (на дату издания приказа ОАО «МРСК Северо-Запада») включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 47.1.116.

23.08.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись с ГРН № 2217802975245, которой наименование Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» изменено на Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад», сокращенное наименование изменено на ПАО «Россети Северо-Запад».

Таким образом, Сетевая организация является субъектом естественной монополии, поскольку осуществляет деятельность, относящуюся к сфере деятельности субъектов естественных монополий и включена в соответствующий реестр.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи,

 – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП повторное совершение однородного административного правонарушения – это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В силу статьи 4.6 КоАП лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП, лицом, уже подвергнутым административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП.

В 2021-2022 гг. ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП.

В частности, постановлением о наложении штрафа по делу № 053/04/9.21-644/2022 об административном правонарушении ПАО «Россети Северо-Запад» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП. Данное постановление исполнено сетевой организацией 10.02.2023.

При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) Общества, выразившихся в нарушении Правил технологического присоединения в пределах 1 года после указанной даты, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП.

В силу пункта 3.3 статьи 28.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В связи с поступлением обращения Заявителя, содержащего достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП, Новгородским УФАС России без проведения контрольных (надзорных) мероприятий возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Сетевой организации.

По делу представлены письменные пояснения Сетевой организации (исх. № МР2/6/05-01-12 от 18.07.2023) в которых Общество не опровергает факта правонарушения, указывая на проблемы с финансированием как на основную предпосылку нарушения сроков подключения объекта Заявителя.

По факту совершения ПАО «Россети Северо-Запад» действий, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП 28.06.2023 года был составлен протокол № 053/04/9.21-369/2023 об административном правонарушении в присутствии представителя сетевой организации – <…>.

Определением о назначении времени и места рассмотрения настоящего дела от 18.07.2023 к участию в рассмотрении в деле в качестве потерпевшего привлечен Заявитель.

Рассмотрение настоящего дела было осуществлено в присутствии представителя сетевой организации <…> (далее – Представитель сетевой организации).

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела на рассмотрение не явился, посредством электронной почты от Заявителя получено ходатайство (рег. номер 4187-ЭП/23 от 31.07.2023) о невозможности явки на рассмотрение дела об административном правонарушении № 053/04/9.21-369/2023 по личным обстоятельствам. В указанном ходатайстве Заявитель просит рассмотреть настоящее дело без его присутствия. Также Заявитель просит приобщить к материалам дела ответы ПАО «Россети Северо-Запад» на претензию, направленную в адрес Общества потерпевшей стороной.

Оснований для отказа в удовлетворении ходатайства не усматривается, в данной связи вышеуказанное ходатайство было удовлетворено.

На рассмотрении дела Представитель сетевой организации не оспаривал факта совершения административного правонарушения, а также ходатайствовал о применении к Обществу положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП.

Время и место совершения (выявления) административного правонарушения – 21.06.2023, Новгородская область.

Вина Сетевой организации в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП, заключается в том, что у Общества имелась возможность не нарушать Правила, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры.

Доказательств принятия Обществом всех необходимых мер для технологического присоединения объектов Заявителя в установленный Правилами технологического присоединения срок в материалы дела не представлено.

Срок привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП составляет один год со дня совершения административного правонарушения и на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность Сетевой организации в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 КоАП, не установлено.

            При назначении административного наказания, должностное лицо, рассматривающее дело, исходит из следующего.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности Сетевой организации, выполненной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, за 2022 год чистый убыток Общества за 2022 год составил 455 244 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также с учетом поступившего ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о снижении штрафа в связи с тяжелым материальным положением Общества и принимая во внимание величину минимальной санкции по части 2 статьи 9.21 КоАП, имеются основания для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.          

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,                                                           

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, выразившегося в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

2. Применить к Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

3. Сумму штрафа Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» надлежит перечислить в бюджет:

 

ИНН 5321047553

КПП 532101001

Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)

Счет: 03100643000000015000

Банк: ОТДЕЛЕНИЕ НОВГОРОД БАНКА РОССИИ// УФК ПО НОВОГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ г. Великий Новгород

БИК: 014959900

Кор. счет: 40102810145370000042

ОКТМО: 49701000

Код БК: 16111601091010021140

(Штрафы за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)

 УИН   16100500000001730977*

 

*При оплате штрафа обязательно указывать номер УИН 

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя

– начальник отдела антимонопольного

контроля Управления                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны