Решение №7069/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТСК Великий ... от 2 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Государственному заказчику –

ГОКУ «Новгородавтодор»

 

ул. Славная, д. 55,

Великий Новгород, 173000

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

и его аукционной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЭТС»

 

ул. Тестовская, д. 10,

г. Москва, 123112

e-mail: info@support.etp-ets.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «ТСК Великий Новгород»

 

Батецкий район, д. Хотобужи, д. 2А,

Новгородская область 175011,

 

Исх.№7069/03 от 02.10.18

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

30 октября 2018 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,

Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания «Великий Новгород» – <….> (доверенность № б/н от 29.10.2018);

государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» - <….> (доверенность № <….> от 30.01.2018);

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил;

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания «Великий Новгород» (175011, Новгородская область, Батецкий район, д. Хотобужи, д. 2А; далее – ООО «ТСК Великий Новгород») на действия государственного заказчика – Государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Пестовском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003918000866 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 26.10.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.10.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «ТСК Великий Новгород» на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Пестовском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003918000866 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.10.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы, а также устных дополнений к ней, оглашенных на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, представителем ООО «ТСК Великий Новгород», сводится к следующему.

  1. В Приложении № 6 к документации о рассматриваемом электронном аукционе установлены требования к показателям товаров (строительные материалы, используемые при проведении работ), значения которых становятся известными при испытании образцов определенной партии товара после его производства, а именно:

1) показатели «Полный остаток на сите № 063мм, % по массе», «Истинная плотность зерен», «Содержание зерен крупностью более 10 мм», «Содержание зерен крупностью более 5 мм», «Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм», «Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц», «Содержание в песке глины в комках, %» для товара по позиции № 1 «Песок для строительных работ»;

2) показатели «Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)», «Значение разность удельного коэффициента световозвращения сетовозвращающего материала белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)», «Коэффициент яркости световозвращающего материала для цветов (по ГОСТ 32945-2014): белый; красный; оранжевый; синий» для товара по позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ»

3) показатель «Величина опрокидывающей нагрузки, Н» для товара по позиции № 6 «Дорожные конусы».

Кроме того, по мнению подателя Жалобы указанное нарушение содержится также в требованиях к значениям показателей для товаров по позиции № 3 «Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003», по позиции № 4 «Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013», по позиции № 5 «Горячекатанная арматурная сталь», по позиции № 7 «Песчано-гравийная смесь по ГОСТ 23735- 2014».

  1. По позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» Приложения № 6 к документации о рассматриваемом электронном аукционе заказчиком без соответствующего обоснования указана нестандартная характеристика «Толщина покрытия оцинкованной стали» со значением «10-40 мкм».
  2. По мнению подателя Жалобы, заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе при установлении в Приложении № 1 к документации об электронном аукционе «Ведомость объемов работ» требований к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них производственных мощностей и технологического оборудования, необходимого, для выполнения работ, являющихся предметом контракта.
  3. Также, представитель подателя Жалобы заявил, что заказчиком в документации об электронном аукционе в пункте 10 инструкции по заполнению первой части заявки неправомерно установлено требование к оформлению и форме заявки на участие в рассматриваемом аукционе.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении соответствующих изменений в положения документации об электроном аукционе.

Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» представил письменные возражения относительно доводов Жалобы (исх. № 5113 от 29.10.2018; вх. № 7983 от 29.10.2018 Новгородского УФАС России), согласно которым считает Жалобу необоснованной, а суть их сводится к следующему.

Заказчик предъявляет требования к показателям (характеристикам) товаров, указанных в Жалобе, так как считает их неотъемлемыми критериями, и отсутствие данных показателей может повлиять на качественные характеристики объектов капитального ремонта участков дорог, так как все вышеперечисленные характеристики отвечают критериям ГОСТ и имеют принадлежность к определенному сорту или классу применяемого товара удовлетворяющего потребности заказчика.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В октябре 2018 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Пестовском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области, (извещение № 0150200003918000866 от 26.10.2018; начальная (максимальная) цена контракта – 80 894 015, 24 рублей).

Документация об электронном аукционе утверждена начальником ГОКУ «Новгородавтодор» <….> 08.10.2018 (далее – Документация).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 66) выделяют три вида объекта закупки: поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, а также выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.

В данном случае объектом закупки является выполнение работ, для выполнения которых используются товары (строительные материалы; далее - Товары).

Товары, используемые при выполнении работ, и требования к значениям их показателей, также относятся к объекту закупки и должны быть описаны в документации о закупке по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе.

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по строительству мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Пестовском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области.

Согласно пункту 3.2 Документации полное описание объекта закупки содержатся в Приложении № 1 «Ведомость объемов работ» к Документации (далее – Ведомость объемов работ).

Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ содержатся в Приложении № 6 к Документации (далее – Требования к товарам).

Требования товарам представляют собой таблицу, содержащую наименования Товаров и показателей (характеристик) Товаров, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности заказчика.

Требования к значениям показателей в вышеуказанной таблице (далее – Таблица) в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе представлены в следующем виде: «Минимальное значение показателя» (столбец 5) «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), «Единицы измерения» (столбец 11), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений, столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» Раздел 10 Документации содержит требования к содержанию, составу заявки на участие и инструкцию по её заполнению.

В соответствии с пунктом 10.4.2 указанного раздела Документации первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме оформляется в произвольной форме, инструкция по её заполнению содержится в Приложении № 6 к Документации (далее – Инструкция).

Так, согласно пункту 1 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.

Согласно пункту 3 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должен быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должен превышать максимальное значение, установленное в столбце 9.

Как было указано выше, в соответствии с содержанием Документации требования к строительным материалам, используемым при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены Требованиях к товарам:

1) По позиции 1 «Песок для строительных работ» Таблицы среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены следующие показатели и их возможные значения:

«Полный остаток на сите № 063мм, % по массе» - диапазон значений показателя: нижняя граница – св. 30 (столбец 8), верхняя граница – 45 (столбец 9) % по массе;

«Истинная плотность песка» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 2,0 (столбец 8), верхняя граница – 2,8 (столбец 9) г/см3,

«Содержание зерен крупностью более 10 мм» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 5 (столбец 9) % по массе,

«Содержание зерен крупностью более 5 мм» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 15 (столбец 9) % по массе,

«Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 15 (столбец 9) % по массе,

«Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 5 (столбец 9) % по массе,

«Содержание в песке глины в комках, %» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 0,5 (столбец 9) % по массе;

2) По позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» Таблицы среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены следующие показатели и их возможные значения:

«Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)» - минимальное значение показателя – 5 (столбец 5) кд лк -1 м -1,

«Значение разность удельного коэффициента световозвращения сетовозвращающего материала белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)» - максимальное значение показателя – 20 (столбец 6) %,

«Коэффициент яркости световозвращающего материала для цветов (по ГОСТ 32945-2014): белый; красный; оранжевый; синий» - минимальные значения показателя для цветов соответственно – 0,35, 0,05, 0,17, 0,01 (столбец 5),

«Толщина покрытия оцинкованной стали» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 10 (столбец 8), верхняя граница – 40 (столбец 9) мкм;

3) По позиции № 6 «Дорожные конусы» Таблицы среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлен следующий показатель и его возможное значение:

«Величина опрокидывающей нагрузки, Н» - максимальное значение показателя – 13 (столбец 6).

Соответственно, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, должны были руководствоваться установленной государственным заказчиком в силу требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Инструкцией (пункты 1 и 3) и указывать значения вышеназванных конкретных показателей товаров (материалов) по позициям 1, 2, 6 Таблицы, соответствующие установленным государственным заказчиком в Таблице требованиям к ним.

По мнению подателя Жалобы – ООО «ТСК Великий Новгород», указанные требования к товарам (материалам), подлежащим использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку значения данных показателей становятся известными только после проведения испытании образцов определенной партии товара после его производства.

Изучив материалы Жалобы, а также положения государственных стандартов, соответствие которым для товаров (материалов), используемых при выполнении работ, установлено государственным заказчиком в Документации (Требования к товарам) (ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия», ГОСТ 32945-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования», ГОСТ 14918-80 «Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия», ГОСТ 32758-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения»), Комиссия приходит к следующим выводам.

При установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе действительно не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Однако, при оценке установленных государственным заказчиком в Документации об электронном аукционе требований к показателям товаров (материалов), необходимо учитывать следующее.

1.1. Предусмотренные государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Документации требования к показателям товара «Песок для строительных работ», соответствуют установленным ГОСТ 8736-2014 нормативным значениям и с учетом указания их в Таблице в столбцах 8 и 9 не требуют представления в заявке конкретного (неизменяемого) значения таких показателей, которые становятся известны при испытании образцов определенной партии товара.

При этом Комиссия отмечает, что вопреки доводам представителя подателя Жалобы заказчиком по позиции 1 «Песок для строительных работ» Таблицы указана не характеристика «Истинная плотность зерен», подлежащая определению в соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ 8736-2014 по результатам периодических испытаний, а показатель «Истинная плотность песка», в отношении которого ГОСТ 8736-2014 требований об испытаниях не содержит.

1.2. По позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» Таблицы государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено требование, согласно которому основы знаков дорожных из оцинкованной стали должны соответствовать ГОСТ 14918-80.

Так, государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено требование к Товару «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» по показателю «Класс толщины покрытия основ дорожных знаков из оцинкованной стали по ГОСТ 14918-80» и требование к значению данного показателя в виде вариантов значений (столбец 7) – «1 или 2».

В соответствии с пунктом 2 Инструкции при установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7, участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).

Согласно пункту 1.3 ГОСТ 14918-80 в зависимости от толщины покрытия оцинкованная сталь делится на три класса в соответствии с указанным в табл. 1.

 

Таблица 1

Класс толщины

Масса 1 мГОСТ 14918-80 Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия (с Изменениями N 1, 2) слоя покрытия, нанесенного с двух сторон, г

Толщина покрытия, мкм

П (повышенный)

Св. 570 до 855 включ.

Св. 40 до 60 включ.

1

" 258 " 570 "

" 18 " 40 "

2

От 142,5 " 258 "

От 10 " 18 "

 

Таким образом, исходя из пункта 3 Инструкции, обязывающего участников закупки при заполнении первых частей заявок указывать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должен быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должен превышать максимальное значение, установленное в столбце 9, содержащиеся в Таблице требования к значению показателя «Толщина покрытия оцинкованной стали» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 10 (столбец 8), верхняя граница – 40 (столбец 9) мкм) для основ знаков дорожных из оцинкованной стали государственным заказчиком установлены в соответствии с положениями ГОСТ 14918-80.

Таким образом, материалами Жалобы подтверждается, что установленные государственным заказчиком - ГОКУ «Новгородавтодор» в Требованиях к товарам требования к значениям вышеуказанных спорных показателей товаров (материалов) в виде диапазонов значений (в столбцах 8 «Нижняя граница диапазона» и 9 «Верхняя граница диапазона» таблицы) соответствуют предельным (максимальным, минимальным) нормативам и диапазонам значений, предусмотренным вышеназванными государственными стандартами для данных показателей (характеристик) товаров (материалов), и не противоречат им.

При этом, с учетом положений Инструкции, касающихся заполнения заявки по тем позициям Таблицы, требования к значениям которых установлены государственным заказчиком в столбцах 8 и 9 именно в виде диапазонов (должны указываться значения в виде диапазона значений показателя (характеристики) предлагаемого товара (материала), которые не должны быть ниже минимальных значений, установленных в столбце 8, и не должны превышать максимальные значения, установленные в столбце 9), участник закупки не обязан иметь в наличии предлагаемый им в заявке товар (материал) и проводить его какие-либо испытания для определения значений показателей (характеристик), необходимых для заполнения заявки, поскольку Документация об электронном аукционе и Инструкция позволяют участникам закупки указывать значения спорных показателей товаров (материалов) исключительно в соответствии с положениями рассматриваемых ГОСТ (требование о соответствии товаров (материалов) данным ГОСТ установлено государственным заказчиком в Таблице в качестве императивного), то есть в границах установленных ими пределов (предельных нормативов, диапазонов).

Иными словами, исходя из положений Инструкции, участники рассматриваемой закупки при заполнении первых частей заявок на участие в ней по тем позициям Требований к товарам, требования к значениям показателей которых установлены государственным заказчиком в столбцах 8 и 9 таблицы именно в виде диапазонов, могут указать максимально возможный диапазон тех или иных характеристик товара (материала), соответствующий как требованиям Документации, так и положениям государственных стандартов.

При дальнейшей поставке победителем (единственным участником) закупки, товаров (материалов), необходимых для выполнения работ, их действительные характеристики должны будут соответствовать диапазонам, указанным в первой части заявки данного участника на участие в электронном аукционе, то есть входить в них.

1.3. По позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» Таблицы среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлен показатель «Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)» и его возможное значение - минимальное значение показателя – 5 (столбец 5) кд лк -1 м -1.

Как следует из названия указанного показателя, требования к его значению государственным заказчиком установлены в соответствии с ГОСТ 32945-2014.

Также, государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено требование о соответствии класса светоотражающего материала для товара «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» классу Iб по ГОСТ 32945-2014 (показатель: «Класс светоотражающего материала (по ГОСТ 32945-2014)», неизменяемое значение показателя: «Iб» – в соответствии с Требованиями к товарам к товару по позиции № 2 Таблицы (столбец 10)).

В пункте 4 Инструкции указано, что при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.

В соответствии с пунктом 6.1.7 ГОСТ 32945-2014, в соответствии с положениями которого ГОКУ «Новгородавтодор» установлены требования к знакам дорожным для ограждения мест производства дорожных работ, удельный коэффициент световозвращения световозвращающего материала Ι класса должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 12.

Согласно таблице 12 ГОСТ 32945-2014 удельный коэффициент световозвращения световозвращающего материала белого цвета при угле наблюдения 2° и угле освещения +5 должен быть не менее 5 кд лк-1 м-1.

Согласно пункту 7 Инструкции в случае установления в документации об электронном аукционе требований о соответствии товара государственному стандарту (государственным стандартам), все использованные государственным заказчиком показатели товаров соответствуют указанным государственным стандартам и/или не противоречат им.

Предусмотренное государственным заказчиком по позиции 2 Таблицы требование к минимальному значению показателя «Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2° и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)» (значение не должно быть ниже «5» кд лк-1 м-1) не противоречит пункту 6.1.7 и таблице 12 ГОСТ 32945-2014 (согласно которым значение должно быть не менее 5 кд лк-1 м-1).

При этом ГОСТ 32945-2014 в частности пункт 6.1.12 не содержит указаний относительно необходимости определения минимального значения удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2° и угле освещения +5 путем проведения специальных испытаний образца определенной партии товара.

Соответственно, Документация в части требований к товару позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» Таблицы по показателю «Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2° и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)» не содержит положений, обязывающих участников рассматриваемой закупки иметь в наличии товар (материал) в момент подачи заявки и проводить его испытания.

Так же, согласно пункту 6.1.10 указанного выше ГОСТ 32945-2014 разность удельного коэффициента световозвращения световозвращающего материала одного цвета при одном угле наблюдения и освещения должна составлять не более 20%, что соответствует заявленному заказчиком значению указанного показателя по позиции № 2 Таблицы.

При этом ГОСТ 32945-2014 не содержит требований о проведении каких-либо испытаний для определения разности удельного коэффициента световозвращения световозвращающего материала одного цвета при одном угле наблюдения и освещения.

Соответственно, Документация в части требований к товару позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» Таблицы по показателю «Значение разность удельного коэффициента световозвращения сетовозвращающего материала белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)» не содержит положений, обязывающих участников рассматриваемой закупки иметь в наличии товар (материал) в момент подачи заявки и проводить его испытания.

Следовательно, Документация в части требований к товарам по позиции № 1 «Песок для строительных работ» (в отношении всех показателей) и позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» (в отношении показателей «Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)», «Значение разность удельного коэффициента световозвращения сетовозвращающего материала белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)») не содержит положений, обязывающих участников рассматриваемой закупки иметь в наличии товары (материалы) в момент подачи заявки и проводить их испытания, а также не устанавливает нестандартных и противоречащих ГОСТ требований к указанным товарам.

Учитывая изложенное, доводы Жалобы в данной части не нашли своего подтверждения.

1.4. В пункте 6.1.5 ГОСТ 32945-2014 установлено, что коэффициент яркости световозвращающего материала должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 10.

 

Таблица 10

Цвет

Коэффициент яркости β для класса световозвращающего материала

 

I

II

III

Белый

≥ 0,35

≥ 0,27

≥ 0,40

Желтый

≥ 0,27

≥ 0,16

≥ 0,24

Красный

≥ 0,05

≥ 0,03

≥ 0,03

Зеленый

≥ 0,04

≥ 0,03

≥ 0,03

Синий

≥ 0,01

≥ 0,01

≥ 0,01

Оранжевый

≥ 0,17

≥ 0,14

≥ 0,14

Коричневый

0,03 ≤ β ≤ 0,09

0,03 ≤ β ≤ 0,09

0,04 ≤ β ≤ 0,06

Желтый флуоресцентный

-

-

≥ 0,38

Оранжевый флуоресцентный

-

-

≥ 0,25

Желто-зеленый флуоресцентный

-

-

≥ 0,50

Примечание - Коэффициент яркости для световозвращающего материала черного цвета не нормируется.

 

Указанный пункт ГОСТ 32945-2014 устанавливает требования к коэффициенту яркости световозвращающего материала по цветам в зависимости от класса.

При этом, как было указано выше государственным заказчиком установлено требование к товару «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» по показателю «Класс светоотражающего материала (по ГОСТ 32945-2014)» - неизменяемое значение показателя - «Iб» и по показателю «Коэффициент яркости световозвращающего материала для цветов (по ГОСТ 32945-2014): белый; красный; оранжевый; синий» - минимальные значения показателя для цветов соответственно – 0,35, 0,05, 0,17, 0,01 (столбец 5).

Таким образом, участник рассматриваемого аукциона при заполнении первой части заявки на участие в нем должен указать конкретное (неизменное) значение показателя «Коэффициент яркости световозвращающего материала для цветов (по ГОСТ 32945-2014): белый; красный; оранжевый; синий» таким образом, чтобы предлагаемый им товар можно было отнести к I классу (требование установлено Документацией в соответствии с ГОСТ 32945-2014).

Вместе с тем, согласно пункту 6.1.12 ГОСТ 32945-2014 после испытания на воздействие атмосферных условий (ускоренное искусственное старение) в течение 2000 ч световозвращающий материал в зависимости от класса и цветоустойчивости должен отвечать следующим требованиям:

- координаты цветности x и y точек пересечения граничных линий цветовых областей световозвращающего материала должны соответствовать 6.1.1-6.1.4;

- коэффициент яркости световозвращающего материала должен соответствовать 6.1.5;

- удельный коэффициент световозвращения световозвращающего материала при угле наблюдения ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования=20° и углах освещения ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования=5° и ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования=30° должен быть не менее значений, приведенных в 6.1.7-6.1.9.

При этом в Таблице 10 ГОСТ 32945-2014 указаны только предельные (минимальные) допустимые значения показателя «Коэффициент яркости световозвращающего материала» в зависимости от класса светоотражающего материала и цвета.

Таким образом, по вышеуказанному показателю материала «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» государственный стандарт не устанавливает конкретные (неизменяемые) значения интересующей заказчика характеристики, а лишь определяет предельные (максимальные и минимальные) нормативы и указывает, что конкретные значения становятся известны только после испытания определенной партии товара.

1.5. Государственный заказчик - ГОКУ «Новгородавтодор» по позиции № 6 «Дорожные конусы» Таблицы установил требование показателю «Величина опрокидывающей нагрузки, Н» - максимальное значение 13 Н.

Пунктом 4.3.1.9 ГОСТ 32758-2014 установлено, что дорожные конусы должны обладать устойчивостью к опрокидыванию в соответствии с таблицей 3 при испытании по 4.9.9.4.

 

Таблица 3

Высота дорожных конусов (H), мм

Класс дорожного конуса по массе

 

Классы W1 и W2

Класс W3

 

Величина опрокидывающей нагрузки, Н

От 900 до 1000

13

13

От 750 до 899

7,4

9,3

От 500 до 749

6

7

От 450 до 499

5

6

От 300 до 449

5

6

 

Согласно пункту 4.9.9.4 ГОСТ 32758-2014 метод определения устойчивости дорожного конуса к опрокидыванию установлен в следующем виде.

Испытания проводятся на ровной горизонтальной поверхности, на которой установлен упор высотой (12±2) мм. Дорожный конус устанавливается на поверхность таким образом, чтобы сторона опорной плиты соприкасалась с вертикальной стороной упора. Для проведения испытания применяются блок и груз. При этом должна быть обеспечена возможность перемещения вершины испытуемого дорожного конуса на расстояние, равное не менее, чем 1,5 значения высоты дорожного конуса, подлежащего испытанию.

Схема проведения испытания приведена на рисунке 9.

Значение опрокидывающей силы выбирается согласно таблице 3 и прикладывается к вершине дорожного конуса в направлении, параллельном поверхности, на которую установлен дорожный конус, с точностью ±5%. Дорожный конус поворачивают вокруг его вертикальной оси для определения положения с наихудшей устойчивостью. Испытания считаются успешно завершенными, если испытуемый дорожный конус не сдвинулся с места или вернулся в исходное положение после снятия нагрузки без внешнего воздействия.

На основании вышеизложенного, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), содержащимся в Документации (Требования к товарам), должны указать среди прочего значения конкретных показателей (характеристик), установленных по результатам испытаний определенных партий товара, по вышеуказанной позиции Требований к материалам, а именно по позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» Таблицы в отношении показателя «Коэффициент яркости световозвращающего материала для цветов (по ГОСТ 32945-2014): белый, красный, оранжевый, синий» и по позиции № 6 «Дорожные конусы» Таблицы в отношении показателя «Величина опрокидывающей нагрузки, Н».

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Документация (Требования к товарам) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала), используемого при выполнении работ, так же результатов испытаний партий товара.

Указанные требования заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или при взятии проб потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах, установленных ГОСТ.

При этом, в самих ГОСТах данные значения показателей не являются конкретными (неизменяемыми). Установить такие конкретные значения производители могут только по результатам испытаний определенной партии товара.

Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении неправомерных требований к товарам, используемых при выполнении работ, в описании заказчиком объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

Учитывая изложенное, Жалоба в данной части является обоснованной.

2. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Однако, в пункте 403 Главы 3 «Демонтажные работы» Ведомости объемов работ (Приложение № 1 к Документации) указано следующее: «Разборка грунта насыпи существующей временной объездной дороги экскаватором емкостью ковша 0,65 м3, с последующим распределением грунта по рельефу в черте полосы отвода автомобильной дороги, с перемещением до 20 м».

Таким образом, государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» устанавливает в Документации требование к участникам рассматриваемого аукциона о наличии у них для проведения указанных работ экскаватора с емкостью ковша 0,65 м3, в то время как указанные работы могут производиться и иными средствами, в том числе экскаваторами с меньшей или большей ёмкостью ковша.

Пункт 423 Главы 3 «Демонтажные работы» Ведомости объемов работ изложен в следующем виде: «Аренда передвижной электростанции мощностью 80 кВт».

Из содержания указанного пункта следует, что победитель или иной участник рассматриваемого аукциона, с которым будет заключен государственный контракт, при выполнении работ должен будет арендовать передвижную электростанцию мощностью 80 кВт. Однако объективные причины, запрещающие ему использовать при проведении работ по заключенному по итогам рассматриваемого аукциона государственному контракту электростанцию с большей мощностью или находящуюся в собственности, а не в аренде, отсутствуют.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Документации требования к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них производственных мощностей и технологического оборудования необходимого для выполнения работ, являющихся предметом контракта.

Учитывая изложенное, Жалоба в данной части также является обоснованной.

3. В соответствии с частью 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.

Однако, согласно пункту 10 Инструкции государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено, что все варианты показателей (характеристик) товара планируемого к использованию при производстве работ должны размещаться в отдельном озаглавленом соответствующим образом столбце с четким указанием, каким является значение - конкретным, диапазонным, одим из вариантов предложенным заказчиком или значением которое не может изменяться.

Следовательно заказчиком предъявлено требование к оформлению участником закупки своей первой части заявки на участие в аукционе в виде таблицы, в одном из столбцов которой необходимо указать предложенные заказчиком характеристики, используемых при выполнении работ, товаров.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержится нарушение части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Документации требований к оформлению и форме первой части заявки на участие рассматриваемом электронном аукционе.

Учитывая изложенное, Жалоба в данной части также является обоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Раздел 13 извещения о проведении рассматриваемого аукциона содержит требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона.

Однако в указанном разделе Извещения отсутствует требование к участникам рассматриваемого аукциона, установленное пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, об отсутствии у них ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом в пункте 9.3.9 Документации указанное требование к участникам рассматриваемого аукциона государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержится нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в извещении о проведении электронного аукциона обязательного требования, предъявляемого к участникам рассматриваемого аукциона, об отсутствии у них ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

2. По позиции № 14 «Щебень 20-40» Таблицы среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлен показатель «Потеря массы после «Насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и его возможное значение - максимальное значение показателя – 10 (столбец 6) %.

Государственным заказчиком установлено требование в отношении указанного товара о его соответствии ГОСТ 8267-93.

Кроме того, государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» по позиции № 14 «Щебень 20-40» Таблицы среди прочих показателей данного товара (материала) установлены показатель по ГОСТ 8267-93 «Морозостойкость щебня» и его минимальное значение «F50».

В соответствии с пунктом 4.6.1 ГОСТ 8267-93 морозостойкость щебня и гравия характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в процентах по массе щебня и гравия не превышают установленных значений.

Допускается оценивать морозостойкость щебня и гравия по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания. При несовпадении марок морозостойкость оценивают по результатам испытания замораживанием и оттаиванием.

Согласно пункту 4.6.2 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.

Показатели морозостойкости щебня и гравия при испытании замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием должны соответствовать указанным в таблице 8.

 

Таблица 8

 

Вид испытания

Марка по морозостойкости щебня и гравия

 

 

   

F15

F25

F50

F100

F150

F200

F300

F400

 
 

Замораживание-оттаивание:

                 
 

- число циклов

15

25

50

100

150

200

300

400

 
 

- потеря массы после испытания, %, не более

10

10

5

5

5

5

5

5

 
 

Насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание:

                 
 

- число циклов

3

5

10

10

15

15

15

15

 
 

- потеря массы после испытания, %, не более

10

10

10

5

5

3

2

1

 

 

В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ 8267-93 приемку и поставку щебня и гравия производят партиями. Партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе или одном судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), отгружаемое одному потребителю в течение суток.

Согласно пункту 5.3 ГОСТ 8267-93 для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.

В соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ 8267-93 при периодических испытаниях определяют:

- один раз в 10 сут - содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов и содержание свободного волокна асбеста в щебне из асбестосодержащих пород;

- один раз в квартал - прочность и насыпную плотность, устойчивость структуры против распадов;

- один раз в год - морозостойкость и класс щебня (гравия) по значению удельной эффективной активности естественных радионуклидов, а также по требованию потребителей содержание вредных компонентов и примесей.

Следовательно, для определения значения показателя «Потеря массы после «Насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» участники рассматриваемой закупки до подачи заявки на участие в аукционе должны получить результаты испытания образцов от партии щебня для указания конкретного (неизменного) значения данного показателя в первой части заявки.

Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении неправомерных требований к товарам, используемых при выполнении работ, в описании заказчиком объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

3. По позиции 11 «Брус деревянный из хвойных пород в соответствии с ГОСТ 8486-86» среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлен следующий показатель и его возможные значения:

«Влажность» - неизменяемое значение показателя – 20 (столбец 10) %.

Согласно Требованиям к товарам брус деревянный из хвойных пород (позиция № 11 Таблицы) должен соответствовать положениям ГОСТ 8486-86.

Однако, в соответствии с пунктом 2.3 ГОСТ 8486-86 пиломатериалы отборного, 1, 2, 3-го сортов изготовляют сухими (с влажностью не более 22%), сырыми (с влажностью более 22%) и сырыми антисептированными.

Согласно пункту 7 Инструкции в случае установления в документации об электронном аукционе требований о соответствии товара государственному стандарту (государственным стандартам), все использованные государственным заказчиком показатели товаров соответствуют указанным государственным стандартам и/или не противоречат им.

Вместе с тем, предусмотренное государственным заказчиком по позиции 11 Таблицы требование к неизменяемому значению показателя «Влажность» (значение должно быть равное 20 %) хоть и не противоречит пункту 2.3 и таблице ГОСТ 8486-86 (согласно которому значение должно быть не более 22 %), однако отличается от установленных им нормативов, а следовательно, является нестандартным.

Однако, какое-либо обоснование использования такого показателя в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в Документации не приведено.

Необходимость обоснования заказчиком в документации о закупке нестандартных показателей товаров, используемых при выполнении работ, подтверждается также судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.05.2018 по делу № А56-23902/2017).

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в отсутствии в документации о проведении электронного аукциона обоснования необходимости использования показателей, требований к товару, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ 8486-86).

4. Как указывалось выше, из Требований к товарам следует, что песок для строительных работ, подлежащий использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014, а так же обладать определяемыми в виде диапазона следующими значениями показателей:

«Модуль крупности» - диапазон значений показателя: нижняя граница – св. 2 (столбец 8), верхняя граница – 2,5 (столбец 9);

«Полный остаток на сите № 063мм, % по массе» - диапазон значений показателя: нижняя граница – св. 30 (столбец 8), верхняя граница – 45 (столбец 9) % по массе;

«Содержание зерен крупностью более 10 мм» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 5 (столбец 9) % по массе,

«Содержание зерен крупностью более 5 мм» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 15 (столбец 9) % по массе,

«Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 15 (столбец 9) % по массе,

«Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 5 (столбец 9) % по массе,

Как было указано выше, ГОСТ 8736-2014 определяет разделение песка на группы и классы, а так же критерии такого разделения.

Кроме того, значения вышеуказанных показателей товара «Песок для строительных работ» варьируются в зависимости от соответствующих класса песка и его группы.

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено требование о соответствии песка 1 или 2 классу по ГОСТ 8736-2014 (показатель: «Класс», значение показателя, для которого установлены варианты значений: «1-2» – в соответствии с Требованиями к товарам к товару по позиции № 1 Таблицы (столбец 7)).

При этом, в Требования к товарам заказчиком не установлены требований в отношении группы используемого при проведении работ песка.

Тем не менее, Комиссия Новгородского УФАС России проанализировав требования к значениям вышеуказанных показателей, установленные государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Требованиях к товарам, и требования к значениям вышеуказанных показателей, установленные ГОСТ 8736-2014, приходит к следующим выводам.

Границы диапазонов значений показателей «Модуль крупности», «Полный остаток на сите № 063мм, % по массе», «Содержание зерен крупностью более 10 мм», «Содержание зерен крупностью более 5 мм», «Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм» соответствуют значениям, установленным ГОСТ 8736-2014 для песков 1 и 2 класса и группы – «Средний».

Вместе с тем, согласно пункту 4.2.5 и таблице 4 ГОСТ 8736-2014 по установленному государственным заказчиком в Требованиях к товарам значению показателя «Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц» (верхняя граница диапазона значений (столбец 9) – 5 % по массе) соответствуют пески 2 класса групп «Мелкий» и «Очень мелкий».

При этом согласно пункту 9 Инструкции Каждое значение характеристики товара должно быть конкретным и иметь принадлежность к одному сорту или наименованию товара (указание показателей (характеристик) имеющих принадлежность к нескольким вариантам сортов или наименований товара будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).

Как уже говорилось выше, из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При использовании в описании объекта закупки требований государственных стандартов необходимо учитывать следующее.

В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

- позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандарта, например значение - 5 единиц;

- вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Аналогичная позиция изложена в пункте 2 письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» (далее – Письмо ФАС России).

Изучив положения Документации об электронном аукционе, в частности описание товара (материала) по позиции 1 «Песок для строительных работ» Таблицы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Установленные вышеуказанным образом требования к значениям показателей товара (материала) впоследствии при рассмотрении заявок могут рассматриваться аукционной комиссией как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе от 26.10.2018, участник с номером заявки 1 был допущен к участию в торгах, однако в первой части его заявки имелось противоречие в отношении предложенных участником закупки значений данных показателей требованиям ГОСТ 8736-2014 относительно группы песка.

Кроме того, использование при выполнении работ групп песка меньше среднего (мелкого, очень мелкого) не соответствует и действительным потребностям самого государственного заказчика, в связи с чем установленные в Таблице требования к значению показателя «Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц» являются необъективными.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем описании объекта рассматриваемой закупки, вводящем в заблуждение ее участников относительно установленных требований к товарам (материалам), подлежащим использованию при выполнении работ.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» являются существенными, повлияли на результаты закупки, привели к несоответствующему требованиям государственных стандартов и действительным потребностям заказчика и вводящему в заблуждение участников электронного аукциона описанию объекта закупки, нарушают права и сокращают количество участников электронного аукциона, что дает Комиссии достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе именно путем аннулирования торгов.

Руководствуясь статьями 31, 33, 63, 64 пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания «Великий Новгород» (175011, Новгородская область, Батецкий район, д. Хотобужи, д. 2А) на действия государственного заказчика – Государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Пестовском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003918000866 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 26.10.2018, частично обоснованной в части доводов:

- об установлении требований к значениям показателей товаров, используемых при проведении работ, значения которых могут стать известны только после проведения испытаний определенной партии (образцов) товара, а именно: по показателю «Коэффициент яркости световозвращающего материала для цветов (по ГОСТ 32945-2014): белый, красный, оранжевый, синий» для товара по позиции № 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ» Приложения № 6 к документации об электронном аукционе, по показателю «Величина опрокидывающей нагрузки, Н» для товара по позиции № 6 «Дорожные конусы» Приложения № 6 к документации об электронном аукционе;

- об установлении в документации об электронном аукционе требования к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них производственных мощностей и технологического оборудования, необходимого, для выполнения работ, являющихся предметом контракта;

- об установлении в документации об электронном аукционе требования к оформлению и форме заявки на участие в рассматриваемом аукционе.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, частей 2, 3 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – АО «ЭТС» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования указанной закупки.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».

 

 

Председатель Комиссии

 

И.А. Куриков

Члены Комиссии

 

А.Т. Иванов

 

М.Е. Фомин

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны