Решение №ИК/4620/23 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/7-530/2023 от 21 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ИП Ильяшенко М.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/7-530/2023

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 ноября 2023 года.

 

 

  Великий Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

…..

рассмотрев дело № 053/05/7-530/2023 от 15.09.2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов на рекламных конструкциях, расположенных на территории Великого Новгорода,

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.09.2023 по инициативе депутата Государственной Думы Российской Федерации ….. в рамках общественного контроля за соблюдением объектами торговли требований законодательства об ограничении продажи и стимулирования потребления табака и никотинсодержащей продукции состоялся инспекционный выход с участием членов Общественной палаты Новгородской области, представителей Прокуратуры Новгородской области, Управления Роспотребнадзора по Новгородской области и Новгородского УФАС России в торговые точки Великого Новгорода, реализующие табачные изделия, никотинсодержащую продукцию и устройства для ее потребления.

О результатах данного общественного мониторинга на телеканале «Новгородское областное телевидение» вышел информационный сюжет, касающийся выявленных признаков нарушения действующего законодательства в действиях организаций торговли табачной продукции, который также был размещен  на сайте телеканала https://novgorod-tv.ru/news/v-velikom-novgorode-proveli-rejd-po-tochkam-prodazhi-vejpov/.

На основании вышеизложенного, в целях контроля за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, в ходе проведения вышеуказанного мероприятия должностными лицами Новгородского УФАС России на основании пункта 18 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1073, было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) на территории Великого Новгорода. Мероприятие по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами и осуществлялось с применением фотокамеры смартфона ZTE Blade A31.

По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт фиксации факта распространения наружной рекламы от 08.09.2023 и установлено следующее.

На рекламной конструкции (флаге на флагштоке), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 34 по ул. Большая Санкт-Петербургская в Великом Новгороде, размещена реклама следующего содержания: «Султан. Великий Новгород. Электронные сигареты. Кальяны и все для них».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Статьей 7 Закона о рекламе определены объекты рекламирования, реклама которых не допускается.

Так, в силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В данном случае на указанной рекламной конструкции размещена реклама устройств для потребления никотинсодержащей продукции (электронных сигарет) и  кальянов, что содержит признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе) и/или рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

В непосредственной близости от рассматриваемой рекламной конструкции в д. 34 по ул. Большая Санкт-Петербургская расположено торговое предприятие, реализующее рекламируемые устройства для потребления никотинсодержащей продукции – магазин «Султан» и размещена соответствующая вывеска.

Предпринимательскую деятельность в данной торговой точке осуществляет индивидуальный предприниматель Ильяшенко Максим Олегович (ИНН 532115001695, ОГРНИП 306532107600074), что следует из нанесенной на входе в магазин информации с указанием режима работы.

Также данный факт подтверждается кассовым чеком ФД 8933 от 18.10.2023, а также предоставленным  в Новгородское УФАС России собственником помещений на 1 эт. д. 34 по ул. Большая Санкт-Петербургская – ….. договором аренды № 1/21 от 03.08.2021 нежилого помещения, в котором осуществляет свою деятельность магазин «Султан», по которому ИП Ильяшенко М.О. выступает арендатором.

Согласно данным ЕГРИП, размещенным на официальном сайте https://egrul.nalog.ru/, основным видом экономической деятельности ИП Ильяшенко М.О. является «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (код 47.19 ОКВЭД)», дополнительным видом экономической деятельности является   «Торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (47.26  ОКВЭД).

Исходя из содержания рассматриваемой рекламы и места ее размещения, рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является хозяйствующий субъект, товары которого рекламируются – ИП Ильяшенко М.О.

В своих письменных объяснениях по делу (вх. № 6627/23 от 07.11.2023 Новгородского УФАС России) ИП Ильяшенко М.О. указывает, что рассматриваемая конструкция в виде флага является информационным указателем, который содержит перечень товаров, предлагаемых к продаже, который их не выделяет, не сравнивает и не призывает к покупке, в связи с чем в силу пункта 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе рекламой не является.

Тем не менее, в связи с поломкой флагштока было принято решение не восстанавливать данный информационный указатель.

На заседание Комиссии по рассмотрению настоящего дела, о котором он был надлежащим образом уведомлен, ИП Ильяшенко М.О. не явился, своих представителей не направил.

 Исследовав материалы дела и оценив доводы ИП Ильяшенко М.О., Комиссия приходит к следующим выводам.

Доводы ИП Ильяшенко М.О. о том, что рассматриваемая конструкция в виде флага на флагштоке не содержит рекламной информации, несостоятельны.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Однако, конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

К таким конструкциям относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, либо название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории прилегающей к торговому центру, автосалону (в том числе на парковке), поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона). Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А32-627/2016, N А03-17780/2015, N А71-2635/2010-А31, N А71-2636/2010-А25, N А56-70900/2016, N А56-46690/2010.

Аналогичный образом рассматриваемая конструкция расположена не в месте осуществления ИП Ильяшенко М.О. торговой деятельности, а на прилегающей к его магазину территории, в связи с чем к вывеске не относится.

Информационным указателем данная конструкция также не является, поскольку собственно не указывает направление движения, расстояние до организации и сведения о профиле ее деятельности (как например, аптека, кондитерская, ресторан), но при этом содержит рекламную информацию (средства индивидуализации магазина «Султан» и сведения о реализуемых в нем в нем товарах).

Учитывая все изложенное, в размещенной на рекламной конструкции (флаге на флагштоке), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 34 по ул. Большая Санкт-Петербургская в Великом Новгороде, рекламе следующего содержания: «Султан. Великий Новгород. Электронные сигареты. Кальяны и все для них», имеется нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, выразившееся в распространении запрещенной законом рекламы устройств для потребления никотинсодержащей продукции (электронных сигарет) и  кальянов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержится в действиях ее рекламодателя и рекламораспространителя – ИП Ильяшенко М.О.

Также в материалах настоящего дела имеются доказательства прекращения распространения ИП Ильяшенко М.О.  ненадлежащей рекламы (вышеуказанные письменные объяснения и акт фиксации факта прекращения распространения рекламы от 15.11.2023, составленный сотрудниками Новгородского УФАС России).

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу устройств для потребления никотинсодержащей продукции (электронных сигарет) и кальянов: «Султан. Великий Новгород. Электронные сигареты. Кальяны и все для них», размещенную сентябре-ноябре 2023 года на рекламной конструкции (флаге на флагштоке), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 34 по ул. Большая Санкт-Петербургская в Великом Новгороде, рекламодателем и рекламораспространителем которой является индивидуальный предприниматель Ильяшенко Максим Олегович (ИНН 532115001695, ОГРНИП 306532107600074), поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

                                  

 

          

Члены Комиссии

          

 

         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны