Решение №1120/02 от 17.04.2012 Решение по делу № 80 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 


  РЕШЕНИЕ

по делу № 80                                                                                    Великий Новгород

Исходящий № 1120/02 от 17.04.2012                                                            

Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2012 года         

Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

     <….>  - председатель комиссии, руководитель Управления,

     <…> – член комиссии, главный специалист-эксперт отдела    антимонопольного контроля Управления.

     <….> – ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Управления.

при  участии представителей

от МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» - <….> по доверенности от 19.12.2011 № <…>, <….> по доверенности от 19.12.2011 № <…>,

от Администрации Великого Новгорода <….> по доверенности от  23.12.2011 исх. № <…>,

заявителя <…>,

      рассмотрев дело № 80 по признакам нарушения МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (ул. Германа, 33, Великий Новгород, 173003) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление 21.10.2011 поступило заявление от <….> на действия  МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (далее – Предприятие), занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг  водоснабжения и водоотведения,  нарушающие ст. 10 Закона о конкуренции, а именно,

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договору (п. 3 ч.1 ст. 10 указанного закона).

Из указанного заявления и приложенных к нему документов следует, что 05.07.2011 по результатам  торгов, проведенных комитетом архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода, на принятие в пользование на условиях аренды  земельных участков по адресам: Великий Новгород,  пр. Славянский, д. <…> и д. <…> в квартале № 148,  для проектирования и строительства  двух блокированных жилых домов на две семьи  между Администрацией Великого Новгорода и <….> заключены два договора аренды указанных участков.  В соответствии с представленными  на аукцион технической документацией и техническими условиями  подключения к инженерным сетям от 31.05.2010 исх. №№ 2205, 2206 (далее – ТУ для аукциона),  точка подключения к сети водопровода для двух участков была определена на ул. Славянская, на которую выходит Славянский проезд. По ул. Славянская  от ул. Шелонская до ул. Шимская идет муниципальный закольцованный водопровод диаметром 100 мм, что было указано в градостроительном плане участков, выставляемых на аукцион.

При обращении на Предприятие <….> были выданы другие технические условия (далее - ТУ) от 26.08.2011 исх. №№ 3392, 3393  на подключение к сетям водопровода и канализации, чем те, что были представлены на аукцион. Согласно новым ТУ, <…> предлагалось запроектировать и построить участок водопроводной линии диаметром 200 мм согласно проекту детальной планировки (далее – ПДП) 148 квартала города, по ул. Славянская от водопроводной линии диаметром 200 мм по ул. Шимская до водопроводной линии диаметром 300 мм,  проложенной по ул. Шелонская.

ТУ для аукциона существенно отличаются от вновь выданных, а именно, по ТУ для аукциона длина водопроводной линии, которую следовало бы построить, составляет 50 м, а по новым ТУ – более 500 м и диаметром в 2 раза больше. При этом, согласно новым ТУ, необходимо согласовать с собственником линии по ул. Шелонская  возможность подключения.

Письмом от 15.09.2011 ЗАО «Проектстрой» (собственник водопроводной линии по ул. Шелонской) отказало <….> в возможности подключиться, т.к. отсутствует резерв для подключения.

В связи с чем <…> повторно обратился на Предприятие, приложив копию отказа ЗАО «Проектстрой». 11.10.2011 ему опять  были выданы новые  ТУ (исх. №№  4053,4054 от 11.10.2011),  в соответствии с которыми сети должны быть подключены к сети по ул. Озерной.

Кроме того, по мнению заявителя, Предприятие неправомерно включило в ТУ от 26.08.2011 и от 11.10.2011 требование о передаче сетей после постройки водопроводной линии в комитет по управлению имуществом Великого Новгорода (далее – КУМИ) без указания о компенсации понесенных затрат.

По мнению заявителя, МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал», используя свое доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения, навязывает ему крайне невыгодные условия  подключения к сетям водопровода,  за его счет рассчитывает выполнить свои обязательства по реализации ПДП 148 квартала.

Представители МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» пояснили, что  в 2010 году  Предприятие предполагало проложить водопроводную линию по ул. Славянской, и при заключении договоров на  подключение компенсировать расходы по созданию (реконструкции) сети инженерно-технического обеспечения.  Но обращений в 2010 году не было.

Администрацией Великого Новгорода (далее – Администрация) при запросе  о выдаче технических условий не полностью представлены документы (информация), предусмотренные п.8 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 13.02.2006 № 83  (далее – Правила). В связи с чем у  Предприятия не возникло обязанности по выдаче ТУ и был выдан проект ТУ от 31.05.2010 №№ 2205, 2206.

В ноябре 2010 года были внесены изменения в Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83,  исключающие возможность заключения договоров о подключении и взимании платы за подключение, исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения  для подключения такого объекта на границе земельного участка при отсутствии утвержденной инвестиционной программы.

Кроме того, в соответствии с п.16 Правил обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Администрация Великого Новгорода не обращалась,  в связи с чем,   у МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал»  прекратились обязательства  по исполнению ТУ от  31.05.2010 №№ 2205, 2206.

Представитель Администрации пояснила, что при Администрации города создана комиссия по сбору и выдаче технических условий, предварительных согласований и заключений, имеется утвержденное постановлением Администрации положение о комиссии. После заседаний оформляются протоколы заседаний комиссии, акты, по результатам которых направляются запрос - схемы. Именно такие запрос - схемы были направлены в МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» для получения технических условий для строительства и подключения двух блокированных жилых домов на две семьи  по адресам: Великий Новгород,  пр. Славянский, д. 4 (схема-запрос от 26.05.2010 исх. № 233) и д. 6 (схема-запрос от 26.05.2010 исх. № 234)  в квартале № 148 города. 

Срок действия ТУ от  31.05.2010 №№ 2205, 2206 – 2 года, поэтому  у Администрации при проведении аукциона 05.07.2011 не возникло необходимости  запрашивать новые технические условия.

Заслушав пояснения сторон, изучив имеющиеся в деле документы, Комиссия установила следующее:

 По результатам  проведённого Управлением анализа конкурентной среды на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Великого Новгорода. МУП Великого Новгорода «Новгородский водоканал» занимает доминирующее положение на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению с долей 98,5  процентов.

МУП Великого Новгорода «Новгородский водоканал» состоит в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по указанным видам деятельности:

В соответствии с  частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции «доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов».

Таким образом, МУП Великого Новгорода «Новгородский водоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Великого Новгорода.

Услуга по осуществлению МУП Великого Новгорода «Новгородский водоканал» мероприятий по технологическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения в отрыве от услуг по водоснабжению и водоотведению, оказываемых Предприятием, самостоятельного значения не имеет.

При этом данная услуга может быть оказана только МУП Великого Новгорода «Новгородский водоканал», к сетям инженерно-технического обеспечения которого заявитель намерен подключить два блокированных жилых дома на две семьи.

Водоснабжение и водоотведение неразрывно связаны с технологическим присоединением к сетям водоснабжения и водоотведения, мероприятия по технологическому присоединению к действующим сетям осуществляются непосредственно с целью последующего получения услуг по водоснабжению и водоотведению потребителем (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка услуг по водоснабжению и водоотведению, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Таким образом, Предприятие, злоупотребляя доминирующим положением на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению, навязывает гражданину <…> невыгодные условия подключения к действующему водопроводу, ущемляет его интересы.

<….> признан победителем  торгов, проведенных в 2011 году комитетом архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода, на принятие в пользование на условиях аренды  земельных участков по адресам: Великий Новгород,  пр. Славянский, д. <…> и д. <…> в квартале № 148,  для проектирования и строительства  двух блокированных жилых домов на две семьи (протоколы  о результатах торгов в форме аукциона  от 05.07.2011  №№ 2 и 3).

Частью . 4  статьи  30 Земельного Кодекса РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в том числе, должны быть определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В пакете документов, представленных на аукцион, имелись  проекты ТУ  от 31.05.2010 исх. №№ 2205, 2206, в которых указаны точки подключения водоснабжения к сети водопровода и точки подключения   к сети канализации по ул. Славянской в Великом Новгороде при условии согласования с владельцем сетей. Срок действия ТУ  от 31.05.2010 исх. №№ 2205, 2206 -  два года.

Частью . 4  статьи  30 Земельного Кодекса РФ и постановлением  Администрации Великого Новгорода от 18.02.2004 № 33 «Об утверждении Положения о комиссии по сбору и выдаче технических условий, предварительных согласований и заключений при Администрации города» не предусмотрена выдача проектов технических условий. Кроме того, проекты ТУ  от 31.05.2010 исх. №№ 2205, 2206 надлежащим образом зарегистрированы, подписаны первым должностным лицом, поэтому ни у Комиссии Управления, ни у Администрации нет оснований считать выданные ТУ ненадлежащими.

В соответствии с пунктами  6 и 7  указанных  ТУ владелец земельного участка (в данном случае <…>) должен был обратиться в МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал»  за заключением договоров о подключении и о присоединении к системам водоснабжения и водоотведения.

Как следует  из пояснений <….>, 22.08.2011 он обратился на Предприятие за заключением договоров о подключении и о присоединении к системам водоснабжения и водоотведения. В принятии заявления ему было отказано, и предложено подать заявление о выдаче  новых  ТУ  взамен проекта ТУ. При этом <….> полагал, что ему будут выданы идентичные технические условия, но без слова «проект».  Предприятие выдало ТУ на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения  за №№ 3392 и 3393 от 26.08.2011, а затем за №№ 4053 и 4054 от 11.10.2011, существенно отличающиеся от ТУ  от 31.05.2010 исх. №№ 2205, 2206.

Постановлением  Администрации Великого Новгорода от 18.02.2004 № 33 «Об утверждении Положения о комиссии по сбору и выдаче технических условий, предварительных согласований и заключений при Администрации города» (далее – Положение) при Администрации города создана комиссия по сбору и выдаче технических условий, предварительных согласований и заключений.  После заседаний указанной комиссии оформляются протоколы заседаний, акты, по результатам которых направляются запрос-схемы.

В соответствии  с п. 2.5. Положения комиссия по техническим условиям осуществляет оперативную подготовку, сбор и выдачу:

·           технических условий подключения строящихся, реконструируемых или поостренных,  но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

·           технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, исходных данных, заключений и иных условий при проведении работ по формирования земельных участков.

Согласно повестке дня заседания комиссии от 26.05.2010 земельные участки по адресам: Великий Новгород,  пр. Славянский, д. <…> и д. <…> в квартале № 148 города, выставлялись на торги  для проектирования и строительства  двух блокированных жилых домов на две семьи. Результаты заседания комиссии оформлены актами от 26.05.2010 №№ 233, 234, в которых сотрудник  МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» сделала отметку о получении Администрацией Великого Новгорода ТУ от 31.05.2010 №№ 2205, 2206. В ходе рассмотрения дела представители МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» подтвердили легитимность указанных ТУ. Как написано в самих  ТУ для аукциона и предусмотрено нормативным актом, срок действия ТУ составляет 2 года.

Следовательно, никаких правовых оснований по изменению ТУ на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения двух блокированных жилых домов на две семьи  по пр. Славянский, д. <…> и д. <…> в квартале № 148 города у МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» не было.

Поскольку предложенные Предприятием новые ТУ не устраивали <…>, предусматривали невыгодные для него изменения, он обратился в МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» с письмом от 27.012012   с просьбой  согласовать точку подключения жилых домов на две семьи  по пр. Славянский, д. <…> и д. <…>  к сети водопровода по ул. Славянской согласно ТУ  от 31.05.2010 исх. №№ 2205, 2206. МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал», отказало  <….> в согласовании  подключения  указанных домов к сети водопровода по ул. Славянской согласно ТУ  от 31.05.2010 исх. №№ 2205, 2206 (письмо от 03.02.2012 исх. № 306).

Таким образом,  МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал», изменяя  ТУ на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения двух блокированных жилых домов на две семьи  по пр. Славянский, д. <…> и д. <…> в квартале № 148 города, навязывает <…> условия невыгодные для него, сопряженные со значительным  удорожанием стоимости строительства двух блокированных жилых домов на две семьи  по пр. Славянский, д. <…> и д. <…> в квартале № 148 города, что повлекло (может повлечь)  за собой ущемление интересов <…>. (пояснения, расчеты, представленные   <….> от  18.01.2012 и от 21.02.2012).  К тому же,  при выполнении ТУ от 11.10.2011 и последующей передаче сетей КУМИ Великого Новгорода, сети перейдут в эксплуатацию  МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал». За счет <…>. Предприятие  может значительно расширить сети и предоставлять их в пользование на протяжении длительного времени, получая за это плату.

Из пояснений МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» от 16.11.2011 исх. №  4468  следует, что подключение  блокированных жилых домов на две семьи  по пр. Славянский, д. <…> и д. <…> в квартале № 148 города к сети водопровода по ул. Славянской невозможно,  так как  сеть  водопровода является тупиковой,  Предприятие не сможет гарантировать водоснабжение домов надлежащего качества и в необходимом количестве и прочее.

Однако, данные пояснения не соответствуют действительности, поскольку Предприятием в сентябре 2009 года по предписанию Роспотребнадзора  по Новгородской области от 26.08.2009 № 981  были выполнены необходимые мероприятия по обеспечению населения питьевой водой стабильного качества, соответствующего требованиям санитарных правил.

Указанное подтверждается  пояснениями  МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал от 13.02.2012 исх. № 428, из которых следует, что водопроводная  сеть  по объекту ул. Шимская -  Славянская  закольцована, а также актом на списание израсходованных материалов по капитальному ремонту с 01.09.2009 по 30.09.2009.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может  являться ущемление интересов других лиц, в том числе пунктом 3 части 1 статьи 10 указанного закона запрещено  навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

В рассматриваемом случае МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» навязывало <…> невыгодные условия, а именно, новые технические условия на подключение  блокированных жилых домов на две семьи  по пр. Славянский, д. <…> и д. <…> в квартале № 148 города к сети водопровода, содержащие невыгодные для <…> требования, в том числе о передаче имущества (имущественных прав). В то время, когда не утратили своей силы ТУ для аукциона. Представить расчеты в подтверждение отсутствия технической возможности подключения указанных домов к водопроводной лини по ул. Славянской МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» не может (письмо от  29.03.20012 исх. № 996).

Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле,  на основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» своими действиями нарушило часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в том числе, пункт 3 части 1  статьи 10 Закона о конкуренции.

В соответствии с ч. 1  ст. 39.1 Закона о конкуренции МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» выдано предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения антимонопольного законодательства,  и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (предупреждение от 20.03.2012 исх. № 823/02).

Указанное предупреждение содержит требование о необходимости в срок до 05.04.2012 прекращения указанных действий (бездействия) путем выдачи Сытину М.В. технических условий по обеспечению  подключения  (являющихся составной частью договора о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения)  жилых домов №№ <…> и <…> по проезду Славянский в квартале № 148 города к сети  водоснабжения от существующей водопроводной линии по ул. Славянской, а также исключения пункта технических условий, не предусмотренного действующим законодательством.

Предупреждение Новгородского УФАС России МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» исполнено в установленный срок: <…> выданы технические условия от 04.04.2012 исх. №№ 1063, 1064  на подключение жилых домов №№ <…> и <…> по проезду Славянский в квартале № 148 города  к сети  водоснабжения от существующей водопроводной линии по ул. Славянской без включения в технические условия требования о передаче сетей в КУМИ Великого Новгорода (письмо МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал» от 06.04.2012 исх. № 1104 с приложением подтверждающих документов).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 39.1, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. В связи с исполнением МУП  Великого Новгорода «Новгородский водоканал»  предупреждения Новгородского УФАС России, и отсутствием иных нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) на момент вынесения решения,  рассмотрение дела № 80 от 01.12.2011 о нарушении антимонопольного законодательства производством прекратить.

Председатель комиссии                                                      

Члены комиссии                                                                                                                                                         

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны