Решение №7130/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО "РемСтройПро... от 7 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

Заказчику –

ОАУСО «Реабилитационный центр»

и его аукционной комиссии

Юрьевское шоссе, д. 22,

Великий Новгород, 173007

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ул. Большая Якиманка, д. 23,

г. Москва, 119180

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

Подателю жалобы –

ООО «РемСтройПрогресс»

ул. Рахманинова, д. 6, корп. 2, кв. 63,

Великий Новгород, 173020

Исх. № 7130/03 от 06.12.2016

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

01 декабря 2016 года                                                                                                                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Евстигнеева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» - директора Семеновой Светланы Викторовны, Золотоноса Виктора Александровича (доверенность б/н от 01.12.2016), Мартынова Алексея Валентиновича (доверенность б/н от 29.11.2016);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «РемСтройПрогресс» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «РемСтройПрогресс» (173020, Великий Новгород, ул. Рахманинова, д. 6, корп. 2, кв. 63; далее – ООО «РемСтройПрогресс») на действия заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (173007, Великий Новгород, Юрьевское шоссе, д. 22; далее – ОАУСО «Реабилитационный центр») при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Юрьево», с разработкой рабочей документации, извещение № 1050500000116000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.11.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

УСТАНОВИЛА:

24.11.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки –ООО «РемСтройПрогресс» на действия заказчика – ОАУСО «Реабилитационный центр» при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Юрьево», с разработкой рабочей документации, извещение № 1050500000116000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 17.11.2016 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

По мнению подателя Жалобы, заказчиком в документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Документация об электронном аукционе) неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации в отношении объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, по пункту 13 раздела 2 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства оказывающими влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Перечень), а также требование о представлении участниками закупки в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе копий таких свидетельств.

Рабочая документация не является проектной документацией, не является ее составной частью. При этом, в объект рассматриваемой закупки кроме выполнения работ по реконструкции входит также разработка рабочей документации.

Перечень, в свою очередь, не содержит такого вида работ как работы по разработке или подготовке рабочей документации.

Таким образом, ООО «РемСтройПрогресс» считает, что вышеуказанные положения Документации об электронном аукционе ограничивают возможность участия в рассматриваемой закупке.

 На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – ОАУСО «Реабилитационный центр» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 7833 от 29.11.2016, № 7893 от 01.12.2016 Новгородского УФАС России), а также устных пояснений его представителей, данных непосредственно на рассмотрении Жалобы.

Согласно подпункту «п» пункта 23 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию (далее – Положение о составе разделов проектной документации), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации при наличии разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации. Состав рабочей документации отличается от проектной. Рабочая документация состоит из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, указываться в задании на проектирование и соответствовать проектной документации.

В связи с тем, что на сегодняшний день строительство объектов производится в основном на основании рабочей документации, к ее подготовке должны быть допущены хозяйствующие субъекты, имеющие в своем штате работников с необходимой квалификацией и опытом работы по соответствующему профилю, обладающие оборудованием для проведения данных работ, а также имеющие систему имущественной ответственности перед потребителями за качество проведенных работ, в том числе систему страхования гражданской ответственности.

Качество подготовки рабочей документации напрямую влияет на показатели таких характеристик объекта капитального строительства, как безопасность, качество, долговечность, энергоэффективность, сейсмоустойчивость и другие.

Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Положение о составе разделов проектной документации не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения как с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки.

В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

В обосновании своей позиции заказчик - ОАУСО «Реабилитационный центр» также ссылается на положения письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 13.05.2013 № 3991-БМ/11/ГС (далее – Письмо от 13.05.2013) и письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.06.2009 № 19088-СК/08 (далее – Письмо от 22.06.2009).

Также из возражений заказчика следует, что работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, относятся не только к числу работ по подготовке проектной документации (пункты 3, 5.3, 11 раздела 2 Перечня), но и также к числу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (пункты 6, 7.2 раздела 3 Перечня).

На рассмотрении Жалобы представители заказчика поддержали доводы возражений в полном объеме, а также дополнительно указали, что требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации по пункту 13 раздела 2 Перечня установлено заказчиком исходя из возможного возникновения необходимости повторного прохождения государственной экспертизы в случае изменения проекта в ходе проведения работ.

Также представители заказчика подтвердили ошибочность не установления требования к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) жилищно-гражданского строительства (пункт 33.3 раздела 3 Перечня) и представлении их копии в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В ноябре-декабре 2016 года заказчиком - ОАУСО «Реабилитационный центр» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Юрьево», с разработкой рабочей документации.

Документация об электронном аукционе утверждена директором ОАУСО «Реабилитационный центр» С.В. Семеновой 17.11.2016.

Согласно части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

В соответствии с приказом Департамента труда и социальной защиты населения Новгородской области № 365 от 25.06.2016 средства на осуществление рассматриваемой закупки выделены заказчику из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности (субсидия из бюджета Новгородской области в рамках областной инвестиционной программы).

Таким образом, материалами Жалобы подтверждается факт осуществления рассматриваемой закупки заказчиком (автономным учреждением) – ОАУСО «Реабилитационный центр» в соответствии с положениями и требованиями Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень содержит виды работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, в случае, если работы, входящие в предмет осуществляемой закупки обладают следующими признаками:

- представляют собой работы по подготовке проектной документации по строительству, реконструкции либо капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и включены в Перечень,

заказчик должен установить в документации о проведении электронного аукциона обязательное требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то есть требование о наличии у них свидетельства о допуске к таким видам работ, выданного саморегулируемой организацией в области проектирования строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а участники закупки должны представить в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе копии таких свидетельств.

В пункте 9.3.1 Документации об электронном аукционе заказчиком - ОАУСО «Реабилитационный центр» установлено требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 9.3.1 Документации об электронном аукционе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с  частью 5.1 статьи 48 и частью 1.1 статьи 55.8 ГрК к лицам, осуществляющим выполнение работ, а именно иметь действующие свидетельства о допуске к виду работ, являющихся объектом закупки, выданного саморегулируемой организацией в области подготовки проектной документации объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, для членов саморегулируемой организации (при этом должны быть разрешены работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) – пункт 13 раздела 2 Перечня).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать среди прочих документов и информации документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту 2 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе заказчиком – ОАУСО «Реабилитационный центр» установлено требование о представлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе в качестве документов (или копии документов), подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, копии действующего свидетельства о допуске к видам работ, являющихся объектом закупки, выданного саморегулируемой организацией в области подготовки проектной документации объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, для членов саморегулируемой организации (при этом должны быть разрешены работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) – пункт 13 раздела 2 Перечня).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком - ОАУСО «Реабилитационный центр» в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по реконструкции объекта «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Юрьево», с разработкой рабочей документации. Согласно пункту 3.2 Документации об электронном аукционе описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 «Техническое задание» к Документации об электронном аукционе (далее – Техническое задание).

В соответствии с Техническим заданием (раздел «Состав задания») в состав работ 1 очереди входит:

- разработка рабочей документации по проектной документации, получившей положительное заключение госэкспертизы;

- проведение необходимых согласований при разработке рабочей документации;

- передача заказчику разработанной рабочей документации (с материалами согласований и заключений);

- выполнение работ по реконструкции объекта «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Юрьево» на основании разработанной рабочей документации.

Таким образом, исходя из объема подлежащих выполнению работ в рамках рассматриваемой закупки, подготовка проектной документации в объект настоящего электронного аукциона не входит.

Согласно части 13 статьи 48 ГрК состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к содержанию разделов проектной документации с учетом требований ГрК в части необходимости обеспечения строительства установлены Положением о составе разделов проектной документации.

В соответствии с пунктом 4 Положения о составе разделов проектной документации в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Следовательно, исходя из пункта 4 Положения о составе разделов проектной документации, рабочая документация состоит из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий и разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства.

Согласно подпункту «п» пункта 23 Положения о составе разделов проектной документации перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования.

В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю.

Согласно части 2 статьи 48 ГрК проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Таким образом, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Причем ее разработка осуществляется для реализации проектной документации в процессе строительства.

Соответственно, значения понятий «проектная документация» и «рабочая документация» в рамках градостроительного законодательства различны и не тождественны.

В соответствии с Техническим заданием (раздел «Состав задания») исходно-разрешительным материалов при проведении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, является проектная документация «Корректировка проектной документации «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Юрьево» (реконструкция) Новгородская область, Юрьевское шоссе, д. 22» (приложение к Техническому заданию, размещенное на официальном сайте в составе Документации об электронном аукционе).

Согласно Документации об электронном аукционе (ее технической части) настоящая проектная документация имеет положительное заключение государственной экспертизы № 53-1-5-0063-14 от 06.06.2014 (ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области»).

В соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

Таким образом, исходя из объема Документации об электронном аукционе, а именно наличия в распоряжении заказчика – ОАУСО «Реабилитационный центр» при осуществлении рассматриваемой закупки готовой проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и получившей положительное заключение по ее итогам, в объект рассматриваемой закупки по реконструкции объекта «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Юрьево», с разработкой рабочей документации не могут входить какие-либо виды работ по подготовке проектной документации.

При этом, раздел 2 Перечня содержит виды работ по подготовке проектной документации. Каких-либо работ по разработке рабочей документации Перечень не содержит.

Соответственно, рабочая документация не является проектной документацией, не является ее составной частью. Работы по созданию рабочей документации не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, так как не включены в Перечень.

Следовательно, для выполнения работ по разработке рабочей документации участники закупки не обязаны обладать специальной правоспособностью.

Таким образом, заказчик – ОАУСО «Реабилитационный центр», исходя из объекта рассматриваемой закупки (не включающего каких-либо работ по подготовке проектной документации) неправомерно установил требования к участникам закупки о наличии у них действующего свидетельства о допуске к работам по пункту 13 раздела 2 Перечня (работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)), а также о представлении их копий в составе второй части заявки.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, в действиях заказчика - ОАУСО «Реабилитационный центр» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в документации об электронном аукционе неправомерных требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом закупки, а также нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в предъявлении к участникам электронного аукциона требований о представлении в составе второй части заявки документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки (незаконное требование о наличии у участников и представлении ими в составе вторых частей заявок свидетельств о допуске к работам по пункту 13 раздела 2 Перечня).

Указание заказчика на необходимость применения при установлении требований к участникам рассматриваемой закупки и составу и содержанию их заявок на участие в ней положений Письма от 13.05.2013 и Письма от 22.06.2009 Комиссия находит несостоятельным исходя из следующего.

Оба вышеназванных документа не являются нормативными правовыми актами, поскольку не проходили регистрации в качестве таковых в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Кроме того, положения письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Письмо от 13.05.2013) содержат вывод о необходимость наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации при выполнении работ по подготовке в первую очередь проектной документации (и уже в дальнейшем на ее основе и в ее развитие рабочей документации).

Следовательно, из Письма от 13.05.2013 не следует, что работы по разработке рабочей документации, проводимые отдельно от работ по разработке проектной документации, требуют от их исполнителей специальной правоспособности в виде наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации.

Из положений Письма от 22.06.2009 (…положение (Положения о составе разделов проектной документации) не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения, как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки…) также не следует, что работы по разработке рабочей документации требуют специальной правоспособности от лиц их выполняющих, а лишь содержат указание на возможность разработки рабочей документации не только при наличии готовой проектной документации, но и при изготовлении таковой.

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.

В соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком - ОАУСО «Реабилитационный центр» в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по реконструкции объекта «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Юрьево», с разработкой рабочей документации. Согласно пункту 3.2 Документации об электронном аукционе описание объекта закупки содержится в Техническом задании.

Согласно Локальной смете (приложение № 2 к Документации об электронном аукционе), а также письменным объяснениям заказчика - ОАУСО «Реабилитационный центр» (вх. № 7893 от 01.12.2016 Новгородского УФАС России) в число работ по реконструкции объекта «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Юрьево» входит укладка перемычек массой до 0,3 т, укладка перемычек при наибольшей массе монтажных элементов в здании до 5 т, масса перемычки до 0,7 т., что согласно пункту 6 (Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций) и пункту 7.2 (Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок) раздела 2 Перечня является работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в Перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Вышеуказанная позиция подтверждается письмами ФАС № АЦ/6055715 от 02.11.2015 и № ИА 19714 от 23.05.2011, в соответствии с которыми  лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника осуществления закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника осуществления закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 ГрК и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Для выполнения вышеуказанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны были иметь и представить во вторых частях своих заявок свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а именно (с учетом положений части 3.1 статьи 52 ГрК) свидетельства о допуске к работам по организации реконструкции объектов жилищно-гражданского строительства (подпункт 33.3 пункта 33 Перечня).

Вместе с тем в нарушение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе и ГрК заказчик не установил требования к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске к работам по организации реконструкции объектов жилищно-гражданского строительства и о представлении его копи в составе второй части заявки.

Таким образом, в действиях заказчика – ОАУСО «Реабилитационный центр» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в документации об электронном аукционе ненадлежащих требований, установленных законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом закупки (не предъявление требований о наличии у участников и представлении ими в составе вторых частей заявок свидетельств о допуске к работам по пункту 33.3 раздела 2 Перечня).

Нарушения, установленные в действиях заказчика – ОАУСО «Реабилитационный центр», существенно повлияли на результаты закупки, в том числе на количество ее возможных участников (поступила единственная заявка), нанесли ущерб общественным отношениям в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

Руководствуясь статьями 31, 33, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «РемСтройПрогресс» (173020, Великий Новгород, ул. Рахманинова, д. 6, корп. 2, кв. 63) на действия заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (173007, Великий Новгород, Юрьевское шоссе, д. 22) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Юрьево», с разработкой рабочей документации, извещение № 1050500000116000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.11.2016, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» нарушения пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Областному автономному учреждению социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Закрытому акционерному обществу «Сбербанк – АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

 

Председатель Комиссии                                                                                   О.С. Виниченко

                                                                                                                                                                       

Члены Комиссии                                                                                               Д.А. Петров

 

                                                                                                                           Д.А. Евстигнеева 

                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                              

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны