Решение №2371/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/32-245/2022 по результатам рассмотрения жа... от 24 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ФКУ Упрдор «Россия»

 

ул. Троицкая, д. 5,

Великий Новгород, 173007

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ТЭК-Торг»

 

e-mail: help@tektorg.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО СК «СТИМ»

 

Большой Спасоглинищевский пер., д. 9, стр. 1, эт. 3, ком. 48,

г. Москва, 101000

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/32-245/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

19 мая 2022 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

….. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

…. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

…. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

…. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» – ….. (доверенность № 42-д от 05.05.2022);

участник закупки (податель жалобы) - Общество с ограниченной ответственностью строительная компания «СТИМ» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью строительная компания «СТИМ» (101000, г. Москва, Большой Спасоглинищевский пер., д. 9, стр. 1, эт. 3, ком. 48; далее – ООО СК «СТИМ») на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству слоев износа на автомобильной дороге М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 486+000 - км 501+000, Новгородская область, извещение № 0336100012522000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 26.04.2022, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.05.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки –ООО СК «СТИМ» на действия государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству слоев износа на автомобильной дороге М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 486+000 - км 501+000, Новгородская область, извещение № 0336100012522000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.04.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе; здесь и далее – в редакции, действовавшей на дату размещения извещения об осуществлении закупки на официальном сайте), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. В рамках нестоимостного критерия оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «Квалификация участников закупки») установлен показатель «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», в отношении которого предусмотрен детализирующий показатель «Общая цена исполненных участником закупки договоров».

Оценка заявок по критерию «Квалификация участников закупки» осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом «ж» пункта 20 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее – Положение).

При этом, заказчиком в рамках детализирующего показателя «Общая цена исполненных участником закупки договоров» установлено предельное минимальное значение - 23 000 000 000,00 рублей.

Согласно пункту 28 Положения заказчик должен установить предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, установленное заказчиком предельное минимальное значение детализирующего показателя «Общая цена исполненных участником закупки договоров» превышает в 37,9 раз размер начальной (максимально) цены контракта по данной закупке.

Таким образом, заказчиком нарушается требование сопоставимости опыта, установленное в Положении, что приводит к ограничению конкуренции.

2. Согласно установленного порядка оценки заявок на участие в конкурсе по показателю «Наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» заказчиком установлен следующий перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения конкурса:

- исполненный договор (договоры),

- акт (акты) приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

Отсутствие требования в порядке оценки заявок участников конкурса о предоставлении участниками закупки разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе  в сфере закупок, поскольку предоставление исполненного контракта (договора) на выполнение строительно-монтажных работ без разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства  не выдается в соответствии  с законодательством о градостроительной деятельности), согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), не является подтверждением надлежащего исполнения контракта (договора) представленного участником закупки в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ. 

3. Заказчик нарушает требования Положения при установлении периода действия исполненных договоров, принимаемых к оценке, указывая следующее: «последний акт приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленный при исполнении договора, подтверждающего квалификацию участника закупки, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок».

В соответствии с Положением «последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок».

С учетом  того, что акт приемки выполненных работ не всегда является последним актом при исполнении договоров, заказчик ограничивает требования по сроку действия исполненных договоров, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит признать Жалобу обоснованной.

Государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» считает Жалобу необоснованной по основаниям, указанным в письменных возражениях и дополнениях на Жалобу (вх. № 2705 от 17.05.2022, № 2739 от 18.05.2022 и № 2755 от 19.05.2022 Новгородского УФАС России).

1. Пункт 28 Положения указывает на необходимость наличия сопоставимости предметов контрактов, но не их цены, то есть не устанавливает каких-либо ограничений по предельному минимальному значению характеристики объекта закупки.

Условие о сопоставимости предметов контрактов заказчиком выполнено.

Оценка заявок участников закупки осуществляется по формуле, указанной в подпункте «ж» пункта 20 Положения. Одним из значений, используемых в формуле, является - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком.

Заказчик вправе самостоятельно устанавливать такое минимальное значение, каких-либо ограничений и запретов по данному вопросу Закон о контрактной системе, нормативные акты, разъяснения государственных органов не содержат.

Минфин России в письме от 25.02.2022 № 24-06-06/13415 указал, что заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения.

2. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет надлежащее выполнение работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства.

Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок в качестве надлежащих для подтверждения квалификации договоров указаны договоры, предусматривающие выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод в эксплуатацию требуется только при выполнении работ по строительству или реконструкции, то требование о предоставлении разрешения на ввод в эксплуатацию от всех участников (некоторые из которых могут представить контракты на ремонт или содержание) ущемляло и ограничивало бы права участников закупки.

Кроме того, установленный заказчиком порядок рассмотрения и оценки заявок указывает на необходимый минимум документов, который следует представить участникам закупки для подтверждения квалификации. Предоставление иных документов, в том числе, разрешения на ввод в эксплуатацию, не запрещено и в качестве основания для снижения оценки не предусмотрено.

При этом, как следует из дополнительных возражений от 19.05.2022, отсутствие в составе документов, подтверждающих квалификацию участника закупки акта разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также обусловлено отсутствием какой-либо практики и разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу.

При принятии решения по Жалобе, государственный заказчик просит в случае выявления в данной части нарушений применить практику ФАС России, отраженную в их решении от 01.03.2022 № 28/06/105-419/2022 и не выдавать предписание об устранении таких нарушений.

3. Положение рассчитано на все возможные существующие типы контрактов и договоров; вместе с тем, контракты, необходимые для подтверждения квалификации в рамках данной закупки (ремонт, содержание, капитальный ремонт, строительство, реконструкция автомобильной дороги) по самой природе выполняемых работ предусматривают подписание именно актов выполненных работ/оказанных услуг.

В указанной части порядок рассмотрения и оценки заявок просто конкретизирует общие нормы Положения, никак при этом не ограничивая права потенциальных участников закупки.

С учетом вышеизложенного, государственный заказчик просит признать Жалобу необоснованной.

На рассмотрении Жалобы представить государственного заказчика устно поддержала доводы возражений и дополнений на Жалобу в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В апреле-мае 2022 года государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству слоев износа на автомобильной дороге М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 486+000 - км 501+000, Новгородская область, извещение № 0336100012522000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.04.2022 (начальная (максимальная) цена контракта - 606 905 653,00 рублей).

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме (далее – Извещение) утверждено заместителем начальника ФКУ Упрдор «Россия» …. 13.04.2022.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В пункте 5 Извещения ФКУ Упрдор «Россия» определен следующий объект рассматриваемой закупки - устройство слоев износа на автомобильной дороге М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 486+000 - км 501+000, Новгородская область.

1. Как следует из части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы утверждено Положение.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Согласно разделу 10 Извещения критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме являются:

  1. цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги: величина значимости критерия – 60 %;
  2.  квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»: величина значимости критерия – 40%.

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 3 настоящего Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (пункт 24 Положения).

Пунктом 25 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

В соответствии с пунктом 26 Положения оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки».

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги.

В соответствии с пунктом 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:

а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами «б» и «в» пункта 3 настоящего Положения, не применяются;

б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом «г» пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;

г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения:

применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения.

Как было отмечено выше, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующий электронный документ: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок  рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе является Приложением № 4 к Извещению (далее – Приложение № 4).

В соответствии с Приложением № 4 в отношении нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки» установлен показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», в отношении которого приведен следующий детализирующий показатель оценки «Общая цена исполненных участником закупки договоров».

Как указано в Приложении № 4, оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом «ж» пункта 20 Положения.

В подпункте «ж» пункта 20 Положения приведена следующая формула:

в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение ( ) характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

 

 - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком (подпункт «в» пункта 20 Положения).

Аналогичная формула приведена в Приложении № 4.

Заказчиком в Приложении № 4 установлено предельное минимальное значение : 23 000 000 000,00 российских рублей.

По мнению подателя Жалобы, предельное минимальное значение, определенное заказчиком в размере 23 000 000 000,00 рублей, является чрезмерным и завышенным.

В отношении данного довода Жалобы Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Действительно, действующим законодательством о контрактной системе не установлено каких-либо конкретных правил определения заказчиками размера предельного минимального значения.

При этом, такой размер должен быть разумным, целесообразным и обоснованным.

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе говорит о том, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком был использован метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (часть 2 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 606 905 653,00 рублей.

Именно такая начальная (максимальная) цена контракта была определена заказчиком на основании полученных им ответов подрядчиков после того, как данные подрядчики ознакомились с видами и объемами работ.

При этом, установленное заказчиком предельное минимальное значение почти в 38 раз превышает начальную (максимальную) цену контракта.

На заседании Комиссии представитель заказчика не представила доказательств необходимости установления предельного минимального значения в таком размере. Какого-либо обоснования установления такого размера предельного минимального значения заказчиком в письменных возражениях на Жалобу также не приведено, Извещение (в том числе Приложением № 4) такого обоснования также не содержит.

То есть, данный размер заказчиком установлен произвольно, без какого-либо обоснования, и ничем не мотивирован.

Вместе с тем, данный размер предельного минимального значения является несоразмерным и несопоставимым с начальной (максимальной) ценой контракта и объемом работ, подлежащему выполнению в рамках исполнения заключаемого по итогам настоящей закупки государственного контракта, ограничивает возможность потенциальных участников закупки получить оценку по критерию «Квалификация участников закупки».

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор «Россия» содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении предельного минимального значения детализирующего показателя.

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. Согласно пункту 2 Положения оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

В Приложении № 4 указано, что к оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Согласно подпункту «г» пункта 32 Положения к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

Третьим абзацем подпункта «в» пункта 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

В случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки (подпункт «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).

Как следует из Приложения № 4, перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:

- исполненный договор (договоры),

- акт (акты) приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

То есть, выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги предполагает получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Отсутствие требования в Приложении № 4 о предоставлении участниками закупки разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (для работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, поскольку предоставление исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ не является подтверждением надлежащего исполнения контракта (договора), предоставленного участником закупки в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ.

Аналогичные выводы содержатся в решении ФАС России от 01.03.2022 № 28/06/105-419/2022.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор «Россия» содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем определении перечня документов, принимаемых к оценке – неуказании в качестве такого документа разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (при выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В данной части Жалоба также является обоснованной.

3. Как было отмечено выше, согласно подпункту «г» пункта 32 Положения к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

Третьим абзацем подпункта «в» пункта 28 Положения устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

В силу подпункта «г» пункта 28 Положения последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Третьим абзацем подпункта «в» пункта 28 Положения предусмотрен акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.

В Приложении № 4 указано, что «последний акт приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленный при исполнении договора, подтверждающего квалификацию участника закупки, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок».

Таким образом, условия Приложения № 4 в данной части не противоречат требованиям Положения.

В данной части Жалоба является необоснованной.

Таким образом, Жалоба является обоснованной частично.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

1. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Проект государственного контракта (далее – Проект контракта) является Приложением № 5 к Извещению.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Приложением № 3 к Проекту контракта является Техническое задание на выполнение работ по объекту (далее – Техническое задание).

В Техническом задании приведен, в том числе, перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ.

В частности, в данном перечне указаны следующие документы, утратившие силу на момент объявления о проведении закупки:

- ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» (пункт 176) - утратил силу с 01.04.2022 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 19.01.2022 № 27-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 52399-2022;

- ВСН 8-89 «Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (пункт 250) - утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 11.03.2021 № 68.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор «Россия» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем определении нормативных документов, в соответствии с которыми должны выполняться работы.

2. Согласно пункту 1 части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт могут быть включены условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, односторонний отказ от исполнения контракта является правом не только заказчика, но и поставщика (подрядчика, исполнителя).

Между тем, в пункте 18.1 Проекта контракта указано, что расторжение Контракта возможно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем определении оснований расторжения контракта (отсутствует указание на возможность подрядчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта).

Выявленные нарушения указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Установленные в действиях государственного заказчика нарушения являются существенными, приводят к ограничению конкуренции, что подтверждается поступлением на участие в рассматриваемой закупке заявки единственного участника закупки и к признанию такой закупки несостоявшейся (протокол от 17.05.2022 № ППИ–ЭК (013) подведения итогов определения подрядчика), в связи с чем, требуют устранения путем выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения в Извещение соответствующих изменений.

 

Руководствуясь статьями 8, 32, 33, 34, 42, 43, 95, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью строительная компания «СТИМ» (101000, г. Москва, Большой Спасоглинищевский пер., д. 9, стр. 1, эт. 3, ком. 48) на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству слоев износа на автомобильной дороге М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 486+000 - км 501+000, Новгородская область, извещение № 0336100012522000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 26.04.2022, частично обоснованной в части доводов о ненадлежащем установлении государственным заказчиком порядка рассмотрения и оценки заявок (ненадлежащем установлении предельного минимального значения характеристики объекта закупки и ненадлежащем определении перечня документов, принимаемых к оценке – неуказании в качестве такого документа разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).

2. Признать в действиях государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» нарушения части 8 статьи 32, пункта 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 4 части 2 статьи 42, части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства», его конкурсной комиссии, оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ТЭК-Торг» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства»

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     ….

                               

Члены Комиссии                                                                                                 ….

 

         …

 

         ….

                                                                                                                  

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны