Решение №7198/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «ДОРРОС» от 28 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Организатору торгов

(конкурсного отбора) –

Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и

топливно-энергетическому комплексу Новгородской области

 

ул. Большая Московская, д. 29/10,

Великий Новгород, 173004

 

 

Заявителю –

ООО «ДОРРОС»

 

ул. Латышских Гвардейцев, д. 21,

г. Старая Русса, Новгородская обл.,

175202

 

 

Участнику торгов

(конкурсного отбора) -

ООО «Экосити»

 

ул. Б.Санкт-Петербургская, д. 107,

Великий Новгород, 173008

 

 

Участнику торгов

(конкурсного отбора) –

ООО «Спецтранс»

 

ул. Железнодорожников, д. 24,

г. Боровичи, Новгородская обл., 174400

 

Исх. № 7198/03 от 21.12.2017

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

18 декабря 2017 года                                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

организатора торгов – Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области – <…….>;

заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «ДОРРОС» - <…….>;

участника торгов (конкурсного отбора) – Общества с ограниченной ответственностью «Экосити» (далее – ООО «Экосити») - <…….>;

участника торгов (конкурсного отбора) – Общества с ограниченной ответственностью «Спецтранс» (далее – ООО «Спецтранс») - <…….>,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ДОРРОС» (175202, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Латышских Гвардейцев, д. 21; далее – ООО «ДОРРОС») на действия организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 29/10; далее – Департамент) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области, извещение № 161117/24748698/01 о проведении которого было размещено на официальном сайте в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) 20.11.2017,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.11.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ДОРРОС» на действия организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области, извещение № 161117/24748698/01 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.11.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатору торгов (конкурсного отбора) – Департаменту было направлено уведомление о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы по существу, которое организатором торгов исполнено, проведение торгов приостановлено, договоры (соглашения) не заключены.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению заявителя, документация о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области (далее – Документация) представлена как один лот, что предполагает выбор одного победителя (регионального оператора). Однако в своем составе Документация содержит отдельные разделы, касающиеся выбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории каждой конкретной зоны деятельности (1, 2, 3, 4) в отдельности.

Намереваясь принять участие в конкурсном отборе ООО «ДОРРОС» обратилось к организатору торгов (конкурсного отбора) с запросом о даче разъяснений положений Документации. В запросе заявитель указал, что в Перечень твердых коммунальных отходов по зоне деятельности 3 организатором торгов (конкурсного отбора) – Департаментом неправомерно включены такие виды отходов как мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код отхода по Федеральному классификационному каталогу отходов (далее – ФККО): 7 33 151 01 72 4), отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов (код отхода по ФККО: 7 34 121 11 72 4), отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4).

По мнению ООО «ДОРРОС», данные виды отходов в зоне деятельности регионального оператора 3 не образуются. К указанному выводу заявитель приходит опираясь на собственную хозяйственную деятельность (ООО «ДОРРОС» в настоящее время осуществляет сбор, транспортирование и размещение твердых коммунальных отходов с территории зоны деятельности 3).

В разъяснениях на запрос участника торгов (конкурсного отбора) Департамент указал, что предметом конкурсного отбора региональных операторов является присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области и право на заключение региональным оператором соглашения об осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

ООО «ДОРРОС» считает, что из положений Документации и вышеназванных разъяснений, данных организатором торгов, невозможно сделать однозначный вывод относительно предмета конкурсного отбора, в частности проводится ли отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории всей Новгородской области или проводится отбор региональных операторов по каждой зоне деятельности (1, 2, 3, 4) в отдельности.

Указанная неопределенность вводит в заблуждение потенциальных участников конкурсного отбора, не позволяет им оформить заявки на участие в торгах должным образом.

Кроме того, по мнению ООО «ДОРРОС», если производится выбор одного регионального оператора по Новгородской области, то объединение организатором торгов всех четырех зон деятельности в один лот приведет к ограничению конкуренции, так как в определенных зонах не образуются вышеуказанные виды отходов.

Если же процедура конкурсного отбора проводится с целью выбора регионального оператора по каждой зоне деятельности в отдельности, то установленное организатором торгов требование к участникам конкурсного отбора о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено Документацией (в том числе вышеуказанных видов отходов) по зоне деятельности 3, является неправомерным, противоречащим требованиям подпункта «в» пункта 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила), и необоснованно ограничивающим число участников конкурсного отбора.

Указанные действия организатора торгов (конкурсного отбора), по мнению ООО «ДОРРОС», содержат признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заявителя поддержали ее доводы в полном объеме, а также дополнительно указали, что ООО «ДОРРОС» обладает лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (серия <...> номер <...> , выдана 28.12.2015 Управлением Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области (далее – Управление Росприроднадзора по Новгородской области)), не включающей деятельность в области обращения с отходами, названными в ФККО под кодами 7 33 151 01 72 4 (мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров), 7 34 121 11 72 4 (отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов) и 7 34 202 21 72 4 (отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта).

Также представители заявителя указали, что считают возможным не использовать существующую схему обращения с отходами на территории Новгородской области при указании в Документации сведений о количестве и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов.

Организатор торгов (конкурсного отбора) – Департамент согласно письменным возражениям на Жалобу (вх. № 7330 от 06.12.2017 Новгородского УФАС России) считает ее необоснованной.

Документация была разработана Департаментом и утверждена его приказом «О проведении конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области» от 15.11.2017 № 412 (далее – Приказ) на основании пункта 10 Правил.

Наименование Приказа указывает на проведение одного конкурсного отбора нескольких региональных операторов на территории Новгородской области по зонам деятельности, определенным Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области от 07.11.2016 № 15 (в редакции постановления Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области от 13.10.2017 № 8) (далее – Департамент природных ресурсов; Территориальная схема).

Территориальной схемой определены 4 зоны деятельности региональных операторов. Предметом конкурсного отбора является присвоение статуса регионального оператора и право на заключение региональным оператором соглашения об осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области с указанием зоны деятельности.

Конкурсные документации по проведению конкурсного отбора регионального оператора по каждой зоне деятельности являются приложениями к Приказу. Приложения по каждой зоне деятельности регионального оператора содержат свою форму оформления заявки на участие в конкурсном отборе и свою форму соглашения об осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с указанием зоны деятельности.

Документацией предусмотрена возможность для участников торгов подготовить комплект документов для оформления заявки для участия в конкурсном отборе по одной или нескольким зонам деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В пункте 8.2 Территориальной схемы приведены информация о зонах деятельности региональных операторов, а также перечень твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области.

Так как в Территориальной схеме перечень твердых коммунальных отходов с разбивкой по видам и классам опасности приведен в целом по области, а не по отдельным зонам деятельности региональных операторов, иные официальные источники образования твердых коммунальных отходов по зонам деятельности региональных операторов (за исключением Территориальной схемы) отсутствуют.

Исходя из изложенного, Департамент в качестве перечня отходов, на обращение с которыми участники конкурсного отбора должны иметь действующую лицензию на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в Документации использовал приведенный в пункте 8.2 Территориальной схемы перечень твердых коммунальных отходов.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители организатора торгов (конкурсного отбора) поддержали доводы возражений на нее в полном объеме.

Участник торгов (конкурсного отбора) – ООО «Экосити» согласно письменным возражениям (вх. № 7637 от 18.12.2017 Новгородского УФАС России) считает Жалобу необоснованной по следующим основаниям.

Документация подразумевает выбор 1 регионального оператора по каждой зоне деятельности.

Перечень твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области, приведен в Территориальной схеме. Данный перечень использован организатором торгов (конкурсного отбора) в Документации.

Согласно пункту 17 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

ООО «ДОРРОС» обладает лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не включающей деятельность в области обращения с отходами, названными в ФККО под кодами 7 33 151 01 72 4 (мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров), 7 34 121 11 72 4 (отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов) и 7 34 202 21 72 4 (отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта).

ООО «Экосити» считает, что с момента опубликования постановления Департамента природных ресурсов от 13.10.2017 № 8 «О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» и до объявления настоящего конкурсного отбора у его потенциальных участников имелось достаточно времени для переоформления имеющихся у них лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в том числе на включение в них недостающих кодов отходов.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители участника торгов (конкурсного отбора) поддержали доводы возражений в полном объеме.

Участник торгов (конкурсного отбора) – ООО «Спецтранс» согласно письменным возражениям (вх. № 7636 от 18.12.2017 Новгородского УФАС России) также считает Жалобу необоснованной.

В частности, Документация прямо  подразумевает выбор 1 регионального оператора по каждой зоне деятельности, то есть заключение 4 разных соглашений.

Кроме того, ООО «Спецтранс» также считает, что у потенциальных участников торгов имелось достаточно времени для переоформления имеющихся у них лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

На рассмотрении представители участника торгов (конкурсного отбора) поддержали доводы возражений в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок проведения конкурсного отбора установлен Правилами.

Таким образом, при проведении рассматриваемого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами его организатор – Департамент должен был придерживаться настоящего порядка (Правил).

1. В соответствии с пунктом 10 Правил организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе.

Документация разработана организатором торгов (конкурсного отбора) – Департаментом и утверждена его вышеназванным Приказом.

Согласно пункту 3 Приказа Документация состоит из приложений №№ 1, 2, 3, 4 к нему.

Указанные приложения к Приказу представляют собой отдельные разделы Документации, касающиеся проведения конкурсных отборов региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области конкретно по каждой зоне деятельности (1, 2, 3 и 4).

Так, Приложение № 1 к Приказу устанавливает требования к отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 1, включающей территории Окуловского, Боровичского, Хвойнинского, Мошенского и Пестовского муниципальных районов Новгородской области.

Приложение № 1 к Приказу содержит ряд приложений. В частности, форму заявки на участие в конкурсном отборе по зоне деятельности 1 (приложение № 1 к Приложению № 1), опись документов представленных на участие в конкурсном отборе по зоне деятельности 1 (приложение № 2 к Приложению № 1), порядок расчета единого тарифа на услугу регионального оператора (приложение № 3 к Приложению № 1), порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора по зоне деятельности 1 (приложение № 4 к Приложению № 1), форму соглашения об осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области по зоне деятельности 1 (приложение № 5 к Приложению № 1), а также перечень твердых коммунальных отходов (приложение № 6 к Приложению № 1).

Приложение № 2 к Приказу, в свою очередь,  устанавливает требования к отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 2, включающей территории Валдайского, Демянского, Крестецкого муниципальных районов Новгородской области, Приложение № 3 к Приказу - требования к отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 3, включающей территории Шимского, Солецкого, Волотовского, Старорусского, Парфинского, Поддорского, Маревского, Холмского муниципальных районы Новгородской области, Приложение № 4 к Приказу – требования к отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 4, включающей территории Новгородского, Маловишерского, Чудовского, Батецкого, Любытинского муниципальных районов Новгородской области и города Великий Новгород.

Приложения №№ 2, 3 и 4 к Приказу также содержат в качестве приложений вышеназванные документы (форма заявки, опись документов, порядок расчета единого тарифа и приведенной стоимости услуг, форму соглашения), содержащие указания (примечания) на их принадлежность к определенным зонам деятельности (2, 3 и 4 соответственно).

Согласно пункту 11 Правил документация об отборе размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте.

Во исполнение требований пункта 11 Правил организатором торгов (конкурсного отбора) – Департамента Документация в полном объеме, включая все вышеназванные приложения, была размещена на официальном сайте.

Таким образом, из содержания Документации однозначно следует, что, в данном случае, в рамках настоящих торгов их организатором проводится конкурсный отбор 4 региональных операторов для осуществления ими деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в каждой зоне деятельности (1, 2, 3, 4) на территории Новгородской области в отдельности.

Другими словами, по результатам проведения настоящего конкурсного отбора должны быть заключены 4 соглашения об осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области.

Следовательно, соответствующий довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона об отходах производства сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пункт 12 Правил устанавливает требования к содержанию документации об отборе.

Так, согласно подпунктам «а», «б» и «е» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать ссылку на общедоступный и бесплатный источник опубликования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии с данной схемой, а также сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.

Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).

Согласно Документации (пункты 2 Приложений № 1, 2, 3, 4 к Приказу) целью деятельности регионального оператора является осуществление и организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, в соответствии с Территориальной схемой.

Как указывалось выше, Территориальная схема утверждена постановлением Департамента природных ресурсов от 07.11.2016 № 15. Постановлением Департамента природных ресурсов от 13.10.2017 № 8 Территориальная схема была изменена, в частности дополнена перечнем отходов, образовавшихся на территории Новгородской области в 2016 году, с разбивкой по кодам отходов по ФККО.

В пункте 8.2 Территориальной схемы установлены зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (зоны деятельности 1, 2, 3, 4).

В пункте 8.23 Территориальной схемы установлен общий перечень твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области, без разбивки отдельно по каждой существующей зоне деятельности регионального оператора (зоны деятельности 1, 2, 3, 4).

Под пунктам 7-9 указанного перечня твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области, названы следующие отходы:

- мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код отхода по ФККО: 7 33 151 01 72 4);

- отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов (код отхода по ФККО: 7 34 121 11 72 4);

- отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4).

При указании в Документации сведений о количестве и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора организатором торгов (конкурсного отбора) - Департаментом в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 24.6 Закона об отходах производства была использована Территориальная схема, в том числе установленный пунктом 8.23 Территориальной схемы перечень твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области.

Указанный перечень отходов без изменений (то есть в том же виде, что установлен Территориальной схемой) организатором торгов (конкурсного отбора) включен в отдельные разделы Документации, касающиеся отбора регионального оператора по каждой зоне деятельности на территории Новгородской     области (1, 2, 3 и 4) (приложение № 6 «Перечень твердых коммунальных отходов» к Приложению № 1 к Приказу (зона деятельности 1), приложение № 6 «Перечень твердых коммунальных отходов» к Приложению № 2 к Приказу (зона деятельности 2), приложение № 6 «Перечень твердых коммунальных отходов» к Приложению № 3 к Приказу (зона деятельности 3) и приложение № 6 «Перечень твердых коммунальных отходов» к Приложению № 4 к Приказу (зона деятельности 4)).

Согласно подпункту «п» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать требования к участникам конкурсного отбора.

Пункт 19 Правил устанавливает обязательные требования к участникам конкурсного отбора.

В частности, подпункт «б» пункта 19 Правил в качестве обязательного требования к участникам конкурсного отбора устанавливает наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора.

Требования к участникам рассматриваемого конкурсного отбора его организатором – Департаментом установлены в пунктах 9 Приложений №№ 1-4 к Приказу.

Так, например, согласно пункту 9 Приложения № 3 к Приказу (отбор регионального оператора по зоне деятельности 3) участник настоящего конкурсного отбора должен обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено приложением № 6 к Документации, с видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, размещение отходов I - IV классов опасности.

В пункте 9 Приложения № 1 к Приказу (отбор регионального оператора по зоне деятельности 1), пункте 9 Приложения № 2 к Приказу (отбор регионального оператора по зоне деятельности 2) данное требование к участникам настоящего конкурсного отбора Департаментом установлено в аналогичном виде.

Таким образом, из положений подпункта «б» пункта 19 Правил и пунктов 9 Приложений №№ 1-4 к Приказу следует, что участники настоящего конкурсного отбора должны обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по обращению со всеми видами отходов, перечисленными в Территориальной схеме в перечне отходов, образовавшихся на территории Новгородской области в 2016 году, в том числе с отходами с вышеназванными кодами по ФККО.

Вместе с тем, такой вид отходов как отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4) по состоянию на настоящее время может образовываться только в 4 зоне деятельности регионального оператора, включающей территории Новгородского, Маловишерского, Чудовского, Батецкого, Любытинского муниципальных районов Новгородской области и города Великий Новгород, поскольку только в областном центре функционирует троллейбусный транспорт и могут образовываться отходы от его деятельности.

Однако, организатором торгов (конкурсного отбора) – Департаментом вышеуказанное требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по обращению с видами отходов, перечисленными в Территориальной схеме, в Документации установлено в общем виде без учета территории зоны деятельности регионального оператора.

С целью полного и всестороннего рассмотрения Жалобы Новгородским УФАС России у Департамента природных ресурсов как лица, разработавшего и утвердившего Территориальную схему, была запрошена дополнительная информация относительно возможности разбивки перечня твердых коммунальных отходов, названных в пункте 8.23 Территориальной схемы и образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области, на перечни отходов отдельно по каждой зоне деятельности (зоны деятельности 1, 2, 3, 4) с указанием кода отхода по ФККО.

Согласно поступившей информации (вх. № 7515 от 13.12.2017 Новгородского УФАС России) Департамент природных ресурсов считает установленное организатором конкурсного отбора в Документации требование о наличии у участников конкурсного отбора действующей лицензии на осуществление деятельности по обращению с таким видом отходов как отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4) избыточным, поскольку не во всех зонах деятельности имеется подвижной состав городского электрического транспорта.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к следующим выводам.

Установив требование к участникам настоящего конкурсного отбора о наличии у них действующих лицензий по обращению с отходами, образовавшимися на всей территории Новгородской области в 2016 году, независимо от территории зоны деятельности регионального оператора, организатор торгов (конкурсного отбора) – Департамент допустил нарушения требований подпунктов «в», «п» пункта 12 и подпункта «б» пункта 19 Правил, поскольку подвижной состав городского электрического транспорта эксплуатируется исключительно в зоне деятельности регионального оператора 4, а именно на территории городского округа Великий Новгород.

На основании вышеизложенного, установленное организатором конкурсного отбора в Приложениях №№ 1-3 к Приказу требование о наличии действующей лицензии в области обращения с отходами, включающей, среди прочего, такой вид отходов как мусор от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4), является необъективным и избыточным.

Указанное требование ограничивает допуск к участию в торгах потенциальных участников настоящего конкурсного отбора по зонам деятельности 1-3,  не обладающих лицензией на осуществление деятельности по обращению с рассматриваемым видом отходов (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4), который в таких зонах не образуется.

Довод организатора торгов (конкурсного отбора) о невозможности указания в Документации перечня отходов, образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области отдельно по каждой зоне деятельности, в связи с утверждением Департаментом природных ресурсов перечня отходов в Территориальной схеме в общем виде по всей области, Комиссия находит несостоятельным, поскольку указание отдельных перечней отходов, которые образуются только в определенной зоне деятельности регионального оператора, прямо предусмотрено Правилами (подпункт «в» пункта 12 Правил), и никоим образом не противоречит имеющейся Территориальной схеме, а лишь уточняет и конкретизирует ее положения.

При этом Комиссия отмечает, что доказательств того, что в зоне деятельности регионального оператора 3 не образуются такие виды отходов как мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код отхода по ФККО: 7 33 151 01 72 4) и отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов (код отхода по ФККО: 7 34 121 11 72 4), ООО «ДОРРОС» не представлено.

Соответственно, указанный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение лишь частично.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

При рассмотрении Жалобы Комиссией также установлено следующее.

1. Согласно пункту 9 Приложения № 1 к Приказу (отбор регионального оператора по зоне деятельности 1), пункту 9 Приложения № 2 к Приказу (отбор регионального оператора по зоне деятельности 2), пункту 9 Приложения № 3 к Приказу (отбор регионального оператора по зоне деятельности 3), пункту 9 Приложения № 4 к Приказу (отбор регионального оператора по зоне деятельности 4) участники настоящего конкурсного отбора должны обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено Документацией (приложениями № 6 к Приложениям №№ 1-4 к Приказу), с видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, размещение отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включена деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение).

Согласно пункту 1 Положения деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.

В соответствии  с вышеуказанным приложением к Положению в перечень таких работ входят следующие работы:

- сбор отходов I класса опасности;

- сбор отходов II класса опасности;

- сбор отходов III класса опасности;

- сбор отходов IV класса опасности;

- транспортирование отходов I класса опасности;

- транспортирование отходов II класса опасности;

- транспортирование отходов III класса опасности;

- транспортирование отходов IV класса опасности;

- обработка отходов I класса опасности;

- обработка отходов II класса опасности;

- обработка отходов III класса опасности;

- обработка отходов IV класса опасности;

- утилизация отходов I класса опасности;

- утилизация отходов II класса опасности;

- утилизация отходов III класса опасности;

- утилизация отходов IV класса опасности;

- обезвреживание отходов I класса опасности;

- обезвреживание отходов II класса опасности;

- обезвреживание отходов III класса опасности;

- обезвреживание отходов IV класса опасности;

- размещение отходов I класса опасности;

- размещение отходов II класса опасности;

- размещение отходов III класса опасности;

- размещение отходов IV класса опасности.

Согласно материалам Жалобы, а также сведениям официального сайта, 17.11.2017 в адрес организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента поступил запрос участника о даче разъяснений положений Документации (вх. № КХ-727-В от 17.11.2017 Департамента), предметом которого, среди прочего, был вопрос участника торгов относительно необходимости наличия в лицензии одновременно всех разрешенных видов деятельности по обращению с отходами, названных в пунктах 9 Приложений № 1-4 к Приказу (то есть деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности).

Разъяснения положений Документации на данный запрос участника конкурсного отбора были даны Департаментом в письме исх. № 1067 от 21.11.2017, согласно которому участникам конкурсного отбора достаточно иметь действующую лицензию с одной или несколькими разрешенными видами деятельности по обращению с отходами.

Однако, данные Департаментом разъяснения Документации непосредственным образом противоречат ее положениям, в частности пунктам 9 Приложений № 1-4 к Приказу, поскольку перечисление Департаментом разрешенных видов деятельности через пунктуационный знак последовательного перечисления (запятую) позволяет однозначно определить правом на осуществление каких видов деятельности должны обладать участники конкурсного отбора.

При этом, неправомерность и избыточность требования о наличии лицензии на осуществление всех видов деятельности по обращению с отходами подтверждается имеющимся в материалах Жалобы письмом Управления Росприроднадзора по Новгородской области (вх. № 7488 от 12.12.2017 Новгородского УФАС России), из которого следует, что на территории Новгородской области отсутствуют хозяйствующие субъекты, обладающие действующей лицензией со всеми разрешенными видами деятельности, перечисленными в пунктах 9 Приложений №№ 1-4 к Приказу.

Таким образом, в действиях организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента содержатся нарушения подпункта «п» пункта 12 и подпункта «б» пункта 19 Правил, выразившиеся в ненадлежащем и ограничивающим конкуренцию установлении требований к участникам конкурсного отбора о наличии у них действующих лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами, включающих все вышеперечисленные разрешенные виды деятельности.

2. В соответствии с пунктом 18 Правил организатор конкурсного отбора или конкурсная комиссия обязаны представлять в письменной форме разъяснения положений документации об отборе по запросам заявителей, если такие запросы поступили организатору конкурсного отбора или в конкурсную комиссию не позднее чем за 10 дней до дня истечения срока представления заявок. Разъяснения положений документации об отборе направляются организатором конкурсного отбора или конкурсной комиссией заявителю в течение 3 рабочих дней, но не позднее чем за 5 дней до дня истечения срока представления заявок, а также размещаются на официальном сайте торгов с приложением содержания запроса и без указания заявителя, от которого поступил запрос.

Согласно материалам Жалобы организатору конкурсного отбора от участников торгов поступило 7 запросов о даче разъяснений положений Документации.

На все указанные запросы участникам торгов организатором конкурсного отбора - Департаментом были направлены соответствующие разъяснения положений Документации.

Однако вопреки требованию пункта 18 Правил, разъяснения по ряду запросов не были размещены на официальном сайте.

В частности, организатором торгов (конкурсного отбора) – Департаментом на официальном сайте не размещены разъяснения, данные организатором конкурсного отбора в ответ на следующие запросы участников торгов: вх. № КХ-727-В от 17.11.2017, № КХ-734-В от 21.11.2017, № КХ-737-В от 23.11.2017 Департамента.

Относительно неразмещения разъяснений положений Документации на официальном сайте представители Департамента на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы пояснили, что разъяснения положений Документации в ответ на вышеуказанные запросы участников торгов не были размещены в связи с идентичностью их предметов с предметами запросов участников торгов, ответы на которые были даны организатором конкурсного отбора и размещены на официальном сайте ранее.

Заслушав и оценив пояснения представителей организатора конкурсного отбора, Комиссия приходит к выводу, что указанные обстоятельства (идентичность предметов запросов) не могут являться основанием для несоблюдения императивных требований пункта 18 Правил относительно необходимости размещения ответов на все без исключения запросы на официальном сайте.

Таким образом, в действиях организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента содержится нарушение пункта 18 Правил, выразившееся в неразмещении на официальном сайте разъяснений положений документации о проведении конкурсного отбора.

Нарушения, установленные в  действиях организатора торгов – Департамента в результате рассмотрения Жалобы способны существенно повлиять на результаты настоящего конкурсного отбора, привести к неправомерному ограничению количества его участников, нарушению их прав и законных интересов (вследствие установления неправомерных требований относительно наличия у них действующих лицензий на обращение с твердыми коммунальными отходами, не образующимися на территории ряда зон деятельности региональных операторов), что дает Комиссии достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений порядка организации и проведения обязательных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации торгов.

Доводы Жалобы о возможном нарушении организатором торгов (конкурсного отбора) антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.

С учетом изложенного, заявитель - ООО «ДОРРОС» имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ДОРРОС» (175202, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Латышских Гвардейцев, д. 21) на действия организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 29/10) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области, извещение № 161117/24748698/01 о проведении которого было размещено на официальном сайте в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru 20.11.2017, частично обоснованной в части довода о наличии в документации о проведении конкурсного отбора по зоне деятельности 3 неправомерного требования к участникам торгов (конкурсного отбора) о наличии у них действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающей деятельность в области обращения с отходами, названными в Федеральном классификационном каталоге отходов под кодом 7 34 202 21 72 4 (отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта).

2. Признать в действиях организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области нарушения подпунктов «в», «п» пункта 12, пункта 18, подпункта «б» пункта 19 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881.

3. Выдать организатору торгов (конкурсного отбора) – Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

4. Передать материалы Жалобы и проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела (дел) об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица (лиц) организатора торгов (конкурсного отбора) – Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            И.А. Куриков         

 

                                                                                                                    

Члены Комиссии                                                                                                        Д.А. Петров

 

 

                                                                                                                                     А.Т. Иванов

                                                                                                          

                                                                                                         

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны