Решение №4857/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/14-466/2019 по результатам рассмотрения жал... от 14 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – ГБУ «Управление капитального строительства Новгородской области»

 

Воскресенский бульвар, д. 3,

Великий Новгород, 173002

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области и его аукционной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Подателю жалобы –

ООО «ЦЕНТР ЗАКУПОК»

 

ул. Куйбышева, д. 159а, пом. 120,

г. Екатеринбург, 620100

 

Исходящие № 4857/03 от 14.10.19

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/14-466/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

09 октября 2019 года                                                                              Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,         

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области» ….. ;

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области – о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом уведомлен, на заседание Комиссии представители не явились;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР ЗАКУПОК» – о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом уведомлен, на заседание Комиссии представители не явились,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР ЗАКУПОК» (620100, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 159а, пом. 120; далее – ООО «ЦЕНТР ЗАКУПОК») на действия заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области» (далее – ГБУ «УКС НО») при осуществлении им и  уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (далее – Администрация) закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку компьютерной техники и периферийного оборудования, извещение № 0150200003919000964 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 25.09.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.10.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ЦЕНТР ЗАКУПОК» на действия заказчика – ГБУ «УКС НО» при осуществлении им и  уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку компьютерной техники и периферийного оборудования, извещение № 0150200003919000964 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.09.2019 (начальная (максимальная) цена контракта – 2 541 206,52 руб.) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. Заказчиком – ГБУ «УКС НО» в документации об электронном аукционе в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе установлен товарный знак и указание на производителя программного обеспечения для закупаемой компьютерной техники («Microsoft Windows», «Microsoft Office») без слов «или эквивалент», при этом заказчик не обосновывает в документации необходимость обеспечения взаимодействия с оборудованием и программным обеспечением уже используемым заказчиком.

2. Заказчиком нарушены положения статьи 14 Закона о контрактной системе, поскольку неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Заказчик не вправе был без соответствующего обоснования  проводить закупку на поставку компьютерного оборудования с предустановленным программным обеспечением, т.е. объединять данные товары в один лот.

3. Заказчиком при проведении рассматриваемой закупки проигнорированы положения Приказа Минкомсвязи России от 20.09.2018 № 486 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения» (далее – Методические рекомендации).

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – ГБУ «УКС НО» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. № УКС-838-И от 08.10.2019), суть которых сводится к следующему.

1. Использование программного обеспечения, эквивалентного «Microsoft Windows», «Microsoft Office», в данном случае недопустимо, поскольку заказчику необходимо обеспечить взаимодействие и интеграцию поставляемой компьютерной техники с используемым в ГБУ «УКС НО» программным обеспечением. Так, операционная система Microsoft Windows 10 Professional необходима заказчику для интеграции компьютеров в рабочую сеть организации, построенную на основе серверного программного обеспечения Microsoft Windows Server. Также операционная система должна обеспечивать совместимость работы с имеющимися у заказчика приложениями Kaspersky Endpoint Security, КриптоПРО CSP, СПС Консультант Плюс, Microsoft Office, а также поддерживать работу браузера Internet Explorer.

2. В документации об электронном аукционе содержится подробное обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Отечественное программное обеспечение не отвечает запросам, которые необходимы заказчику для корректной работы с порталами zakupki.gov.ru, bus.gov.ru.

3. Методические рекомендации, на которые ссылается податель Жалобы, не обязательны к применению.

На рассмотрении Жалобы представитель заказчика – ГБУ «УКС НО» поддержал доводы возражений на нее в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки  установлено следующее.

1. В течение сентября-октября 2019 года заказчик – ГБУ «УКС НО» и уполномоченный орган – Администрация осуществляют закупку  путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку компьютерной техники и периферийного оборудования (извещение № 0150200003919000964 от 25.09.2019).

Документация по проведению  рассматриваемого электронного аукциона утверждена директором  ГБУ «УКС НО» (далее – Документация).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 3.2.1 Документации  функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта рассматриваемой закупки содержатся в Приложении №1 к Документации (Техническое задание).

Согласно Техническому заданию поставке подлежат компьютерная техника и периферийное оборудование, в том числе системные блоки с предустановленной операционной системой Microsoft Windows 10 Professional и предустановленным пакетом офисных программ Microsoft Office Home and Business 2016, Microsoft Office Home and Business 2019.

При этом в Техническом задании также указано, что в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия операционной системы с программным обеспечением, используемым заказчиком, эквивалент на указанную операционную систему не предусмотрен.

Обоснованием необходимости использования программ Microsoft Office Home and Business согласно возражениям на Жалобу также является необходимость обеспечения совместимости с уже используемыми на оборудовании заказчика аналогичными приложениями Microsoft Office.

Учитывая изложенное, заказчиком – ГБУ «УКС НО» при описании объекта закупки в части указания на товарный знак и наименование производителя требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе соблюдены, а Жалоба в данной части является необоснованной.

2. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе  в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Постановление № 1236).

При этом пунктом 2  Постановления № 1236 предусмотрены исключения из указанного запрета:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Также Постановлением № 1236 утвержден  Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом «а» или «б» пункта 2 настоящего Порядка (соответствуют подпунктам «а» и «б» пункта 2  Постановления № 1236);

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 настоящего Порядка).

Согласно пункту 6 Порядка размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

В данном случае обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, приведено заказчиком – ГБУ «УКС НО» в Приложении № 4 к Документации, содержание которого в полной мере отвечает вышеуказанным требованиям пункта 3 Порядка.

Следует также отметить, что согласно пункту 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) объединение в один лот технологически и функционально связанных товаров – компьютеров и программного обеспечения, без которого начало использования компьютерной техники невозможно, признается правомерным.

Учитывая изложенное, доводы Жалобы о нарушении заказчиком запрета  на допуск иностранного программного обеспечения и о безосновательном объединении в один объект закупки компьютеров и предустановленного программного обеспечения являются необоснованными.

3. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Как уже отмечалось частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе   определено, что нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации может быть установлен запрет или ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Указанные в Жалобе Методические рекомендации относительно перехода государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения не являются нормативным правовым актом, предусмотренным  частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, поскольку утверждены не Правительством Российской Федерации и приказом Минкомсвязи России.

В свою очередь Распоряжение Правительства РФ от 26.07.2016 № 1588-р «Об утверждении плана перехода в 2016-2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения», во исполнение которого были приняты Методические рекомендации, не устанавливает никаких запретов или ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и не является нормативным правовым актом, принятым в развитие Закона о контрактной системе.

  В данной части Жалоба также является необоснованной.

  В результате проведения внеплановой проверки нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика, уполномоченного органа и аукционной комиссии не установлено.

 

Руководствуясь статьями 14, 33, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР ЗАКУПОК» (620100, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 159а, пом. 120) на действия заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области» при осуществлении им и  уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку компьютерной техники и периферийного оборудования, извещение № 0150200003919000964 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.09.2019, необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                                И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                            А.Т. Иванов

 

                                                                                                                        С.О. Михайлов

 

       

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны