Решение №7220/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «СитиКом» от 28 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Государственному заказчику –

ГОКУ «Новгородавтодор»

 

ул. Славная, д. 55,

Великий Новгород, 173000

 

 

Уполномоченному органу –

Департаменту имущественных отношений

и государственных закупок

Новгородской области

и его аукционной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП)

 

ул. Тестовская, д. 10,

г. Москва, 123112

e-mail: auditors@etpz.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «СитиКом»

 

ул. Центральная, д. 18, кв. 76,

д. Григорово, Новгородский р-н,

Новгородская обл., 173018

 

 

Участнику закупки

(победителю) –

АО «СМУ-Дондорстрой»

 

ул. Красноармейская, 176/46,

г. Ростов-на-Дону, 344010

 

Исх.№7220/03 от 25.12.17

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

20 декабря 2017 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,

Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Скорокиржа Д.М. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» - Орденко Леонида Владимировича (доверенность № 52 от 02.06.2017), Якимовой Натальи Алексеевны (доверенность № 97 от 19.12.2017);

уполномоченный орган – Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «СитиКом» - директора Полищука Игоря Петровича, Пинюты Дмитрия Геннадьевича (доверенность б/н от 18.12.2017), Тарасевича Владимира Николаевича (доверенность б/н от 20.08.2016);

участник закупки (победитель) – Акционерное общество «СМУ-Дондорстрой» (далее – АО «СМУ-Дондорстрой») надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «СитиКом» (173018, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Григорово, ул. Центральная, д. 18, кв. 76; далее – ООО «СитиКом») на действия аукционной комиссии уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы – Софийская, д. 1; далее – Департамент) при осуществлении им и государственным заказчиком – Государственным областным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения "Великий Новгород-Луга"-Мойка-Новое Овсино-граница области в Батецком муниципальном районе Новгородской области, Великий Новгород-Луга в Батецком, Новгородском муниципальных районах Новгородской области, Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы в Валдайском, Волотовском, Демянском, Солецком, Старорусском муниципальных районах Новгородской области, Подлитовье-Парфино-Старая Русса в Крестецком, Парфинском, Старорусском муниципальных районах Новгородской области, Шимск-Старая Русса-Локня-Невель в Поддорском, Старорусском, Холмском, Шимском муниципальных районах Новгородской области, ж/д ст. Подберезье-Село-Гора-Тёсово-Нетыльский-"Любань-Оредеж-Луга" в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, подъезд к промышленной зоне ж/д ст. Подберезье 2 в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, Юго-Западный обход Великого Новгорода в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, Сольцы-Горки-граница области в Солецком муниципальном районе Новгородской области, "Новгород-Псков"-Феофилова Пустынь в Шимском муниципальном районе Новгородской области, Демянск-Марёво-Холм в Демянском, Марёвском, Холмском муниципальных районах Новгородской области, Савино-Селищи в Новгородском, Чудовском муниципальных районах Новгородской области, Шимск-Волот в Волотовском, Шимском муниципальных районах Новгородской области общей протяжённостью 973,463 км на 2018 год, извещение № 0150200000617000923 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 22.11.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.12.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «СитиКом» на действия аукционной комиссии уполномоченного органа – Департамента при осуществлении им и государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения "Великий Новгород-Луга"-Мойка-Новое Овсино-граница области в Батецком муниципальном районе Новгородской области, Великий Новгород-Луга в Батецком, Новгородском муниципальных районах Новгородской области, Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы в Валдайском, Волотовском, Демянском, Солецком, Старорусском муниципальных районах Новгородской области, Подлитовье-Парфино-Старая Русса в Крестецком, Парфинском, Старорусском муниципальных районах Новгородской области, Шимск-Старая Русса-Локня-Невель в Поддорском, Старорусском, Холмском, Шимском муниципальных районах Новгородской области, ж/д ст. Подберезье-Село-Гора-Тёсово-Нетыльский-"Любань-Оредеж-Луга" в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, подъезд к промышленной зоне ж/д ст. Подберезье 2 в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, Юго-Западный обход Великого Новгорода в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, Сольцы-Горки-граница области в Солецком муниципальном районе Новгородской области, "Новгород-Псков"-Феофилова Пустынь в Шимском муниципальном районе Новгородской области, Демянск-Марёво-Холм в Демянском, Марёвском, Холмском муниципальных районах Новгородской области, Савино-Селищи в Новгородском, Чудовском муниципальных районах Новгородской области, Шимск-Волот в Волотовском, Шимском муниципальных районах Новгородской области общей протяжённостью 973,463 км на 2018 год, извещение № 0150200000617000923 о проведении которого было размещено на официальном сайте 22.11.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

ООО «СитиКом» участвовало в рассматриваемой закупке (порядковый номер заявки 1).

Согласно протоколу от 08.12.2017 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме (далее – Протокол) заявка с порядковым номером 1 (ООО «СитиКом») аукционной комиссией уполномоченного органа – Департамента на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе признана не соответствующей положениям пункта 10.2 документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Документация об электронном аукционе), в связи с представлением недостоверной информации относительно значений показателей товара по позиции 3 «Песок для строительных работ» приложения № 5 «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ» к Документации об электронном аукционе (далее – Приложение № 5).

Из Протокола следует, что предложенные участником закупки с порядковым номером 1 (ООО «СитиКом») в составе первой части заявки значения показателей «Модуль крупности» (диапазон «2-2,5») и «Полный остаток на сите № 063 мм, % по массе» (диапазон «30-45» % по массе) по позиции 3 «Песок для строительных работ» Приложения № 5 противоречат указанному подателем Жалобы в составе первой части заявки по данному товару (материалу) значению показателя «Группа песка» (средний), поскольку согласно ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» предложенные ООО «СитиКом» минимальное значение диапазона модуля крупности «2» и минимальное значение диапазона полного остатка на сите № 063 мм «30 %» по массе соответствуют группе песка «мелкий», а максимальное значение диапазона полного остатка на сите № 063 мм «45 %» по массе - группе песка «средний».

По мнению ООО «СитиКом», указанные им в составе первой части заявки значения показателей по позиции 3 «Песок для строительных работ» Приложения № 5 соответствуют как требованиям государственного заказчика, так и положениям вышеуказанного ГОСТ, в связи с чем податель Жалобы считает вышеуказанные действия аукционной комиссии уполномоченного органа неправомерными

Также податель Жалобы указывает, что установленные государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» требования к значениям показателей «Модуль крупности» и «Полный остаток на сите № 063 мм, % по массе» по позиции 3 Приложения № 5 противоречат требованиям государственного заказчика к значению показателя «Группа песка» (согласно которым допускается использовать песок для строительных работ групп «мелкий» или «средний»), поскольку позволяют участникам закупки предложить к поставке песок иных групп («крупный» и «повышенной крупности»), не предусмотренных Документацией об электронном аукционе.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители подателя Жалобы поддержали ее доводы в полном объеме.

Необходимо отметить, что доводы Жалобы о нарушениях, допущенных государственным заказчиком при утверждении технической части Документации об электронном аукционе, не могут быть предметом рассмотрения Комиссии в ходе разбирательства по Жалобе по причине пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, для подачи жалобы на положения документации о закупке.

Вместе с тем, одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

Таким образом, в случае, если в действиях государственного заказчика по определению содержания Документации об электронном аукционе в ходе проведения внеплановой проверки будут выявлены нарушения, то они будут отражены в решении Комиссии по результатам рассмотрения Жалобы.

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. № 7664 от 19.12.2017 Новгородского УФАС России).

Значение показателя «Модуль крупности» (диапазон «2-2,5»), а также значение показателя «Полный остаток на сите № 063 мм, % по массе» (диапазон «30-45» % по массе)  по позиции 3 «Песок для строительных работ» Приложения № 5, предложенные участником закупки с порядковым номером 1 (ООО «СитиКом») в составе первой части заявки, согласно пунктам 4.2.2, 4.2.3 и таблицам 1, 2  ГОСТ 8736-2014 соответствуют не только группе песка «средний», но и группе песка «мелкий».

В то же время, подателем Жалобы в составе первой части заявки к использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, предложен песок группы «средний».

На основании вышеизложенного, государственный заказчик считает, что первая часть заявки с порядковым номером 1 аукционной комиссией уполномоченного органа – Департамента правомерно была признана не соответствующей требованиям, установленным Документацией об электронном аукционе.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители государственного заказчика поддержали доводы возражений на нее в полном объеме, а также дополнительно указали, что при указании в Документации об электронном аукционе требований к значениям вышеуказанных показателей песка строительного («Модуль крупности», «Полный остаток на сите № 063 мм, % по массе») была допущена техническая ошибка, последствия которой выразились в возможности предложить к использованию при выполнении работ песок иных групп («крупный» и «повышенной крупности»), не предусмотренных Документацией об электронном аукционе.

Уполномоченный орган – Департамент письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В ноябре-декабре 2017 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченным органом – Департаментом осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения "Великий Новгород-Луга"-Мойка-Новое Овсино-граница области в Батецком муниципальном районе Новгородской области, Великий Новгород-Луга в Батецком, Новгородском муниципальных районах Новгородской области, Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы в Валдайском, Волотовском, Демянском, Солецком, Старорусском муниципальных районах Новгородской области, Подлитовье-Парфино-Старая Русса в Крестецком, Парфинском, Старорусском муниципальных районах Новгородской области, Шимск-Старая Русса-Локня-Невель в Поддорском, Старорусском, Холмском, Шимском муниципальных районах Новгородской области, ж/д ст. Подберезье-Село-Гора-Тёсово-Нетыльский-"Любань-Оредеж-Луга" в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, подъезд к промышленной зоне ж/д ст. Подберезье 2 в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, Юго-Западный обход Великого Новгорода в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, Сольцы-Горки-граница области в Солецком муниципальном районе Новгородской области, "Новгород-Псков"-Феофилова Пустынь в Шимском муниципальном районе Новгородской области, Демянск-Марёво-Холм в Демянском, Марёвском, Холмском муниципальных районах Новгородской области, Савино-Селищи в Новгородском, Чудовском муниципальных районах Новгородской области, Шимск-Волот в Волотовском, Шимском муниципальных районах Новгородской области общей протяжённостью 973,463 км на 2018 год (начальная (максимальная) цена контракта – 163 373 205, 42 рублей).

Документация об электронном аукционе утверждена временно исполняющим обязанности начальника ГОКУ «Новгородавтодор» Д.А. Климовым 14.11.2017.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части (согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 10.2 Документации об электронном аукционе требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе государственным заказчиком установлены в аналогичном виде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки – выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Новгородской области.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 10.2 Документации об электронном аукционе требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Приложении № 5.

Необходимо отметить, что Приложение № 5 представляет собой таблицу, содержащую наименования показателей (характеристик) товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности государственного заказчика.

Требования к значениям показателей, удовлетворяющие потребности государственного заказчика, в Приложении № 5 представлены в виде следующих столбцов: «Минимальное значение показателя» (столбец 5), «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений: столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».

В столбце 11 («Единицы измерения») содержащейся в Приложении № 7 таблицы государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» предусмотрено указание единиц измерения показателей товаров (материалов).

Во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе относительно необходимости наличия в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявок на участие в нем, государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Приложении № 5 установлена инструкция по заполнению заявок на участие в рассматриваемой закупке (далее – Инструкция) (пункт 10.4.2 Документации об электронном аукционе).

Так, согласно пункту 2 Инструкции, при установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7 («Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений»), участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).

Согласно пункту 3 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей в столбцах 8 («Нижняя граница диапазона») и (или) 9 («Верхняя граница диапазона»), которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должен быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 9.

Из пункта 10.4.2 Документации об электронном аукционе следует, что участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, должны были руководствоваться установленной государственным заказчиком в Приложении № 5 Инструкцией.

По позиции 3 «Песок для строительных работ» Приложения № 5 среди прочих показателей (характеристик) данного товара государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» предусмотрены следующие показатели (характеристики), а также требования к их значениям:

- «Модуль крупности»: значение показателя определяется диапазоном, нижняя граница которого не должна быть ниже значения «св. 1,5» (столбец 8), а верхняя граница не должна превышать значение «3,5» (столбец 9);

- «Полный остаток на сите № 063мм, % по массе»: значение показателя определяется диапазоном, нижняя граница которого не должна быть ниже значения «св. 10 %» по массе (столбец 8), а верхняя граница не должна превышать значение «75 %»  по массе (столбец 9);

- «Группа песка»: значение показателя определяется вариантами значений – «мелкий» или «средний».

Следовательно, исходя из положений пунктов 2, 3 Инструкции, участники рассматриваемой закупки должны указать в первых частях заявок конкретное значение показателя «Модуль крупности», определяемое диапазоном значений, нижняя граница которого не должна быть ниже значения «св. 1,5», а верхняя граница не должна превышать значение «3,5», конкретное значение показателя «Полный остаток на сите № 063мм, % по массе», также определяемое диапазоном значений, нижняя граница которого не должна быть ниже значения «св. 10 %» по массе, а верхняя граница не должна превышать значение «75 %» по массе, а также один из допустимых в соответствии с требованиями Приложения № 5 вариантов значений показателя «Группа песка» («мелкий» или «средний»).

Согласно Протоколу на участие в рассматриваемой закупке поступили первые части заявок 3 участников. Участники закупки с порядковыми номерами 2 (АО «СМУ-Дондорстрой») и 3 (Общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Дондорстрой» (далее - ООО «ПО «Дондорстрой»)) аукционной комиссией уполномоченного органа – Департамента признаны участниками электронного аукциона, заявка с порядковым номером 1 (ООО «СитиКом») признана не соответствующей положениям Документации об электронном аукционе, в связи с представлением участником закупки недостоверной информации относительно значений показателей «Модуль крупности», «Полный остаток на сите № 063 мм, % по массе» и «Группа песка» песка строительного по позиции 3 Приложения № 5.

Из Приложения № 5 следует, что требования к песку для строительных работ государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены в соответствии с положениями ГОСТ 8736-2014.

Согласно пункту 4.2.2 ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности (МК), указанным в таблице 1.

Из таблицы 1 настоящего государственного стандарта следует, что группе песка «мелкий» соответствует значение модуля крупности «св. 1,5 до 2,0», группе песка «средний» - значение модуля крупности «св. 2,0 до 2,5», группе песка «крупный» - значение модуля крупности «св. 2,5 до 3,5», группе песка «повышенной крупности» - значение модуля крупности «св. 3,0 до 3,5».

Согласно пункту 4.2.3 ГОСТ 8736-2014 полный остаток песка на сите № 063 должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2.

В соответствии с таблицей 2 настоящего ГОСТ группе песка «мелкий» соответствует значение полного остатка песка на сите № 063 «св. 10 до 30», группе песка «средний» - значение «св. 30 до 45», группе песка «крупный» - значение «св. 45 до 65», группе песка «повышенной крупности» - значение «св. 65 до 75».

В то же время, как указывалось выше, подателем Жалобы в составе первой части заявки по позиции 3 «Песок для строительных работ» Приложения № 5 для показателя «Модуль крупности» было предложено значение «2-2,5», для показателя «Полный остаток на сите № 063 мм, % по массе» - значение «30-45 %» по массе, а для показателя «Группа песка» - значение «средний».

Однако, как следует из вышеуказанных положений ГОСТ 8736-2014, предложенные ООО «СитиКом» в составе первой части заявки на участие в рассматриваемой закупке значения показателей «Модуль крупности» и «Полный остаток на сите № 063 мм, % по массе», соответствуют не только указанному данным участником закупки в составе заявки значению показателя «Группа песка» - «средний», но и значению показателя «Группа песка» - «мелкий», поскольку минимальное значение (нижняя граница) диапазона модуля крупности «2» и минимальное значение диапазона (нижняя граница) полного остатка на сите № 063 мм «30 %» по массе соответствуют группе песка «мелкий», а максимальное значение диапазона (верхняя граница) полного остатка на сите № 063 мм «45 %» по массе - группе песка «средний».

Таким образом, из содержания первой части заявки ООО «СитиКом», исходя из предложенных данным участником значений показателей по позиции 3 Приложения № 5, невозможно сделать однозначный вывод относительно группы песка строительного («мелкий» или «средний»), предложенного участником закупки к использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки.

Соответственно, первая части заявки участника рассматриваемой закупки с порядковым номером 1 действительно не соответствовала требованиям Документации об электронном аукционе, установленным государственным заказчиком в Приложении № 5 в соответствии с собственными потребностями, в связи с чем действия аукционной комиссии по не допуску подателя Жалобы к участию в настоящем электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе являются правомерными.

Следовательно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Как указывалось выше, из Приложения № 5 следует, что песок для строительных работ, подлежащий использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, должен обладать определяемым в виде диапазона значением показателя «Модуль крупности», нижняя граница которого не должна быть ниже значения «св. 1,5», а верхняя граница не должна превышать значение «3,5», а также определяемым в виде диапазона значением показателя «Полный остаток на сите № 063мм, % по массе», нижняя граница которого не должна быть ниже значения «св. 10 %» по массе, а верхняя граница не должна превышать значение «75 %» по массе.

Кроме того, группа такого песка должна быть либо «мелкий» или «средний»

Помимо вышеуказанного, согласно Приложению № 5, песок для строительных работ должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014.

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При использовании в описании объекта закупки требований государственных стандартов необходимо учитывать следующее.

В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

- позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандарта, например значение - 5 единиц;

- вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Аналогичная позиция изложена в пункте 2 письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» (далее – Письмо ФАС России).

Изучив положения Документации об электронном аукционе, в частности описание товара (материала) по позиции 3 «Песок для строительных работ» Приложения № 5, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно таблице 1 ГОСТ 8736-2014 группе песка «мелкий» соответствует значение модуля крупности «св. 1,5 до 2,0», группе песка «средний» - значение «св. 2,0 до 2,5», группе песка «крупный» - значение «св. 2,5 до 3,5», группе песка «повышенной крупности» - значение «св. 3,0 до 3,5».

Согласно таблице 2 ГОСТ 8736-2014 группе песка «мелкий» соответствует значение полного остатка песка на сите № 063 в % по массе «св. 10 до 30», группе песка «средний» - значение «св. 30 до 45», группе песка «крупный» - значение «св. 45 до 65», группе песка «повышенной крупности» - значение «св. 65 до 75».

Исходя из положений ГОСТ 8736-2014, а также установленных государственным заказчиком в Приложении № 5 по позиции 3 требований к значению показателя «Группа песка» (значение которого может быть либо «мелкий» либо «средний»), установленные ГОКУ «Новгородавтодор» вышеуказанные требования к значениям показателей «Модуль крупности» и «Полный остаток на сите № 063 мм, % по массе» вводят в заблуждение участников рассматриваемой закупки и позволяют им при заполнении первых частей заявок указать противоречащие положениям ГОСТ 8736-2014 относительно группы песка значения данных показателей, поскольку требованиям к диапазонам их значений соответствует не только песок групп «мелкий» и «средний», но и песок групп «крупный» и «повышенной крупности», использование которого при исполнении государственного контракта Документацией об электронном аукционе не предусмотрено.

Установленные таким образом требования к значениям показателей товара (материала) впоследствии при рассмотрении заявок могут рассматриваться аукционной комиссией как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Согласно Протоколу, именно установленные государственным заказчиком по позиции 3 Приложения № 5 требования к значениям показателей «Модуль крупности» и «Полный остаток на сите № 063 мм, % по массе» при рассмотрении аукционной комиссией уполномоченного органа – Департамента первых частей заявок участников рассматриваемой закупки повлекли отказ в допуске подателя Жалобы к участию в электронном аукционе, в связи противоречием предложенных участником закупки с порядковым номером 1 значений данных показателей требованиям ГОСТ 8736-2014 относительно группы песка.

Кроме того, использование при выполнении работ групп песка выше среднего (крупного, повышенной крупности) не соответствует и действительным потребностям самого государственного заказчика, в связи с чем установленные в Приложении № 5 требования к значениям показателей «модуль крупности» и «полный остаток на сите №063 мм» являются необъективными.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки по позиции 3 Приложения № 5, вводящем в заблуждение ее участников относительно установленных требований к товарам (материалам), подлежащим использованию при выполнении работ.

2. По позиции 1 «Знаки дорожные на металлических стойках» Приложения № 5 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены следующие показатели данного товара и их возможные значения:

- «Временное сопротивление разрыву стали труб опоры дорожного знака» - минимальное значение показателя - 38 кгс/мм²;

- «Предел текучести стали труб опоры дорожного знака» - максимальное значение показателя - 35 кгс/мм².

Указанные показатели труб опор дорожных знаков, а также требования к их значениям установлены в соответствии с положениями ГОСТ 10705-80 «Трубы стальные электросварные. Технические условия (с Изменениями № 1-8)».

В соответствии с пунктом 2.5 ГОСТ 10705-80 механические свойства основного металла труб групп А и В без термической обработки и с термической обработкой сварного соединения диаметром от 10 до 152 мм включительно должны соответствовать нормам, указанным в табл.2, диаметром свыше 152 до 630 мм включительно - нормам, указанным в табл.3.

Из Приложения № 5 следует, что марка стали трубы опоры дорожного знака должна быть Ст3пс или Ст3кп, а диаметр трубы опоры должен быть в диапазоне значений от 76 до 108 мм.

Согласно таблице 2 ГОСТ 10705-80 временное сопротивление разрыву металла труб диаметром свыше 60 до 152 мм для марок стали Ст3кп и Ст3пс должно быть не менее 38 кгс/мм, а их предел текучести – не менее 20 и 21 кгс/мм соответственно.

Необходимо учитывать, что ГОСТ 10705-80 не предусматривает конкретных (неизменяемых) значений вышеуказанных показателей (временное сопротивление разрыву, предел текучести), а лишь устанавливает минимальные пределы нормативов, ниже которых значения рассматриваемых показателей для определения соответствия труб опор знаков ограждения требованиям настоящего государственного стандарта быть не должны («не менее…»).

При этом, согласно пункту 3.5 ГОСТ 10705-80 предел текучести основного металла труб определяют по требованию заказчика.    

В соответствии с пунктом 4.7 ГОСТ 10705-80 допускается взамен испытания на растяжение проводить контроль временного сопротивления, предела текучести и относительного удлинения труб неразрушающими методами.
При возникновении разногласий испытание труб проводят по ГОСТ 10006.

Согласно информационным данным, содержащимся в ГОСТ 10006-80 (ИСО 6892-84) «Трубы металлические. Метод испытания на растяжение (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)», настоящий стандарт устанавливает метод статических испытаний на растяжение металлических бесшовных, сварных, биметаллических труб для определения следующих характеристик: предела текучести (физического), предела текучести (условного), временного сопротивления, относительного удлинения после разрыва, относительного сужения после разрыва.

В частности, порядок проведения испытаний вышеуказанных показателей металлических труб, в том числе предела текучести и временного сопротивления, установлен разделом 4 ГОСТ 10006-80 (ИСО 6892-84).

Учитывая вышеизложенное, указанные в Приложении № 5 значения показателей «Временное сопротивление разрыву стали труб опоры дорожного знака» и «Предел текучести стали труб опоры дорожного знака» по позиции 1 «Знаки дорожные на металлических стойках» определяются по результатам проведения испытаний образцов из партии товара и, соответственно, не могут быть достоверно известны участнику закупки, не приобретавшему данный товар и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

Исходя из установленных государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в пункте 10.2 Документации об электронном аукционе требований к содержанию первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке, ее участники, подавая первые части заявок на участие в электронном аукционе, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров, содержащимися в Документации об электронном аукционе (Приложении № 5), должны указать среди прочего и конкретные значения вышеуказанных показателей (характеристик) (временное сопротивление разрыву, предел текучести) по позиции 1 Приложения № 5, значения которых становится известны только по результатам испытаний определенных партий (образцов) товара.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Документация об электронном аукционе (Приложение № 5) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала), используемого при выполнении работ (например: типоразмер знака, класс толщины покрытия, материал основы и пр.), также результатов испытаний партий (образцов) таких товаров (временное сопротивление разрыву, предел текучести).

Указанные требования государственного заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах допустимых нормативов, установленных определенными ГОСТ.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки по позиции 1 приложения № 5, влекущем за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

3. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

 Согласно Протоколу участники закупки с порядковыми номерами 2 (АО «СМУ-Дондорстрой») и 3 (ООО «ПО «Дондорстрой») аукционной комиссией уполномоченного органа – Департамента признаны участниками настоящего электронного аукциона.

Однако указанные участники закупки по результатам рассмотрения первых частей заявок не могли быть допущены до участия в электронном аукционе на основании следующего.

Как уже отмечалось, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, должны были руководствоваться установленной государственным заказчиком в Приложении № 5 Инструкцией.

Согласно пункту 3 Инструкции, при установлении заказчиком значений показателей в столбцах 8 («Нижняя граница диапазона») и (или) 9 («Верхняя граница диапазона»), которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должен быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 9.

1). По позиции 5 «Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013» Приложения № 5 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены следующие показатели данного товара и их возможные значения:

- «Зерновой состав минеральной части смеси: содержание фракции с максимальным размером зерен десять миллиметров»: значение показателя определяется диапазоном, нижняя граница которого не должна быть ниже значения «90 %» по массе (столбец 8), а верхняя граница не должна превышать значение «100 %» по массе (столбец 9);

- «Минимальная водостойкость смеси при длительном водонасыщении»: значение показателя определяется диапазоном, нижняя граница которого не должна быть ниже значения «0,65» (столбец 8), а верхняя граница не должна превышать значение «0,75» (столбец 9).

Однако в первых частях заявок участников закупки с порядковыми номерами 2 (АО «СМУ-Дондорстрой») и 3 (ООО «ПО «Дондорстрой»), в нарушение требования пункта 3 Инструкции о необходимости указания значения показателя «Зерновой состав минеральной части смеси: содержание фракции с максимальным размером зерен десять миллиметров» по позиции 5 Приложения № 5 именно в виде соответствующего положениям Документации об электронном аукционе диапазона значений показателя, указано единственное (неизменяемое) значение «100 % по массе».

Кроме того, в заявке участника закупки с порядковым номером 2 (АО «СМУ-Дондорстрой») значение показателя «Минимальная водостойкость смеси при длительном водонасыщении» для асфальтобетонной смеси указано в виде диапазона «0,75-0,85», тогда как согласно требованиям к диапазону значений данного показателя, установленным государственным заказчиком в Приложении № 5, верхняя граница такого диапазона не должна превышать значение «0,75».

В первой части заявки участника закупки с порядковым номером 3 (ООО «ПО «Дондорстрой») значение данного показателя («Минимальная водостойкость смеси при длительном водонасыщении») по позиции 5 Приложения № 5, в нарушение вышеуказанного требования пункта 3 Инструкции о необходимости указания значения показателя именно в виде соответствующего положениям Документации об электронном аукционе диапазона значений показателя (характеристики), указано конкретное значение «0,75».

2). По позиции 9 «Смесь асфальтобетонная холодная» Приложения № 5 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» среди прочих показателей (характеристик) данного товара (материала) в разделе «Минимальный предел прочности смеси при сжатии при температуре двадцать градусов Цельсия» (подраздел «После прогрева») предусмотрен показатель «После длительного водонасыщения», значение которого определяется диапазоном.

При этом, нижняя граница данного диапазона не должна быть ниже значения «0,8 МПа» (столбец 8), а верхняя граница не должна превышать значение «1,7 МПа» (столбец 9).

Вместе с тем, в первой части заявки участника закупки с порядковым номером 2 (АО «СМУ-Дондорстрой») значение данного показателя по позиции 9 Приложения № 5 указано в виде диапазона «1,3-2 МПа», тогда как согласно вышеуказанным требованиям к диапазону значений данного показателя, установленным государственным заказчиком в Приложении № 5, а также пункту 3 Инструкции, верхняя граница такого диапазона не должна превышать значение «1,7 МПа».

Соответственно, первые части заявок участников рассматриваемой закупки с порядковыми номерами 2 (АО «СМУ-Дондорстрой») и 3 (ООО «ПО «Дондорстрой») также не соответствовали требованиям Документации об электронном аукционе, установленным государственным заказчиком в соответствии с собственными потребностями, поскольку содержали значения конкретных показателей «Зерновой состав минеральной части смеси: содержание фракции с максимальным размером зерен десять миллиметров», «Минимальная водостойкость смеси при длительном водонасыщении» по позиции 5 и конкретного показателя «После длительного водонасыщения» (раздел «Минимальный предел прочности смеси при сжатии при температуре двадцать градусов Цельсия» (подраздел «После прогрева»)) по позиции 9, несоответствующие требованиям, установленным в Приложении № 5.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа – Департамента содержится нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необоснованном допуске к участию в электронном аукционе участников закупки с порядковыми номерами 2 и 3, которым должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Необходимо отметить, что согласно протоколу от 13.12.2017 подведения итогов аукциона в электронной форме победителем настоящей закупки был признан участник закупки с порядковым номером 2 (АО «СМУ-Дондорстрой») (предложение по цене контракта 161 739 473, 36 рублей), допуск которого к участию в электронном аукционе, как установлено выше, был неправомерен.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» и аукционной комиссии уполномоченного органа – Департамента, существенно повлияли на результаты закупки, привели к необъективному, ограничивающему доступ к участию в электронном аукционе и вводящему в заблуждение участников описанию объекта закупки, а также к допуску к участию в электронном аукционе участников, первые  части заявок которых не соответствовали требованиям Документации об электронном аукционе, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Руководствуясь статьями 33, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «СитиКом» (173018, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Григорово, ул. Центральная, д. 18, кв. 76) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы – Софийская, д. 1) при осуществлении им и государственным заказчиком – Государственным областным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения "Великий Новгород-Луга"-Мойка-Новое Овсино-граница области в Батецком муниципальном районе Новгородской области, Великий Новгород-Луга в Батецком, Новгородском муниципальных районах Новгородской области, Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы в Валдайском, Волотовском, Демянском, Солецком, Старорусском муниципальных районах Новгородской области, Подлитовье-Парфино-Старая Русса в Крестецком, Парфинском, Старорусском муниципальных районах Новгородской области, Шимск-Старая Русса-Локня-Невель в Поддорском, Старорусском, Холмском, Шимском муниципальных районах Новгородской области, ж/д ст. Подберезье-Село-Гора-Тёсово-Нетыльский-"Любань-Оредеж-Луга" в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, подъезд к промышленной зоне ж/д ст. Подберезье 2 в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, Юго-Западный обход Великого Новгорода в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, Сольцы-Горки-граница области в Солецком муниципальном районе Новгородской области, "Новгород-Псков"-Феофилова Пустынь в Шимском муниципальном районе Новгородской области, Демянск-Марёво-Холм в Демянском, Марёвском, Холмском муниципальных районах Новгородской области, Савино-Селищи в Новгородском, Чудовском муниципальных районах Новгородской области, Шимск-Волот в Волотовском, Шимском муниципальных районах Новгородской области общей протяжённостью 973,463 км на 2018 год, извещение № 0150200000617000923 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.11.2017, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

4. Выдать государственному заказчику – Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», уполномоченному органу – Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки - Акционерному обществу «Электронные торговые системы» (НЭП) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» и членов аукционной комиссии уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 И.А. Куриков

 

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                             Д.А. Петров

 

 

                                                                                                                          Д.М. Скорокиржа

 

                                                                                                         

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны