Решение №5038/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3.2-429/2020 по результатам рассмотрения жа... от 31 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МАОУ «СОШ № 16»

и его закупочной комиссии

 

ул. 20 января, д. 14,

Великий Новгород, 173011

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «ЕСТП»

 

ул. Садовническая, д. 14, стр. 2, оф. 422,

г. Москва, 115035

e-mail: info@estp.ru

 

 

Заявителю –

ООО «СБ»

 

ул. Германа, д. 29, оф. 326,

Великий Новгород, 173003

 

Исходящие № 5038/03 от 31.08.2020

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3.2-429/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

26 августа 2020 года

 

                                 

                                         Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

<…….> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

<…….> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

<…….> - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» (173011, Великий Новгород, ул. 20 января, д. 14; далее – МАОУ «СОШ № 16») - директора <…….>;

заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «СБ» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 29, оф. 326; далее – ООО «СБ») – <…….>,

рассмотрев жалобу ООО «СБ» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 16» и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на ремонт кабинета химии, извещение № 32009356830 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 28.07.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.08.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «СБ» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 16» и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на ремонт кабинета химии, извещение № 32009356830 о проведении которого было размещено на официальном сайте 28.07.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

ООО «СБ» принимало участие в настоящем запросе предложений в электронной форме.

По мнению заявителя, закупочной комиссией заказчика в нарушение требований действующего законодательства в установленные сроки не была произведена оценка заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке, и на официальном сайте не размещен соответствующий протокол, содержащий сведения о результатах такой оценки (с указанием решения закупочной комиссии о присвоении каждой заявке значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок), сведения о порядковых номерах заявок участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, а также сведения о победителе запроса предложений в электронной форме.

Размещенный заказчиком на официальном сайте 06.08.2020 Протокол заседания закупочной комиссии МАОУ «СОШ № 16» от 06.08.2020 (далее – Протокол от 06.08.2020) вышеуказанных сведений также не содержит, в связи с чем не может считаться протоколом оценки.

13.08.2020 представитель ООО «СБ» связался с секретарем закупочной комиссии заказчика <…….>, которая сообщила, что победителем рассматриваемого запроса предложений в электронной форме признано Общество с ограниченной ответственностью «Рубикон» (далее – ООО «Рубикон»), а вышеуказанный Протокол от 06.08.2020 является, в том числе, и протоколом оценки заявок.

Учитывая вышеизложенное, ООО «СБ» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «СБ» поддержал ее доводы в полном объеме и дополнительно указал, что из содержания Протокола от 06.08.2020 заявитель не смог установить, какой подрядчик является победителем закупки, а также что заявитель не согласен с решением закупочной комиссии об определении ООО «Рубикон» в качестве победителя закупки.

Согласно представленным МАОУ «СОШ № 16» возражениям на Жалобу (вх. № 6047 от 25.08.2020 Новгородского УФАС России), заказчик считает ее доводы необоснованными.

Суть указанных возражений заказчика, а также устных пояснений его представителя, присутствовавшей на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, сводится к следующему.

Рассматриваемая закупка была завершена 06.08.2020.

На участие в запросе предложений поступило 2 заявки (ООО «СБ» и ООО «Рубикон»), обе были приняты к рассмотрению.

По мнению заказчика, оценка заявок участников закупки закупочной комиссией заказчика была проведена (на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика озвучила результаты оценки заявок (с указанием количества присвоенных баллов), согласно которым победителем закупки было признано ООО «Рубикон»).

06.08.2020 на официальном сайте был размещен Протокол от 06.08.2020, содержащий сведения об ООО «Рубикон» как о лице, признанном закупочной комиссией заказчика победителем закупки.

Протокол от 06.08.2020 является единственным протоколом, составленным закупочной комиссией заказчика в ходе осуществления рассматриваемой закупки.

Протокол от 06.08.2020 соответствовал требованиям электронной площадки, на которой осуществлялась настоящая закупка.

В регламентированные сроки (17.08.2020) между заказчиком и победителем запроса предложений – ООО «Рубикон» по итогам рассматриваемой закупки был заключен соответствующий договор на ремонт кабинет химии в МАОУ «СОШ № 16».

Уведомление Новгородского УФАС России о принятии Жалобы к рассмотрению поступило в МАОУ «СОШ № 16» только 19.08.2020.

С учетом изложенного, заказчик считает Жалобу поданной с нарушением сроков.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение о закупке товаров, работ, услуг МАОУ «СОШ № 16» (утверждено протоколом № 3 от 13.04.2020 Наблюдательного совета МАОУ «СОШ № 16», введено в действие приказом МАОУ «СОШ № 16» от 10.07.2020; далее - Положение), применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки в форме торгов является запрос предложений в электронной форме.

Пунктом 4.1.3 Положения предусмотрено осуществление закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме, а разделом 9.8 Положения регламентирован ее порядок.

Таким образом, МАОУ «СОШ № 16» и его закупочная комиссия при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

Согласно подпункту 5 пункта 16 извещения о проведении настоящего запроса предложений в электронной форме (далее – Извещение) одним из обязательных требований, установленных заказчиком к участникам процедуры закупки, является их принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства, а сама закупка, согласно пункту 9 Извещения, проходит в электронной форме на электронной торговой площадке Общества с ограниченной ответственностью «ЕСТП».

Статья 3.4 Закона о закупках устанавливает особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 27 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

Часть 14 статьи 3.2 Закона о закупках определяет требования к содержанию протокола, составляемого по итогам конкурентной закупки.

Так, согласно пунктам 4, 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), среди прочего должен содержать следующие сведения:

- порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

- результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

Пунктом 9.8.3 Положения предусмотрена процедура оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме.

Согласно указанному порядку, оценка заявок на участие в запросе предложений, допущенных к участию в запросе предложений по итогам рассмотрения заявок, осуществляется закупочной комиссией заказчика.

Оценка заявок осуществляется в соответствии с критериями оценки заявок и порядком оценки заявок, указанными в документации запроса предложений с учетом пункта 9.5 Положения.

Заявке на участие в запросе предложений, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер (участник закупки, подавший заявку, которой по результатам оценки заявок присвоен первый номер <...> является победителем запроса предложений).

По результатам проведения процедуры оценки заявок на участие в запросе предложений закупочной комиссией заказчика оформляется протокол оценки заявок.

Пунктом 9.8.3 Положения также установлено требование о необходимости указания в таком протоколе оценки заявок сведений, предусмотренных пунктами 4, 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

Согласно пункту 12 Извещения, рассмотрение заявок, поступивших на участие в настоящем запросе предложений, было назначено на 06.08.2020.

По итогам рассмотрения закупочной комиссией заказчика был составлен единственный в ходе осуществления рассматриваемой закупки вышеупомянутый Протокол от 06.08.2020 и в указанную дату данный протокол был размещен на официальном сайте.

Согласно пункту 9.8.1 Положения, по усмотрению заказчика рассмотрение заявок и оценка заявок на участие в запросе предложений могут быть совмещены (объединены) в один этап: в этом случае в ходе проведения закупки вместо двух протоколов будет составлен один протокол (рассмотрения и оценки заявок), именно такой протокол будет являться итоговым (при этом содержание такого протокола должно соответствовать требованиям к содержанию протокола оценки заявок).

В связи с тем, что Протокол от 06.08.2020 является единственным протоколом, составленным закупочной комиссией заказчика в ходе осуществления рассматриваемой закупки, и тем, что (как следует из имеющихся в материалах Жалобы вышеуказанных возражений МАОУ «СОШ № 16» и озвученных на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы пояснений его представителя), по мнению заказчика, процедура оценки заявок участников закупки закупочной комиссией заказчика была проведена, Протокол от 06.08.2020 в рамках пункта 9.8.1 Положения рассматривается заказчиком и его закупочной комиссией в качестве итогового протокола закупки, содержащего, среди прочего, и сведения, предусмотренные пунктами 4, 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках (то есть сведения о порядковых номерах заявок, поступивших на участие в закупке, в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора и сведения о результатах оценки заявок).

Вместе с тем, изучив содержание Протокола от 06.08.2020, Комиссия с указанным мнением заказчика о наличии в данном документе (Протоколе от 06.08.2020) сведений о порядковых номерах заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке, в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора и сведений о результатах оценки таких заявок, согласиться не может, поскольку сведения, предусмотренные пунктами 4, 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, в Протоколе от 06.08.2020 закупочной комиссией заказчика в действительности не приведены.

В частности, в Протоколе от 06.08.2020 отсутствуют порядковые номера заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке, в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, поскольку использованный закупочной комиссией заказчика при составлении Протокола от 06.08.2020 термин «ранг согласно поданному предложению» не предусмотрен при описании требований к содержанию итогового протокола закупки ни частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках, ни пунктом 9.8.3 Положения.

Кроме того, указанный термин использован закупочной комиссией заказчика в пункте 3.1.3 Протокола от 06.08.2020, содержащем сведения относительно принятых закупочной комиссией решений о соответствии заявок требованиям Извещения, в связи с чем указание на ранг не может расцениваться в качестве итоговых порядковых номеров, присвоенного закупочной комиссией заказчика заявкам в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора.

Критерии оценки заявок участников рассматриваемой закупки, их содержание и значимость приведены заказчиком в пункте 14 Извещения.

Среди данных критериев заказчиком установлены:

- «цена договора» (баллы по данному критерию присваиваются по соответствующей формуле путем проведения определенных математических расчетов) (значимость критерия 30);

- «квалификация участника» (значимость критерия 70).

Критерий «квалификация участника» включает в себя несколько показателей, а именно:

- «опыт оказания услуг, аналогичных услугам, являющимся предметом открытого запроса предложений. Количество работ, выполненных за предыдущий год, (подтверждением опыта оказания аналогичных услуг будут являться копии актов выполненных работ)» (порядок оценки: менее 2 услуг = 0 баллов; от 3 до 5 услуг = 15 баллов; от 6 услуг и более – 30 баллов);

- «наличие финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов (подтверждением наличие финансовых ресурсов является копия свидетельства собственности или договора аренды на производственную базу, копии ПТС или договора аренды на транспортные средства; данные технических средств, которые будут использоваться при реализации работ)» (порядок оценки: «да» - 20 баллов; «нет» – 0 баллов);

- «отсутствие просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней (наличие справок об отсутствии просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней (ФСС, Пенсионный фонд, Налоговая инспекция), полученных не ранее 3 месяцев до дня публикации извещения)» (порядок оценки: «да» - 20 баллов; «нет» – 0 баллов).

Вместе с тем, каких-либо результатов оценки заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке, с указанием решения закупочной комиссии заказчика о присвоении заявкам ООО «СБ» и ООО «Рубикон» значений по каждому из предусмотренных пунктом 14 Извещения критериев оценки заявок («цена договора» и «квалификация участника») закупочной комиссией заказчика в Протоколе от 06.08.2020 также не приведено.

В числе материалов Жалобы заказчиком в Новгородское УФАС России был представлен документ «Расчет баллов согласно п. 14 Извещения МАОУ «СОШ № 16» (Приложение к протоколу заседания Закупочной комиссии от 06.08.2020)» (вх. № 6047 от 25.08.2020 Новгородского УФАС России), содержащий расчет баллов, произведенный закупочной комиссией заказчика в соответствии с критериями оценки, предусмотренными пунктом 14 Извещения, согласно которому итоговый балл ООО «СБ» составил 57,3, а итоговый балл ООО «Рубикон» - 70.

Однако такой документ («Расчет баллов согласно п. 14 Извещения МАОУ «СОШ № 16» (Приложение к протоколу заседания Закупочной комиссии от 06.08.2020)») приложением к Протоколу от 06.08.2020, являющемуся, как установлено выше, единственным протоколом, составленным закупочной комиссией заказчика в ходе осуществления рассматриваемой закупки, в действительности не является и на официальном сайте вместе с протоколом не размещен.

Следовательно, содержащиеся в документе «Расчет баллов согласно п. 14 Извещения МАОУ «СОШ № 16» (Приложение к протоколу заседания Закупочной комиссии от 06.08.2020)» произведенные закупочной комиссией заказчика расчеты оценки заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке, какой-либо юридической силы для итогов рассматриваемой закупки не имеют.

По указанной причине сделать вывод о правильности представленных заказчиком расчетов в настоящем решении по Жалобе невозможно.

В силу требований части 12 статьи 4 Закона о закупках, протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Учитывая вышеизложенное, закупочной комиссией заказчика при осуществлении рассматриваемой закупки не была проведена и юридически оформлена обязательная в данном случае процедура оценки заявок ее участников (возможная к проведению в силу требований Положения как одновременно с процедурой проведения рассмотрения заявок, так и после нее), в связи с чем составленный и затем размещенный на официальном сайте Протокол от 06.08.2020 не может рассматриваться в качестве итогового протокола закупки.

Таким образом, в действиях заказчика - МАОУ «СОШ № 16» и его закупочной комиссии содержатся нарушения пунктов 4, 6 части 14 статьи 3.2, части 27 статьи 3.4, части 12 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в нарушении установленного порядка осуществления закупки, а именно непроведении обязательной процедуры оценки заявок (неоформлении и нефиксации ее результатов) и последующем несоставлении и неразмещении на официальном сайте содержащего сведения о такой оценке, а также сведения о порядковых номерах заявок в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, протокола подведения итогов запроса предложений в электронной форме.

Именно в связи с указанными обстоятельствами предусмотренный частью 4 статьи 18.1 Закона о контрактной системе срок для подачи жалобы в антимонопольный орган, ограниченный десятидневным сроком со дня размещения на официальном сайте итогового протокола закупки, ООО «СБ» был соблюден.

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

Установленные в ходе рассмотрения Жалобы нарушения Закона о закупках указывают на наличие в действиях должностного лица (лиц) заказчика, ответственного (ответственных) за проведение процедуры оценки заявок, составление протокола по ее итогам и размещение такого протокола на официальном сайте, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушения, установленные в действиях заказчика и его закупочной комиссии, являются существенными и подлежат устранению путем выдачи соответствующего предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Однако в связи с заключением 17.08.2020 по итогам настоящего запроса предложений в электронной форме между заказчиком - МАОУ «СОШ № 16» и лицом, определенным закупочной комиссий победителем закупки – ООО «Рубикон», договора на ремонт кабинета химии в МАОУ «СОШ № 16», возможность для выдачи такого предписания у Комиссии отсутствует.

Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО «СБ» в течение одного года со дня проведения торгов (настоящего запроса предложений в электронной форме) вправе обратиться в суд с иском о признании их и заключенной по итогам торгов сделки (договора от 17.08.2020) недействительными, в связи с нарушением правил проведения торгов, установленных законом.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СБ» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 29, оф. 326) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» (173011, Великий Новгород, ул. 20 января, д. 14) и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на ремонт кабинета химии, извещение № 32009356830 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 28.07.2020, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» и его закупочной комиссии нарушения пунктов 4, 6 части 14 статьи 3.2, части 27 статьи 3.4, части 12 статьи 4 Закона о закупках.

3. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, не выдавать в связи с заключением договора по итогам проведения запроса предложений в электронной форме.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела (дел) об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица (лиц) заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       <…….>

 

Члены Комиссии                                                                                                   <…….>                                                                              

                                                                                                                         

                                                                                                                                <…….>    

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны