Решение №7257/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Стройресурс» от 16 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Исх. № 7257/03от 16.11.2018

Муниципальному заказчику –

Администрации Кулотинского

городского поселения

 

ул. Кирова, д. 13,

р.п. Кулотино, Окуловский р-н,

Новгородская обл., 174335

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Стройресурс»

 

ул. Буревестника, 9 А, П 8,

Нижний Новгород, 603157

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

13 ноября 2018 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,

Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя муниципального заказчика – Администрации Кулотинского городского поселения – <…….>;

податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Стройресурс» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» (603157, Нижний Новгород, ул. Буревестника, 9 А, П 8; далее – ООО «Стройресурс») на действия муниципального заказчика – Администрации Кулотинского городского поселения (174335, Новгородская обл., Окуловский р-н, р.п. Кулотино, ул. Кирова, д. 13; далее - Администрация) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ завершающих и отделочных в зданиях и сооружениях, прочих, не включенных в другие группировки, извещение № 0150300006818000008 в редакции №ИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 22.10.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.11.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «Стройресурс» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ завершающих и отделочных в зданиях и сооружениях, прочих, не включенных в другие группировки, извещение № 0150300006818000008 в редакции №ИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте 22.10.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. По мнению ООО «Стройресурс», муниципальным заказчиком при установлении требования обеспечения контракта в извещении и документации о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение, Документация об электронном аукционе) допущено противоречие в части указанного размера обеспечения.

Так, согласно Извещению, размер обеспечения исполнения контракта составляет 357 080, 00 рублей (5% от начальной (максимальной) цены контракта).

При этом, согласно пункту 9.1 приложения № 4 «Проект муниципального контракта» к Документации об электронном аукционе (далее – Проект муниципального контракта) размер обеспечения исполнения контракта составляет 357 800, 00 рублей (5% от начальной (максимальной) цены контракта).

2. В пункте 9.3.10 Документации об электронном аукционе в качестве одного из требований к участникам рассматриваемой закупки муниципальным заказчиком предусмотрено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Однако, указанное требования к участникам закупки в нарушение положений законодательства о контрактной системе в Извещении отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно представленным письменным возражениям на Жалобу (вх. № 8232 от 12.11.2018 Новгородского УФАС России) муниципальный заказчик – Администрация считает ее доводы необоснованными.

1. В Извещении муниципальным заказчиком определено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта и указана правильная сумма размера обеспечения – 357 080, 00 рублей. Эта же сумма указана в пункте 14.1 Документации об электронном аукционе.

Согласно пункту 9.1 Проекта муниципального контракта в целях обеспечения исполнения обязательств исполнителя по настоящему контракту исполнитель предоставляет заказчику оформленное надлежащим образом обеспечение исполнения контракта в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

При указании суммы размера обеспечения контракта в Проекте муниципального контракта Администрацией допущена техническая ошибка при указании порядка цифр (вместо 357 080, 00 рублей указано 357 800, 00 рублей).

При этом, какого-либо противоречия в части указанного размера обеспечения Извещение и Документация об электронном аукционе не содержат, поскольку в каждом из данных документов муниципальным заказчиком установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

По мнению муниципального заказчика, участники рассматриваемой закупки относительно размера обеспечения контракта в заблуждение введены не были, их права не нарушены, какие-либо ограничения конкуренции Администрацией допущены не были.

Соответствующих запросов о даче разъяснений рассматриваемых положений Документации об электронном аукционе от подателя Жалобы не поступало.

Также Администрация считает, что на стадии подписания муниципального контракта его стороны имеют возможность привести положения муниципального контракта в соответствие с положениями Документации об электронном аукционе и результатами торгов.

2. Вопреки мнению подателя Жалобы, требование к участникам закупки, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержится как в Извещении, так и в Документации об электронном аукционе.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель муниципального заказчика поддержал доводы возражений на нее в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В октябре-ноябре 2018 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ завершающих и отделочных в зданиях и сооружениях, прочих, не включенных в другие группировки.

Документация об электронном аукционе утверждена постановлением Администрации Кулотинского городского поселения от 22.10.2018 № 201.

Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна указываться информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация относительно размера обеспечения исполнения контракта, порядка предоставления такого обеспечения, требований к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о его проведении.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию относительно размера обеспечения исполнения контракта, срока и порядка предоставления указанного обеспечения, требований к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе следует, что положения проекта контракта не должны противоречить положениям документации об аукционе (неотъемлемой частью которой проект контракта является), а положения самой документации об аукционе не должны противоречить положениям извещения о его проведении.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе  заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Согласно пункту 9.1 Извещения и пункту 14.1 Документации об электронном аукционе размер обеспечения исполнения контракта составляет 357 080, 00 рублей (5 % от начальной (максимальной) цены контракта).

В соответствии с пунктом 4.1 Документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 141 600, 00 рублей.

Как следует из вышеуказанных положений Извещения и Документации об электронном аукционе, муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с положениями части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 5 % начальной (максимальной) цены контракта.

5 % начальной (максимальной) цены контракта в данном случае составляет именно 357 080, 00 рублей.

Указанная сумма правомерно отражена муниципальным заказчиком в пункте 9.1 Извещения и пункте 14.1 Документации об электронном аукционе.

Вместе с тем, в Проекте муниципального контракта при указании суммы в рублях, соответствующей установленному муниципальным заказчиком в Извещении и Документации размеру обеспечения исполнения контракта в процентах от начальной (максимальной) цены контракта (5 % начальной (максимальной) цены контракта), Администрацией указана иная сумма, не соответствующая информации, установленной муниципальным заказчиком в пункте 9.1 Извещения и пункте 14.1 Документации об электронном аукционе, а также не соответствующая сумме в рублях действительно равной 5 % от начальной (максимальной) цены контракта (5 % от 7 141 600, 00 рублей) - 357 080, 00 рублям.

Так, согласно пункту 9.1 Проекта муниципального контракта, в целях обеспечения исполнения обязательств исполнителя по настоящему контракту исполнитель предоставляет заказчику оформленное надлежащим образом обеспечение исполнения контракта в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 357 800 (Триста пятьдесят семь тысяч восемьсот) рублей 00 копеек.

Согласно имеющимся в материалах Жалобы письменным возражениям Администрации (вх. № 8232 от 12.11.2018 Новгородского УФАС России) при указании суммы размера обеспечения контракта в Проекте муниципального контракта муниципальным заказчиком была допущена техническая ошибка при указании порядка цифр (вместо 357 080, 00 рублей указано 357 800, 00 рублей).

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения части 4 статьи 64, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе (проекте муниципального контракта) требования обеспечения исполнения контракта в виде размера обеспечения в денежном выражении.

Соответственно, указанный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

2. Статья 31 Закона о контрактной системе устанавливает требования к участникам закупки.

Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Требования, предъявляемые к участникам рассматриваемой закупки, муниципальным заказчиком установлены в разделе 9 Документации об электронном аукционе.

Согласно пункту 9.3.10 Документации об электронном аукционе одним из требований к участникам закупки является требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Требования, предъявляемые к участникам рассматриваемой закупки, содержатся в разделе 13 Извещения.

Вместе с тем, вопреки мнению подателя Жалобы, требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и пунктом 9.3.10 Документации об электронном аукционе (требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица), в Извещении также содержится (пункт 13.1.10 Извещения).

Соответственно, указанный довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Как уже отмечалось выше, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе).

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Статья 37 Закона о контрактной системе устанавливает антидемпинговые меры при проведении электронных аукционов.

Необходимо учитывать, что из положений статьи 37 Закона о контрактной системе следует, что действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в зависимости от установленного заказчиком размера начальной (максимальной) цены контракта (более чем пятнадцать миллионов рублей или пятнадцать миллионов рублей и менее) предусмотрен отличающийся порядок предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения в случае предложения таким участником закупки цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Размер, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, подлежащего заключению по итогам осуществления рассматриваемой закупки, требования к нему муниципальным заказчиком – Администрацией установлены в разделе 9 Извещения и  разделе 14 Документации об электронном аукционе.

При этом, начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятнадцать миллионов рублей (составляет 7 141 600, 00 рублей).

Антидемпинговые меры, подлежащие применению при осуществлении рассматриваемой закупки в случае предложения участником закупки, с которым заключается контракт, цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, муниципальным заказчиком установлены в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе и перечислены в разделе 15 Документации об электронном аукционе.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Следовательно, исходя из вышеназванных положений статей 64 и 96 Закона о контрактной системе, сведения относительно обеспечения исполнения контракта, в том числе его размера, срока и порядка предоставления указанного обеспечения (в том числе порядка применения антидемпинговых мер при проведении электронного аукциона), требования к нему, также должны содержаться и в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.

Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта предусмотрен разделом 9 Проекта муниципального контракта.

Вместе с тем, Проект государственного контракта не содержит каких-либо положений относительно перечисленных муниципальным заказчиком в разделе 15 Документации об электронном аукционе и предусмотренных частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе антидемпинговых мер, подлежащих применению при осуществлении рассматриваемой закупки в случае предложения участником закупки, с которым заключается муниципальный контракт, цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Кроме того, как установлено выше, в пункте 9.1 Проекта муниципального контракта муниципальным заказчиком размер обеспечения исполнения контракта установлен не только в виде указания величины процентов от начальной (максимальной) цены контракта, но и в виде конкретной суммы в денежном выражении (357 800, 00 рублей), что также препятствует применению антидемпинговых мер в случае наступления вышеуказанных условий для их применения.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения части 2 статьи 37, пункта 8 части 1 статьи 64, частей 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе требований к обеспечению исполнения контракта, а также порядку его предоставления в случае применения антидемпинговых мер.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки – выполнение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу р.п. Кулотино, проспект Коммунаров, д. 1.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 10.2 Документации об электронном аукционе требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Приложении № 3 к Документации об электронном аукционе (далее – Приложение № 3).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (в действующей редакции (редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ; вступил в силу с 01.07.2018)) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Необходимо отметить, что какие-либо условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком – Администрацией в Извещении и Документации об электронном аукционе не установлены.

Следовательно, исходя из объекта рассматриваемой закупки (работы для выполнения которых используется товар), требования к содержанию первых частей заявок на участие в настоящем электронном аукционе в данном случае должны были быть установлены муниципальным заказчиком в Документации об электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 и подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Требования к содержанию первых частей заявок на участие в настоящем электронном аукционе муниципальным заказчиком – Администрацией предусмотрены в пункте 10.2 Документации об электронном аукционе.

Однако указанные требования к содержанию первых частей заявок муниципальным заказчиком установлены в соответствии с ранее действовавшей до 01.07.2018 редакцией части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции Федеральных законов от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ).

Так, согласно пункту 10.2 Документации об электронном аукционе, первая часть заявки на участие в настоящем электронном аукционе должна содержать:

1). Согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;

2). Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Однако, исходя из даты размещения Извещения на официальном сайте (в первоначальной редакции – 09.10.2018, в текущей редакции №ИИ1 – 22.10.2018), требования к содержанию первых частей заявок должны были быть установлены муниципальным заказчиком в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ), что муниципальным заказчиком сделано не было.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе требований к содержанию первых частей заявок участников электронного аукциона.

3. Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом, в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При использовании в описании объекта закупки требований государственных стандартов необходимо учитывать следующее.

В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

- позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандарта, например значение - 5 единиц;

- вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Аналогичная позиция изложена в пункте 2 письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» (далее – Письмо ФАС России).

Изучив положения Документации об электронном аукционе, в частности описание товара по позициям 26-28 «Сталь» Приложения № 3, Комиссия приходит к следующим выводам.

По указанным позициям Приложения № 3 муниципальным заказчиком – Администрацией установлено требование о соответствии качества товара положениям ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (с изменениями № 1, 2, 3, 4, 5)».

Согласно разделу «Информационные данные» ГОСТ 5781-82 настоящий стандарт распространяется на горячекатаную круглую сталь гладкого и периодического профиля, предназначенную для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций (арматурная сталь).

В соответствии с пунктом 1.3 ГОСТ 5781-82 номера профилей, площади поперечного сечения, масса 1 м длины арматурной стали гладкого и периодического профиля, а также предельные отклонения по массе для периодических профилей должны соответствовать указанным в табл.1.

1). Для профиля номер <...> (номинальный диаметр стержня 10) согласно таблице 1 ГОСТ 5781-82 площадь поперечного сечения стержня равняется 0,785 см², теоретическая масса 1 м профиля – 0,617 кг.

По позиции 26 «Сталь» Приложения № 3 муниципальным заказчиком – Администрацией для указанного товара предусмотрены следующие показатели (характеристики) и требования к их значениям:

- «Диаметр»: должен равняться 10 мм (неизменяемое значение);

- «Теоретическая масса 1 м профиля»: минимальное значение показателя должно быть ≥ 0,617 кг (столбец 5 («Минимальное значение показателя») Приложения № 3);

- «Площадь поперечного сечения стержня»: минимальное значение должно быть не менее 0,785 см² (столбец 5 («Минимальное значение показателя») Приложения № 3).

Вместе с тем необходимо отметить, что вышеуказанным государственным стандартом (ГОСТ 5781-82) предусмотрены конкретные и неизменяемые значения характеристик площади поперечного сечения стержня и теоретической массы 1 м профиля с номинальным диаметром стержня 10 мм (0,785 см² и 0,617 кг соответственно).

Во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе относительно необходимости наличия в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявок на участие в нем, муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 10.4 и Приложении № 3 установлена инструкция по заполнению заявок на участие в рассматриваемой закупке (далее – Инструкция).

Согласно Инструкции, при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и/или 6, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое должно соответствовать минимальным и максимальным границам, установленным в столбцах 5 и 6, без указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения.

Следовательно, из вышеприведенных положений Инструкции следует, что установленные муниципальным заказчиком по позиции 26 Приложения № 3 требования к товару позволяют участникам рассматриваемой закупки при заполнении первых частей заявок на участие в ней указать по позиции 26 «Сталь» Приложения № 3 значения показателей (характеристик) площади поперечного сечения стержня и теоретической массы 1 м профиля, превышающие величины, предусмотренные таблицей 1 ГОСТ 5781-82.

В частности, установленное муниципальным заказчиком требование к значению показателя (характеристики) площади поперечного сечения (не менее 0,785 см²) позволяет предложить к использованию товар со значением данного показателя (характеристики), не только соответствующим настоящему государственному стандарту (согласно таблице 1 ГОСТ 5781-82 значение площади поперечного сечения должно равняться 0,785 см² для номера профиля 10), но и со значением,  превышающим величину из государственного стандарта (то есть более 0,785 см²).

Установленное муниципальным заказчиком требование к значению показателю (характеристики) теоретической массы 1 м профиля (≥ 0,617 кг) аналогичным образом позволяет предложить к использованию товар со значением данного показателя (характеристики), также не только соответствующим настоящему государственному стандарту (согласно таблице 1 ГОСТ 5781-82 значение теоретической массы 1 м профиля должно быть 0,617 кг для номера профиля 10), но и значением,  превышающим величину из государственного стандарта (то есть более 0,617 кг).  

2). Для профиля номер <...> (номинальный диаметр стержня 14) таблица 1 ГОСТ 5781-82 устанавливает следующие характеристики: площадь поперечного сечения стержня равняется 1,540 см², теоретическая масса 1 м профиля – 1,210 кг.

Согласно ГОСТ 5781-82 значения указанных характеристик также являются конкретными и неизменяемыми.

По позиции 27 «Сталь» Приложения № 3 муниципальным заказчиком – Администрацией для указанного товара предусмотрены следующие показатели (характеристики) и требования к их значениям:

- «Диаметр»: должен равняться 14 мм (неизменяемый показатель);

- «Теоретическая масса 1 м профиля»: минимальное значение показателя должно быть не ниже 1,210 кг (столбец 5 («Минимальное значение показателя») Приложения № 3);

- «Площадь поперечного сечения стержня»: максимальное значение должно быть менее 1,550 см² (столбец 6 («Максимальное значение показателя») Приложения № 3).

Таким образом, с учетом вышеуказанных положений Инструкции, установленные муниципальным заказчиком требования к значениям показателей (характеристик) площади поперечного сечения (менее 1,550 см²) и теоретической массы 1 м профиля (не ниже 1,210 кг) также позволяют предложить к использованию по позиции 27 «Сталь» Приложения № 3 товар, не соответствующий настоящему государственному стандарту.

3). Согласно таблице 1 ГОСТ 5781-82 для профиля номер <...> (номинальный диаметр стержня 6) площадь поперечного сечения стержня равняется 0,283 см², теоретическая масса 1 м профиля – 0,222 кг (также конкретные и неизменяемые значения).

По позиции 28 «Сталь» Приложения № 3 муниципальным заказчиком – Администрацией для указанного товара предусмотрены следующие показатели (характеристики) и требования к их значениям:

- «Диаметр»: должен равняться 6 мм (неизменяемый показатель);

- «Теоретическая масса 1 м профиля»: минимальное значение показателя должно быть более 0,220 кг (столбец 5 («Минимальное значение показателя») Приложения № 3);

- «Площадь поперечного сечения стержня»: минимальное значение показателя должно быть не менее 0,280 см² (столбец 5 («Минимальное значение показателя») Приложения № 3), а максимальное значение должно быть не более 0,285 см² (столбец 6 («Максимальное значение показателя») Приложения № 3).

Установленное муниципальным заказчиком требование к значению показателя (характеристики) теоретической массы 1 м профиля (более 0,220 кг) аналогичным образом позволяет предложить к использованию товар по позиции 28 «Сталь» Приложения № 3 со значением данного показателя, не соответствующим ГОСТ 5781-82 (0,222 кг), а именно либо превышающим установленную им величину, либо не достигающим её.

Установленное муниципальным заказчиком требование к значению показателя (характеристики) площади поперечного сечения (не менее 0,280 см² и не более 0,285 см²) также позволяет по позиции 28 «Сталь» Приложения № 3 предложить к использованию товар со значением данного показателя, не соответствующим ГОСТ 5781-82.

Таким образом, относительно вышеуказанных показателей (характеристик) товаров по позициям 26-28 Приложения № 3 предусмотренные муниципальным заказчиком требования к их значениям отличаются от предусмотренных настоящим государственным стандартом (ГОСТ 5781-82), а, следовательно, являются нестандартными.

Однако, какое-либо обоснование использования таких показателей (характеристик) в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в Документации об электронном аукционе не приведено.

Необходимость обоснования заказчиком в документации о закупке нестандартных показателей товаров, используемых при выполнении работ, подтверждается также судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.05.2018 по делу № А56-23902/2017).

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в отсутствии в документации о проведении электронного аукциона обоснования необходимости использования показателей, требований к товару, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ 5781-82).

4. В Приложении № 3 муниципальным заказчиком – Администрацией неправомерно установлены требования к значениям показателей ряда товаров (материалов), которые становятся известны только после проведения специальных испытаний и исследований определенной партии или образца таких товаров (материалов).

1). По позиции 1 «Смесь штукатурная» Приложения № 3 муниципальным заказчиком для данного товара (материала) предусмотрены показатель «Зернистость», максимальное значение которого должно быть до 1,2 мм, показатели «Прочность на сжатие», «Прочность на изгиб», максимальные значения которых должны быть не ниже 2,5 МПа и не менее 1,0 МПа соответственно, показатель «Плотность в затвердевшем состоянии», минимальное значение которого должно быть более 900 кг/м³, а максимальное значение – не менее 1000 кг/м³, а также показатель «Время высыхания», максимальное значение которого должно быть не более 7 суток.

В Приложении № 3 для данного товара (материала) муниципальным заказчиком также установлено, что смесь штукатурная должна представлять собой универсальную сухую штукатурную смесь на основе гипсового вяжущего с добавками, обеспечивающими повышенную адгезию, должна быть предназначена для высококачественного оштукатуривания вручную потолков и стен с обычным твердым основанием (бетон, кирпич, цементная штукатурка), а также поверхностей из пенополистирола, ЦСП и т.д.

В национальной системе стандартизации Российской Федерации требования к данному товару (материалу) предусмотрены ГОСТ 31377-2008 «Смеси сухие строительные штукатурные на гипсовом вяжущем. Технические условия».

Согласно разделу 1 ГОСТ 31377-2008 настоящий стандарт распространяется на сухие строительные штукатурные смеси заводского изготовления (далее - штукатурные смеси), изготавливаемые на гипсовом вяжущем с модифицирующими добавками, заполнителями и наполнителями и предназначенные для выравнивания и оштукатуривания бетонных, каменных, кирпичных, гипсовых и других поверхностей при проведении внутренних работ при строительстве, ремонте и реконструкции зданий и сооружений. Штукатурные смеси могут применяться также в качестве основания под последующее нанесение на него декоративных покрытий (декоративной штукатурки, краски и т.п.). Настоящий стандарт устанавливает технические требования к смесям в сухом состоянии, смесям, готовым для применения, и затвердевшим смесям.

Согласно пункту 7.1 ГОСТ 31377-2008 отбор точечных проб штукатурных смесей для проведения испытаний, подготовку объединенной и лабораторной проб проводят по ГОСТ 31376-2008 «Смеси сухие строительные на гипсовом вяжущем. Методы испытаний».

В соответствии с пунктом 7.2 ГОСТ 31377-2008 влажность, начало схватывания, подвижность, водоудерживающую способность, прочность сцепления с основанием, прочность на растяжение при изгибе и прочность при сжатии определяют по ГОСТ 31376-2008.

Согласно пункту 7.3 ГОСТ 31377-2008 зерновой состав также определяют по ГОСТ 31376-2008.

В соответствии с пунктом 7.4 ГОСТ 31377-2008 насыпную плотность сухой смеси определяют по ГОСТ 8735-88 «Песок для строительных работ. Методы испытаний (с Изменениями № 1, 2)», среднюю плотность затвердевшей смеси - по ГОСТ 5802-86 «Растворы строительные. Методы испытаний».

2). По позиции 3 «Краска» Приложения № 3 муниципальным заказчиком для данного товара (материала) среди прочих показателей предусмотрен показатель «Время высыхания до степени 3», максимальное значение которого должно быть не более 1 часа.

В Приложении № 3 для данного товара (материала) муниципальным заказчиком также установлено, что краска должна быть водно-дисперсионной, должна быть предназначена для внутренней окраски зданий и сооружений по кирпичным бетонным, оштукатуренным, деревянным и другим пористым поверхностям и пр.

В национальной системе стандартизации Российской Федерации требования к данному товару (материалу) предусмотрены ГОСТ 28196-89 «Краски водно-дисперсионные. Технические условия (с Изменением № 1)».

Согласно разделу «Информационные данные» ГОСТ 28196-89 настоящий стандарт распространяется на водно-дисперсионные краски, представляющие собой суспензии пигментов и наполнителей в водных дисперсиях синтетических полимеров с добавлением различных вспомогательных веществ (эмульгатора, стабилизатора и др.).

Краски предназначаются для внутренней и наружной окраски зданий и сооружений по кирпичным, бетонным, оштукатуренным, деревянным и другим пористым поверхностям.

Согласно таблице 1 ГОСТ 28196-89 испытание краски по указанному показателю проводят по ГОСТ 19007-73 «Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания (с Изменениями N 1, 2)».

3). По позиции 4 «Грунтовка» Приложения № 3 муниципальным заказчиком для данного товара (материала) среди прочих показателей предусмотрены показатели «Массовая доля нелетучих веществ», минимальное значение которого должно быть не менее 7 %, а максимальное значение - не более 13 %, а также показатель «Время высыхания до степени 3», максимальное значение которого должно быть не больше 1 часа.

В Приложении № 3 для данного товара (материала) муниципальным заказчиком также установлено, что грунтовка должна быть водно-дисперсионной, подходить для внутренних и наружных работ и пр.

В национальной системе стандартизации Российской Федерации требования к данному товару (материалу) предусмотрены ГОСТ Р 52020-2003 «Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия».

Согласно разделу 1 ГОСТ Р 52020-2003 настоящий стандарт распространяется на водно-дисперсионные лакокрасочные материалы (далее - ВДЛКМ), предназначенные для наружной и внутренней отделки и защиты зданий и сооружений, противокоррозионной и декоративной окраски металлических конструкций различного назначения, а также получения покрытий, обладающих специальными свойствами.

Согласно таблице 1 ГОСТ Р 52020-2003 значение массовой доли нелетучих веществ в грунтовке определяют по ГОСТ 17537-72 «Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ (с Изменениями № 1-3)», а время высыхания до степени 3 – по ГОСТ 19007-73.

4). По позиции 6 «Обои» Приложения № 3 муниципальным заказчиком для данного товара (материала) среди прочих показателей предусмотрены показатель «Ширина рулона», минимальное значение которого должно быть не менее 52 см, а также показатель «Длина рулона», минимальное значение которого должно быть более 10 м.

В национальной системе стандартизации Российской Федерации требования к данному товару (материалу) предусмотрены ГОСТ 6810-2002 «Обои. Технические условия (с Поправкой, с Изменением № 1)».

Согласно разделу 1 ГОСТ 6810-2002 настоящий стандарт распространяется на обои бумажные; виниловые и текстильные на бумажной основе, а также на основе из нетканых композиционных материалов, предназначенные для оклейки стен и потолков жилых и общественных зданий.

Согласно пунктам 4.6.2, 4.6.3 ГОСТ 6810-2002 длина полотна (номинальная) должна быть: в рулоне обоев и фризов - не менее 10,05 м, полезная ширина должна быть: обоев предпочтительно 530 мм, бордюров - не менее 12 мм, фризов - не менее 240 мм.

Согласно пункту 4.6.4 ГОСТ 6810-2002 предельные отклонения от номинальных размеров не должны превышать: минус 1,5% от длины полотна в рулоне обоев, бордюров и фризов; ±2 мм - для полезной ширины обоев, бордюров и фризов.

В соответствии с пунктом 7.2.1 ГОСТ 6810-2002 длину и ширину полотна обоев, бордюра и фриза в рулоне или полосы бордюра в «гармошке», полезную ширину обоев, бордюра и фриза, ширину кромки измеряют измерительной металлической линейкой по ГОСТ 427-75 «Линейки измерительные металлические. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)» или измерительной металлической рулеткой по ГОСТ 7502-98 «Рулетки измерительные металлические. Технические условия» с ценой деления 1 мм и погрешностью ±1 мм.

Согласно пункту 7.2.1.1 ГОСТ 6810-2002 ширину полотна, полосы бордюра, фриза и кромки измеряют не менее чем в трех точках, отстоящих друг от друга на расстояние не менее 1 м, соблюдая перпендикулярность длине полотна. Перпендикулярность контролируют при помощи поверочного угольника по ГОСТ 3749-75 (ИСО 3337-78, СТ СЭВ 115-79) «Фрезы с напаянными твердосплавными пластинами для обработки Т-образных пазов. Технические условия (с Изменениями N 1-4)».

За результат измерения ширины полотна обоев, полосы бордюра, фриза и кромки принимают среднеарифметическое значение полученных определений, округленное до целого числа.

Согласно пункту 7.2.1.2 ГОСТ 6810-2002 длину полотна обоев, бордюра или фриза измеряют по одной стороне, раскатывая их на плоской поверхности с соблюдением параллельности края или кромки сторонам плоской поверхности.

За результат измерения длины полотна в рулоне (полосе) принимают среднеарифметическое значение полученных определений, округленное до второго знака после запятой.

5). По позиции 9 «Плитки» Приложения № 3 муниципальным заказчиком для данного товара (материала) среди прочих показателей предусмотрены показатели «Водопоглощение», максимальное значение которого должно быть не более 16 %, «Предел прочности при изгибе», минимальное значение которого должно быть не менее 15 МПа, «Твердость глазури по Моосу», минимальное значение которого должно быть не меньше 5, «Термическая стойкость глазури», минимальное значение которого должно быть не ниже 125 ˚С, «Кривизна лицевой поверхности», максимальное значение которого должно быть не больше 1,1 мм, «Косоугольность», максимальное значение которого должно быть не выше 0,5 мм.

В Приложении № 3 для данного товара (материала) муниципальным заказчиком также установлено, что плитки должны быть керамическими глазурованными, предназначены для внутренней облицовки стен, должны быть изготовлены по ГОСТ 6141-91 (СТ СЭВ 2047-88) «Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия».

Согласно разделу «Информационные данные» ГОСТ 6141-91 (СТ СЭВ 2047-88) настоящий стандарт распространяется на керамические глазурованные плитки и фасонные детали к ним. Плитки предназначаются для внутренней облицовки стен зданий.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 6141-91 (СТ СЭВ 2047-88)  методы испытаний по ГОСТ 27180-2001 «Плитки керамические. Методы испытаний».

В соответствии с пунктом 3.5 ГОСТ 27180-2001 водопоглощение, износостойкость, предел прочности при изгибе и термическую стойкость глазури определяют на образцах, высушенных до постоянной массы.

Образцы высушивают при температуре (110±5) °С в течение 1 ч, охлаждают и взвешивают. Затем образцы продолжают сушить до постоянной массы. Массу считают постоянной, если расхождение между результатами двух последовательных взвешиваний не будет превышать 0,1% результата предпоследнего взвешивания. Время сушки между двумя последовательными взвешиваниями должно быть не менее 20 мин.

Согласно пункту 5.2.6 ГОСТ 27180-2001 для определения отклонения формы ковра от прямоугольной (косоугольность) измеряют длину каждой его диагонали линейкой или рулеткой один раз. 

Раздел 14 ГОСТ 27180-2001 устанавливает порядок определения твердости по Моосу.

В соответствии с пунктом 5.2.7.1 ГОСТ 27180-2001 отклонение лицевой поверхности плитки от плоскостности (кривизну лицевой поверхности) определяют, используя прибор, схема которого приведена в приложении Б.

Необходимо отметить, что вышеназванные государственные стандарты не предусматривают конкретных (неизменяемых) значений рассматриваемых показателей, а лишь предусматривают, что их истинные значения становятся известными только после проведения необходимых испытаний образцов в предусмотренном государственными стандартами порядке.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Учитывая вышеизложенное, указанные в Приложении № 3 требования к значениям вышеназванных показателей по позициям 1, 3, 4, 6, 9 определяются по результатам проведения испытаний образцов из партии товара (материала) и, соответственно, не могут быть достоверно известны участнику закупки, не приобретавшему данный товар (материал) и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

Вместе с тем, исходя из установленных муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 10.2 Документации об электронном аукционе требований к содержанию первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке, ее участники, подавая первые части заявок на участие в электронном аукционе, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), содержащимися в Документации об электронном аукционе (Приложении № 3), должны указать среди прочего и конкретные значения вышеуказанных показателей (характеристик) по позициям 1, 3, 4, 6, 9 Приложения № 3, значения которых становятся известны только по результатам испытаний определенных партий (образцов) товара (материала).

Таким образом, Документация об электронном аукционе (Приложение № 3) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала), используемого при выполнении работ (например: описания, назначения  смеси штукатурной, типа, назначения краски, типа, назначения грунтовки, типа, материала обоев, типа, внешнего вида плитки), также результатов испытаний партий (образцов) таких товаров (материалов) (зернистости, прочности на сжатие, на изгиб смеси штукатурной, времени высыхания краски, массовой доли нелетучих веществ, времени высыхания грунтовки, ширины, длины рулона обоев, водопоглощения, предела прочности при изгибе, твердости глазури по Моосу и т.д.).

Указанные требования муниципального заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах допустимых нормативов, установленных определенными ГОСТ.

По ряду других позиций Приложения № 3 требования к значениям товаров (материалов) муниципальным заказчиком установлены в аналогичном виде.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, способном повлечь за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

5. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно сведениям официального сайта (в частности раздела «Личный кабинет 44-ФЗ (94-ФЗ)») 01.11.2018 муниципальному заказчику от оператора электронной площадки поступил запрос участника закупки о даче разъяснений положений Документации об электронном аукционе относительно значений ряда показателей товара по позиции 34 «Перемычка брусковая» Приложения № 3 следующего содержания:

«Просим Вас дать разъяснение по поводу Приложения № 3 к документации об электронном аукционе. В п. 34 «перемычка брусковая» не получается подобрать значения, требуемые заказчиком. Согласно ГОСТ 948-2016 «Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами. Технические условия» для перемычки высотой менее 200 мм (то есть 140 мм) расчетная нагрузка будет меньше, чем требуемое заказчиком значение (2,94 кН/м (кгс/м) или 3,92 кНм/м (кгс/м) вместо 7,85 (800) кНм/м (кгс/м). То же касается и остальных показателей (расход бетона и расход арматуры). Просим внести изменения в аукционную документацию по показателю высоты, поскольку тогда она должна быть не менее 200 мм» (далее – Запрос).

02.11.2018 муниципальным заказчиком на официальном сайте в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе» в качестве ответа на поступивший Запрос были размещены разъяснения положений Документации об электронном аукционе следующего содержания:

«В требованиях к товарам по пункту 34 Перемычка брусковая Заказчиком не установлено соответствие какому-либо нормативному документу, в т.ч. указанному ГОСТ. При этом при установлении требований к характеристикам товаров Заказчик может устанавливать необходимые ему требования, исходя из необходимости при выполнении данного вида работ».

При этом, указанные разъяснения были размещены ответственным должностным лицом муниципального заказчика на официальном сайте без указания предмета поступившего Запроса.

В частности, данные разъяснения не содержали указания на обозначенный участником закупки в Запросе государственный стандарт (ГОСТ 948-2016), а также не содержали указания на существо и суть поставленных перед муниципальным заказчиком в Запросе вопросов относительно показателей товара по позиции 34 «Перемычка брусковая» Приложения № 3.

Неразмещение на официальном сайте в составе разъяснений положений Документации об электронном аукционе предмета Запроса не позволяет потенциальным участникам закупки в должной мере уяснить суть и значение самих разъяснений муниципального заказчика.

Вместе с тем, согласно частям 1-3 статьи 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Указанные действия муниципального заказчика могли препятствовать принятию потенциальными участниками закупки решения об участии в рассматриваемом электронном аукционе и надлежащему оформлению заявок на участие в нем в части указания конкретных значению относительно товара по позиции 34 Приложения № 3.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении установленного порядка предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.

6. Согласно протоколу от 07.11.2018 рассмотрения заявок на участие в настоящем электронном аукционе (далее – Протокол) по результатам рассмотрения первых частей заявок участников закупки заявки с идентификационными номерами 92, 148 аукционной комиссией муниципального заказчика – Администрации признаны не соответствующими требованиям Документации об электронном аукционе, а участникам, их подавшим, отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

В свою очередь участники закупки, подавшие заявки с идентификационными номерами 159, 83, аукционной комиссией муниципального заказчика согласно Протоколу признаны участниками электронного аукциона.

Вместе с тем, первые части заявок с идентификационными номерами 159, 83 аукционной комиссией муниципального заказчика не могли быть признаны соответствующими требованиям Документации об электронном аукционе на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 и подпункту «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В пункте 10.2 Документации об электронном аукционе требования к содержанию первых частей заявок на участие в настоящем электронном аукционе в части требования об указании значений конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, соответствующих значениям, установленным в Документации об электронном аукционе, муниципальным заказчиком установлены в аналогичном виде.

Как уже отмечалось выше, требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, муниципальным заказчиком – Администрацией установлены в Приложении № 3.

1). По позиции 21 «Вентиль» Приложения № 3 муниципальным заказчиком предусмотрен показатель «Средний полный срок службы», а в столбце 6 («Максимальное значение показателя») установлены требования к его максимальному значению – «максимально до 12» лет.

Согласно имеющейся Инструкции, положениями которой должны были руководствоваться участники рассматриваемой закупки при заполнении первых частей заявок, при предоставлении участником закупки сведений о конкретных показателях товара, используемого при выполнении работ, конкретные показатели должны быть сформулированы чётко, точно и подробно по каждому значению (условию), с указанием каждой позиции, в том числе единиц измерения (при наличии) в соответствии с требованиями Заказчика к значениям характеристик товаров. Конкретными показателями параметров товара, используемого при выполнении работ, являются конкретизированные максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, в том числе значения, указанные в виде конкретных диапазонов, интервалов значений.

Также, согласно Инструкции, при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и/или 6, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое должно соответствовать минимальным и максимальным границам, установленным в столбцах 5 и 6, без указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения.

Следовательно, исходя из вышеуказанных положений Инструкции, участники рассматриваемой закупки должны были указать в первых частях заявок по позиции 21 Приложения № 3 конкретизированное значение показателя «Средний полный срок службы», которое не должно превышать установленную муниципальным заказчиком в столбце 6 Приложения № 3 по данному товару величину.

Также участники закупки должны были учитывать, что указанная ими в качестве конкретного значения величина не должна содержать сведений относительно ее максимальности.

Вместе с тем, в заявках с идентификационными номерами 159, 83 значение показателя «Средний полный срок службы» по позиции 21 «Вентиль» Приложения № 3 приведено в следующем виде: «максимально до 12» лет.

То есть приведенное в заявках с идентификационными номерами 159, 83 значение рассматриваемого показателя по позиции 21 Приложения № 3 в нарушение положений Инструкции содержит сведения относительно его максимальности («максимально до…»), в связи с чем не является конкретизированным и четко, точно сформулированным.

2). По позиции 25 «Профилированный лист» Приложения № 3 муниципальным заказчиком предусмотрен показатель «Отклонение от нормы размеров полученных профилированных листов», а также в столбце 10 («Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться») Приложения № 3 по данному товару его неизменяемое значение - «требования».

Согласно Инструкции, при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком без использования нижеуказанных терминов.

Однако заявки с идентификационными номерами 159, 83 неизменяемое значение рассматриваемого показателя по позиции 25 Приложения № 3, предусмотренное муниципальным заказчиком в Документации об электронном аукционе («требования»), в нарушение положений Инструкции не содержат вовсе.

3). По позиции 32 «Горячекатаный прокат» Приложения № 3 муниципальным заказчиком предусмотрен показатель «Предельное отклонение», определяемое диапазоном значений, нижняя граница которого должна быть «не менее -1» (столбец 8 («Нижняя граница диапазона»)), а верхняя граница – «не более +1» (столбец 9 («Верхняя граница диапазона»)).

Согласно Инструкции, при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, границы которого должны соответствовать минимальным и максимальным границам, установленным в столбцах 8 и 9, без указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения.

Вместе с тем, в нарушение указанных положений Инструкции, заявки с идентификационными номерами 159, 83 значение рассматриваемого показателя по позиции 32 Приложения № 3 содержат в следующем виде:

«-0,35 - +0,35

-0,45 - +0,45

-0,60 - +0,60».

То есть содержащийся в заявках с идентификационными номерами 159, 83 диапазон значений показателя «Предельное отклонение» по позиции 32 Приложения № 3 не является конкретным, а представляет собой последовательное перечисление трех различных диапазонов.

4). Также по указанной позиции Приложения № 3 муниципальным заказчиком предусмотрен показатель «Максимальное притупление углов проката», а в столбце 6 («Максимальное значение показателя») установлены требования к его максимальному значению – «максимум 2,5» мм.

В заявках с идентификационными номерами 159, 83 значение показателя «Максимальное притупление углов проката» по позиции 32 «Горячекатаный прокат» Приложения № 3 приведено в следующем виде: «1,5 2,5» мм.

Однако, как следует из положений Инструкции, устанавливающих порядок заполнения участниками закупки первых частей заявок при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и/или 6 Приложения № 3, представленное значение должно быть конкретным (конкретизированным).

Кроме того, согласно Инструкции указанное значение должно быть четко и точно сформулировано, то есть не должно допускать никакой двусмысленности, что участниками закупки, подавшими заявки с идентификационными номерами 159, 83, соблюдено не было.

Соответственно, первые часть заявок с идентификационными номерами 159, 83 не соответствовали требованиям Документации об электронном аукционе, установленным муниципальным заказчиком в соответствии с собственными потребностями, а также были заполнены не в соответствии с положениями Инструкции.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации содержится нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном допуске к участию в электронном аукционе участников закупки с идентификационными номерами 159, 83, которым должно было быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Также необходимо отметить, что в дальнейшем, согласно размещенному на официальном сайте 12.11.2018 протоколу проведения электронного аукциона, участник закупки, подавший заявку с идентификационным номером 159, допуск которого к участию в электронном аукционе, как установлено выше, был неправомерен, предложил наиболее низкую цену контракта (7 105 892, 00 рублей (процент снижения – 0,50 %)), в связи с чем, в случае признания второй части его заявки соответствующей положениям Документации об электронном аукционе, указанный участник может быть признан победителем электронного аукциона.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика, являются существенными, привели к установлению излишних требований к участникам закупки при подаче ими заявок на участие в настоящей электронном аукционе, а также к ограничивающему доступ к участию в нем и вводящему в заблуждение описанию объекта закупки, нарушению порядка отбора участников, установленного порядка дачи разъяснений положений документации о закупке, что дает достаточные основания Комиссии для выдачи предписания об их устранении путем аннулирования торгов.

Руководствуясь статьями 31, 33, 37, 42, 63-67, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» (603157, Нижний Новгород, ул. Буревестника, 9 А, П 8) на действия муниципального заказчика – Администрации Кулотинского городского поселения (174335, Новгородская обл., Окуловский р-н, р.п. Кулотино, ул. Кирова, д. 13) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ завершающих и отделочных в зданиях и сооружениях, прочих, не включенных в другие группировки, извещение № 0150300006818000008 в редакции №ИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.10.2018, частично обоснованной в части довода о ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе (проекте муниципального контракта) требования обеспечения исполнения контракта.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Кулотинского городского поселения нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 37, пунктов 1, 2, 8 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64, части 4 статьи 65, частей 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации Кулотинского городского поселения нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

4. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Кулотинского городского поселения, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Закрытому акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц муниципального заказчика – Администрации Кулотинского городского поселения и членов его аукционной комиссии.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                И.А. Куриков

                               

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                            Д.А. Петров

 

 

                                                                                                                         С.О. Михайлов          

        

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны