Решение №7265/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы на действия заказ... от 16 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Заказчику – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ»

 

ул. Московская, д. 1,

р.п. Крестцы, Новгородская область, 175460

 

 

Уполномоченному учреждению –

ГОКУ «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» и его аукционной комиссии

 

ул. Хутынская, д. 24,

Великий Новгород, 173020

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9, г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) – ИП Львову А.Ю.

 

ул. Сикейроса, д. № 4, кв. 31,

г. Санкт - Петербург, 194354

 

Исх.№7265/03 от 16.11.18

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

13 ноября 2018 года                                                                           Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:                                Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления; Азадова Б.М. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:                                                

- заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Крестецкая центральная районная больница» – <…….> (доверенность № 103 от 08.11.2018), <…….> (доверенность № 104 от 13.11.2018);

- уполномоченное учреждение - Государственное областное казенное учреждение «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» - надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей на заседание Комиссии не направило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей (вх. № 8349 от 12.11.2018 Новгородского УФАС России);

- представителя подателя жалобы – Индивидуального предпринимателя Львова Андрея Юрьевича – <…….> (доверенность б/н от 10.11.2018),

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя Львова Андрея Юрьевича (194354, г. Санкт - Петербург, ул. Сикейроса, д. № 4, кв. 31; далее – ИП Львов А.Ю.) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Крестецкая Центральная районная больница» (175460, Новгородская область, р.п. Крестцы, ул. Московская, д. 1; далее – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ») при осуществлении им и уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее – ГОКУ «Медицинский центр мобрезерва «Резерв») закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (расходные материалы для стерилизации), извещение № 0850200000418001726 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.10.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.11.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП Львова А.Ю. на действия заказчика – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» при осуществлении им и уполномоченным учреждением -  ГОКУ «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (расходные материалы для стерилизации), извещение № 0850200000418001726 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.10.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.   

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

I. По позиции технического задания документации № 34 и № 35 заказчиком установлено описание химических индикаторов для контроля ультрафиолетового бактерицидного облучения (далее - УФ бактерицидное облучение), выпускаемые только Акционерным обществом «Медтест - СПБ» (191002, Санкт-Петерург, ул. Разъезжая, д. 5, лит. А, пом. 34Н-В; далее – АО «Медтест – СПБ»).

Указанный тип индикаторов не регулируется ни одним нормативным правовым документом и его применение не позволяет производить объективный контроль ультрафиолетовых ламп. В соответствии с Методическими указаниями по применению бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях, утвержденными Управлением профилактической медицины Минздравмедпрома России № 11-16/03-06 от 25.02.1995 г. (далее – Методические указания), существуют два метода контроля параметров УФ бактерицидных камер: спектральный метод и интегральный метод.

При введении облучательных установок в действие и при контроле за ними в процессе эксплуатации используется интегральный метод измерения бактерицидной облученности и дозы.

В соответствии с интегральным методом измерения производятся с использованием радиометра, состоящего из радиометрической головки и блока регистрации.

Руководством 3.5.1904-04 «Использование УФ бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях», утвержденным 04.03.2004 г., не регулируется вопрос контроля бактерицидных ламп и  степень их качества и износа.

Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 58 от 18.05.2015 г. «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее – СанПиН 2.1.32630-10 от 18.05.2010 г.) прямо указывают, что замена ламп производится только по следующим основаниям: «По показаниям наработки ламп в часах электрическими счетчиками либо по падению бактерицидного потока лампы ниже номинального в результате замеров радиометрами».

Таким образом:

1. Ни один документ не предписывает проверять качество излучения бактерицидных ламп при помощи химических индикаторов;

2. Обязательный  для применения СанПиН 2.1.32630-10 от 18.05.2010 г. обязывает проверку ламп проводить радиометром.

Участие в электронном аукционе иных участников, не являющихся авторизированными дилерами АО «Медтест - СПБ», невозможно ввиду того, что ни не смогут поставить «запирающую позицию» – химические индикаторы для контроля УФ бактерицидного облучения.

II. Заказчик при составлении технического задания документации по позициям № 32 и № 33 указал конкретный товарный знак закупаемой продукции без сопровождения словами «или эквивалент» - «Медтест» (Номер регистрации: 232236).

Заказчик указал по позиции № 32 конкретизирующие показатели, которые однозначно соответствуют только продукции одного производителя (АО «Медтест - СПБ»):

- Тест трубчатой загрузки;

- Тест представляет собой многоразовое устройство из полимерной трубки и пластикового пенала с внутренней полостью и включает одноразовые индикаторные плоски для каждого испытательного цикла;

- Липкий слой, цветовой переход от начального коричнево – красного к конечному темному сине – фиолетовому;

- Устройство многоразовое.

Таким образом заказчик объединил в один лот товары, выпускаемые единственным производителем, наряду с товарами, выпускаемыми различными производителями.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях заказчика – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ИП Львова А.Ю. поддержала доводы Жалобы в полном объеме.

Заказчик – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 8216 от 09.11.2018 Новгородского УФАС России), а также устным пояснениям его представителей, данных ими на рассмотрении Жалобы.

Суть возражений сводится к следующему.

В техническом задании документации по позициям № 32 и № 33 слово «Медтест» означает «медицинский тест», а не название производителя.

Заказчик, на момент подготовки документации, не располагал информацией о том, что индикатор УФ бактерицидного облучения (позиции № 34 и № 35 технического задания) выпускается единственным производителем.

Податель Жалобы указывает на необъективность контроля, осуществляемого индикаторами, но это только его субъективное мнение. Подобные индикаторы используются заказчиком более пяти лет и проводимые Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и потребителей и благополучия человека по Новгородской области проверки в 2013 г. и 2017 г. не выявили нарушений в применении данного индикатора.

Методические указания, на которые ссылается податель Жалобы, носят рекомендательный характер.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Уполномоченное учреждение – ГОКУ «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» представило письменные возражения относительно доводов Жалобы в которых указывается, что доводы Жалобы не относятся к компетенции ГОКУ «Медицинский центр мобрезерва «Резерв».

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В течение октября-ноября 2018 года заказчиком – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» и уполномоченным учреждением – ГОКУ «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (расходные материалы для стерилизации), извещение № 0850200000418001726 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.10.2018 (начальная (максимальная) цена контракта – 152 130,00 руб.).

Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждена Главным врачом ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» <…….> (далее – Документация) 08.10.2018.

Как следует из части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Заказчиком – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.2.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – поставка изделий медицинского назначения (расходные материалы для стерилизации).

В этом же пункте Документации указано, что функциональные, технические и качественные характеристики товара содержатся в Техническом задании (Приложение № 1 к Документации).

По позициям № 34, № 35 Технического задания заказчиком – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» к поставке указан следующий товар: «Индикатор УФ бактерицидного облучения».  Как следует из Жалобы, в соответствии с заявленными заказчиком в Техническом задании значениями показателей данного товара, к поставке могут быть предложены исключительно химические индикаторы, производимые компанией АО «Медтест - СПБ». Совокупность заявленных в Техническом задании значений показателей соответствует исключительно этому товару.

Кроме того, по позициям № 32, № 33 Технического задания заказчик – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» указал конкретный товарный знак закупаемой продукции без указания слова «эквивалент» - «Индикатор химический одноразового применения для контроля полноты удаления воздуха «Медтест-ИХ/А-134/3,5».

По мнению подателя Жалобы, характеристики данных показателей также относятся к товару производимому только компанией АО «Медтест - СПБ».   

Исследовав данные доводы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Заказчиком – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» на рассмотрении Жалобы не было представлено доказательств того, что заявленная в Техническом задании совокупность значений показателей товара «Индикатор УФ бактерицидного облучения» позволяет предложить к поставке товар различных производителей.

Комиссия Новгородского УФАС России, ознакомившись с представленными сторонами документами и информацией, приходит к выводу, что установленным заказчиком по позициям № 34, № 35 Технического задания показателям и их значениям соответствует исключительно следующая продукция:

- индикаторы химические для контроля ультрафиолетового бактерицидного облучения, производства АО «Медтест-СПБ (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 04.08.2008, 26.04.2018 № ФСР 2008/03116 выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор).

На рассмотрении Жалобы представители ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» не смогли указать медицинских изделий, за исключением  химических индикаторов, производства АО «Медтест – СПБ»,  которые соответствовали бы требованиям Технического задания в отношении данного товара, в материалах Жалобы такая информация также отсутствует.

Кроме того, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи (часть 6 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В данном случае заказчиком – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта использовался именно метод сопоставимых рыночных цен.

Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком использовались коммерческие предложения трех поставщиков (копии ответов представлены в материалы Жалобы).

Во всех трех коммерческих предложениях в отношении данного товара указаны химические индикаторы для контроля ультрафиолетового бактерицидного облучения производства АО «Медтест – СПБ»

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 08.11.2018 (далее – Протокол) на участие в аукционе поступило две заявки. Так, в первых частях заявок в отношении спорных позиций Технического задания участниками с идентификационными номерами заявок 155 и 190 впрямую указано наименование предлагаемого к поставке медицинского изделия – химических индикаторов производства АО «Медтест-СПБ».

Доказательств того, что заявленные заказчиком характеристики по позициям № 34 и № 35 Технического задания соответствуют нескольким производителям, не установлено и заказчиком также не представлено.

Кроме того, как было указано выше,  заказчик – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» в Техническом задании по позициям № 32, № 33 указал товар «Индикатор химический одноразового применения для контроля полноты удаления воздуха «Медтест-ИХ/А-134/3,5».

Данный товар является одним из типов линейки химических индикаторов, производимых конкретным производителем  АО «Медтест - СПБ».

Согласно официальному сайту http://www.medtest.ru/land-chem-fixed.html в представленном каталоге продукции указаны индикаторы 2 класса для проведения тестовых циклов, а именно Медтест – ИХ/А-134/3,5.

Другими производителями медицинских тестов и индикаторов, указанная маркировка (Медтест-ИХ/А-134/3,5) использоваться не может исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Согласно статье 1480 ГК РФ государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1481 ГК РФ на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1503 ГК РФ в Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Согласно пунктам 2.3.1.1 и 2.3.2 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности» (далее - ФГБУ «ФИПС»), учредителем которого является Российская Федерация в лице Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Институт в установленном порядке осуществляет следующие основные виды деятельности:

- принимает, регистрирует и проводит: экспертизу заявок на государственную регистрацию товарного знака;

- на основании решений учредителя вносит записи в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.

В соответствии со сведениями Государственного реестра товарных знаков, размещенными на официальном сайте ФГБУ «ФИПС» в сети «Интернет» www1.fips.ru, товарный знак «Медтест» зарегистрирован 18.12.2002 под номером 232236, является действующим, позволяет индивидуализировать товары по 511 классу Международной  классификации товаров и услуг, а именно: бумага реактивная индикаторная;  диагностические препараты для медицинских целей; препараты для стерилизации почвы; реактивы химические для медицинских или ветеринарных целей; препараты для стерилизации; химические препараты для медицинских целей; индикаторы температурные; устройства медицинские, работающие на горячем воздухе; медицинские приборы и инструменты и т.д.

Таким образом, товарный знак «Медтест» может быть использован для обозначения различных химических индикаторов.

Правообладателем товарного знака «Медтест» является АО «Медтест - СПБ».

Согласно пункту 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Таким образом, установленный заказчиком – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» в Техническом задании по позициям № 32, № 33 «Индикатор химический одноразового применения для контроля полноты удаления воздуха «Медтест-ИХ/А-134/3,5», указывает на одного производителя медтестов данного типа – АО «Медтест - СПБ».

Однако, в нарушении вышеназванных положений статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчиком по позициям № 32, № 33 «Индикатор химический одноразового применения для контроля полноты удаления воздуха «Медтест-ИХ/А-134/3,5» Технического задания был указан товарный знак без сопровождения словами «или эквивалент».

При этом, никаких указаний на несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, в Документации не содержится, заказчиком - ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» доказательств такой необходимости также представлено не было.

Учитывая изложенное, материалами Жалобы подтверждается, что заказчиком по позициям №№ 32-35 Технического задания Документации установил требования к товарам (индикаторам), указывающие на продукцию только одного единственного производителя АО «Медтест – СПБ»

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении в Документации требований к характеристикам товара, указывающих на его единственного производителя, что ведет к ограничению количества участников закупки.

Следовательно, в данной части Жалоба является обоснованной.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Как уже отмечалось по позициям № 34, № 35 Технического задания заказчиком – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» к поставке указан следующий товар: «Индикатор УФ бактерицидного облучения».  Податель Жалобы считает, что указанный тип индикаторов не регулируется ни одним нормативным правовым актом и его применение не позволяет производить объективный контроль ультрафиолетовых ламп.

При этом ИП Львов А.Ю. ссылается на Методические указания, согласно которым существуют два метода измерения бактерицидного излучения: спектральный метод и интегральный метод, а также на Руководство 3.5.1904-04 и СанПиН 2.1.32630-10 от 18.05.2010 г.  

Однако, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей.

Как указано в возражениях заказчика индикатор УФ бактерицидного облучения используется им более пяти лет.

Отсутствие нарушений действующего санитарно – гигиенического законодательства Российской Федерации, в том числе СанПиН 2.1.32630-10 от 18.05.2010 г., при использовании индикаторов УФ бактерицидного излучения для контроля параметров УФ бактерицидного обеззараживания воздуха подтверждается представленными ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» материалами проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области: Предписание № 60 от 24.05.2017 г. по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, Распоряжение № 60 от 17.04.2017 г. органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой, документарной и выездной проверки юридического лица) (вх. № 8216 от 09.11.2018 Новгородского УФАС России).

Ссылка подателя Жалобы на Методические указания является несостоятельной, так как данный документ не является нормативно правовым актом и носит рекомендательный характер.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1461 (далее – Правила государственной регистрации) государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Согласно пункту 6 Правил государственной регистрации документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно.

На официальном сайте Росздравнадзора в сети «Интернет» содержится государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее – Государственный реестр).

Таким образом, подтверждением регистрации медицинского изделия на территории Российской Федерации является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

Обращение медицинских изделий, незарегистрированных на территории Российской Федерации в установленном Правилами государственной регистрации порядке не допускается.

Соответствующий потребностям заказчика химический индикатор имеет уникальный номер реестровой записи 28283 с регистрационным номером ФСР 2008/03116.

Учитывая изложенное, закупка интересующего заказчика индикаторов УФ бактерицидного излучения не противоречит положениям действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе при условии соблюдения требований к формированию и описанию объекта закупки, предусмотренных статьей 8 и статьей 33 Закона о контрактной системе.

В частности, такая закупка возможна в случае выделения индикаторов УФ бактерицидного излучения в отдельный предмет торгов.  

Таким образом, довод Жалобы в данной части не нашел свое подтверждение.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как было указано выше, требуемые заказчиком товары, а также требования к значениям показателей данных товаров содержатся в Техническом задании.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее – Инструкция) содержится в пункте 10.4.2 Документации, а также непосредственно в Техническом задании.

Требуемые заказчиком технические, функциональные, эксплуатационные характеристики (потребительские свойства) товара установлены в Техническом задании в виде таблицы из 11 столбцов с описанием требуемых заказчику товаров, их показателей и допустимых значений таких показателей, следом за которой приведена Инструкция, описывающая порядок заполнения участниками закупки первой части заявки на участие в аукционе. При этом, требования к значениям показателей товаров установлены в столбцах 5-10 данной таблицы, которые имеют следующие наименования: «Минимальное значение показателя», «Максимальное значение показателя», «Показатели (характеристики), для которых указанны варианты значений», «Показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значении (нижняя граница диапазона; верхняя граница диапазона)», «Показатели, (характеристики), значения которых не могут изменяться».

В столбце 11 Технического задания установлены единицы измерения показателей (характеристик) предлагаемого участником закупки товара.

В соответствии с позициями  №№ 22-29 Технического задания к поставке требуется «Индикатор химический», к которому установлены ряд показателей и требования к значениям данных показателей.

Помимо прочего, к данным товарам установлены следующие показатели: «Время» и «Температура».

По данным показателям, в столбце 7 Технического задания, указаны варианты их значения, из которых участник должен указать один из требуемых заказчиком вариантов.

Например, по позиции № 22 «Индикатор химический» в отношении показателя «Время» указано «- 5+/-5 минут», в отношении показателя «Температура» указано «134+/-5º С».

По позиции № 23 «Индикатор химический» в отношении показателя «Время» указано «- 20+/-5 минут», в отношении показателя «Температура» указано «121+/-5º С».

По позиции № 24 «Индикатор химический» в отношении показателя «Время» указано «60+/-5 минут», в отношении показателя «Температура» указано «180+/-5º С» и т.д.

Таким образом, значения данных показателей изначально не являются конкретными, а указывают на необходимость выбора одного из вариантов показателей.

На рассмотрении Жалобы представители ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» устно пояснили, что в отношении требований значений данных показателей допущена техническая ошибка, данные товары должны иметь конкретные неизменяемые значения, установленные в столбце 10  «Показатели, (характеристики), значения которых не могут изменяться», а именно «Время» - 5 минут, «Температура» - 134º С и т.д.

Учитывая изложенное, установленные по позициям №№ 22-29 Технического задания требования к значениям показателей «Время» и «Температура» не соответствует действительным потребностям заказчика и вводят в заблуждение участников закупки при оформлении ими своих заявок на участие в аукционе.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в ненадлежащем указании в Техническом задании Документации требований к значениям показателей требуемого к поставке товара.

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

По позициям № 11, № 12 «Материал оберточный» Технического задания заказчиком установлено требование о соответствии данного товара Письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 01И-809/08 от 16.12.2008 г. «О методических рекомендациях по подготовке документов для регистрации изделий медицинского назначения» (далее – Письмо № 01И-809/08).

Однако, данный документ утратил актуальность в связи с изданием Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 737н от 14.10.2013 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по представлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий», признавшего утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 735 от 30.10.2006 г. «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения» и утвердившего новый Административный регламент, определивший, исчерпывающий перечень документов, представляемых в Росздравнадзор для предоставления государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий, а также формы этих документов.

 По позиции № 33 «Медтест – ИХ/А (Тест пакет)» Технического задания заказчиком установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ Р ИСО 11140-5-2008 (EN ISO 15882-2008) «Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 5. Индикаторы 2- го класса для тест - листов и тест - пакетов для испытания на удаление воздуха».

Однако, вышеуказанный государственный стандарт, не мог использоваться заказчиком при описании указанной позиции, в связи с тем, что согласно информации официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети «Интернет» по адресу: www.gost.ru ГОСТ Р ИСО 11140-5-2008 утратил силу на территории Российской Федерации с 01 сентября 2009 г.

Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, то есть руководствоваться действующими техническими регламентами и стандартами

Однако, заказчиком – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» при описании объекта закупки использован государственный стандарт утративший силу и, соответственно, недействующий на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований о соответствии товаров, входящих в объект закупки, техническим регламентам, стандартам, иными нормативными актами, не предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации либо утратившим силу.

3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.

Как следует из части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе содержится информация, указанная в извещении о проведении такого аукциона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 12 Раздела 11 извещения об осуществлении закупки, пунктом 8 Раздела 7 Документации установлена информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 (далее – Постановление № 102).

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

- содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Согласно пункту 3.1 Документации объектом закупки являются изделия медицинского назначения (расходные материалы для стерилизации).

Заказчик в пункте 3.1.1 Документации указал согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее – ОКПД2) код 32.50.13.190 – Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки.

 Однако, в Постановлении № 102 в перечне № 1 под кодом 32.50.13.190 определены:

- Микромоторы пневматические для наконечников стоматологических; наконечники для микромоторов; наконечники стоматологические турбинные;

- Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой;

- Ножницы микрохирургические;

- Фрезы зуботехнические; головки стоматологические алмазные, в том числе фасонные; боры зубные твердосплавные;

- Инструменты оттесняющие;

- Пульпоэкстракторы;

- Инструменты многоповерхностного воздействия;

- Пинцеты микрохирургические;

- Иглодержатели микрохирургические;

- Инструменты зондирующие, бужирующие;

- Каналонаполнители; инструменты вспомогательные;

- Аппараты электрохирургические;

- Дефибрилляторы;

- Столы неонатальные с автоматическим поддержанием температуры обогрева новорожденных;

- Контейнеры для заготовки, хранения и транспортирования крови; устройства с лейкоцитарным фильтром; устройства для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов;

- Зонды урогенитальные; кольпоскопы; зеркала гинекологические полимерные по Куско; наборы гинекологические смотровые одноразовые стерильные;

- Аппараты назальной респираторной поддержки дыхания новорожденных; инкубаторы интенсивной терапии для новорожденных; модули медицинские климатизированные (чистое помещение).

Товары, указанные заказчиком в качестве объекта рассматриваемой закупки (фильтры к коробкам стерилизационным, пакеты для стерилизации, азопирам-комплект, фенолфталеиновая проба, индикаторы химические, индикатор биологический) не относятся ни к одной из указанных категорий под кодом 32.50.13.190, включенных в перечень № 1 Постановления № 102.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» содержится нарушение части 1 статьи 27Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении ограничений и условии допуска товаров в соответствии с Постановлением № 102.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – ГОБУЗ «Крестецкая ЦРБ» являются существенными, нарушают права и законные интересы участников закупки, что дает основания для выдачи соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

Руководствуясь статьями 14, 27, 33, 64, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя Львова Андрея Юрьевича (194354, г. Санкт - Петербург, ул. Сикейроса, д. № 4, кв. 31на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Крестецкая Центральная районная больница» (175460, Новгородская область, р.п. Крестцы, ул. Московская, д. 1) при осуществлении им и уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (расходные материалы для стерилизации), извещение № 0850200000418001726 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.10.2018, частично обоснованной в части довода о нарушении заказчиком правил описания объекта закупки в части неправомерного установления в документации об электронном аукционе требований к товарному знаку и производителю медицинских изделий.

2. Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Крестецкая Центральная районная больница» нарушения части 1 статьи 27, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, частей 2, 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Крестецкая Центральная районная больница», уполномоченному органу – Государственным областным казенным учреждением «Медицинский центр мобрезерва «Резерв», его аукционной комиссии, оператору электронной площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Крестецкая Центральная районная больница».

 

 

Председатель Комиссии

И.А. Куриков

Члены Комиссии

Б.М. Азадова

 

С.О. Михайлов

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны