Решение №6310/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/108-542/2020 по результатам рассмотрения жа... от 23 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику – МКУ «Центр по работе с населением»

 

ул. Коммунарная, д. 48,

г. Боровичи, Новгородская обл., 174411

 

ул. Комсомольская д. 26,

г. Боровичи, Новгородская обл., 174406

 

 

Уполномоченному органу - Администрации Боровичского муниципального района

 

ул. Коммунарная, д. 48,

г. Боровичи, Новгородская обл., 174411

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «ЛЭД-Энерго»

 

Каширский проезд, д. 13, стр. 2, эт. 1,

пом. 1, комн. 22А,

г. Москва, 115201

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/108-542/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

20 октября 2020 года                                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

... – …;

... – …;

… – …,

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального казенного учреждения «Центр по работе с населением» – … (доверенность № … от …) и … (доверенность № … от …);

подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «ЛЭД-Энерго» - …. (доверенность № … от …);

уполномоченный орган - Администрация Боровичского муниципального района – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил, письменных возражений в отношении доводов жалобы не представил, ходатайств не заявлял;

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ЛЭД-Энерго» (115201, г. Москва, Каширский проезд, д. 13, стр. 2, эт. 1, пом. 1, комн. 22А; далее – ООО «ЛЭД-Энерго») на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения «Центр по работе с населением» (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; 174406, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Комсомольская д. 26; далее – МКУ «Центр по работе с населением») при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией Боровичского муниципального района (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее – Администрация) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения в городе Боровичи Новгородской области, извещение № 0150300002420000138 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) в ред. № ИИ2 28.09.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.10.2020 в Новгородское УФАС России из ФАС России (вх. № 172999-ип/20 ФАС России) поступила жалоба участника закупки – ООО «ЛЭД-Энерго» на действия заказчика – МКУ «Центр по работе с населением» при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения в городе Боровичи Новгородской области, извещение № 0150300002420000138 о проведении которого было размещено на официальном сайте в ред. № ИИ2 28.09.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. В пункте 8.1 Проекта муниципального контракта (Приложение № 3 к конкурсной документации; далее – Проект контракта) ненадлежащим образом указана формулировка цены контракта (отсутствует словосочетание «в денежном выражении»).

2. Заказчиком - МКУ «Центр по работе с населением» в пункте 10.3 конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к первым частям заявок участников закупки.

3. В конкурсной документации заказчиком установлен следующий нестоимостной критерий оценки заявок участников закупки – «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Оценка заявок по указанному критерию производится по показателю «Суммарная экономия энергоресурсов (электроэнергии) в натуральном выражении, достигнутая участником закупки при реализации договоров (контрактов) по модернизации наружного освещения с применением светодиодных светильников».

Для оценки по данному показателю участники конкурса должны представить:

- копии подписанных заказчиком и исполнителем договоров (контрактов), соответствующих вышеуказанным требованиям, со всеми приложениями к ним;

- копии подписанных заказчиком и исполнителем актов приемки всех предусмотренных соответствующим договором (контрактом) мероприятий/работ, направленных на достижение экономии электроэнергии в результате замены светильников;

- копии подписанных заказчиком и исполнителем актов достижения экономии энергоресурсов, соответствующих вышеописанным требованиям.

Наличие акта достижения экономии энергетических ресурсов является характерной особенностью энергосервисного контракта, в контрактах на монтаж и поставку осветительного оборудования акты подобного содержания отсутствуют.

Следовательно, в рамках данного показателя будут оцениваться исключительно  энергосервисные контракты. Не подлежат оценке контракты, связанные с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе, не в рамках энергосервисных контрактов.

Таким образом, заказчиком в конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по вышеуказанному показателю.

В обоснование своей позиции податель Жалобы ссылается на письмо ФАС России от 16.09.2020 № ИА/80326/20 (далее – Письмо ФАС).

4. Техническим заданием (Приложение № 1 к конкурсной документации; далее – Техническое задание) установлены общие требования к осветительному оборудованию техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), в том числе указано следующее: гарантийный срок на светильники должен составлять не менее 7 лет (пункт 2.27).

Также, в пункте 5.7 Технического задания содержатся технические требования к силовому оборудованию ШУНО, в которых, помимо прочего, указано следующее:

- срок гарантии – не менее 7 лет;

- срок службы – не менее 10 лет.

Гарантийный срок, срок службы не могут быть показателями, предусмотренными частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик определяет соответствие закупаемых товаров своим потребностям.

Заказчик не вправе требовать от участников предоставлять значения гарантийного срока, срока службы в составе заявок на участие в закупке.

5. В пунктах 2.24 и 2.29 Технического задания предусмотрены следующие общие требования к осветительному оборудованию техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам):

- коэффициент цветопередачи (Ra): не менее 70;

- использование диммирования: не допускается.

Согласно подпункту «б» пункта 12 раздела III Требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения (далее - Требования), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 № 1356 (далее – Постановление № 1356), общий индекс цветопередачи – не менее 80.

Кроме того, согласно абзацу 3 пункта 7.4.3 СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» там, где улицы и дороги в промышленных зонах используются только в короткие промежутки времени (ночью), например при сменной работе, для снижения яркости или освещенности дорожного покрытия после снижения интенсивности движения, следует применять осветительные приборы с автоматическими регуляторами светового потока.

Таким образом, установленные в Техническом задании требования к значениям вышеуказанных показателей не соответствуют Требованиям и СП 52.13330.2016.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно представленным заказчиком – МКУ «Центр по работе с населением» письменным возражениям (исх. № 2613 от 19.10.2020), заказчик считает Жалобу необоснованной по следующим основаниям.

1. Пункт 8.1 Проекта контракта полностью соответствует положениям Закона о контрактной системе, словосочетание «в денежном выражении» в данном пункте приведено.

2. В конкурсной документации установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

Таким образом, при подаче заявок участники декларируют страну происхождения товара.

Согласно пункту 10.4.6 конкурсной документации участник должен указать (продекларировать) в заявке наименование страны происхождения товара.

Таким образом, конкурсная документация соответствует подпункту «а» пункта 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

В Техническом задании содержатся конкретные показатели товара.

В Приложении № 4 к конкурсной документации приведена форма первой части заявки, предусматривающая указание участником конкурса конкретных показателей товара, соответствующих значением, установленным в конкурсной документации, а также указание на товарный знак (при наличии).

Неуказание страны происхождения товара и конкретных показателей товара непосредственно в пункте 10.3 конкурсной документации, на который ссылается податель Жалобы, не отменяет необходимости соблюдения иных положений конкурсной документации, а также требований Закона о контрактной системе к первым частям заявок, которые имеют прямое действие и должны соблюдаться участниками закупки.

3. Указание в Жалобе о том, что в рамках показателя нестоимостного критерия будут оцениваться исключительно энергосервисные контракты, не соответствует действительности, так как в пункте 13.5.2. (абзац 5) конкурсной документации прямо указано, что «оценка осуществляется в том числе по договорам поставки и монтажа светильников».

Таким образом, участник конкурса может представлять для оценки по данному показателю не только энергосервисные контракты, но и договоры поставки светильников.

Тот факт, что участникам также необходимо представить копии актов (протоколов) достижения экономии энергоресурсов, не является нарушением законодательства Российской Федерации и не свидетельствует о невозможности представления на оценку договоров поставки.

Целью и смыслом заключения энергосервисного контракта, а также основным результатом его исполнения является достижение экономии энергоресурсов

Сумма, подлежащая уплате заказчиком исполнителю, и соответственно величина расходов бюджета по данному муниципальному контракту, никак не связана со стоимостью светильников, используемых Исполнителем при выполнении работ, а определяется как процент от экономии затрат на энергоресурсы, достигаемой в результате выполнения контракта, то есть связана только исключительно с экономией.

Смысл конкурсной процедуры заключается в выборе участника, предложившего максимальную экономию энергоресурсов, а не минимальную стоимость светильников.

На основании вышеизложенного оценка по показателю достигнутой участником экономии энергоресурсов (ранжирование участников по опыту достижения ими экономии энергоресурсов как основной цели энергосервиса) полностью отвечает требованиям законодательства в отношении энергосервисных контрактов.

4. В конкурсной документации отсутствует требование о предоставлении участниками закупки в составе заявок конкретного значения гарантийного срока.

5. Приведенный заявителем пункт 12 Требований устанавливает требования к эксплуатационным характеристикам компактных люминесцентных и светодиодных ламп (как указано в названии самого пункта), а не светодиодных светильников наружного утилитарного освещения (в таких светильниках не используются лампы).

Требования к светодиодным светильникам для наружного утилитарного освещения установлены в другом пункте (пункт 19) Требований и не содержат требований к цветопередаче, указанных заявителем.

Также необходимо учитывать, что указанное Постановление № 1356 утрачивает силу с 01.01.2021, когда начнется непосредственная реализация проекта по муниципальному контракту.

Указанный заявителем раздел 7.4 СП 52.13330.2016 относится, как следует из его названия, к освещению площадок предприятий и мест производства работ вне зданий.

Таким образом, требования данного раздела СП 52.13330.2016 не относятся к освещению улиц, дорог, площадей и пешеходных пространств населенных пунктов, которые регламентируются другим разделом СП 52.13330.2016, а именно разделом 7.5.

В соответствии с пунктом 7.5.1.12 СП 52.13330.2016 снижение норм освещенности (в том числе регулирование светового потока) допускается только при нормируемой средней яркости  более 0,80 кд/м или средней освещенности  более 15 лк, однако в г. Боровичи отсутствуют улицы и дороги с такими нормируемыми показателями.

Таким образом, применение регулирования светового потока будет прямо нарушать действующие нормы СП 52.13330.2016.

Согласно п. 7.5.1.12 СП 52.13330.2016  снижение норм освещенности (в том числе регулирование светового потока) допускается только при уменьшении интенсивности движения (транспортного потока) до 1/3 (1/5) максимального значения, однако в г. Боровичи отсутствуют технические средства мониторинга и контроля снижения транспортного потока, что делает невозможным диммирование в соответствии с нормами СП 52.13330.2016.

Диммирование является допустимым, а не обязательным для населенных пунктов.

В городе Боровичи осуществляется многотарифный учет потребления энергоресурсов с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток. Диммирование светильников повлечет за собой увеличение средневзвешенного тарифа за электроэнергию (что не соответствует интересам заказчика), связанное с уменьшением доли потребления в ночной зоне и увеличением доли потребления в полупиковой и пиковой зоне.

С учетом вышеизложенного, заказчик - МКУ «Центр по работе с населением» просит признать Жалобу необоснованной.

Необходимо отметить, что предусмотренная пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановая проверка действий заказчика – МКУ «Центр по работе с населением», уполномоченного органа - Администрации при осуществлении рассматриваемой закупки Комиссией Новгородского УФАС России не проводится в связи с ее проведением Федеральной антимонопольной службой по жалобе Общества с ограниченной ответственность «БЛ Энерго» (далее – ООО «БЛ Энерго») на действия МКУ «Центр по работе с населением» при осуществлении рассматриваемой закупки.

Жалоба ООО «БЛ Энерго» была признана ФАС России необоснованной (решение № 20/44/105/1786 от 19.10.2020), в результате проведения внеплановой проверки комиссией ФАС России в действиях МКУ «Центр по работе с населением» и Администрации нарушений законодательства о контрактной системе установлено не было.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В августе - октябре 2020 года заказчиком – МКУ «Центр по работе с населением», уполномоченным органом – Администрацией и его конкурсной комиссией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения в городе Боровичи Новгородской области, извещение № 0150300002420000138 о проведении которого было размещено на официальном сайте в ред. № ИИ2 28.09.2020 (начальная (максимальная) цена контракта – 182 335 287, 68 рублей).

Конкурсная документация в последней редакции (далее – Документация) утверждена директором МКУ «Центр по работе с населением» … 28.09.2020.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчиком - МКУ «Центр по работе с населением» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения в городе Боровичи Новгородской области.

1. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;

2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

В соответствии с частью 6 статьи 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:

1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;

2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.

Частью 7 статьи 108 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заявка на участие в конкурсе или заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 6 настоящей статьи, в зависимости от условий, предусмотренных конкурсной документацией или извещением о проведении запроса котировок.

Согласно части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:

1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

В пункте 8.1 Проекта контракта указано следующее: «Цена настоящего контракта определена в виде фиксированного процента экономии соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетического ресурса в денежном выражении (далее – фиксированный процент экономии). Фиксированный процент экономии не подлежит изменению в ходе исполнения настоящего Контракта».

Таким образом, вопреки доводам Жалобы, словосочетание «в денежном выражении» включено в пункт 8.1 Проекта контракта.

Несоответствии раздела 8 Проекта контракта требованиям Закона о контрактной системе не установлено.

Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:

1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;

3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

В пункте 10.3 Документации указано, что первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать:

- согласие участника открытого конкурса в электронной форме на выполнение работы (оказание услуги) на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме;

- предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки (в случае установления в документации критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»).

Таким образом, заказчиком в Документации не установлено требование о предоставлении в первых частях заявок участников информации о конкретных показателях товаров, поставляемых при оказании услуг, и стране происхождения товаров.

Вместе с тем, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 3.2 Документации описание объекта закупки приведено в Техническом задании.

Из содержания Технического задания следует, что в рамках исполнения контракта исполнитель, в рамках оказания услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии, также требуется поставить осветительное оборудование.

В разделе 2 Технического задания приведены общие требования к осветительному оборудованию техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам).

Также, в разделе 4 Технического задания содержится перечень типов светильников и технические требования к ним.

Кроме того, в пунктах 10.12, 10.14 Проекта контракта указано, что право собственности на оборудование и устройства, установленные, Исполнителем на Объекте энергосервиса в ходе осуществления энергосберегающих мероприятий, Исполнитель передает Заказчику не позднее 20 (двадцати) рабочих дней после подписания сторонами Итогового акта приемки энергосберегающих мероприятий (Приложение № 7 к настоящему Контракту) без дополнительной платы со стороны Заказчика. Исполнитель обязан передать Заказчику установленные на Объекте энергосервиса оборудование и устройства в исправном состоянии с учетом износа по Акту приема-передачи оборудования не позднее 20 (двадцати) рабочих дней после подписания сторонами Итогового акта приемки энергосберегающих мероприятий (Приложение № 7 к настоящему Контракту).

То есть, Проектом контракта прямо предусмотрена приемка заказчиком поставляемого в рамках заключаемого по итогам рассматриваемой закупки товара.

При этом, Приложением № 4 к Документации является рекомендуемая форма первой части заявки «Сведения в отношении конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным конкурсной документацией» (раздел 2 Приложения № 4 к Документации).

Раздел 2 Приложения № 4 к Документации представляет собой таблицу, в которой, фактически, установлены показатели (характеристики) товара, требования к их значениям, а также инструкция по заполнению заявки.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что заказчик должен был в Документации установить требование о предоставлении в первых частях заявок на участие в конкурсе информации о конкретных значениях показателей товаров, перечисленных в Приложении № 4, а также потребовать информацию о стране происхождения товаров.

Таким образом, в пункте 10.3 Документации требования к содержанию первых частей заявок на участие в данной закупке должны были быть изложены, в том числе, в соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

Доводы заказчика о том, что Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, являются несостоятельными по следующим основаниям.

В пункте 10.4.6 Документации указано следующее: «Вторая часть заявки должна содержать:

1. В случае если заявка участника содержит предложение о поставке товаров, включённых в перечень, установленный Приложением к приказу Минфина РФ от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд",  и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, то для применения установленных в приказе Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н правил установления к цене поставки данного товара понижающего 15-процентного коэффициента участник должен указать (продекларировать) в заявке наименование страны происхождения товара.

2. Для целей применения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае если участник предлагает программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств, перечисленных в пункте 2(1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», участник должен указать номер записи реестра, наименование программного обеспечения или другие сведения, позволяющие достоверно установить, что предложенное программное обеспечение содержится в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения».

Вместе с тем, информация о конкретных показателях товаров и стране происхождения товаров, в соответствии с положениями части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, всегда должна указываться в первых частях заявок участников.

При этом, пункт 10.4.6 Документации говорит о необходимости указания страны происхождения товара лишь в определенных случаях.

Кроме того, Закон о контрактной системе впрямую обязывает заказчиков определять требования к содержанию первых частей заявок участников непосредственно в конкурсной документации. Участники, формируя первую часть заявки на участие в конкурсе, ориентируются на установленные заказчиком в конкурсной документации требования к составу первой части заявки.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МКУ «Центр по работе с населением» содержится нарушение пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Документации (пункт 10.3) требований к содержанию первых частей заявок участников конкурса.

Таким образом, в данной части Жалоба является обоснованной.

3. Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил, данные правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Заказчик – МКУ «Центр по работе с населением» в пункте 13.5 Документации установил следующие критерии оценки заявок участников конкурса:

- цена контракта (предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником такой закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика) - величина значимости критерия составляет 60 %;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - величина значимости критерия составляет 40 %.

В соответствии с Документацией, содержание критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» раскрывает показатель «Суммарная экономия энергоресурсов (электроэнергии) в натуральном выражении, достигнутая участником закупки при реализации договоров (контрактов) по модернизации наружного освещения с применением светодиодных светильников».

Оценка по указанному показателю осуществляется по общей сумме документально подтвержденной достигнутой экономии энергоресурсов (электроэнергии) в натуральном выражении при реализации вышеуказанных договоров (контрактов).

Оценка осуществляется по договорам/контрактам (в том числе договорам поставки и монтажа светильников), условиями которых предусмотрены обязательства исполнителя по достижению указанных в соответствующем договоре (контракте) размеров экономии энергоресурсов (электроэнергии) и документальное подтверждение достижения указанной экономии энергоресурсов

Оценка осуществляется по реализованным договорам (контрактам), под которыми понимаются договора (контракты), по которым исполнителем выполнены все предусмотренные соответствующим договором (контрактом) мероприятия/работы, направленные на достижение экономии энергоресурсов в результате замены светильников, а также достигнут предусмотренный соответствующим договором (контрактом) размер экономии энергоресурсов в течение всех предусмотренных соответствующим договором (контрактом) отчетных периодов, прошедших с момента заключения соответствующего договора (контракта). Подтверждение достижения экономии энергоресурсов должно основываться на показаниях приборов учета электроэнергии.

В качестве документального подтверждения достижения указанной экономии энергоресурсов участник закупки должен предоставить копии актов (протоколов) достижения экономии энергоресурсов, предусмотренных соответствующим договором (контрактом), подписанных заказчиком и исполнителем (далее – Акты) за периоды, предусмотренные соответствующим договором (контрактом).

Максимальное количество баллов присваивается заявке с наибольшим значением суммарного размера экономии энергетического ресурса (электрической энергии) в натуральном выражении, достигнутого участником закупки в результате исполнения соответствующих договоров (контрактов).

Перечень документов, предоставляемых участником закупки, подтверждающих наличие у него вышеуказанного опыта (участником закупки должны быть предоставлены все из нижеуказанных документов):

1. копии подписанных заказчиком и исполнителем договоров (контрактов), соответствующих вышеуказанным требованиям, со всеми приложениями к ним;

2. копии подписанных заказчиком и исполнителем актов приемки всех предусмотренных соответствующим договором (контрактом) мероприятий/работ, направленных на достижение экономии электроэнергии в результате замены светильников;

3. копии подписанных заказчиком и исполнителем актов достижения экономии энергоресурсов, соответствующих вышеописанным требованиям.

В случае предоставления неполного комплекта документов по соответствующему договору (контракту) комиссия не будет учитывать объем экономии энергоресурсов по такому договору (контракту).

Как указывает податель Жалобы, наличие акта достижения экономии энергетических ресурсов является характерной особенностью исключительно энергосервисных контрактов. В рамках данного показателя, фактически, будут оцениваться исключительно  энергосервисные контракты.

В отношении данного довода Жалобы Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

Оценка спорного показателя осуществляется по общей сумме документально подтвержденной достигнутой экономии энергоресурсов (электроэнергии) в натуральном выражении при реализации по договорам/контрактам (в том числе договорам поставки и монтажа светильников), условиями которых предусмотрены обязательства исполнителя по достижению указанных в соответствующем договоре (контракте) размеров экономии энергоресурсов (электроэнергии) и документальное подтверждение достижения указанной экономии энергоресурсов.

Доказательств того, что наличие акта достижения экономии энергетических ресурсов является характерной особенностью исключительно энергосервисных контрактов, подателем Жалобы не представлено.

Также, подателем Жалобы не представлено доказательств, что такой акт не может быть составлен по итогу исполнения договоров поставки и монтажа светильников.

В данном случае Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает в действиях заказчика установления ненадлежащего порядка оценки заявок по данному показателю.

К аналогичному выводу также пришла комиссия ФАС России при рассмотрении жалобы ООО «БЛ-Энерго» на действия МКУ «Центр по работе с населением» при осуществлении рассматриваемой закупки. ООО «БЛ-Энерго» также оспаривало порядок оценки по данному показателю по вышеуказанным основаниям, однако, комиссия ФАС России не усмотрела в действиях МКУ «Центр по работе с населением» нарушений законодательства о контрактной системе.

Данный довод Жалобы является необоснованным.

4. Как указывает податель Жалобы, от участников закупки требуется представить в составе заявки конкретный гарантийный срок на светильники, срок гарантии и срок службы силового оборудования шкафов управления наружным освещением.

Податель Жалобы указывает, что требование о предоставлении данной информации в составе заявки является незаконным.

При этом, в силу требований Закона о контрактной системе, информация о конкретных значениях показателей товара предоставляется в первых частях заявок на участие в конкурсе.

Вместе с тем, как уже отмечалось в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, заказчиком в Документации не установлено требование о предоставлении в первых частях заявок участников информации о конкретных значениях показателей товаров. От участников закупки не требуется предоставление вышеуказанной информации в составе первых частей заявок на участие в конкурсе.

Кроме того, в Приложении № 4 к Документации вышеуказанные показатели («гарантийный срок», «срок гарантии» и т.д.) не установлены.

При этом, податель Жалобы проявляет непоследовательность в своих доводах, сначала утверждая о том, что заказчик не требует в первых частях информацию о значениях конкретных показателей товаров, а затем утверждая, что заказчик требует такую информацию.

Учитывая вышеизложенное, данный довод Жалобы является необоснованным.

5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В Техническом задании установлено следующее:

           - коэффициент цветопередачи (Ra): не менее 70 (пункт 2.24);

           - использование диммирования не допускается (пункт 2.29).

Как указывает податель Жалобы, согласно подпункту «б» пункта 12 раздела III Требований, общий индекс цветопередачи должен составлять не менее 80. Согласно абзацу 3 пункта 7.4.3 СП 52.13330.2016 там, где улицы и дороги в промышленных зонах используются только в короткие промежутки времени (ночью), например при сменной работе, для снижения яркости или освещенности дорожного покрытия после снижения интенсивности движения, следует применять осветительные приборы с автоматическими регуляторами светового потока.

Изучив данный довод Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Требования устанавливаются к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения.

Согласно пункту 2 Требований «лампа или светильник общего назначения» - электрическая лампа или осветительные устройства, предназначенные для целей освещения помещений, пространств и расположенных в их пределах сооружений и предметов при пребывании в них людей, не относящиеся к лампам или светильникам специального назначения (не имеющие определенной в технической документации исключительной области применения в производственных процессах и отдельных видах продукции, основное назначение которых не связано с обеспечением освещения, а также при создании специального освещения, связанного с особенностями использования отдельных видов помещений и пространств); «светильник» - осветительное устройство, содержащее одну или несколько электрических ламп или иных источников света, а также технические элементы, обеспечивающие перераспределение света электрической лампы (электрических ламп или источников света) и (или) преобразование его структуры, крепление электрической лампы (ламп или источников света), ее подключение к системе питания, защиту лампы (ламп или источников света) от механических повреждений и ее изоляцию от окружающей среды.

В Техническом задании приведен минимальный перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

В частности, в пункте 2 данных мероприятий указана необходимость замены не менее 2758 существующих светильников на новые светодиодные энергоэффективные.

Подпункт «б» пункта 12 раздела III Требований, на который ссылается податель Жалобы, устанавливает требования к эксплуатационным характеристикам светодиодных ламп ненаправленного и направленного света.

Таким образом, положения подпункта «б» пункта 12 раздела III Требований не относятся к светодиодным светильникам наружного уличного освещения.

В отношении неправомерно установленного, по мнению подателя Жалобы, запрета использования диммирования (регулирования светового потока), податель Жалобы ссылается на пункт 7.4.3 СП 52.13330.2016.

Между тем, данный пункт относится к разделу 7.4 СП 52.13330.2016 «Освещение площадок предприятий и мест производства работ вне зданий». Данный раздел не относится к освещению дорог, улиц, других мест общего пользования.

При этом, раздел 7.5 СП 52.13330.2016 «Освещение селитебных территорий» (селитебная территория - территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования (пункт 3.79 СП 52.13330.2016)) не содержит требования об обязательности наличия диммирования.

Данный довод Жалобы также является необоснованным.

Таким образом, Жалоба является обоснованной только в части одного из пяти доводов.

В действиях должностного лица заказчика – МКУ «Центр по работе с населением» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о выдаче обязательного для исполнения предписания и определении его содержания, Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

Запросов о разъяснении Документации в отношении установленного нарушения требований к содержанию первых частей заявок участников закупки в адрес заказчика не поступало.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок от 15.10.2020 (далее – Протокол) на участие в рассматриваемой закупке было подано три заявки. Все лица, подавшие заявки на участие в рассматриваемом конкурсе, были допущены к участию в нем.

Таким образом, ненадлежащее установление заказчиком требований к первым частям заявок участников закупки не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), никому из лиц, подавших заявки, не было отказано в допуске к участию в конкурсе.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенного нарушения.

 

Руководствуясь статьями 33, 54.3, 54.4, 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ЛЭД-Энерго» (115201, г. Москва, Каширский проезд, д. 13, стр. 2, эт. 1, пом. 1, комн. 22А) на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения «Центр по работе с населением» (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; 174406, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Комсомольская д. 26) при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией Боровичского муниципального района (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения в городе Боровичи Новгородской области, извещение № 0150300002420000138 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru в ред. № ИИ2 28.09.2020, частично обоснованной в части довода о ненадлежащем установлении в конкурсной документации требований к содержанию первых частей заявок участников конкурса.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения «Центр по работе с населением» нарушение пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального казенного учреждения «Центр по работе с населением».

 

Председатель Комиссии                                                                                           ….

                                                                                                        

Члены Комиссии                                                                                                       …

 

                                                                                                                               …         

           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны