Решение №ИК/4082/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/32-581/2023 по результатам рассмотрения жал... от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ФКУ Упрдор «Россия»

 

e-mail: torgi_e105@mail.ru

 

 

Подателю жалобы –

ИП ……….

                                                                                      

                                                                                 e-mail: ip.zahidzhon@gmail.com

 

 

  Оператору электронной площадки –

  АО «Электронные торговые системы»

 

  e-mail: auditors@etpz.ru  

      auditors@fabrikant.ru   

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/32-581/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

12 октября 2023 года                                                                             Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

………. – председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела Управления,

………. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

………. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» - ……. (доверенность № 42-д от 05.05.2022), ……… (доверенность № 82-д от 03.07.2023);

в отсутствии подателя жалобы – Индивидуального предпринимателя ………, который надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя …… (…….; далее – ИП …….., Индивидуальный предприниматель, Податель жалобы) на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Тверской области, извещение № 0336100012523000057 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 18.09.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.10.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки -  ИП ….. на действия государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на расходы на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Тверской области, извещение № 0336100012523000057 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.09.2023 (вх. № 5756-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Предмет рассматриваемой закупки относится работам по содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 32 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее – Постановление № 2604), заказчик при проведении рассматриваемой закупки должен принимать к оценке исключительно контракты (договоры) на выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Однако, заказчиком в конкурсной документации указано, что к оценке в рамках нестоимостного критерия оценки заявок принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ, оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.

2. Поскольку предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, ФКУ Упрдор «Россия» должны были быть установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 (далее – Постановление № 2571).

Однако, такие дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки ФКУ Упрдор «Россия» установлены не были.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать государственному заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. № 5884/23 от 11.10.2023 Новгородского УФАС России).

1. Вид работ, являющийся предметом закупки, носит специфический характер, предусматривает работы с высокотехнологичным оборудованием и направлен на обеспечение транспортной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности). Иные виды работ, в том числе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, не могут считаться надлежащим опытом выполнения работ в целях определения лучших условий исполнения контракта при оценке заявок, так как в состав указанных работ не входят работы, предусмотренные объектом закупки. Пунктом 7 Технического задания (которое является приложением как к описанию объекта закупки, так и приложением к проекту государственного контракта) предусмотрены следующие виды услуг: оказание услуг по техническому обслуживанию и поддержанию постоянной круглосуточной работоспособности систем объектов транспортной структуры (ОТИ), в том числе:

- инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности;

- система сбора и обработки информации;

- система телевизионного наблюдения;

- система пожарно-охранной сигнализации;

- система контроля управления доступом;

- система передачи данных и извещений;

- система оповещения;

- система электропитания и охранного освещения;

- прочее оборудование, находящееся на ОТИ, входящее в перечень оснащенного, для обеспечения транспортной безопасности.

Наличие у участников закупки опыта по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, реконструкции, строительству автомобильных дорог не подразумевает и не гарантирует наличие опыта по оказанию данных услуг.

В рамках данной закупки не предполагается выполнять работы по содержанию автомобильной дороги в понятии, установленном в подпункте 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах).

Также, системы сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технические средства (системы) обеспечения транспортной безопасности не входят в круг понятий «элементы обустройства автомобильных дорог».

Системы сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технические средства (системы) обеспечения транспортной безопасности являются частью ОТИ оснащаемого в рамках законодательства о транспортной безопасности.

В соответствии с частью 8 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности, являются техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Согласно пункту 8 Технического задания в объекты выполнения работ по планируемому к заключению контракту входят следующие ОТИ:

- мост через реку Шоша на км 119+798 (правый, левый) автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород – Санкт - Петербург;

- мост через реку Тверча на км |96+577 (правый, левый) автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород – Санкт - Петербург;

- мост через реку Логовежь на км 213+557 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург;

- мост через реку Тверца на км 266+797 автомобильной дороги М-10 Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург;

- путепровод над местной автодорогой на км 266+971 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород – Санкт - Петербург;

- путепровод над ул. Павлова на км 206+950 автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой;

- мост через реку Вазуза на км 207+6|9 автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой;

- путепровод над ул. Парижской коммуны на км 207+839 автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва - Волоколамск - граница с латвийской Республикой.

Указанные в пункте 7 Технического задания технические средства обеспечения транспортной безопасности не фиксируют скорость транспортных средств или нарушения правил дорожного движения, поскольку направлены на защиту объектов (мостов) от актов незаконного вмешательства, антитеррористическую защищенность. Обслуживание указанных средств не соответствует понятию содержания автомобильной дороги в контексте статьи 12 Закона об автомобильных дорогах, поскольку не направлено на обеспечение безопасности дорожного движения (предупреждения дорожно-транспортных происшествий).

 Таким образом, оспариваемая закупка не является закупкой по содержанию автомобильных дорог. Требования пункта 32 Положения неприменимы к данной закупке.

2. Поскольку предметом рассматриваемой закупки не являются работы/услуги по содержанию автомобильных дорог, дополнительные требования в рамках позиции 18 Приложения к Постановлению № 2571 правомерно не были установлены заказчиком при проведении данной закупки.

С учетом вышеизложенного, ФКУ Упрдор «Россия» просит признать Жалобу необоснованной.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» устно поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В сентябре-октябре 2023 года государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Тверской области, извещение № 0336100012523000057 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.09.2023 (начальная (максимальная) цена контракта - 17 336 955,14 рублей).

В соответствии с часть 1 статьи 42 Закона о контрактной при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме (далее - Извещение) утверждено заместителем начальника ФКУ Упрдор «Россия» ……. 18.09.2023.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В пункте 5 Извещения ФКУ Упрдор «Россия» определен следующий объект закупки – расходы на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Тверской области.

1. Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данных норм принято Постановление № 2604, которым утверждено Положение.

Настоящее Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно приложению № 1 (пункт 1 Положения).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Согласно разделу 10 Извещения критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме являются:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги: величина значимости критерия – 60 %;

2)  квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «Квалификация»): величина значимости критерия – 40%.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе является Приложением № 4 к Извещению (далее – Приложение № 4).

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 3 настоящего Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (пункт 24 Положения).

В соответствии с пунктом 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

При этом, Положением предусмотрены особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Так, согласно пункту 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:

а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами «б» и «в» пункта 3 настоящего Положения, не применяются;

б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом «г» пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;

г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

Согласно подпункту «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

ФКУ Упрдор «Россия» в Приложении № 4 указано, что в рамках рассматриваемой закупки установлен следующий показатель оценки нестоимостного критерия «Квалификация»: «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», в рамках которого предусмотрен детализирующий показатель «Общая цена исполненных участником закупки договоров». К оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ, оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.

ФКУ Упрдор «Россия» указывает, что предмет рассматриваемой закупки не относится к работам по содержанию автомобильных дорог, следовательно, нормы пункта 32 Положения не применимы при ее осуществлении.

Изучив материалы Жалобы, заслушав представителей ФКУ Упрдор «Россия», Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 1.1 Проекта государственного контракта (Приложение № 5 к Извещению; далее – Проект контракта) в целях исполнения требований Федерального закона от 09 февраля 2007 № 16-ФЗ
«О транспортной безопасности» Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности (далее – Системы) на объектах транспортной инфраструктуры, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения в Тверской области, а Заказчик берет на себя обязательства принять оказанные услуги и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.

В соответствии с пунктом 1.2 Проекта контракта объекты транспортной инфраструктуры (далее Объекты и/или ОТИ), подлежащие обслуживанию, указаны в Перечне объектов транспортной инфраструктуры, оснащенных системами сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности (далее – Перечень ОТИ) (Приложение № 1
 к Проекту контракта).

В Приложении № 1 к Проекту контракта указаны следующие объекты транспортной инфраструктуры, оснащенные системами сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности:

- мост через реку Шоша на км 119+798 (правый, левый) автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород – Санкт - Петербург;

- мост через реку Тверча на км |96+577 (правый, левый) автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород – Санкт - Петербург;

- мост через реку Логовежь на км 213+557 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург;

- мост через реку Тверца на км 266+797 автомобильной дороги М-10 Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург;

- путепровод над местной автодорогой на км 266+971 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород – Санкт - Петербург;

- путепровод над ул. Павлова на км 206+950 автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой;

- мост через реку Вазуза на км 207+6|9 автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой;

- путепровод над ул. Парижской коммуны на км 207+839 автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва - Волоколамск - граница с латвийской Республикой.

В соответствии с пунктом 19 статьи 11 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог.

Согласно подпункту 2 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее – Классификация), утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, в прочие работы по содержанию входят: охрана дорожных сооружений, обслуживание противопожарных систем в тоннелях, обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения; обслуживание на искусственных сооружениях систем вентиляции, принудительного водоотвода, освещения, подъемки и разводки пролетных строений, систем видеонаблюдения, автоматизированных систем по борьбе с зимней скользкостью, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности; обслуживание и содержание оборудования для маломобильных групп населения с ограниченными возможностями в подземных и надземных пешеходных переходах.

Мост и путепровод являются искусственными дорожными сооружениями в соответствии с Законом об автомобильных дорогах.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что предметом рассматриваемой закупки действительно является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог.

Следовательно, заказчиком к оценке должны были приниматься договоры, указанные в пункте 32 Положения.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушения части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок (принятие к оценке документов, непредусмотренных пунктом 32 Положения).

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).

В развитие данных норм принято Постановление № 2571.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Как следует из части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления № 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:

позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы «Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок»;

позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

ФКУ Упрдор «Россия» при проведении рассматриваемой закупки не были установлены какие-либо дополнительные требования к участникам закупки в рамках Постановления № 2571.

Однако, поскольку предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, в рассматриваемом случае ФКУ Упрдор «Россия» должны были быть установлены дополнительные требования в рамках позиции № 18 Приложения к Постановлению № 2571 «Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги»:

наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с позицией 18 Приложения к Постановлению № 2571 (и, следовательно, соответствующих требований к содержанию и составу заявок участников закупки).

Данный довод Жалобы также обоснован.

Таким образом, Жалоба обоснована полностью.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктом 3.9 входящего в состав Извещения Регламента технического обслуживания систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности (является приложением как к описанию объекта закупки, так и к Проекту контракта) услуги по техническому обслуживанию системы электропитания и охранного освещения производятся в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (утвержденные приказом Министерством энергетике РФ от 12 августа 2023 г. № 811).

В действительности, существуют Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 августа 2022 № 811.

Также, в пункте 9.22 Проекта контракта указано, что в случае, если объем претензионной переписки превысит объемы, допустимые функционалом единой информационной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 60 от 21.02.2022 «О мерах по информационному обеспечению Контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», дальнейший обмен документами может осуществляться посредством направления заказных писем или направления электронных документов, подписанных электронными подписями по адресам, указанным в разделе 16 настоящего Контракта

В действительности, существует Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличии вышеуказанной недостоверной информации о нормативных правовых актах, используемых при исполнении контракта.

Установленные в действиях государственного заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решая вопрос о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Установленные в действиях государственного заказчика нарушения являются существенными, привели к установлению ненадлежащего порядка оценки заявок по нестоимостному критерию «Квалификация», неустановлению дополнительных требований к участникам закупки в рамках Постановления № 2571, то есть могут привести к нарушению порядка определения победителя торгов. Данные обстоятельства указывают на необходимость устранения допущенных нарушений путем выдачи обязательного для исполнения предписания путем внесения в Извещение соответствующих изменений.

 

Руководствуясь статьями 7, 31, 32, 33, 34, 42, 43, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки -  Индивидуального предпринимателя …….. на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Тверской области, извещение № 0336100012523000057 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 18.09.2023, обоснованной.
  2. Признать в действиях государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 31, части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать государственному заказчику – Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства», его конкурсной комиссии, оператору электронной площадки - Акционерному обществу «Электронные торговые системы» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства»

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  ……………

                              

Члены Комиссии                                                                                              …………….

 

      …………….

 

        

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны