Решение №7433/03 Решение по делу № 22 от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

ИП Соколовой Г.А.

 

 

 

ИП Пашковой С.В.

 

 

 

ООО «Арсенал»

 

ул. Великая, д. 11/10                                                                                        Великий Новгород, 173001

 

Исходящий № 7433/03 от 28.12.2016

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                       

 

Резолютивная часть решения оглашена 23.12.2016                             Великий Новгород  

В полном объеме решение изготовлено 28.12.2016

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее –           Комиссия) в составе:

          Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

           Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

           Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 22 от 28.10.2016 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Соколовой Галиной Анатольевной (ИНН 532107649877; далее – ИП Соколова Г.А.) и индивидуальным предпринимателем Пашковой Светланой Викторовной (ИНН 532103683806; далее – ИП Пашкова С.В.) части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя ИП Соколовой Г.А. и заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» (ИНН 5321064446, место нахождения: 173001, Великий Новгород, ул. Великая, д. 11/10; далее – ООО «Арсенал») – Байсултановой Лилии Андреевны (доверенность № б/н от 08.12.2016 и доверенность № б/н от 05.10.2015 соответственно);

ИП Пашкова С.В. надлежащим образом уведомлена о месте и времени заседания Комиссии, на рассмотрение дела не явилась, своих представителей на рассмотрение дела не направила,

                                       

                                                               УСТАНОВИЛА:

 

06.10.2016 должностными лицами Новгородского УФАС России на основании подпунктов «б», «г» пункта 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 № 1346, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований Закона о рекламе на территории Великого Новгорода. Мероприятие по контролю осуществлялось с применением фотоаппарата Canon PowerShot A530 (цветной).

По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт фиксации факта распространения информации, имеющей признаки рекламы, от 06.10.2016 (далее – Акт) и установлено следующее.

На информационно-указательной конструкции, расположенной на территории Великого Новгорода (улица Б. Московская напротив дома № 84/1) и имеющей сходство с дорожным знаком, указывающим направление движения к обозначенным на нем населенным пунктам, другим объектам и пунктам маршрута, размещена информация следующего содержания: «магазин строительных материалов КВАДРАТНЫЙ МЕТР ул. Связи, 8».

Данная информация нанесена на отдельную панель (щит), размещенную на опоре указанной конструкции, имеющей сходство с дорожным знаком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация имеет признаки рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к хозяйствующему субъекту путем указания его контактных данных (наименование и место нахождения его торгового предприятия (магазина)), и реализуемых им товаров (строительные материалы). Данная информация направлена на формирование интереса к деятельности хозяйствующего субъекта, на продвижение на рынке предлагаемых им товаров.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст (далее – ГОСТ Р 52289-2004), знак дорожный – устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.

Согласно разделу 6 Приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, к дорожным знакам относится группа информационных знаков, которые информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.

Как следует из информации, представленной Отделом ГИБДД УМВД Великого Новгорода (исх. № 18/г-3385 от 20.10.2016: далее – Информация), информационно-указательная конструкция, расположенная по вышеуказанному адресу и на опоре которой размещена информация, имеющая признаки рекламы, является дорожным знаком, а именно информационным знаком 6.10.1 «Указатель направлений».

Таким образом, в данном случае на опоре дорожного знака,   расположенного на территории Великого Новгорода, распространяется информация, имеющая признаки рекламы, что содержит в себе признаки нарушения части 3 статьи 19 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель и/или рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств

Из Информации также следует, что Отдел ГИБДД УМВД Великого Новгорода письмом от 13.11.2015 № 18/г-5108 согласовал ООО «Арсенал» установку вышеуказанного дорожного знака с информацией об объектах притяжения участников дорожного движения, в соответствии с требованиями пункта 5.7.22 ГОСТ Р 52289-2004, где информация размещается на отдельном щите желтого цвета, конструктивно связанным с дорожным знаком 6.10.1.

При этом размещение дорожного знака согласовывалось без конкретной информации.

Из письменных объяснений ООО «Арсенал» (исх. № 198 от 22.11.2016) следует, что ООО «Арсенал» не имеет прямого отношения к распространению спорной информации, и ответственность за ее распространение на дорожном знаке должна нести ИП Соколова Г.А., с которым ООО «Арсенал» заключен Агентский договор № 01-06/2015 от 01.06.2015 (далее – Агентский договор).

В рамках Агентского договора Агент (ИП Соколова Г.А.) обязуется от своего имени и за счет Принципала (ООО «Арсенал») заключать с третьими лицами договоры возмездного оказания услуг и исполнить обязательствам Принципала по этим договорам в части, согласованной сторонами.

При этом Агент обязуется (пункт 1.1 Агентского договора):

- производить поиск и подбор контрагентов для заключения договоров предоставления рекламных конструкций для размещения рекламных изображений в Великом Новгороде;

- в необходимом случае, производить согласование места установки знака маршрутного ориентирования и размещаемую на нем информацию в уполномоченных органах;

- в случае выявления нарушений требований действующего законодательства в части размещения на рекламных конструкциях информации нести ответственность в качестве рекламораспространителя перед компетентными органами в установленном законом случаях.

На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель ООО «Арсенал» пояснила, что договоров на размещение спорной информации на дорожном знаке ООО «Арсенал» не заключал, а также не согласовывал размещение информации о магазине «Квадратный метр» на опоре данного дорожного знака в органах ГИБДД, так как данные действия в соответствии с Агентским договором осуществляет ИП Соколова Г.А.

09.12.2016 исх. № 09-12 от ИП Соколовой Г.А. в Новгородское УФАС России поступили письменные объяснения по настоящему делу, из которых следует, что спорная информация была размещена на дорожном знаке с соответствии с Договором № 1 на размещение информации в Великом Новгороде от 01.10.2015, заключенном между ИП Соколовой Г.А. (Исполнитель) и  ИП Пашковой С.В. (Заказчик) (далее – Договор). Приложением № 1 к Договору (Программа размещения Информации и ее монтаж) определен период размещения спорной информации на дорожном знаке – с 01.11.2015 по 31.10.2016. Приложением № 2 к Договору Исполнителем и Заказчиком утвержден оригинал-макет информации, подлежащей размещению, содержание которого полностью соответствует сведениям о магазине «Квадратный метр», распространение которых зафиксировано Актом («магазин строительных материалов КВАДРАТНЫЙ МЕТР ул. Связи, 8»).

Согласно пункту 2.1.2 Договора Исполнитель принимает на себя обязательство осуществить размещение фактически предоставленной Информации надлежащего качества и соответствующей требованиям государственных стандартов и законам РФ.

В свою очередь Заказчик в силу пункта 2.2.4 Договора обязуется обеспечивать достоверность Информации и ее соответствие законодательству РФ,

Также 23.12.2016 исх. № 20-12 от ИП Соколовой Г.А. в Новгородское УФАС России поступили дополнительные письменные объяснения по настоящему делу, из которых следует, что конструкция со спорной информацией о магазине «Квадратный метр» была демонтирована по истечении срока действия Договора, в настоящее время размещение данной информации не производится.

Также в вышеуказанных письменных объяснениях и дополнениях к ним ИП Соколовой Г.А. указывает на отсутствие в ее действиях нарушения части 3 статьи 19 Закона о рекламе, так как спорная информация не носит рекламный характер.

Размещение спорной информации на дорожном знаке в соответствии с пунктом 5.7.22 ГОСТ Р 52289-2004 является допустимым, так как данный ГОСТ допускает размещение совместно с информационными дорожными знаками информации об объектах притяжения участников дорожного движения, перечень которой является открытым.

Кроме того в соответствии ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст (далее – ГОСТ Р 52044-2003) наряду с наружной рекламой на автомобильных дорогах разрешено размещение знаков информирования об объектах притяжения в соответствии с изображениями, установленными приложением А к данному ГОСТу, в том числе допускается использование пиктограммы и надписи «стройматериалы».

Кроме того, Письмом Отдела ГИБДД УМВД Великого Новгорода от 21.11.2016 № 18/г-3894 (далее – Письмо Отдела ГИБДД от 21.11.2016) ИП Соколовой Г.А. было согласовано размещение спорной информации о магазине «Квадратный метр» на дорожном знаке, что также подтверждает, что данные сведения не являются рекламой, а только оптимизируют поиск конкретного объекта притяжения в городе при ранее сформированном к нему интересе у клиентов, и способствуют безопасности дорожного движения посредством минимизации маневров и вероятности создания аварийно-опасных ситуаций водителями транспортных средств.

На рассмотрении дела представитель ИП Соколовой Г.А. поддержала вышеуказанные доводы письменных объяснений и дополнений к ним в полном объеме.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителя ИП Соколовой Г.А., Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

Информация следующего содержания: «магазин строительных материалов КВАДРАТНЫЙ МЕТР ул. Связи, 8», размещенная в период с 01.11.2015 по 31.10.2016 на отдельной панели (щите) на одной опоре с информационным дорожным знаком 6.10.1 «Указатель направлений», расположенным на территории Великого Новгорода (улица Б. Московская напротив дома № 84/1), является рекламой, поскольку отвечает всем признакам в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе:

- размещена в общедоступном месте на улицах и дорогах Великого Новгорода, круг получателей информации заранее не определен и не ограничен, ознакомится с ее содержанием может любое лицо;

- содержит сведения о наименовании и месте нахождения торгового предприятия (магазина) хозяйствующего субъекта (индивидуального предпринимателя), профиле его деятельности реализуемых им товаров (строительные материалы);

- направлена на привлечение внимание к данному хозяйствующему субъекту и на его продвижение на рынке.

Распространение такой информации на дорожных знаках, их опорах, иных приспособлениях, предназначенных для регулирования дорожного движения, недопустимо, поскольку содержит в себе нарушение требований части 3 статьи 19 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель и/или рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств

В данном случае с учетом установленных Комиссией обстоятельств дела рекламораспространителем рекламы, имеющей признаки ненадлежащей, является ИП Соколова Г.А., а рекламодателем – ИП Пашкова С.В.

При этом доводы ИП Соколовой Г.А. о том, что данная информация рекламой не является, Комиссия находит несостоятельными.

Согласно пункту 5.7.22 ГОСТ Р 52289-2004  допускается размещать информацию об объектах притяжения участников движения (служебное слово, название, направление движения, расстояние до объекта, пиктограмма или символ) совместно со знаками 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.12.

Таким образом, вопреки доводам ИП Соколовой Г.А., перечень информации,  предусмотренный данным пунктом ГОСТ Р 52289-2004  для размещения совместно с информационными дорожными знаками, является закрытым, и не предполагает, в частности, размещение сведений об адресе места нахождения объекта и о реализуемых в нем товарах.

Ссылка ИП Соколовой Г.А. на положения ГОСТ Р 52044-2003 также несостоятельна, поскольку согласно пункту 5.11 данного ГОСТ не допускается применять знаки информирования об объектах притяжения, изображения которых отличаются от приведенных в приложении А.

В свою очередь содержание и графическое оформление рассматриваемой информации не соответствует ни одному из изображений знаков информирования, приведенных в приложении А ГОСТ Р 52044-2003.

Кроме того, Отдел ГИБДД УМВД Великого Новгорода согласовал ООО «Арсенал» установку исключительно информационных дорожных знаков с сопутствующей информацией в соответствии с пунктом 5.7.22 ГОСТ Р 52289-2004 (без согласования содержания самой информации). Согласований на установку знаков информирования об объектах притяжения по ГОСТ Р 52044-2003 ни ООО «Арсенал», ни ИП Соколова Г.А. от органов ГИБДД не получали.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке информации только о наименовании организации, ее местонахождении, указании направления проезда к организации, согласовано в установленном порядке с ГИБДД и информация, размещенная на этих знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, данная информация в силу пункта 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе не является рекламой.

Однако рассматриваемая информация о магазине «Квадратный метр» указанным разъяснениям Пленума ВАС РФ не отвечает, так как содержит не допускающиеся к размещению на дорожном знаке сведения о хозяйствующем субъекте (название торгового предприятия, указание на реализуемые товары).

Получение ИП Соколовой Г.А. Письма Отдела ГИБДД от 21.11.2016 с согласованием возможности размещения рассматриваемой информации о магазине «Квадратный метр» с соблюдением требований пункта 5.7.22 ГОСТ Р 52289-2004 в данном случае правового значения не имеет, так как в рамках настоящего дела рассматривается факт размещения рекламы на дорожном знаке, зафиксированный 06.10.2016, при этом распространение данной рекламы было прекращено 31.10.2016. То есть соответствующее согласование размещения информации на дорожном знаке от органов безопасности дорожного движения было получено рекламораспространителем – ИП Соколовой Г.А. по истечении срока действия Договора и после прекращения размещения рекламы.

Таким образом, согласования установки информационной конструкции с рассматриваемой  рекламой на опоре дорожного знака в период ее распространения (с 01.11.2015 по 31.10.2016) ИП Соколовой Г.А. от органов ГИБДД получено не было. Документов и сведений о получении такого согласования рекламодателем – ИП Пашковой С.В. в материалах дела также не имеется.

Учитывая изложенное, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение части 3 статьи 19 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержится в действиях рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ИП Пашковой С.В. и ее рекламораспространителя – ИП Соколовой Г.А.

При этом в материалах дела имеются доказательства того, что установленное нарушение законодательства о рекламе добровольно устранено (письменные объяснения и фотографий дорожного знака от 21.12.2016, представленные ИП Соколовой Г.А.).

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «магазин строительных материалов КВАДРАТНЫЙ МЕТР ул. Связи, 8», размещенную в период с 01.11.2015 по 31.10.2016 на опоре дорожного знака, расположенного на территории Великого Новгорода (улица Б. Московская напротив дома № 84/1), рекламодателем которой является индивидуальный предприниматель Пашкова Светлана Викторовна, а рекламораспространителем – индивидуальный предприниматель Соколова Галина Анатольевна, поскольку в ней нарушено требование части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                    И.А. Куриков

 

 

Члены комиссии                                                                                                Д.А. Петров

 

                                                                                                                            А.Т. Иванов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны