Решение №7518/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «РИК» от 3 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальному заказчику – Администрации Поддорского

муниципального района

 

ул. Октябрьская, д. 26,

с. Поддорье, Поддорский район,

Новгородская область, 175260

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок,
д. 12, строение 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «РИК»

 

ул. Мира, д. 12,

д. Дубовицы, Старорусский район,

Новгородская область, 175210

 

 

Участнику закупки (победителю) –

ООО «ГеоЭксперт»

 

пр. Мира, д. 40, корп. 3, кв. 27

Великий Новгород, 173025

 

Исх.№7518/03 от 03.12.18

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

29 ноября 2018 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Делянова В.С. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – Администрации Поддорского муниципального района – <….> (доверенность № <….> от 28.11.2018);

победителя аукциона – Общества с ограниченной ответственностью «ГеоЭксперт» - <….> (доверенность от 27.11.2018

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «РИК» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «РИК» (175210, Новгородская область, Старорусский район, д. Дубовицы, ул. Мира, д. 12; далее – ООО «РИК», податель Жалобы) на действия муниципального заказчика - Администрации Поддорского муниципального района (175260, Новгородская область, Поддорский район, с. Поддорье, ул. Октябрьская, д. 26; далее - Администрация) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке проектов зон санитарной охраны (ЗСО) для водозаборных скважин на территории Поддорского муниципального района, извещение № 0150300000918000019 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 14.11.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.11.2018 вх. № 8770 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «РИК» на действия муниципального заказчика - Администрации при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектов зон санитарной охраны (ЗСО) для водозаборных скважин на территории Поддорского муниципального района, извещение № 0150300000918000019 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.11.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть Жалобы сводится к следующему.

Заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе, выразившееся в оставлении без ответа запроса о разъяснении положений документации о рассматриваемом электронном аукционе, направленного ООО «РИК» 15.11.2018 (далее – Запрос).

По мнению подателя Жалобы, это существенное нарушение, повлекшее за собой невозможность участия ООО «РИК» в рассматриваемой закупке.

Муниципальный заказчик – Администрация считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. № М14-2694-4 от 27.11.2018; вх. № 8829 от 27.11.2018 Новгородского УФАС России), которые сводятся к следующему.

Заказчиком, во исполнение требований Закона о контрактной системе, 16.11.2015 на электронной площадке оператора ЗАО «Сбербанк-АСТ», на которой осуществлялось проведение электронной процедуры рассматриваемых торгов, был размещен ответ на Запрос. Вследствие технического сбоя в работе указанной электронной площадки ответ на Запрос не был размещен (интегрирован) на официальном сайте.

На рассмотрении Жалобы представители муниципального заказчика – Администрации поддержали письменные возражения Жалобу в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В ноябре 2018 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектов зон санитарной охраны (ЗСО) для водозаборных скважин на территории Поддорского муниципального района (извещение № 0150300000918000019 от 14.11.2018, начальная (максимальная) цена контракта –1 000 000,00 руб).

Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждена Главой Администрации <….> 14.11.2018 (далее – Документация).

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Исходя из смысла части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик обязан в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе разместить на официальном сайте ее разъяснения с указанием предмета запроса.

Согласно сведениям из Личного кабинета муниципального заказчика – Администрации на электронной площадке «Сбербанк-АСТ» (раздел «Входящие») муниципальному заказчику – Администрации 15.11.2018 от оператора электронной площадки – Закрытого акционерного общества «Сбербанк-АСТ» (далее – ЗАО «Сбербанк-АТС, оператор электронной площадки) поступили 2 запроса участников закупки о даче разъяснений положений Документации, один из которых или оба были направлены подателем Жалобы (далее - Запросы).

15.11.2018 – на первый Запрос и 16.11.2018 – на второй Запрос муниципальным заказчиком – Администрацией были подготовлены ответы (разъяснения соответствующих положений Документации; далее – Разъяснения).

Указанные Разъяснения были сформированы в Личном кабинете муниципального заказчика – Администрации на электронной площадке «Сбербанк-АСТ» (раздел «Исходящие») и направлены оператору электронной площадки в виде электронных документов с названием «Перенос запроса о разъяснении», содержащих в разделе «Сведения о переносе»:

- в графе «Перенесено в» следующую информацию - «Обработанные»;

- в графе «Краткая причина переноса» - текст самого ответа на запрос о даче разъяснений положений Документации.

На официальном сайте в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе» в ответ на Запросы разъяснения положений Документации муниципальным заказчиком – Администрацией размещены не были.

Данный факт подтверждается сведениям официального сайта, согласно которым по указанной закупке в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе» официального сайта какая-либо информация отсутствует.

Кроме того, представитель победителя рассматриваемого электронного аукциона – ООО «ГеоЭксперт» на рассмотрении Жалобы так же подтвердил факт того, что в период проведения рассматриваемой закупки информации о поступлении запросов о даче разъяснений положений Документации и данных муниципальным заказчиком – Администрацией на них ответов на официальном сайте в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе» и соответствующем разделе на электронной площадке «Сбербанк-АСТ» не содержалось.

Вместе с тем, как уже было указано выше Законом о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).

В аналогичном виде процедура направления запросов о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе и дачи ответов на них заказчиками установлена в разделе 9 Регламента организации и проведения электронных процедур, утвержденного приказом генерального директора ЗАО «Сбербанк-АСТ» Андреева Н.Ю. от 01.10.2018 (далее – Регламент ЭП «Сбербанк-АСТ»), находящегося в свободном для ознакомления доступе на сайте электронной площадки по адресу: http://www.sberbank-ast.ru/.

Так согласно пункту 9.7 Регламента ЭП «Сбербанк-АСТ» любой участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес оператора площадки запрос о даче разъяснений положений документации об электронной процедуре (кроме запросов котировок и запросов предложений). При этом, такой участник вправе направить не более, чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одной электронной процедуры. При этом, участнику дается возможность указания адреса электронной почты, который может быть использован для направления официальных уведомлений, а также возможность прикрепления электронных документов.

В соответствии с пунктом 9.8 Регламента ЭП «Сбербанк-АСТ» участник закупки формирует и направляет запрос о даче разъяснений положений документации об электронной процедуре на электронной площадке. После этого АС оператора в течение одного часа с момента поступления указанного запроса направляет запрос в виде электронного документа в личный кабинет организатора торгов на ЭП.

Согласно пункту 9.9 Регламента ЭП «Сбербанк-АСТ» в течение двух дней с даты поступления от оператора запроса о даче разъяснений положений документации об электронной процедуре организатор торгов размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронной процедуре с указанием предмета запроса, но без указания участника такой процедуры, от которого поступил такой запрос.

Согласно пункту 9.10 Регламента ЭП «Сбербанк-АСТ» после получения от ЕИС разъяснений положений документации об электронной процедуре, оператор размещает разъяснения в открытой и закрытой частях ЭП в извещении о проведении электронной процедуры.

В соответствии с пунктом 9.11 Регламента ЭП «Сбербанк-АСТ» после публикации разъяснения положений документации об электронной процедуре система автоматически направляет уведомления организатору электронной процедуры и заинтересованной стороне, указанной в извещении о проведении электронной процедуры. Такие же уведомления должны быть направлены участникам данной электронной процедуры, подавшим заявку на участие в электронной процедуре.

В уведомлении указывается следующая информация:

– номер извещения о проведении электронной процедуры;

– адрес электронной площадки в сети Интернет;

– дата и время публикации разъяснений положений документации об электронной процедуре.

Кроме того, на официальном сайте в разделе «Документы» в свободном для ознакомления доступе находится документ «Единая информационная система в сфере закупок. Руководство пользователей. Подсистема размещения информации о закупках Закона № 44-ФЗ. Версия 8.3.5», раздел 4.3.4 (страницы 539-540) которого содержит пошаговую инструкцию для заказчиков по размещению разъяснений положений документации.

На основании вышеизложенного Комиссия Новгородского УФАС России считает, у муниципального заказчика – Администрации была возможность ознакомиться с установленным порядком дачи разъяснений положений Документации, но, несмотря на это, указанная обязанность, возложенная на него Законом о контрактной системе, Администрацией не выполнена.

Таким образом, Комиссия Новгородского УФАС России усматривает в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении установленного порядка предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе, а Жалобу считает обоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Приложение 3 к Документации содержит Проект муниципального контракта (далее – Проект контракта).

В соответствии с требованиями части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе раздел 7 Проекта контракта определяет ответственность сторон.

Так, согласно пункту 7.1 раздела 7 Проекта контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 7.4 раздела 7 Проекта контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства (если таковое установлено), предусмотренных контрактом, взыскивается штраф в размере ___________ (указывается размер штрафа в зависимости от цены контракта: 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей).

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения размеров штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом устанавливается «Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

Так, в соответствии с пунктом 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно).

Вместе с тем, в соответствии с требованиями пункта 4 настоящих Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Разделом 6.1 Документации установлено, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Следовательно, при определении размеров штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и составлении Проекта контракта, заказчик должен был руководствоваться пунктом 4 Правил.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации по определению размера штрафа в виде фиксированной суммы определяемой в порядке, установленном пунктом 3 Правил, содержится нарушение частей 4 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Решая вопрос о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и определения содержания выдаваемого предписания, Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

Отсутствие ответа на запрос о разъяснении положений Документации поступивший от ООО «РИК», не позволило подателю Жалобы подать заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе.

Следовательно, выявленное нарушение, выразившееся в нарушении установленного порядка предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе, повлияло на результаты закупки, т.к. потенциальный участник не подал заявку именно из-за совершения заказчиком данного нарушения.

Кроме того, в Проекте контракта, являющегося частью Документации, установлен ненадлежащий размер ответственности подрядчика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств по контракту, что в свою очередь нарушает законные права лица, с которым будет заключаться контракт.

Таким образом, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных муниципальным заказчиком нарушений путем отмены результатов проведения указанной закупки и внесения изменений в документацию о закупке.

Руководствуясь статьями 34, 64, 65, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «РИК» (175210, Новгородская область, Старорусский район, д. Дубовицы, ул. Мира, д. 12) на действия муниципального заказчика - Администрации Поддорского муниципального района (175260, Новгородская область, Поддорский район, с. Поддорье, ул. Октябрьская, д. 26) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по Разработке проектов зон санитарной охраны (ЗСО) для водозаборных скважин на территории Поддорского муниципального района, извещение № 0150300000918000019 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.11.2018, обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Поддорского муниципального района нарушения частей 4 и 8 статьи 34, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Поддорского муниципального района и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц муниципального заказчика – Администрации Поддорского муниципального района.

 

 

Председатель Комиссии

 

И.А. Куриков

Члены Комиссии

 

В.С. Делянова

 

М.Е. Фомин

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны