Решение №2723/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/54.3-375/2021 по результатам рассмотрения ж... от 21 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Государственному заказчику –

ФКУ Упрдор «Россия»

 

ул. Троицкая, д. 5,

Великий Новгород, 173007

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП) (для сведения)

 

e-mail: auditors@etpz.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «НПО «ГЭС»

 

наб. Обводного канала, д. 191, 2-Н,

г. Санкт-Петербург, 190103

 

наб. Обводного канала, д. 191,

лит. «А», пом. 13Г,

г. Санкт-Петербург, 190103

 

 

Исх. №2723/03 от 21.05.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/54.3-375/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

19 мая 2021 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

«….» – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

«….» – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

«….» – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

государственный заказчик – Федеральное казенного учреждение «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт – Петербург» Федерального дорожного агентства» и податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Научно-Производственное Объединение «Главэнергосеть» надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направили, никаких ходатайств не заявляли,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Научно-Производственное Объединение «Главэнергосеть» (юридический адрес: 190103, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 191, лит. «А», пом. 13Г; почтовый адрес: 190103, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 191, 2-Н; далее – ООО «НПО «ГЭС») на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали ордена Ленина «Москва – Санкт – Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту водопропускной трубы на км 508+533 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург, Новгородская область, извещение № 0336100012521000045 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 12.04.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.05.2021 в Новгородское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба участника закупки – ООО «НПО «ГЭС» на действия государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту водопропускной трубы на км 508+533 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург, Новгородская область, извещение № 0336100012521000045 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой 12.04.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Подателем Жалобы оспаривается установленный в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме (далее – Конкурсная документация) порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Так податель Жалобы считает, что установленный по вышеуказанному нестоимостному критерию показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», в рамках которого оцениваются исключительно успешно исполненные контракты (договоры) по планово-предупредительным работам, ремонту искусственных сооружений, информация о которых содержится на официальном сайте, и исполненные не ранее чем за 3 (три) года до даты подачи заявки в настоящем конкурсе приводит к ограничению количества участников рассматриваемой закупки и не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит признать в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

18.05.2021 в Новгородское УФАС России от государственного заказчика – ФКУ Упрдор «России» поступили письменные возражения на Жалобу (вх. № 3911 Новгородского УФАС России), согласно которым он считает Жалобу необоснованной на основании следующего.

Рассматриваемая Конкурсная документация уже была предметом обжалования в Новгородском УФАС России, в результате чего, заказчику было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в т.ч. в части внесения изменений в порядок оценки участников закупки по указанному выше нестоимостному критерию, которое было в установленные сроки исполнено ФКУ Упрдор «Россия».

Содержащийся в пункте 15.3.3 Конкурсной документации порядок оценки заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в рамках которого установлен показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» и оцениваются успешно исполненные контракты (договоры) по планово-предупредительным работам, ремонту искусственных сооружений, заключенные им в рамках законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках и информация о которых содержится в реестре контрактов и реестре договоров , соответственно, и исполненные не ранее чем за 3 (три) года до даты подачи заявки в настоящем конкурсе, соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе, Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила), а также соответствует потребностям государственного заказчика.

Установленные государственным заказчиком критерии оценки заявок участников закупки позволяют из общего числа участников выявить наиболее квалифицированных, способных реально выполнить необходимые виды работ, влияющие на безопасность дорожного движения.

На основании вышеизложенного, государственный заказчик – ФКУ Упрдор «России» просит признать Жалобу необоснованной.

Следует отметить, что предусмотренная пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановая проверка действий государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» и его конкурсной комиссии при осуществлении рассматриваемой закупки Комиссией Новгородского УФАС России не проводится, в связи с ее проведением при рассмотрении жалобы ООО «НПО «ГЭС» от 16.04.2021, а также жалобы Общества с ограниченной ответственностью «ПРОСПЕРИТИ» (191024, г. Санкт-Петербург, ул. Конная, д. 3/4, лит. К, пом. 3-Н; далее – ООО «ПРОСПЕРИТИ») от 12.05.2021 на действия заказчика при осуществлении рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения жалобы ООО «НПО «ГЭС» и проведения внеплановой проверки Комиссией Новгородского УФАС России жалоба была признана обоснованной, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» (Решение № 053/06/54.3-319/2021 от 22.04.2021) и выдано предписание об устранении допущенных нарушений.

Указанное предписание было исполнено государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» в установленные сроки, в Конкурсную документацию и извещение о закупке были внесены изменения и 04.05.2021 Конкурсная документация и извещение, с внесенными в них изменениями, были размещены заказчиком на официальном сайте.

В рамках рассмотрения жалобы ООО «ПРОСПЕРИТИ» от 12.05.2021 внеплановая проверка проводилась только в отношении положений Конкурсной документации, измененных заказчиком 04.05.2021 и действий заказчика и его конкурсной комиссии, совершенных ими после указанной даты. Жалоба была признана необоснованной ООО «ПРОСПЕРИТИ» от 12.05.2021, нарушений законодательства о контрактной системе не установлено (Решение № 053/06/54.3-367/2021 от 19.05.2021).

Таким образом, при рассмотрении Жалобы внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки Комиссией Новгородского УФАС России не проводится.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В апреле – мае 2021 года государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «России» осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту водопропускной трубы на км 508+533 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург, Новгородская область (извещение № 0336100012521000045 от 12.04.2021 (в ред. № ИИ1 от 04.056.2021), начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 37 215 061,75 рублей).

Конкурсная документация в действующей редакции утверждена заместителем начальника ФКУ Упрдор «России» «….» 04.05.2021.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Государственным заказчиком в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – ремонт водопропускной трубы на км 508+533 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург, Новгородская область.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 Правил, настоящие правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

Согласно пункту 4 Правил, в целях настоящих правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с пунктом 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В разделе 15 Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

  • «Цена контракта» (стоимостной критерий, величина значимости критерия - 60 %) (пункт 15.2 раздела 15 Конкурсной документации);
  • «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (нестоимостной критерий, величина значимости критерия – 40 %) (пункт 15.2 раздела 15 Конкурсной документации).

Согласно пункту 15.3.3 раздела 15 Конкурсной документации, содержание нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» раскрывает вышеупомянутый показатель: «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»:

«15.3.3. Для оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» устанавливается показатель: «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема». Коэффициент значимости показателя – 1. Максимальное количество баллов по данному показателю – 100.

Под успешно исполненным контрактом (договором) понимается контракт (договор) информация о завершении исполнения которого содержится в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

По данному показателю будет оцениваться у участника закупки успешно исполненные контракты (договоры) по планово-предупредительным работам, ремонту искусственных сооружений, заключенные им в рамках:

  • Закона о контрактной системе и информация о которых содержится в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и исполненные не ранее чем за 3 (три) года до даты подачи заявки в настоящем конкурсе;
  • Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и информация о которых содержится в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, и исполненные не ранее чем за 3 (три) года до даты подачи заявки в настоящем конкурсе.

Оценивается общая (суммарная) стоимость выполненных работ, выраженная в рублях, указанная в акте (актах) сдачи-приемки выполненных работ в соответствии с успешно исполненным (исполненными) участником закупки контрактом (контрактами), договором (договорами) по планово-предупредительным работам, ремонту искусственных сооружений, заключенные им в рамках Закона о контрактной системе, Закона о закупках, стоимость которого (которых) составляет не менее 100% начальной (максимальной) цены контракта (указана в п. 3.5 Конкурсной документации) на право заключить который проводится настоящий конкурс и информация о котором (которых) содержится соответственно в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, и исполненные не ранее чем за 3 (три) года до даты подачи заявки в настоящем конкурсе…».

Таким образом, Конкурсная документация (пункт 15.3.3 раздела 15) предусматривает предоставление успешно исполненных контрактов, заключенных в рамках законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках.

Установление подобного критерия оценки не создает никому из участников преимущественного положения, т.к. в равной степени будут оцениваться хозяйствующие субъекты, имеющие опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд и хозяйствующие субъекты, которые такого опыта не имеют.

Аналогичные выводы содержатся в Решении ФАС России от 26.03.2021 № КГОЗ-073/21, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2021 № Ф07-16299/2020 по делу № А05-5797/2020 и в Определении Верховного Суда РФ от 01.12.2016 № 303-КГ16-12778 по делу № А59-3392/2015.

Кроме того, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что применение иного подхода при оценке опыта участников закупки, как, например, учет при оценке гражданско-правовых договоров, заключенных участником закупки в рамках ведения обычной хозяйственной деятельности, не будет соответствовать целям и задачам конкурса – выявление лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.

Информация о таких договорах, в т.ч. об их надлежащем исполнении, отсутствует в открытом доступе, не размещается в реестре договоров и реестре контрактов на официальном сайте, а, следовательно, достоверность представленных участником закупки сведений об опыте данного участника в данном случае невозможно проверить и подтвердить в том же порядке, как это возможно сделать для контрактов и договоров, информация о которых в установленном порядке размещается на официальном сайте.

Таким образом, Жалоба является необоснованной.

Руководствуясь статьями 8, 32, 33, 54.3, 56, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Научно-Производственное Объединение «Главэнергосеть» (юридический адрес: 190103, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 191, лит. «А», пом. 13Г; почтовый адрес: 190103, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 191, 2-Н) на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали ордена Ленина «Москва – Санкт – Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту водопропускной трубы на км 508+533 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург, Новгородская область, извещение № 0336100012521000045 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 12.04.2021, необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии

 

«….»

 

 

Члены Комиссии

 

«….»

 

 

 

«….»

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны